Характеристика объекта исследования




ОТЧЕТ

ПО УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ПРАКТИКЕ (№2)

На тему:психодиагностика и коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста.

ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 5 КУРСА

ГРУППА – 541/бк: ЕВСТИГНЕЕВА ЮЛИЯ ИВАНОВНА

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: УЛЬЯНОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

ДОЦЕНТ

 

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 5

1.1. Характеристика объекта исследования. 5

1.2. Описание процедуры исследования. 6

1.3. Описание психодиагностических методик. 6

1.3.1. Психодиагностические методики. 6

1.3.2. Перечень вопросов к психодиагностической беседе. 11

1.3.3. Бланк карты наблюдения. 12

1.4. Статистические процедуры обработки экспериментального материала. 14

2. РЕЗУЛЬТАТЫИССЛЕДОВАНИЯ.. 17

3. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.. 24

Индивидуальное психодиагностическое заключение № 1. 24

Индивидуальное психодиагностическое заключение № 2. 25

Индивидуальное психодиагностическое заключение № 3. 27

ЛИТЕРАТУРА.. 29

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, повышенным беспокойством. Проблемы школьной тревожности и путей ее коррекции раскрыты в исследованиях А.М. Прихожан, Р.С. Немова, А.В. Петровского, М.С. Неймарка, Л.С. Славиной, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, Л.И. Божович, Л.Ф. Обуховой, Е.В. Савиной и т.д.

Известно, что школьное обучение всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремление избежать неуспеха также усиливает страх неудачи. В результате, возрастающая тревожность становится постоянной помехой и ведет к появлению таких негативных симптомов, как школьная дезадаптация, дидактогенные неврозы, дидактоскалогения, школьная фобия, хроническая неуспешность, школьный невроз.

Знания учителем причин возникновения повышенной тревожности, приведет к своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя тем самым снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста. Поэтому данная проблема всегда актуальна для учителя начальной школы, осуществляющего коррекционно-развивающую работу с тревожными детьми.

Целью исследования являлась психодиагностика тревожности у детей младшего школьного возраста.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что если своевременно проводить диагностику и последующую коррекцию тревожности учащихся начальных классов, то есть возможность повышения показателей качества усвоения младшими школьниками знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач исследования:

1) На основе изучения теоретических аспектов тревожности младших школьников подобрать диагностический инструментарий (комплекс психодиагностических методик).

2) Определить критерии, на основе которых провести формализованное психологическое наблюдение и психодиагностическую беседу.

3) Провести психодиагностику тревожности младших школьников по выбранным методикам.

4) Обработать, проанализировать и интерпретировать полученные результаты, составить индивидуальные заключения.

Объект исследования: 40 учащихся первого класса средней общеобразовательной школы в возрасте 7–8 лет.

Предмет исследования: уровень тревожности у детей младшего школьного возраста (7–8 лет).

Методы исследования:

· наблюдение,

· беседа,

· индивидуальный эксперимент в котором применялся набор экспериментально-психологических методик, включающий:

– тест «Дом, дерево, человек» Дж. Бокуума;

– «Детский тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена;

– методика «Опасения и страхи у детей» А.И. Захарова.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Характеристика объекта исследования

 

Количество участников исследования: 40 человек.

Возраст участников исследования: 7–8 лет (27 чел. – 7 полных лет, 13 чел. – 8 полных лет).

Пол участников исследования: 18 мальчиков, 22 девочки.

Класс обучения участников исследования: первый.

Состав семьи:

– полная семья – 25 чел.;

– неполная семья – 15 чел. (12 чел. – нет отца, 3 чел. – нет матери).

– многодетная семья – 8 чел.

Полный перечень сведений об объекте исследования представлен в Приложении 2.

По результатам предварительного наблюдения дети из полных семей оказались энергичными и веселыми, они прилежно учатся, учителя очень хорошо отзываются о поведении детей и успехах на занятиях. Они внимательны, любознательны, у них очень много друзей, они общительны.

Дети из неполных семей, напротив, скромны, застенчивы, более спокойны. Они также являются прилежными учениками, но воспитатели подчеркивают проблемы со вниманием и самоконтролем во время занятий. Они менее общительны, нежели их сверстники из полных семей.

В свою очередь, дети из многодетных семей достаточно общительные, умеют взаимодействовать в детском коллективе, помогают взрослым, отзывчивы к проблемам и трудностям других детей, с заботой относятся к младшим или более слабым одноклассникам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: