В конце ХIХ – начале ХХ в.»




 

Занятие 1 «Колониальная политика Англии ».

1. Захват и закабаление Англией Египта.

2. Борьба англичан и буров на Юге Африки в 1815-1899 гг.

3. Англо-бурская война 1899-1902 гг. Характер, методы, итоги.

 

Литература:

Юровская Е.Е Практикум по новой истории. 1870-1917. – М., 1979. – Документы: с.130-159. Комментарии: с.159-163.

Тарле Е.В. Европа в эпоху империализма /Сочинения. – Т. 5. – М.,1958.

Датт Р.П. Кризис Британии и Британской империи. – Пер. с англ. – М.,1959.

Дэвидсон А.Б. Сессиль Родс и его время. – М., 1984.

Как известно,. колониальная политика Англии в Х!Х веке претерпевает значительные изменения: Англия отказалась от приобретения колоний и перешла к политике провозглашения протекторатов и предоставления зависимым странам прав доминиона. Политико-правовой статус протекторатов и доминионов отличался от статуса колоний. Используя предыдущий лекционный материал, вспомните основные правовые характеристики таких политических образований, как «колония», «протекторат», «доминион». Подумайте, каковы были причины изменения колониальной стратегии и тактики Англии?

Обсуждение на семинаре настоящей темы предполагается провести на основании серии исторических документов, представленных в «Практикуме».

По первому вопросу изучите документы 1-6. Сравните финансовые и политические позиции Англии и Франции в Египте. Определите, что толкало Англию на огромные расходы и рискованные шаги, как-то: займы египетскому правительству, покупка акций Суэцкого канала, содержание войск на территории Египта?

По второму вопросу изучите документы 7-22. Проследите историю проникновения англичан на юг Африки по воспоминаниям очевидца англо-бурской войны, русского военного историка А.Виноградского. Выдержки из его книги содержатся в документе 8 (с. 136-143). Дайте характеристику взаимоотношений англичан и буров на различных этапах всего указанного периода: 1815-1899 гг. Обратите внимание на то, как сказалось открытие золота и алмазов на Юге Африки на политике Англии (документ 10, с. 149)

Документальной базой подготовки по третьему вопросу являются: отчеты полковника Генерального Штаба Ромейко-Гурко о положении в бурских республиках Оранжевая и Трансвааль в 1815-1877 гг. (документ 11, с. 144-147); донесения русских дипломатов и военных специалистов о ходе и характере англо-бурской войны (документы 12-19, с. 147-156). Проследите по этим документам и свидетельствам ход и особенности войны. Конспективно составьте хронологию событий. Обратите внимание на мировое общественное мнение по поводу англо-бурской войны. Какую роль, по-вашему, сыграли иностранные добровольческие легионы?

Анализируя заключительный документ об образовании Южно-Африканского Союза в 1909 г., определите, какие права получило это государство в рамках Британской Империи? Что, по вашему, побудило метрополию предоставить значительные права Южно-Африканскому Союзу?

 

Занятие 2. «Колониальная политика Франции »

 

1. Колонизация Францией Туниса.

2. Колонизация Францией Мадагаскара.

3. Колонизация Францией Марокко.

Литература:

Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1870-1917. – М., 1979. – Документы: с.163-194. Комментарии: с.195-199.

Тарле Е.В. Европа в эпоху империализма. – Сочинения. – Т.5. – М., 1958.

Антюхина-Московченко В.П. История Франции. 1870-1918. – М.,1963.

Аяш А. Марокко. История одной колонизации. – Пер. с фр. – М., 1957.

Зусманович А.З. Империалистический раздел Африки. – М., 1959.

 

Колониальная политика Франции указанного периода – еще один пример того, как великие державы Запада, используя свое экономическое, политическое и военное превосходство, закабаляли слаборазвитые страны. Примеры Туниса, Мадагаскара и Марокко были не единственными в новейшей истории, а вполне традиционными. Работая над документами, проследите этапы порабощения названных стран: закабаление под видом финансовой помощи, затем подписание неравноправных договоров, и, наконец, провозглашение протектората или колонии.

По первому вопросу изучите тексты неравноправных договоров: «Франко-тунисский договор в Бордо» (Док.4, с. 166), «Франко-тунисская конвенция» (Док.6, с.168). Определите по этим документам суть и политико-правовые принципы «протектората», как формы колониальной зависимости.

Проследите историю покорения Францией феодального мальгашского государства по документам 9-15 (с.171-177). Обратите особое внимание на Док.15 о значении Мадагаскара для Франции. Конспективно отметьте хронологию событий, методы проникновения и захвата Мадагаскара.

Марокко имело для Франции особое стратегическое и экономическое значение, а покорение этого государства было сопряжено для Франции с дополнительными и значительными трудностями. История борьбы Франции за Марокко являла собой пример изворотливой, настойчивой, тактически рассчитанной политики. Изучите по документам 16-19 (с.178-181) дипломатические и политические методы Франции по вытеснению соперников. Какие уступки были сделаны Англии, Италии и Испании?

Изучите документы, касающиеся двух марокканских конфликтов (1905 и 1911 гг.), объясните, что заставило Францию вынести спор на решение международного сообщества. Из заключительного акта Альхесирасской конференции 1906 г. (Док.21, с.181) определите, какие преимущества получила Франция в Марокко в сравнении со своими соперниками?

Сопоставьте документы 6 и 26, и сравните характер протектората Франции над Тунисом и Марокко.

 

Занятие 3: «Германская колониальная политика »

1. Образование германских протекторатов в Африке.

2. Захват бухты Цзяо-Чжоу (Киао-Чао); проникновение на Дальний Восток.

3. Строительство Багдадской железной дороги – триумф германской колониальной политики.

Литература:

Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1870-1917. - М., 1979.

Тарле Е.В. Европа в эпоху империализма. – Сочинения. – Т. 5. – М., 1958.

Званич А.И. Обострение противоречий между империалистическими державами накануне первой мировой войны. – М., 1962.

Туполев Б.М. Германский империализм в борьбе за «место под солнцем». Германская экспансия… - М., 1991.

 

Цель данного семинара – рассмотреть наиболее важные акции германской внешней политики конца ХIХ – начала ХХ века и выявить ее особенности и отличительные черты. Известно, что в борьбе за колонии Германии пришлось столкнуться с противодействием соперников, уже закрепивших свое преобладание в различных районах земного шара. «Старые» колониальные державы считали сложившееся положение незыблемым, поэтому в борьбе за «место под солнцем» Германии приходилось изобретать новые методы. Начав с приобретения в 80–е годы Х!Х в. «скромных» по своей значимости африканских колоний, в 90–е годы Германия смело бросает вызов Великобритании и другим державам в наиболее престижных районах мира: Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке.

По первому вопросу следует изучить документы 1-10 (с. 199-209), разоблачающие формы и методы приобретения африканских земель германскими частными компаниями. Это донесения германских купцов Людерица и Вернана, а также выступления и телеграммы Бисмарка. Какие преимущества получали германские деловые круги по договорам с вождями африканских племен?

По второму вопросу изучите донесения русского дипломата Павлова, поверенного в делах в Пекине (документы 11-14, с.209-214). Проанализируйте и дайте оценку действиям германских властей в Китае. Чем Германия оправдывала такие методы проведения политики?

Изучите документ 15 на стр.214-215 – неравноправный договор Германии и Китая относительно аренды бухты Цзяо-Чжоу. Достигла ли Германия своей цели? Изучите карту китайского побережья в данном районе (Шаньдуньского полуострова и прилегающих земель) и дайте оценку стратегического и экономического значения приобретений Германии в Китае. Сравните германские владения в Китае с территориями страны, находящимися в сфере влияния других держав.

По третьему вопросу изучите документы 16-18 (с.216-221). Внимательно проследите по карте маршрут, по которому должна была пройти Багдадская железная дорога. Дайте оценку стратегического и экономического значения данной концессии. Изучите по документу 18 («Конвенция между Турцией и Обществом Оттоманской железной дороги о концессии») условия, на которых предоставлялось право строительства дороги. Что можно сказать на основании этого документа о политических и экономических позициях Германии в Турции, на Ближнем и Среднем Востоке в сравнении с позициями других великих держав? Почему получение концессии на строительство Багдадской железной дороги считается триумфом германской внешней политики?

 

Занятие 4. «Колониальная политика США »

1. Колонизация Гавайских островов.

2. Испано-американская война и судьба Филиппин.

3. Испано-американская война и судьба Кубы.

4. Политика США в Панаме.

Литература:

Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1879-1917. - М., 1979. – Документы: с.225-270. Комментарии: с.279-276.

История США в 4-х томах. – Т.2. – М.,1996.

Европа, США и колониальный мир / Под ред. Б.М.Туполева. – М., 1988.

Фонер Ф. История Кубы и ее отношений с США. – М., 1962. – Т.2.

 

При изучении документов по истории внешней политики США особое внимание следует обратить на специфику дипломатических и политических приемов американских правящих кругов. Главной особенностью американской внешней политики и завоевания колоний, принадлежавших другим странам, было использование национально-освободительной борьбы в этих колониях. Под предлогом покровительства этим движениям вершилась политика в отношении Филиппин, Панамы, Кубы, Гавайских островов. Этот метод получил у аналитиков название «революции по заказу». При изучении темы следует провести сравнительный анализ применения данного метода Соединенными штатами Америки в различных точках земного шара.

По первому вопросу изучите документы 1-5 (с.225-230), которые откровенно и красноречиво свидетельствуют о захвате Гавайских островов горсткой авантюристов. Объясните легкость, с которой далась эта авантюра американским политикам.

При изучении документов об испано-американской войне обратите внимание на состояние дел испанской колониальной администрации на Кубе и Филиппинах и сравните степень присутствия и влияния испанского и американского капиталов здесь. Могла ли Испания после многолетней изматывающей борьбы против кубинских и филиппинских повстанцев противостоять военной и экономической мощи США? Изучите условия мирного договора США и Испании. Как в нем оговаривался политический статус Кубы и Филиппин? Чем и кем определялась дальнейшая политика США в завоеванных странах? Проанализируйте текст договора между США и Кубой (документ 29, с.263). Какую роль сыграла «поправка Платта» к конституции Кубинской республики?

По вопросу о политике США в Панаме изучите документы 30-31 (с. 265-270). Ответьте, каким образом Соединенными Штатами Америки была подготовлена и проведена «революция по заказу» в этой стране? Проанализируйте текст договора США с Панамской республикой от 1903 г. об использовании и эксплуатации Панамского канала (документ 31, с.267-270). Какие преимущества получило правительство США по данному договору? Можно ли назвать форму зависимости Панамской республики протекторатом?

Подготовьтесь к итоговой контрольной работе по теме «Основные методы и отличительные особенности колониальной политики западных держав в конце ХIХ – начале ХХ в.»

 

 

АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

Кафедра всеобщей истории

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: