I.Стилистические ошибки
Речевые штампы – это лексически неполноценные слова и выражения, «затасканные, избитые выражения». Они мало что добавляют к тому, о чем говорят, но основательно перегружают речь.
Примеры: с огромным энтузиазмом, целиком и полностью и т.д.
Канцеляризмы – речевые обороты и отдельные слова, заимствованные из канцелярско-бюрократического стиля общения, которые лишают настоящее деловое общение его яркости и образности.
Примеры: "в отчетный период ", "налаживать работу"
Вульгаризмы – нелитературные и неправильные по грамматической форме слова и выражения, также имеющие мало общего с речевой культурой.
Примеры: "заткнуть глотку", "дать в лапу"
Жаргонизмы – слова и обороты, заимствованные из языка маргиналов и из уголовного мира.
Примеры: "кореш" (друг), "завязать" (решительно покончить)
Многословие – типичное неумение сформулировать свои мысли лаконично, кратко и ясно; отступление от предмета речи, замена точных и ясных формулировок общими фразами.
Слова-паразиты – типичная болезнь многих людей: «ну вот», «в самом деле», «так сказать», «как бы».
Орфоэпические ошибки – несоблюдение правильного произношения вследствие неверной расстановки ударений в отдельных словах.
Примеры:
тОрты, обеспЕчение, кулинарИя, и др.
II. Лексические ошибки
Вид речевых ошибок, связанных с нарушением норм словоупотребления:
1) смешение синонимов, паронимов, антонимов;
У этого человека каменистое сердце (а не «каменное»)- смешение паронимов
2) нарушение сочетаемости слов;
Не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз)
3) сужение или расширение значения слов;
Художник 'мастер, умелец (преимущественно в области пластических искусств и ремесел)' — 'живописец, рисовальщик' – сужение значения слова
4) неправильное употребление значения слова в контексте;
О.л. разрушают точность речи и ее логичность.
III. Грамматические синтаксические ошибки
Среди синтаксических ошибок встречаются нарушения норм управления, норм согласования между сказуемым и подлежащим, неверный порядок слов в предложении, смешение прямой и косвенной речи, ошибки в построении сложного предложения
IV. Грамматические морфологические ошибки
Морфологические (словообразовательные) ошибки – это результат словотворчества с нарушением норм: слова образуются по не существующим в литературном языке моделям или не учитывается, что совокупность реально существующих лексем не полностью совпадает с системой слов, которые могли быть в языке, но в речи они не употребляются
В период пристального внимания к речевым нормам (50-80гг.) «публичные люди» (в особенности те, кого мы видели на экранах TV) жестко соблюдали нормы. 90-е – 2000-е годы, к сожалению, привели к тому, что нормы перестали быть императивом, молодые люди, «медийные» люди, политики и общественные деятели перестали предъявлять жесткие требования к звучащей речи. А ведь зрители/слушатели часто воспринимают, эту самую речь публичных людей именно как норму.
Представленный ниже анализ показывает, что в публичной речи встречаются все типы речевых ошибок. Итак, рассмотрим таблицы
I. Стилистические ошибки
Тип ошибки | Примеры | Способ устранения |
Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов | Евгений КИСЕЛЕВ, бывший ведущий программы “Итоги” НТВ “...Известны примеры более масштабной коррупции: создавались миллионные состояния, которые утекали за границу, но все это ОСТАЛОСЬ ВТУНЕ” | Выражение “втуне” использовано без учета его семантики и сочетаемости. Ошибка исправляется лишь исключением его из предложения. |
Употребление слов иной стилевой окраски | «Поединок» с В.Соловьевым (ток-шоу). В.Шандыбин: «Мы готовы утрясти этот вопрос и рассмотреть происходящее под другим углом зрения» | Нужно: «урегулировать вопрос» |
Также мы рассматривали такие виды стилистических ошибок, как употребление слов иной стилевой окраски, устаревшей лексики, жаргонизмов и употребление фразеологизма в несвойственном ему значении. Примеры вы можете видеть на экране.
Как мы уже и сказали, данная тема представлена в ЕГЭ. Наряду с классификацией ошибок, отбором примеров, определением способов устранения, мы для каждого раздела создали тренажер формата ЕГЭ,
Что касается стилистики текста, то о ней стоит помнить, выполняя задание ЕГЭ С1. Так как здесь важны точность выражения мысли и разнообразие грамматического строя речи, то стилистика текста- одно из ключевых критериев оценивания, отрабатывать ее можно только через практику письма и редактирование текстов.
II. Лексические ошибки
Тип ошибки | Примеры | Способ устранения | ||
Употребление слова в несвойственном ему значении | Геннадий ЗЮГАНОВ, лидер КПРФ “Мы надеялись получить ответ на ЭТИ ОПАСНОСТИ” | не учтена семантика слова; вариант: на эти угрозы | ||
Плеоназм | «Поединок» с В.Соловьевым. С.Миронов: «Эти приоритеты на сегодняшний день являются главными». | Приоритет – и значит «главный» | ||
Другие примеры лексических ошибок вы можете видеть в таблице.