СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО НОВОЙ ИСТОРИИ




 

Методические указания

Для студентов со специальностью «юриспруденция»

 

Количество аудиторных часов – 32

Количество тем – 7

 

БАРНАУЛ 2010

 

Тема №1 «Формирование государства парламентского типа в Англии ходе революции 17 века »

Занятие 1. Политическая борьба в ходе революции

3. Мирный период революции (1640-1642 гг.); начало буржуазных преобразований.

4. Пресвитериане и индепенденты: политические программы («Великая ремонстрация», «Главы предложений») и сущность разногласий.

3. Борьба левеллеров за углубление революции; программа «Народное соглашение».

5. Идейные разногласия индепендентов и левеллеров.

 

Цель семинара - систематизировать и обобщить идейно-политическое творчество партий в революции – пресвитериан, индепендентов и левеллеров. Следует иметь в виду, - появление политических партий различного толка – это один из ярких показателей формирования буржуазной политической структуры. Появление политического спектра с четким размежеванием «правое крыло – центр - левое крыло» доказывает стремление всех слоев английского общества к участию в преобразованиях.

Проведите сравнительный анализ политических программ партий («Великая Ремонстрация», «Главы предложений» и «Народное соглашение»).

Составьте на выбор конспект-анализ статьи А.Адо «Идейный конфликт индепендентов и левеллеров…» или статьи М.И.Бацера «Левеллеры против Кромвеля». По материалам статей и на основе текстов политических программ двух партий продумайте и объясните место и роль партии левеллеров в истории английской революции; в мировой политической истории. Конспектируя статью А.Адо, обратите особое внимание на идейное обоснование партиями тех или иных пунктов программ, в частности, на различие в трактовках таких понятий, как «ковенант», «свобода», «собственность», «королевская власть» «гражданское право». Составьте сравнительную таблицу, в которой отразите отношение упомянутых партий к вопросам:

о форме государственного устройства;

о роли церкви в государстве;

о гражданских правах и свободах;

о глубине социальных и экономических преобразований.

Подумайте, какое место могла бы занять каждая из действовавших в Английской революции партий в современном политическом спектре. Обоснуйте.

 

Занятие 2. Революционное законодательство в годы революции

.

1. Социально-экономическое законодательство, решение аграрного вопроса.

2.Политическое законодательство (государственное устройство; властные прерогативы короля и парламента; взаимодействие ветвей власти)

3. Церковная и судебная реформы.

4. Оливер Кромвель – парламентарий, полководец, протектор.

 

Цель занятия - провести системный анализ законодательства Английской революции. Следует исходить из того, что преобразования, проведенные в Англии в годы революции, способствовали формированию стройной и устойчивой буржуазной системы в экономике, социальной сфере и государственно-правовом устройстве.

При изучении законодательства Английской революции следует систематизировать принятые парламентом билли по тематике и выстроить их хронологически. Итогом работы должна стать подробная таблица с разделами, которые отражали бы полную картину буржуазных преобразований в Англии в период революции:

в государственно-политической сфере;

в социально-экономической сфере;

в судебно-правовой системе;

в церковном устройстве.

В таблице должны быть отображены в хронологическом порядке основные законы, принятые Долгим парламентом, и доказывающие буржуазный характер политических и социальных преобразований. Выпишите ключевые иллюстративные фразы из текста революционных биллей, сформулируйте главную идею и цель того или иного законодательного акта. На основании данных своей таблицы проследите процесс трансформации английского общества из феодального в буржуазное.

Из экономического блока законов следует обратить внимание на следующие:

- законодательные акты 1641 г. по реформированию налоговой системы, торговли, промышленного производства (система поощрений);

- закон 1646 г. об отмене рыцарского держания;

- законы от 1646, 1649, 1652 гг. о конфискации земель феодальных собственников и формировании новых отношений собственности;

- «Навигационный акт 1652 г.», изменивший положение Англии в мировой торговле; и др.

Политический блок законов наиболее обширен. Это указывает на то, что революционные силы придавали наибольшее значение вопросам политического устройства страны и размежевания ветвей власти. Эти законы имели наиболее радикальные последствия для Англии, поэтому необходимо поэтапно проследить процесс формирования буржуазной парламентской системы. Это законы

- «Трехлетний билль» 1641 г., передавший законодательную власть парламенту;

- «19 предложений» 1642 г., передавший под контроль парламента деятельность правительства;

- «Акт о государственной измене» 1643 г., отменивший привилегию неподсудности с королевской особы и лордов;

- «Акт о мировых судьях» 1644 г., передавший права гражданской юрисдикции из рук церкви в руки гражданских судей;

- «Акт о реформе армии» 1644 г., передавший прерогативу формирования и командование армией от короля парламенту;

- акты республики и Протектората о формировании полицейско-бюрократического аппарата.

Реформирование судебно-правовой системы и церкви взаимосвязано и переплетается в актах:

- «О лишении всех духовных лиц властных полномочий» 1642 г.,

- «О правах граждан» от 1651 г.,

- «Об упразднении епископов и архиепископов» от 1646 г. и др.

Объясните причины реформирования церкви на основе пресвитерианских, т.е. консервативных началах.

Сделайте обоснованные выводы о характере революционного законодательства в Англии в середине XVII в.

Подумайте над вопросами: В чем Английская революция осталась незавершенной? Почему не прижились республиканские институты? В чем секрет консервативности Английской революции?

 

Тема №2. «ЭПОХА НАЦИОНАЛЬНОЙ И ГОСДАРСТВЕННОЙ СУВЕРЕНИЗАЦИИ В США. ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ »

(Первая американская буржуазная революция)

 

Занятие 1. Американские колонии накануне войны за независимость

5. Положение северо-американских колоний Англии к середине 18 века.

6. Демократическое движение в колониях в 1763-1775 гг. (Сб. док., с.88-114)

7. Идейные предпосылки войны за независимость (развитие американской политической мысли и антиколониальных настроений). – Сб.док., с.114-126)

8. Роль Б.Франклина, С.Адамса, Т.Пейна в консолидации американской нации.

Занятие 2. Война за независимость и образование США

4. Война за независимость (1775-1783 гг.). Роль Дж.Вашингтона.

5. Выработка конституции 1787 г. Роль А.Гамильтона и Дж.Мэдисона.

6. Борьба федералистов и антифедералистов.

Занятие 3. Исторические документы Американской революции

5. «Декларация независимости 1776 г.», основные принципы и идеи. Т.Джефферсон.

6. «Статьи Конфедерации 1781 г.» – первая американская конституция.

7. Конституция США 1787 г.

8. «Билль о правах 1789 г.»

Литература

Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции ХУП – ХУШ вв. / Под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990.

Иванян В.В. История США. Хрестоматия. М.,2004.

Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. – М., 1993.

Аптекер Г. Американская революция 1763-1783. – М.,1962.

История США в 4-х томах – Т.1.- М.,1989.

Война за независимость и образование США. – М., 1976.

Власихин В.А. Права американцев: оценки и реальность //США: ЭПИ. – № 3-4. – 1991.

Иванов Р.Ф. Франклин. – М., 1973.

Каленский В.Г. Мэдисон. – М.,1981.

Конституция США: история и современность. – М., 1988.

Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционной истории США. //Новая и новейшая история. – № 3. 1984.

Печатнов В.П. Гамильтон и Джефферсон. – М., 1984.

Севостьянов Г.Н., Уткин А.И. Томас Джефферсон. – М., 1976.

Согрин В.В. Основатели США. Исторические портреты. – М., 1983.

Согрин В.В. Образование североамериканского государства: новое прочтение. //ННИ.- 2002.- №1.

Согрин В.В. Политическая власть в США: характер и исторические этапы. //ННИ.- 2004.- №2.

Степанова О.Л. 4 июля 1776. – М., 1976.

Филимонова М. Патрик Генри: революция против конституции //ННИ.-

2005.-№6

Фурсенко А.А. Конституционный конвент // США:эпи. –1987, №7.

Ширяев Б.А. Политическая борьба в США. 1789-1801. – Л., 1981.

Яковлев Н.Н. Вашингтон. – М., 1976.

 

Цель занятий - изучение истоков американской государственности – социально-экономических, политических и идейных. Отдельные вопросы посвящены роли и деятельности американских «отцов-основателей».

Тематика первого и второго занятий предполагает изучение фактического исторического материала на базе учебной и научной литературы («История США», «Война за независимость…», Согрин В. Идейные течения… и др.).

Третье занятие построено на изучении исторических документов американской революции и требует знания текстов этих документов. Анализ этих текстов («Декларации независимости», «Статей конфедерации», Конституции 1787 г.) предполагается проводить по следующей схеме:

- формулирование принципа народного суверенитета;

- формулирование принципов свободы и демократии;

- построение механизма разделения и взаимодействия властей;

- объем и гарантии гражданских прав.

Обязательным по данной теме является конспект статьи В.Власихина об американской конституции и правах американцев, а также выписки из научной и популярной литературы о деятельности «отцов-основателей».

 

Тема №3: «СТАНОВЛЕНИЕБУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА»

Занятие 1-2. Буржуазные реформы первого этапа революции

1. Начало революции; взятие Бастилии.

2.«Наказы» сословий Генеральным Штатам накануне революции (Док. – Т.1)

3.«Декларация прав человека и гражданина» – первый документ революции.

4. Буржуазное законодательство на первом этапе революции:

- аграрные законы

- конституция 1791 г.

5. Муниципальная реформа и административное устройство Франции по декретам Национального Собрания 1789-1790 гг. («Документы…»,т.1,с.62-84)

6. Реформа судебной системы («Документы…», Т.1, с.84-111)

7. Политика Французской революции в отношении церкви:

- гражданское устройство духовенства;

- ограничение прав церкви

- вопрос о неприсягнувших священниках («Документы…», Т.1, с. 378-412)

Занятие 3. Якобинский период революции

1. Приход якобинцев к власти: внутреннее и внешнее положение Французской республики.

2. Первые декреты якобинской власти:

а) аграрные законы («Документы…», т.2, соотв. раздел)

б) Конституция 1793 г. («Документы…»,т.1, док.91)

3. Якобинская диктатура: организация революционного порядка управления (См.: «Документы…», т.1, док. 100, 103,105, 106).

4. Репрессивные и конфискационные законы; деятельность Революционного Трибунала («Документы…». – Т.1. - Раздел «Якобинский террор», док. 115-118, 124,125; «закон о продовольствии», см: Н.Кислица, с.109).

5. Доктрина Руссо – идеологическая основа деятельности якобинцев.

 

Литература

Документы по истории Великой французской революции. – Т.1.-2. – М., 1991-1992.

Кислица Н.А Великая французская буржуазная революция. – Практикум. – М., 1963.

Французская революция в документах. 1789-1794. /Сост. Я.М.Захер. – Л., 1926.

Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции ХУП-ХУШ вв. /Под ред. В.Г.Сироткина. – 1990.

Жорес Ж. Социалистическая история французской революции. – Т.1-6. – М., 1976.

Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. – СПб., 1997.

История Франции. – В 3-х томах. /Под ред. А.З.Манфреда. – Т.2. – М., 1973.

Бовыкин Д.Ю. Термидор или миф о конце революции. //Вопросы истории.- №3.- 1999.

Проблемы якобинской диктатуры. Симпозиум…Материалы… - «Французский ежегодник». – М., 1970.

Французская революция XYIII в. и буржуазия: «Круглый стол» //ННИ.-№1.-2002.

Нарочницкий А.П. Юбилей французской революции: поиски и проблемы //ННИ. - № 3. –1989.

Ревуненков В.Г. О хронологических рамках Великой французской революции // Вестник ЛГУ.- Сер. История, язык, культура.- 1979.- № 3.

Черняк Е.Б. 1794 год. Некоторые актуальные проблемы исследования Великой французской революции //ННИ..- № 1.- 1989.

Чудинов А.В. Назревшие проблемы истории Великой французской революции // Новая и новейшая история. - № 2. – 1990.

Болховитинов Н.Н. Революция 1789 г., гильотина и террор // Встреча с историей. – М., 1990. – Вып. 3.

Гениффе Патрис. Террор: случайность или неизбежный результат революций? Из уроков французской революции XYIII в. //ННИ.-№3.-.2003.

Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. – Л., 1978.

Левандовский А.П. Робеспьер (ЖЗЛ). – М., 1965.

Левандовский А.П. Дантон. М., 1964.

Левандовский А.П. Сердце моего Марата. – М., 1975.

Левандовский А.П. Сен-Жюст. – М., 1982.

Фридланд А. Марат. – М., 1962.

Якобинство в исторических итогах Великой французской революции

//ННИ. – 1996. – №5.

 

Задача семинаров по данной теме – углубленное изучение одной из самых важных тем в курсе новой истории. Революционное творчество – законодательство высшего органа, полемика в революционной прессе, деятельность революционных секций и Коммуны Парижа, борьба санкюлотов – многообразно, многоцветно, и его изучение не может ограничиться прочтением одной-двух книг. Требования к семинарам: обязательный конспект полемических научных статей, аналитический разбор документов, заметки о великих деятелях революции. Особое внимание следует уделить изучению темы "«Якобинская диктатура", поскольку именно якобинский период представляет собой концентрацию главных проблем буржуазных революций – их величия и противоречий. Анализируя декреты якобинцев, следует провести разграничение между теми декретами, которые завершили построение буржуазной системы, и теми, которые выходили за рамки буржуазной революции. Необходимо сделать выписки из «Закона о подозрительных», «Закона о Революционном Трибунале», «Закона о скупке» и «Вантозских декретов», доказывающие выход якобинцев за рамки буржуазной революции.

По вопросу «Доктрина Руссо – идеологическая основа деятельности якобинцев» предполагается проведение самостоятельной работы. При подготовке к письменной работе следует обратиться к материалам предыдущих семинаров и принять во внимание главные аспекты доктрины Руссо: теорию общественного блага, уравнительную идею, идею формирования «общества мелких собственников», идею «неограниченной демократии» и др.

 

Тема №4: «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США (1865-1877 гг.) »

2. Причины Гражданской войны.

2. Цели воюющих сторон; соотношение сил; планы ведения войны.

3. Первый период войны (1861-1862); причины неудач Севера.

4. Революционное законодательство и мероприятия правительства Линкольна.

5. Второй период войны (1863-1865)

6. Реконструкция Юга (1865-1877).

Литература:

Иванян В.В. История США. Хрестоматия. М., 2004.

История США в 4-х томах. – Т.1. – М., 1989.

Куропятник Г.П. Вторая американская революция. – М., 1961.

Сэндберг К. Линкольн. – М., 1961.

Аллен Дж. Реконструкция: битва за демократию. – М., 1961

Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. – М., 1992. – Т.1-2.

Согрин В.В. Была ли гражданская война в США социальной революцией? // ВИ. – 1982. - № 1.

Согрин В.В. Буржуазные революции в США: общее и особенное //ВИ. – 1983. - № 3.

Старцев А.И. И.Турчанинов и Гражданская война в США // «Новая и новейшая история». – 1974. № 6.

 

Цель занятия по данной теме – подробное изучение событий Гражданской войны в США. При подготовке следует обратить внимание на следующие проблемы:

принципиальные отличия стратегических планов войны, предложенных, с одной стороны, К.Марксом и Ф.Энгельсом, с другой, - военным штабом северян (план «Анаконда»);

причины длительного периода неудач армии Севера;

революционная сущность «Закона о гомстедах»;

роль И.Турчанинова в подготовке и проведении военных операций Гражданской войны на втором этапе;

период Реконструкции как логическое продолжение Гражданской войны;

 

Тема №5: «ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ (1864 – 1870 гг.)»

 

1. Германское социально-экономическое и политическое пространство в период после Венского конгресса 1815 г. до 60-х гг. XIX в.

2. Роль Пруссии в консолидации германской государственности. Отто фон Бисмарк.

3. Шлезвиг-Гольштейнский вопрос; датская война 1864 г.

4. Австро-прусская война 1866 г.; создание Северо-Германского союза.

5. Франко-прусская война 1870 г.; образование Германской империи.

 

Литература:

Хрестоматия по истории международных отношений.– М., 1963.– Вып. 1.

Хрестоматия по новой истории. 1640- 1870. //Под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990.

Германская история в новое и новейшее время. – М., 1970. – Т.1.

Кан С.Б. Объединение Германии (1864 – 1871 гг.). – М., 1967.

Лукин Н.М. Германия: исторический очерк // Лукин Н.М. Избр. Труды. – М., 1963. – Т. 3.

Чубинский В.В. Бисмарк. Политическая биография. – М., 1997.

 

Объединение Германии «сверху», осуществленное Бисмарком, по своей сути являлось, безусловно, прогрессивным делом. Однако, в политике и дипломатии «железного канцлера» преобладали реакционные методы, что наложило отпечаток на последующие десятилетия германской истории. Двойственность и противоречивость были характерной чертой внутренней и внешней политики Германской империи, в которой благие цели сочетались с коварством и вероломством в их достижении. Традиции такой политики были заложены в 60-е годы Х!Х века.

Цель занятия – проследить дипломатические и политические акции Бисмарка в период подготовки и проведения войн – датской, австро-прусской и франко-прусской. Как известно, объединению Германии благоприятствовала внешнеполитическая ситуация. Обрисуйте ее и объясните изменение геополитических ориентиров европейских государств в середине Х!Х в. Обоснуйте также неизбежность объединения Германии именно «сверху», путем насильственных методов. Примерами из книги В.В.Чубинского проиллюстрируйте беспринципность и пренебрежение прусского канцлера к союзникам, положениям международного права, суверенитету германских государств и собственным даваемым обещаниям.

 

 

Тема №6: «ОБЪЕДИНЕНИЕ ИТАЛИИ (1859 – 1870 гг.)»

 

1. Политическая карта Италии и национально-освободительное движение в первой половине XIX в.

2. Италия накануне объединения: Роль Сардинского королевства; К.Кавур.

3. Первый этап объединения Италии (от франко-итало-австрийской войны до образования Итальянского королевства). Роль Дж.Гарибальди.

4. Второй этап объединения Италии 1860 г. (поход гарибальдийской «тысячи», освобождение Сицилии и Калабрии, присоединение Неаполитанского королевства к Италии).

5. Присоединение Венеции (1866 г.) и Рима (1870 г.); завершение объединения Италии.

Литература:

Хрестоматия по новой истории. 1640 – 1870 // Под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990.

Гарибальди Дж. Мемуары. – М., 1966.

История Италии. М., 1970. – Т.2.

Невлер В.Е. Демократические силы в борьбе за объединение Италии. 1831-1860. – М., 1980.

История Европы в 8-ми томах. Т.6. – М., 1996.

Лависс и Рамбо. История XIX века. В 8-ми томах. – М., 1938. – Т.5.

Муромцева О.В. Жизнь и деятельность Гарибальди //ННИ. – 2002. - №1.

 

События в Италии 50-60-х гг. ХiХ в. коренным образом отличались от аналогичных событий в Германии. Войны Бисмарка носили захватнический характер. Борьба итальянского народа, напротив, носила национально-освободительный характер. Это различие следует учитывать при анализе и оценке событий.

При подготовке к семинару продумайте следующие вопросы:

- Каковым было соотношение тенденций «сверху» и «снизу» в деле объединения Италии?

- Каково значение народных движений в процессе объединения Италии? Приведите примеры.

- Какими были отношения Гарибальди и властей? Какие вопросы рождали недоверие между ними?

- Что дает основание утверждать, что итальянское правительство присвоило себе лавры победителя, добытые на самом деле волонтерами во главе с Гарибальди?

- Каковы основные положения программы Гарибальди по обустройству единой Италии?

- Существовали ли в Италии того периода условия для создания и утверждения демократической республики? Обоснуйте.

- Проследите событийную взаимосвязь объединительных процессов в Германии и Италии. Составьте сводную таблицу.

 

 

Тема №7: «КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЗАПАДНЫХ ДЕРЖАВ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: