Склонность к определенным состояниям




У многих людей наблюдается склонность к легкому возникновению тех или иных психологических состояний, описанных выше. Так, под депрессивной тенденцией понимают легкость возникновения депрессивного состояния. Она определяется пессимистическим взглядом на мир, ощущением своей беспомощности.

Аналогично этому, астеничность представляет собой склонность к возникновению астенического состояния. Нагрузки, которые для другого человека являются вполне нормальными, у астеничного человека вызывают переутомление и могут привести к нервному срыву. Астеничность часто бывает вызвана повышенной сензитивностью — высокой чувствительностью как к физическим стимулам (низкие пороги восприятия), так и к социальным факторам, тонким оттенкам человеческих отношений и пр.

Тревожность — это личностная особенность, состоящая в особо легком возникновении состояния тревоги. При высокой тревожности для человека характерны неуверенность в себе, постоянные опасения, страхи. Боясь ошибиться, такой человек все время пытается контролировать себя (тревожный гиперконтроль), что нарушает нормальное осуществление автоматизированных действий. С уровнем тревожности тесно связана степень устойчивости к стрессу: ситуация, которая человеком с низкой тревожностью воспринимается как вполне рядовая, при высокой тревожности вызывает стресс.

Регуляция эмоциональных состояний

Регуляция эмоциональных состояний

Регуляция эмоциональных состояний в значительной мере определяется такими личностными особенностями как эмоциональная лабильность или ригидность. Эмоциональная лабильность — это легкость смены настроений, кратковременность и неустойчивость переживаний. При высокой эмоциональной лабильности яркие переживания могут возникать по мало значимому поводу и проходить без всякой видимой причины. Чем младше ребенок, тем у него, вообще говоря, выше эмоциональная лабильность, однако из этого правила есть исключение: для подростков характерна более высокая лабильность, чем для младших школьников. Для взрослого человека особо высокая эмоциональная лабильность — признак инфантильности.

Ригидность («вязкость») — это, напротив, склонность подолгу застревать на каких-либо переживаниях, особенно — неприятных. Изменение ситуации часто не приводит к соответствующему изменению настроения и переживаний. При эмоциональной ригидности легко возникает злопамятность и мстительность. Решения, принимаемые ригидным человеком, в большей мере определяются его прошлым опытом, чем сиюминутной ситуацией. Ригидность приводит к трудностям переключения с одной деятельности на другую, к длительному осуществлению однотипных действий.

Регуляция деятельности

Регуляция деятельности

Для регуляции деятельности большое значение имеет уровень притязаний — степень успешности, на которую человек претендует. Результат воспринимается как успех или неудача в зависимости от того, как он соотносится с уровнем притязаний (ученик с высоким уровнем притязаний считает четверку неудачей, а с низким — рассматривает тройку как успех). При завышенном уровне притязаний человек ставит перед собой недостижимые задачи, при заниженном — чрезмерно легкие. Наиболее неблагоприятно сочетание высокого уровня притязаний со сниженной самооценкой: ребенок считает недостойным выполнить работу недостаточно хорошо, но полагает себя неспособным выполнить ее на должном уровне. В итоге он вообще ничего не делает.

При завышенном уровне притязаний часто наблюдается перфекционизм — стремление выполнять любую работу на высшем уровне. Доводя до совершенства какую-то часть работы, перфекционист не успевает вовремя закончить всю работу. Неоправданная трата сил и времени на мелочи нередко приводит к тому, что главное упускается.

Одной из важных личностных особенностей, определяющих регуляцию деятельности, является уровень самоконтроля т. е. способности к сознательному управлению своим поведением. При высоком самоконтроле ребенок действует целенаправленно, доводит работу до конца, не отвлекаясь на случайные раздражители. Самоконтроль требует хорошо развитой функции планирования, то есть умения заранее наметить основные этапы работы.

Противоположная личностная особенность — это импульсивность, т.е. склонность к совершению необдуманных действий под влиянием случайных внешних обстоятельств или столь же случайных собственных мыслей и эмоций, отсутствие или недостаточность планирования своих действий и самоконтроля.

Как уже отмечалось выше, нарушения регуляции деятельности могут возникать также в результате повышенного уровня тревоги. В этом случае наблюдается парадоксальная закономерность: чем более значимую деятельность выполняет человек, тем ниже достигаемые им результаты. Например, на экзамене или на ответственной контрольной результаты оказываются ниже, чем при выполнении рядового задания. Это вызвано тем, что повышение значимости усиливает тревогу, волнение, мешающие успешной деятельности.

Социальные контакты

Социальные контакты

Социальные контакты человека в значительной мере зависят от уровня его потребности в общении. Высокая потребность в общении — экстравертность — проявляется в общительности, склонности к широким контактам. Экстравертная личность сравнительно мало избирательна в контактах, их количество имеет для нее большее значение, чем глубина.

Экстраверт легко входит в новый коллектив, заводит новых друзей. Интровертность — это, напротив, замкнутость, высокая избирательность в общении. Для интроверта затруднено вхождение в новый коллектив, завязывание знакомств. Вместе с тем имеющиеся контакты у интроверта обычно более глубоки и более устойчивы, чем у экстраверта.

Большинство людей трудно однозначно отнести к экстравертам или интровертам, и можно говорить лишь о большей или меньшей выраженности у них тех или иных черт.

В отличие от интровертности, аутизация — это снижение потребности в общении, ослабление контактов с окружающими, представляющее собой серьезное отклонение от психологической нормы.

Очень специфическую картину поведения порождает демонстративность — повышенная потребность во внимании к себе, стремление всегда быть в центре внимания. Людям с высоким уровнем демонстративности свойственно несколько нарочитое, театрализованное поведение, любовь к украшениям. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства — от вызывающе экстравагантного поведения до подчеркнутой застенчивости («посмотрите, как я стесняюсь!»). Как правило, для демонстративных личностей характерен также эгоцентризм — неспособность встать на позицию другого человека, понять его точку зрения.

Особенности контактов человека в очень большой мере зависят от степени его социализированности, т. е. владения социальными нормами, адекватности поведения ситуации. При высокой социализированности наблюдается просоциальная ориентация (положительная установка по отношению к обществу), конформность — стремление быть «таким как все», вплоть до отсутствия собственного мнения и некритичного подчинения мнению большинства.

Хорошо социализированный человек легко устанавливает контакты, избегает конфликтов. Однако чрезмерная склонность к избеганию конфликтов часто служит показателем гиперкомпенсации недостаточной исходной социализированности. Ее снижение возникает как вследствие психических нарушений, так и в результате неправильного воспитания. Для нормальной социализации необходимы теплые, эмоционально насыщенные отношения маленького ребенка с близким взрослым (матерью).

Отрицательное влияние на социальные контакты оказывают такие личностные особенности как повышенная конфликтность, эксплозивность, агрессивность, негативизм, асоциальность или антисоциальность.

Эксплозивность (взрывчатость) возникает в результате «прорывов» накопившихся отрицательных эмоций. В частности, она характерна при парадоксальном сочетании импульсивности с ригидностью. В течение более или менее длительного времени эмоциональные проявления сдерживаются ригидностью, однако накапливающееся напряжение рано или поздно прорывается в виде бурного взрыва.

Агрессивностью называют стремление к причинению вреда другим людям. Однако речь не обязательно идет о физической агрессии. Наряду с ней существует и значительно менее опасная вербальная агрессия — склонность ругаться с окружающими, делать им замечания и т. п. Агрессия часто бывает защитной, т. е. вызывается ощущением угрозы со стороны окружающих и стремлением защититься от них. Однако такая «защита» нередко становится опережающей: ожидая нападения, ребенок спешит «дать сдачи» заранее.

Негативизм — противодействие требованиям окружающих — может выступать как протестная реакция против несправедливого, по мнению человека, отношения к нему, чрезмерных требований или неправильного устройства мира. Иногда он служит средством привлечь внимание к себе и к своим проблемам. В периоды возрастных кризисов (преддошкольного — 2-3 лет, подросткового— 12-13 лет) это способ утвердить свою самостоятельность, «взрослость».

Антисоциальность — это отрицательное отношение к правилам, существующим в обществе (социальным нормам), стремление противодействовать им. Асоциальность — это безразличие к социальным нормам или их непонимание. В отличие от антисоциальности, при этом отсутствует стремление к противодействию нормам. При асоциальности и, особенно, при антисоциальности, нередко наблюдается психопатоподобное поведение, характеризуемое импульсивностью, нарушением общепринятых норм. Поведение, не соответствующее нормам, называют девиантным (отклоняющимся). Оно включает такие проявления как агрессия, вандализм (разрушение или повреждение материальных ценностей), пристрастие к алкоголю или наркотикам.

 

ОБЩИЙ СКЛАД ЛИЧНОСТИ

Рассмотрим основные психотипы, а также широко распространенные акцентуации характера.

Психотип — это общий склад личности, определяющий ее деятельность, взаимоотношения с другими людьми и с миром в целом.

Акцентуация — это ярко выраженное своеобразие характера, не доходящее, однако, до степени патологии. В зависимости от преобладания тех или иных черт характера, выделяют разные виды акцентуаций. Мы будем рассматривать, в первую очередь, акцентуации, представляющие собой заострение определенного психотипа. Психотип или акцентуация отнюдь не обязательно выступают в чистом виде. У одной и той же личности могут сочетаться черты, характерные для разных психотипов или акцентуаций.

Если отклонения характера носят патологический характер, резко затрудняя или делая невозможной социальную адаптацию, то говорят о психопатии. Граница между акцентуацией характера и психопатией в значительной мере условна. При одних и тех же особенностях характера удачный выбор профессии и общего стиля жизни может привести к удовлетворительной социальной адаптации, а неудачней — к неудовлетворительной. В первом случае придется говорить об акцентуации, во втором — о психопатии.

 

Сензитивный тип

Этот склад личности характеризуется высокой чувствительностью. Люди с этим психотипом, как правило, приятны в общении. Они деликатны, стеснительны. Из-за низкой уверенности в себе у них часты трудности в общении, особенно при вхождении в новый коллектив. К отрицательным особенностям сензитивного типа относятся астеничность и тревожность.

Гипертрофированное развитие личностных особенностей, характерных для сензитивного типа, приводит к психастенической акцентуации (тревожно-мнительный характер). Она определяется, в первую очередь, сильно повышенной тревожностью. У человека легко возникают волнение, опасения, страхи. Недостаток уверенности в себе заставляет его заранее отказываться от деятельности, которая кажется ему слишком трудной. Оценка достигаемых результатов занижается. Принятие решений затруднено, так как человек чересчур фиксируется на тех неприятностях, которые может повлечь за собой то или иное решение.

При психастенической акцентуации часты психосоматические заболевания, т. е. телесные нарушения, вызванные психологическими причинами (язва желудка или двенадцатиперстной кишки, сердечные заболевания и т. п.).

 

Демонстративный тип

Этот психотип характеризуется высоким уровнем демонстративности и эмоциональной лабильности. В общении главным становится произвести впечатление на собеседника (зрителей, слушателей).

Как и любая другая личностная особенность, демонстративность сама по себе не является отрицательной или нежелательной чертой, хотя подчас она может приводить к трудностям в воспитании ребенка. Зато она может стать источником очень действенной мотивации: человек с высоким уровнем демонстративности готов затрачивать большие усилия на ту деятельность, которая приносит ему внимание окружающих и успех. Например, подавляющее большинство отличников — это дети с высокой демонстративностью. Кроме того, демонстративность необходима для занятий почти любым видом искусства. Если у человека нет потребности привлечь внимание окружающих к себе и к своим переживаниям, то вряд ли он сможет и станет успешно рисовать, играть на гитаре или выступать на сцене (для актерской деятельности демонстративность имеет особенно большое значение).

Гипертрофированное развитие особенностей, характерных для демонстративного типа, приводит к истероидной акцентуации. При этом складе личности для привлечения внимания могут использоваться любые средства, включая и истерики, которые действительно часты у истероидных людей, хотя не являются обязательным симптомом истероидной акцентуации. Истероидным личностям свойственно сильно развитое вытеснение: забывание неприятных событий, умение не замечать отрицательной реакции окружающих на свое поведение и т. п.

Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания истероидные люди «эксплуатируют» свои заболевания: подчеркнуто демонстрируют имеющиеся симптомы, ведут себя так, как будто их болезнь значительно более тяжела, чем она есть в действительности (аггравируют).

Это относится не только к телесной (соматической) симптоматике, но и к психической: истероидный человек склонен преувеличенно демонстрировать свои страхи, утомляемость, депрессию. Эта тенденция чревата последующим развитием истерии, при которой без всяких физиологических причин возникают болезненные симптомы, служащие для истерика средством решения социальных и межличностных проблем (это явление называют конверсией).

 

Интровертный тип

Этот склад личности характеризуется интровертностью, оригинальностью мышления, пониженной конформностью. Для этого психотипа обычны высокое развитие познавательных мотивов, склонность к умозрительным логическим построениям. Интровертный тип благоприятен для творческой деятельности в области науки и техники, но сравнительно редко сочетается с художественными способностями. Это связано с относительно малой эмоциональностью людей этого склада.

Гипертрофированное развитие особенностей, характерных для интровертного типа, приводит к шизоидной акцентуации. Для нее типичны трудности в общении (вплоть до аутизации). Нередко снижен уровень социализированности. Рассуждения шизоидного ребенка могут быть недостаточно понятны другим детям, а иногда и взрослым. Развитие эмоциональной сферы обычно заметно отстает от интеллектуального развития. В итоге шизоидный ребенок может рассуждать «как взрослый » и в то же время вести себя очень инфантильно.

Шизоидная акцентуация во многом противоположна истероидной. В то же время нередко встречается парадоксальное сочетание этих акцентуаций. В качестве компенсации трудностей общения шизоид иногда вырабатывает у себя истероидные формы общения, основанные на самодемонстрации (и являющиеся, по сути, наиболее простыми). В этом случае формируется истероидный фасад, при котором основные (базисные) личностные особенности соответствуют шизоидной акцентуации, поведение же — истероидной. Более того, истероидные проявления часто бывают особенно грубыми и неадекватными, так как шизоид лишен характерной для истинного истероида чувствительности к социальным ситуациям.

 

Ригидный тип

Этот психотип характеризуется эмоциональной ригидностью, высоким уровнем активности, стремлением все делать «так, как надо » и заставить других действовать так же (при этом человек считает, что сам он точно знает, «как надо»; возможность существования других точек зрения не учитывается).

Ригидной личности свойственна пунктуальность, повышенная аккуратность, чувство ответственности, целенаправленность, стремление доводить начатое дело до конца. При этом личностном складе, как правило, выражены лидерские наклонности, но бывает, что их не удается реализовать из-за высокой конфликтности и недостаточной гибкости.

При гипертрофированном развитии этих особенностей складывается эпилептоидная акцентуация. Для нее обычны чрезмерное внимание к мелочам, подозрительность, эксплозивность. Нередко встречается повышенная агрессивность.

 

Циклоидный тип

Этот психотип характеризуется чередованием периодов повышенного и пониженного настроения. В период повышенного настроения повышаются также активность, общительность, продуктивность деятельности. В период пониженного настроения падает активность, сокращается общение, снижается продуктивность. Чередование спадов и подъемов нередко носит сезонный характер (например, зимой и летом — повышенное настроение, высокая активность, весной и осенью — пониженное настроение, пассивность).

В случаях, когда колебания настроения и активности особенно велики (при спаде — субдепрессия, при подъеме — состояние, близкое к гипоманиакальному) говорят о циклоидной акцентуации. В патологическом варианте сходные, но еще более грубые колебания настроения и активности (чередование депрессивной и гипоманиакальной фаз) наблюдаются при маниакально-депрессивном психозе.

 

Гипертимный тип

Этот психотип характеризуется повышенной активностью, низкой чувствительностью, склонностью к импульсивным необдуманным действиям, снижением самоконтроля. Люди с этим психотипом часто бывают нетактичны, навязчивы. У них часты конфликты с социальным окружением. Вместе с тем для такого склада личности типична высокая потребность в общении, экстравертность и открытость. Переживания гипертимной личности, как правило, очень ярки, но несколько поверхностны. При особо высокой выраженности этих особенностей говорят о гипертимной акцентуации.

В детском возрасте нередко наблюдается пограничное нервно-психическое расстройство со сходными проявлениями — гиперактивность (двигательная расторможенность). Она проявляется в импульсивности, неусидчивости, отвлекаемости. При гиперактивности, в отличие от продуктивной активности, низка целенаправленность. Ребенок не принимает задачу, поставленную взрослым, перескакивает с одного занятия на другое, хотя может подолгу, не отвлекаясь, заниматься каким-либо любимым делом. Часто наблюдаются тики и навязчивые движения.

Причиной гиперактивности бывают органические поражения мозга, повышение внутричерепного давления (гидроцефалия). Во многих случаях установить причину гиперактивности не удается. С возрастом она иногда проходит и без специального лечения.

 

Вопрос 4. Рекомендации и методики при локальных эмоциональных проблемах в дошкольном возрасте

(Материал по: Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика, часть 2)

1. Повышенная тревожность

Первая и важнейшая рекомендация при повышенной тревожности состоит в том, что ребенку необходимо обеспечить ощущение своей успешности. Нельзя допускать, чтобы он был замкнут на своих неудачах. Ему нужно найти такую деятельность, в которой он способен самоутверждаться. Ощущение успеха — лучшее лекарство от повышенной тревожности. Кроме того, ребенок должен чувствовать себя защищенным, знать, что при необходимости взрослые (прежде всего родители) обязательно придут ему на помощь. Если родители сами не уверены в себе, полны опасений и беспокойства, то надо, чтобы они, по крайней мере, не демонстрировали свою неуверенность ребенку, не делились с ним своими страхами.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя спокойнее в различных ситуациях, представляющихся ему небезопасными, можно воспользоваться такой классической культурной техникой, как талисман. Лучше всего, если консультант расскажет об использовании талисмана ребенку и родителям вместе. Полезно напомнить о том, что люди во все времена пользовались талисманами. Их брали с собой на охоту в древние времена, их носили солдаты, уходящие на войну, да и сегодня люди, особенно нуждающиеся в успехе (летчики, спортсмены, солдаты, каскадеры) ими не пренебрегают.

Объясните, что талисман всегда дарит какой-нибудь очень близкий, любящий и любимый человек, и поэтому талисман напоминает об этом человеке, придает ощущение того, что он рядом с тобой, помнит о тебе и поддерживает тебя. Если ребенок достаточно взрослый, то ему можно рассказать о принципе ассоциации (или условного рефлекса): талисман вызывает воспоминание о близком и/или особо значимом человеке по ассоциации. А это воспоминание успокаивает, снимает волнение. В свою очередь, спокойное состояние сильно повышает шансы на успех. Поэтому, независимо от своих магических свойств, талисман приносит удачу, а если у него есть еще и магические свойства — тем лучше.

Талисман должен быть приятен и сам по себе. Для девочки подходящим талисманом будет красивый медальон или маленькая мягкая игрушка, удобно помещающаяся в кармане. Такая игрушка хороша и для маленького мальчика. Для мальчика постарше это может быть гладкий, красивый и приятный на ощупь камешек. Если ребенок религиозен, то очень хорош освященный образок или крестик. В любом случае он должен быть подарен очень близким или особо значимым человеком — обычно это кто-либо из родителей.

Первое время талисман надо брать с собой в тех случаях, когда успех практически гарантирован: тогда в добавок к ассоциациям с близким человеком он «обрастет» также успокаивающими ассоциациями с удачей, успехом. Если же несколько раз подряд он окажется связан с неудачей, например, с плохо написанной контрольной в школе, то от него надо отказаться, по крайней мере на некоторое время, пока не забудутся ассоциации с неудачами.

Если в какой-либо очередной ответственной ситуации талисман окажется забыт дома, ничего страшного. Он вполне может выполнять свою защитную успокаивающую функцию и лежа дома, надо только почаще о нем вспоминать. Отнюдь не является трагедией и потеря талисмана. Она означает лишь, что его охранительная сила оказалась исчерпана. Это тоже мотив, широко распространенный в культуре: может быть, ценой своего ухода талисман спасал вас от какой-то неведомой вам опасности. Подобные игры с самим собой — обычная составляющая психологических техник саморегуляции.

Все эти объяснения — важный элемент техники работы с талисманом. Они должны быть даны ребенку и родителям убедительно, в понятных им словах.

Уровень тревоги тесно связан с состоянием центральной нервной системы. Для его снижения большое значение имеют различные водные процедуры. Это ванны со специальными добавками — морской солью или травами (сборы трав, оказывающие успокоительное действие на нервную систему, продаются в аптеках без рецепта). Очень хорошее действие оказывает теплый душ перед сном, но не горячий и не холодный (и тот, и другой возбуждают), а примерно температуры тела, приятный для кожи и ощущаемый как «нейтральный».

Детям дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуются игры с водой. В ванную ставится таз или большая кастрюля с водой, и ребенку дают много мелких вещиц, которые можно использовать для игры (черпачки, которыми можно «переливать из пустого в порожнее», спичечные коробки, которые можно запускать в роли корабликов, тряпочки, которые можно «постирать»...). Пусть ребенок возится в воде сколько ему захочется.

Полезный эффект объясняется и вызываемым водой легким раздражением периферических нервных окончаний, и самой деятельностью, не предполагающей никакого результата, а потому не могущей оказаться неуспешной. Очень полезны занятия спортом, особенно — плаванием.

При особо высоком уровне тревоги можно рекомендовать родителям обратиться к врачу (психиатру или невропатологу): медицина располагает широким арсеналом медикаментозных средств, снижающих тревогу. Это различные транквилизаторы. Назначать их может только врач, а ни в коем случае не психолог и не сами родители. Еще раз повторим, что этим путем следует идти только при очень сильном повышении тревоги. Злоупотреблять транквилизаторами нельзя. Во-первых, к ним со временем наступает привыкание, проявляющееся в повышении толерантности (снижении чувствительности) к ним; для достижения прежнего эффекта приходится повышать дозу, а при этом растут побочные действия, имеющиеся у всех без исключения транквилизаторов. Во-вторых, их использование препятствует выработке механизмов психологической защиты, которые формируются, если тревога преодолевается чисто психологическими средствами.

 

2. Страхи

Для борьбы с детскими страхами может быть предложена эффективная методика экспресс-коррекции «Уничтожение страха». Эту методику психолог применяет в присутствии кого-либо из родителей, который впоследствии будет при необходимости напоминать ребенку о показанном ему способе преодоления страха.

Методика может проводиться с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста (возрастных ограничений «сверху» она не имеет). Следует иметь в виду, что она мало эффективна в случае, когда страхи используются ребенком для привлечения к себе внимания взрослых (то есть в случае истероидной эксплуатации страхов).

Проведение методики включает пять этапов: предварительную беседу, создание изображения, уничтожение изображения, рациональное объяснение ребенку смысла показанного приема и релаксацию (последний этап повышает действенность методики, но не является обязательным). Проведение каждого из этапов варьируется в соответствии с возрастом ребенка, его психическим складом, состоянием, отношением к заданию и т. п.

I этап составляет беседа с ребенком о том, бывает ли ему страшно, если да, то чего именно он боится, не мешает ли ему что-либо спать... Беседа ведется в спокойном непринужденном тоне. Если страхи выявляются по данным психологического обследования или по рассказам родных, а сам ребенок не признает у себя их наличия, то можно рассказать ему, что маленькие дети всегда чего-нибудь боятся, и спросить: «А чего боялся ты, когда был маленьким? » Далее работа будет проводиться со страхами, которые теперь уже якобы отсутствуют, но имелись когда-то. Полезность этой работы можно объяснить тем, что иногда становится страшно любому человеку, даже вполне взрослому, а поэтому полезно научиться справляться со страхом.

II этап — обсуждение того, как можно изобразить (нарисовать) страх и последующее создание такого рисунка. Для этого нужны бумага и набор цветных карандашей или фломастеров. На этом этапе могут возникать следующие трудности.

> Ребенок отказывается от деятельности, утверждая, что он не сумеет нарисовать то, что нужно. В этом случае надо объяснить, что рисунок вовсе не должен быть хорошим. Наоборот, страхи лучше рисовать плохо, так как они сами плохи и незачем их украшать.

> Ребенок не называет конкретных страхов, так что не ясен предмет изображения. В этом случае можно рекомендовать один из двух приемов:

а) персонификация страха в виде какого-либо очень неприятного, страшного животного или персонажа по выбору ребенка (этот прием целесообразен при работе с рационалистичными детьми);

б) абстрактный рисунок, непосредственно выражающий эмоциональное состояние (при работе с эмоциональными детьми).

Рисунку может предшествовать обсуждение типа: «Как ты думаешь, какого цвета должен быть страх? какой цвет ему больше подойдет?» и т. п. При продолжающихся затруднениях может быть дан образец рисунка: «Я бы, наверное, стал рисовать страх вот так», — с этими словами психолог проводит несколько резких черных штрихов, или сажает на лист кляксу черных чернил, или еще как-либо создает бесформенное черное пятно. Дальше ребенок продолжает рисунок сам.

III этап — уничтожение рисунка. Прежде всего нужно получить от ребенка признание того, что на рисунке действительно изображен его страх (настоящий или имевшийся раньше, «когда он был маленьким»), и, следовательно, теперь этот страх не внутри (в голове, или в сердце, или в груди), а снаружи. И значит, теперь его легко прогнать, уничтожить: для этого достаточно разорвать рисунок. Ребенку предлагают проделать это.

В то время, когда ребенок разрывает рисунок, психолог проводит косвенное внушение, эмоционально комментируя его действия: «Вот так, рви на мелкие кусочки, чтобы ничего не осталось! Чтобы страх совсем ушел и никогда больше не возвращался. Рви еще мельче — чтобы все страхи сами тебя испугались и убежали. Вот так! Чтобы от страха совсем ничего не осталось!» и т. п. Если ребенок скован, заторможен, то в разрывании рисунка может принять участие психолог («Я тебе помогу выгнать страх, чтобы он ушел и никогда больше к тебе не возвращался!»).

После того, как рисунок разорван, психолог собирает обрывки, подчеркивая, что собирает их все до единого, чтобы ни одного не осталось. Скомкав обрывки, он энергичным жестом выбрасывает их («Вот так, чтобы совсем ничего не осталось!»). Все это проделывается эмоционально, серьезно и сосредоточенно.

IV этап — рациональное объяснение ребенку смысла показанного ему приема. Ребенку объясняют, что теперь он знает, как прогонять страх. Значит, если ему снова станет страшно, то он не будет бояться, а просто нарисует свой страх и прогонит его, как он это сделал только что. Для этого даже не обязательно на самом деле рисовать и рвать рисунок, достаточно только представить себе, как ты это делаешь. Рационалистичным детям (особенно подросткам) полезно представить всю процедуру как психотехническое средство, сделав акцент на том, что это техника, помогающая человеку управлять самим собой, своим душевным состоянием.

V этап (необязательный) — релаксация, сопровождаемая внушением в бодрствующем или дремотном состоянии. Внушение включает две основные темы, повторяемые несколько раз с разными вариациями:

> Страх преодолен и больше не вернется. Теперь ребенок ничего не будет бояться, будет спокойно спать.

> Ребенок знает, что делать, если ему вдруг снова станет страшно: он легко сможет прогнать страх, нарисовав его и разорвав рисунок или только представив себе, как он это делает. Не следует смущаться тем, что эти темы противоречат друг другу. Дети подобных противоречий не замечают, особенно в состоянии релаксации, снижающем уровень контроля. Указать на возможность возвращения страха необходимо, так как иначе первое же появление этого чувства снимет эффект коррекционной работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: