Творческий путь Феликса Мендельсона




1. Годы жизни. 1809 – 1847.

2. Значение творчества композитора в истории музыки. Один из выдающихся музыкантов Германии первой половины XIX века. Немецкий композитор, пианист, дирижёр, педагог. Один из крупнейших представителей романтизма в музыке, глава художественного направления «Лейпцигская школа».

3. Общий характер музыки. Индивидуальность Мендельсона проявляется в эстетической утонченности, неповторимом мелодическом стиле. Его музыка переполнена энергией, новизной. Большинство его шедевров имеют светлый, солнечный, лёгкий характер. Образный строй его произведений – уравновешенный, жизнеутверждающий и гармоничный. Его искусство освещено верой в человека и человеческий разум.

4. Место рождения, родители и годы детства. Родился 3 февраля 1809 года в Гамбурге в семье главы банкирского дома. Семья вскоре переселилась в Берлин. Был окружен умным и чутким вниманием родителей.

5. Образование. Получил блестящее домашнее образование, которое завершилось прохождением курса историко-филологических наук при Берлинском университете. Музыкальные занятия проводили с ним видные педагоги Берлина: пианист Людвиг Бергер и теоретик Карл Цельтер.

6. Периодизация творчества. Творчество Мендельсона можно разделить на три периода:

1. 1821 – 1829 – ранний период творчества (Берлин);

2. 1829 – 1832 – заграничные путешествия;

3. 1832 – 1847 – период творческого расцвета и просветительской деятельности(Дюссельдорф, Лейпциг);

7. Краткая характеристика периодов по следующим пунктам:

1. 1821 – 1829 – ранний период творчества (Берлин):

¾ Окружение;

Большое влияние на Мендельсона оказал Карл Цельтер, прививший интерес ученика к музыке добетховенского периода и давший ему крепкое профессиональное образование. Цельтер ввел маленького Мендельсона в дом знаменитого немецкого писателя Иоганна Гете, привязавшегося к музыканту. Мендельсон часто бывал у Гете и под его влиянием у него сформировалось тяготение к строгой уравновешенности эмоционального и рационального начал в творчестве.

¾ Творчество;

Профессионализм Мендельсона определился очень рано. Уже в 9 лет он выступал как пианист-виртуоз на концертной эстраде. Вскоре появились и первые композиторские опыты (1820-21). Это небольшие музыкально-сценические произведения, пьесы для оркестра и ансамблей. Все они тут же исполнялись на домашних концертах. В 1826 году (15 лет) Мендельсон создал свое первое мастерское сочинение – увертюру «Сон в летнюю ночь», навеянную комедией У.Шекспира. Ее отличает художественное совершенство.

К 21 году уже был автором значительного количества сочинений: квартетов, симфонии, фортепианных пьес, оперы «Свадьба Камачо» (сюжет из «Дон Кихота»), духовных сочинений. Их исполняют в публичных концертах и слава Мендельсона растет.

В 1829 году под управлением Мендельсона были исполнены в Берлине «Страсти по Матфею» И.С.Баха, забытые потомками почти на 100 лет. Было много слушателей, успех заставил повторить произведение через несколько дней. Это исполнение послужило толчком к возрождению забытого творчества И.С.Баха и стало первым шагом Мендельсона – музыкального просветителя.

2. 1829 – 1832 – заграничные путешествия:

¾ Где проживал, служил;

Летом 1829 года Мендельсон поехал в свое первое заграничное путешествие. С 1829 по 1832 год Мендельсон побывал в Англии, Шотландии, Ирландии, Швейцарии, Италии и Франции. Концертная деятельность пианиста, дирижера и композитора за границей принесли ему известность одного из лучших музыкантов Европы. Предпочтение отдавал Лондону и неоднократно ездил туда, некоторые сочинения Мендельсона впервые исполнились там. В 1830 году отправился в Италию, где восхищался памятниками искусства, музеями и архитектурой городов. Его сопровождали блестящие артистические успехи, встречи и знакомства. С энтузиазмом принялся за изучение старинной итальянской церковной музыки. С 1831 года в Париже, но к этому городу не чувствовал расположения и уехал в Лондон, а затем вернулся домой.

¾ Творчество, сочинения;

Яркие впечатления остались у Мендельсона от посещения Шотландии. Он их фиксировал в многочисленных рисунках, а позже – в музыкальных произведениях. В 1832 году он завершил увертюру «Гебриды» («Фингалова пещера») под впечатлением поездки на Гебридские острова, в 1842 году закончил Симфонию №3 «Шотландскую» после посещения мест, связанных с шотландской королевой Марией Стюарт. Впечатления от Италии отразились в Симфонии №4 «Итальянской» в 1833 году, первой тетради «Песен без слов» и вокальной балладе с хором «Вальпургиева ночь» на слова Гете.

3. 1832 – 1847 – период творческого расцвета и просветительской деятельности (Дюссельдорф, Лейпциг):

¾ Творчество, сочинения;

Летом 1832 года вернулся на Родину в Берлин. В 1833 году умирает наставник композитора Карл Цельтер, руководитель Берлинской музыкальной академии, и Мендельсону предлагают занять его пост, но его кандидатура отклонена из-за его еврейской национальности. Мендельсон это тяжело переживал и уехал в Дюссельдорф на должность директора городской музыки. Там он создал вторую тетрадь «Песен без слов», ораторию «Павел» и увертюру «Сказка о прекрасной Мелузине». Вскоре в 1835 году композитор-виртуоз окончательно обосновался в любимом Лейпциге, приняв руководство концертами Гевандхауза, постоянно действующей профессиональной музыкальной организации и концертной эстрады. Самому Мендельсону тогда было всего 26 лет.

На посту дирижера ввел в программы редко исполняемые сочинения Баха, Генделя, Гайдна, Бетховена, Шуберта. Но самым выдающимся делом Мендельсона было создание в Лейпциге консерватории, открытой в 1843 году. Это была первая консерватория в Германии. Привлек к работе в ней выдающихся музыкантов, например Р.Шумана. Взгляды Мендельсона определили систему музыкально-художественного воспитания с опорой на классику, оказавшую очень большое влияние на всю последующую историю музыкального образования.

В 1837 году Мендельсон женился на юной красавице – дочери протестантского священника Сесиль Жанрено, родившей ему пять детей – трёх мальчиков и двух девочек. Любимец женщин в прошлом, он превратился в нежного мужа и отца.

Произведения этого периода – творческая вершина композитора. Создал лучшие сочинения: скрипичный концерт ми минор, ораторию «Илия», много фортепианных сочинений и ансамблей, увертюру к драме Гюго «Рюи Блаз» и музыку к античной трагедии Софокла «Антигона».

8. Год смерти, где умер и где покоится прах.

Напряжённая работа подорвала его здоровье и его мучили головные боли, тяжело огорчила смерть отца, но главную трагедию – внезапную смерть от инсульта Фанни в мае 1847 года он перенести не смог. Незаконченный «Реквием для Фанни» Мендельсон писал для самого себя… В том же году он умер в Лейпциге от кровоизлияния в мозг на руках у жены на 39 году жизни 4 ноября 1847 года; безутешная вдова посвятила остаток жизни детям; она пережила мужа всего на шесть лет, и скончалась молодой, в возрасте тридцати шести лет… Похоронен в семейном захоронении на кладбище Троицы в Берлине.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: