Задание 14. Найдите речевые ошибки в следующих предложениях. Определите тип ошибок. Исправьте их.




1) Каждая личность должна иметь свои индивидуальные черты.

2) Учителей очень волновали взаимоотношения ребят друг с другом.

3) Граф повертел в руках протеже и задумчиво положил обратно в портмоне.

4) Главный герой повести уезжает в далёкий город, где он и остается.

5) Дорога привела меня к комфортабельному каземату, сложенному из белого кирпича.

6) С годами он стал коньюктурщиком, и всегда отстаивал свое мнение.

7) Уровень воды в реке заметно увеличился.

8) Статья указывала о том, что есть опасность нового переворота.

9) Катерина оказала протест против «тёмного царства».

10) Река Днепр этой весной вышел из берегов.

Задание 15. Попробуйте определить основные функции языка в следующих коммуникативных ситуациях. Свой ответ обоснуйте.

1) Разговор о погоде двух незнакомых людей.

2) Лекция по истории.

Задание 16. Укажите особенности письменного стиля речи

Общество заинтересовано в осуществлении широкой системы образовательных и воспитательных мер, целью которых является развитие общей и речевой культуры человека, в частности, искоренение из речи людей языковых средств, которые разрушают се чистоту.

Какие же это средства? Это диалектизмы, т. е. слова и другие знаки языка, свойственные не общему языку народа (в наши дни языку литературному), а местным говорам, или диалектам. Это, далее, варваризмы, т. е. включаемые в речь безо всякой надобности иноязычные слова и словосочетания. Это жаргонизмы, т. е. слова и словесные обороты, возникающие и применяемые в жаргонах — узкогрупповых «ответвлениях» от языка народа, обслуживающих замкнутые в пределах группы потребности общения. К числу средств, чуждых литературному языку и требованиям нравственности, принадлежат вульгаризмы т. е. слова и выражения, грубо, вульгарно обозначающие какой-то круг предметов и явлений жизни и унижающие достоинство и честь человека. К числу этих средств относятся бранные слова и обороты речи, прямо и непосредственно оскорбляющие людей, Наконец, перечисляя средства языка, засоряющие речь, нужно назвать и слова-паразиты, каждое из которых само по себе не вызывает никакого осуждения, однако навязчивое, частое повторение таких слов в речи делает их чуждыми задачам общения.

( Б.Н. Головин )

Задание 17. Определите к какому функциональному стилю принадлежит приведенный ниже текст. Отметьте яркие лексические, морфологические и синтаксические особенности, характерные для этого стиля.

 

Вы, вероятно, помните, господа присяжные заседатели, что в конце обвинительного акта говорится о том, какое вы будете дело рассматривать, о каком преступлении идет речь, что там вам прочитали ст. 1455. Если вы обратитесь к Уложению и посмотрите, что, собственно, в 1 части ст. 1455 заключается, какое там преступление имеется в виду, то увидите страшные слова "умышленное убийство".

Только что произнесенная прокурором речь закончена тем же обвинением -- обвинением в умышленном убийстве.

Конечно, для того чтобы судить, насколько данные обвинения подготовляют к подобному приговору, надо выяснить, что за деяние, в котором обвиняют нас? Нет ли в этом отношении между нами какого-нибудь разномыслия?

Но относительно умышленного убийства ни у одного народа не была разномыслия. Умышленное убийство -- это самое страшное зло, на какое только способна злая воля человека, умышленного убийцы. Я не знаю такого заблуждающегося века, я не знаю такого заблуждающегося человечества или отдельного народа, где бы на умышленного убийцу смотрели иначе. На него везде идет гнев законодателя, раздражение общества, строгий приговор суда.

(Ф.Н. Плевако)

Задание 18. Подготовьте поздравительную речь, используя известные средства речевой выразительности. Избегайте шаблонных фраз, типа «желаю счастья, здоровья…», «кавказское долголетие» и т.п.

Поздравьте

1) Родственника с 60-летием;

2) Служащих вашей фирмы с Новым годом.

 

Задание 19.

Прочитайте отрывок из произведения Д.С. Лихачёва "Письма к молодым читателям" Какие требования автор предъявляет к носителям языка?

Неряшливость в одежде – это, прежде всего, неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щёгольски. В щёгольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щёголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идёт и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и строгий чёрный костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в ещё больше мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе

... Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснить его сейчас я не имею возможности – это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть этот и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

 

Почему речевая культура является показателем культуры личности? Как вы думаете, должны ли обладать речевой культурой представители таких профессий, как: юристы, экономисты, дипломаты и т.д. Аргументируйте свой ответ. Полученный ответ запишите. Объем работы не менее 100 слов, включая предлоги и союзы.

Задание 20. Прочитайте статью В.В.Виноградова "О культуре русской речи". Составьте подробный конспект, передайте все основные положения и важнейшие содержательно-логические связи первоисточника.

Требования к конспекту:

1. Конспект должен быть выполнен в тетради вместе с контрольной работой и написан четким почерком, без помарок;

2. Недопустимо использование в конспекте сокращений, кроме общепринятых, например: сущ. – существительное, р. – род, м.р. – мужской род;

3. В конспекте не должно быть орфографических и пунктуационных ошибок.

4. Конспект, который студент сопровождает своими комментариями (в скобках с новой строки) оценивается выше.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: