И лексика ограниченного употребления




 

Стилистически окрашенная лексика

 

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики:

1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:

а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой:

торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый;

возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный;

одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный;

ласкательные: солнышко, голубчик, доченька

 

б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой:

неодобрительные: домысел, препираться, околесица;

пренебрежительные: выскочка, деляга;

презрительные: балбес, зубрила, писанина;

бранные

 

2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе:

 

а ) книжная:

научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция);

официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная;

публицистическая: репортаж, интервью;

художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты

 

б ) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий

 

 

Роль стилистически окрашенной лексики в тексте

 

Стилистически окрашенная лексика как средство выразительности может:

— придавать тексту возвышенное или, наоборот, сниженное звучание: И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей» (А. С. Пушкин);

 

 

— служить средством речевых характеристик героев:

«Внучек мой ненаглядный, соколик, солнышко», — ласково приговаривала бабушка, усаживая любимого внука за стол (Ф. А. Абрамов);

 

— служить средством передачи авторских эмоций и оценок: Богиня красоты, любви и наслажденья!

Давно минувших дней, другого поколенья

Пленительный завет!

Эллады пламенной любимое созданье,

Какою негою, каким очарованьем

Твой светлый миф одет! (И. С. Тургенев)

 

Внимание! Стилистически окрашенная лексика как средство выразительности свойственна художественному, публицистическому и разговорному стилям.

 

Лексика ограниченного употребления

 

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:

— лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет — петух, векша — белка);

лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной, бранной, — находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач);

— лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз — в речи моряков, утка — в речи журналистов, окно — в речи преподавателей);

— лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам — молодежному: тусовка, навороты, крутой; компьютерному: мозги — память компьютера, клава — клавиатура; солдатскому: дембель, черпак, духи; жаргону преступников: братва, малина);

лексика устаревшая (историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка; архаизмы — устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело — лоб, ветрило — парус);

— лексика новая (неологизмы — слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: массмедиа, слоган, тинейджер).

Роль лексики ограниченного употребления в тексте

 

Лексика ограниченного употребления как средство выразительности используется:

— для усиления образности текста и передачи колорита эпохи, времени или какой-либо местности:

А как храм освятили,

То с посохом,

В шапке монашьей,

Обошел его царь —

От подвалов и служб

До креста.

И, окинувши взором

Его узорчатые башни,

«Лепота!» — молвил царь.

И ответили все: «Лепота!» (Д. Б. Кедрин);

 

 

Сложен он был неуклюже, «сбитнем», как говорят у нас (И. С. Тургенев);

 

— для передачи речевых характеристик изображаемых персонажей:

«Удались, бабка! Сей момент удались отседова. — Щукарь указывал на дверь. — Ты меня чудок жизни не решила». (М. А. Шолохов);

 

— для выражения авторских оценок, чувств и эмоций:

Я повзрослел, когда открыл,

Что можно плакать или злиться,

Но всюду тьма то харь, то рыл,

А непохожих бьют по лицам (И. Губерман);

 

 

— для создания иронического эффекта:

Иван Михайлович вытянул насколько возможно бороду и губы — ближе подступить мешало чрево. (А. К. Толстой)

 

Внимание! Лексика ограниченного употребления как средство выразительности, подобно стилистически окрашенной лексике, свойственна художественному, публицистическому и разговорному стилям.

 

Выразительные средства синтаксиса (т.е. грамматики!)

 

Для усиления выразительности текста могут использоваться самые разные структурные, смысловые и интонационные особенности синтаксических единиц языка (словосочетаний и предложений), а также особенности композиционного построения текста, его членения на абзацы, пунктуационного оформления.

Наиболее значимыми выразительными средствами синтаксиса являются:

— синтаксическая структура предложения и знаки препинания;

— специальные синтаксические выразительные средства (фигуры);

— особые приемы композиционно-речевого оформления текста (вопросо-ответная форма изложения, несобственно-прямая речь, цитирование и т. д.).

 

С точки зрения синтаксической структуры предложения особенно существенными для выразительности текста являются:

  • грамматические признаки предложения: простое оно или сложное, двусоставное или односоставное, полное или неполное, неосложненное или осложненное (т. е. содержащее ряды однородных членов, обособленные члены предложения, вводные слова или обращения);
  • тип предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное;
  • характеристика предложения по эмоциональной окрашенности: невосклицательное — восклицательное.

Любая из перечисленных грамматических особенностей предложения может приобретать в тексте особую смысловую значимость и использоваться для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности.

 

Восклицательные предложения служат для передачи эмоционального отношения говорящего к действительности. Таким отношением может быть:

  • эмоциональная оценка (презрение, ирония, сожаление, вера, восхищение и т. д.): *Дмитрий Петрович: [Благодарю… я нынче что-то слаб… и к тому же расстроен…] ох, дети, дети! (М. Лермонтов);
  • побуждение к действию: *Я умираю! Ради неба, Кусочек хлеба! (Э. Ростан);
  • непосредственная эмоциональная реакция:

*[Вдруг двери настежь. Ленский входит,

И с ним Онегин.] «Ах, творец! –

Кричит хозяйка: – наконец!»

(А. Пушкин)

 

Диалог (или предложения с прямой речью) – функции этих синтаксических единиц похожи.

 

Диалог передаёт особенность разговорной речи: эмоциональность, экспрессивность.

В художественной литературе диалоги выступают как яркий стилистический прием, средство оживления рассказа.

Диалог позволяет передавать особенности речевой манеры персонажей.

Благодаря своей выразительности, диалог используется как средство характеристики героев.

 

Цитированный диалог выполняет несколько функций:

 

  • Во-первых, он разнообразит речь, сменяя авторский монолог диалогом;

 

  • Во-вторых, воспроизводит живую речь, характеризующую персонажей.

 

Большую роль играют в диалоге и авторские ремарки, комментарии, направляющие читательское восприятие.

 

В диалоге обычно раскрываются характеры. Он - средство создания образа, причем этот образ воплощает в себе подробное описание внешнего и внутреннего облика персонажа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: