Методы статистической обработки




 

Количественный анализ результатов исследования проводился на основании результатов исследования, полученных при первичной обработке эмпирического материала. Первичная обработка осуществлялась с помощью «ключей» (при обработке результатов опросов) и сопоставления индивидуальных результатов с эталонными (при обработке результатов стандартизированных и нестандратизированных тестов). Результаты регистрировались в виде сводных таблиц. Дальнейшая обработка результатов исследования осуществлялась различными методами, в соответствии с предложенными разработчиком каждой методики принципами обработки.

Тест «Дом, дерево, человек» Дж. Бокуума.

Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели были сгруппированы в восемь симптомокомплексов. Каждый симптомокомплекс состоял из ряда показателей, которые оценивались баллами. Дальнейшая обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью методов описательной статистики – систематизации, наглядного представления результатов в форме гистограмм и круговых диаграм, а также их количественного описания посредством основных статистических показателей.

«Детский тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена.

Количественный анализ результатов исследования (индивидуальных протоклов) проводился следующим образом: на основании данных протокола вычислялся индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков:

Число эмоционально негативных выборов:

ИТ = 14 х 100 % (1.4.1)

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделялись на 3 группы:

– высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

– средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

– низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Дальнейшая обработка эмпирических данных с помощью методов математической статистики (вычисление среднегруппового значения, расчет стандартного отклонения, определение статистической значимости различий средних величин с помощью t-критерия Стьюдента):

1) По результатам, представленным в сводных таблицах, вычислялись среднегрупповые значения, полученные по каждому уровню тревожности.

Среднегрупповое значение – это значение, которое является средним арифметическим для обследуемой группы

Расчет простой среднеарифметической (среднегруппового значения):

• Суммируются полученные результаты по каждому испытуемому:

V1+V2+V3+...+Vn = ∑V (1.4.2)

• Сумма вариантов делится на количество испытуемых:

М = ∑V / n (1.4.3)

Среднегрупповые значения позволили выявить средний уровень тревожности в обследованной группе.

2) Далее был произведен расчет среднеквадратического отклонения – обобщающая характеристика абсолютных размеров вариации признака в совокупности, рассчитываемый по формуле:

σ = √ (∑(х – Х)2) / n, (1.4.4)

где ∑(х – Х)2 – сумма разности квадратов между каждым показателем и средней арифметической величиной (сумма квадратов отклонений);

n – объем выборки (число измерений или испытуемых).

Стандартные отклонения позволили определить степень однородности обследуемой группы по каждому уровню тревожности.

3) На заключительном этапе обработки эмпирических данных, полученных по методике Р. Тэммла определялась статистическая значимость различий средних величин с помощью t-критерия Стьюдента.

Для сравнения средних величин t-критерий Стьюдента рассчитывался по следующей формуле:

t = (М1 – М2) / (m12 + m22 ), (1.4.5)

где М1 – средняя арифметическая первой сравниваемой совокупности (группы),

М2 – средняя арифметическая второй сравниваемой совокупности (группы),

m1 – средняя ошибка первой средней арифметической,

m2 – средняя ошибка второй средней арифметической.

Методика «Опасения и страхи у детей» А.И. Захарова.

Количественная обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью методов описательной статистики – систематизации, наглядного представления результатов в форме гистограмм и круговых диаграмм, а также их количественного описания посредством основных статистических показателей.

 

РЕЗУЛЬТАТЫИССЛЕДОВАНИЯ

 

В результате проведенного исследования эмоционального состояния по методике «Дом, дерево, человек» и количественной оценки теста были получены данные по симптомокомплексам, выраженным у каждого обследованного ребенка (Приложение 6.1). Эти данные в обобщенном виде представлены в виде таблицы (табл. 3).

Таблица 3

Выраженность симптомокомплексов по методике "ДДЧ"

Симптомокомплекс Количество детей по уровню, чел.
Высокий Средний Низкий
Незащищенность      
Тревожность      
Недоверие к себе      
Чувство неполноценности      
Враждебность      
Конфликтность (фрустрация)      
Трудности общения      
Депрессивность      

 

Таким образом, как видно из таблицы 3, в целом по выборке наибольшее количество детей, имеющих высокий уровень неблагоприятных эмоциональных состояний по симптомокомплексу "тревожность" (55%), а также средний уровень по таким симптомокомплексам, как "незащищенность" (40%) и "трудности в общении" (37,5%) (рис. 1).

Рис. 1. Структура симптомокомплексов с высоким уровнем у младших школьников

Что касается симптомокомплекса "тревожность", являющегося предметом настоящего исследования, то он достаточно выражен у младших школьников. Так, для 55% детей (9 чел.) характерен высокий уровень тревожности. Так же выявлено 15 испытуемых (37,5%) с низким уровнем тревожности, что также не является нормальным.

При анализе таблицы количественной обработки данных по симптомокомплексам (табл. 3.1), была выявлена некоторая взаимосвязь уровня тревожности, степенью выраженности конфликтности и трудности общения, а именно у детей с высоким и повышенным уровнем тревожности наблюдаются трудности в общении, которые появляются, возможно, в результате конфликтности.

Анализ результатов исследования тревожности с помощью методики «Детский тест тревожности»Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена показал, что уровень тревожности у обследуемых детей младшего школьного возраста достаточно высокий.

На основании данных протокола был вычислен индекс тревожности каждого ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%

Полученные данные представлены в Приложении 6.2. На основании результатов исследования тревожности по каждой группе была составлена сводная таблица результатов (табл. 4).

Таблица 4

Среднее значение уровня тревожности (по методике Р.Тэммла)

Уровень тревожности Среднее значение уровня тревожности
Высокий 73,55 + 0,207
Средний 41,43 + 0,002
Низкий 10,70 + 0,000

 

Результаты исследования показывают, что в обследуемой группе младших школьников преобладает высокий уровень тревожности (рис. 2).

 

Рис. 2. Уровень тревожности в обследуемой группе младших школьников

 

Как видно из рисунка 2, в обследуемой группе выявлен высокий уровень тревожности выявлен у 52,5% испытуемых (21 чел.), а средний и низкий уровень тревожности характерны, соответственно для 40% детей (11 чел.) и 7,5% (3 чел.).

В результате проведенного исследования было выявлено, что наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Суммарная тревожность мальчиков выражена больше, чем у девочек. Наиболее выраженными у мальчиков являются переживания связанные с представлением о себе и межличностным общением.

Таким образом, по результатам «Теста детской тревожности» был сделан вывод о том, что обследуемые дети младшего школьного возраста характеризуются достаточно высокой тревожностью.

Индивидуальные результаты обследования показателей страхов у детей младшего школьного возраста по методике «Опасения и страхи у детей» (Приложение 6.3) в обобщенном виде представлены в таблице 5.

Таблица 5

Показатели страхов у младших школьников

Название страха Кол-во испытуемых
Чел. %
Оставаться дома один   57,5
Нападения, бандитов   27,5
Заразиться, заболеть   10,0
Умереть   25,0
Смерти родителей   45,0
Чужих людей   10,0
Боязнь мамы или папы   10,0
Наказания   30,0
Сказочных персонажей   55,0
Опоздать в школу   25,0
Страх перед тем, как заснуть   15,0
Страшные сны   60,0
Темноты   72,5
Животных и насекомых   57,5
Транспорта   40,0
Стихии (бури, наводнения)   57,5
Высоты   57,5
Глубины   42,5
Замкнутого пространства   22,5
Воды   12,5
Огня   40,0
Пожара   62,5
Войны   85,0
Больших улиц   40,0
Врачей (кроме зубных)   40,0
Крови   30,0
Уколов   57,5
Боли   42,5
Неожиданных звуков   52,5

Как видно из таблицы 5, наиболее характерными для младших школьников страхами являются: боязнь темноты, страшных снов, стихии, войны и уколов. Помимо этого многие школьники бояться оставаться дома в одиночестве, различных сказочных персонажей (чаще всего дети бояться Бабу-Ягу, Черную Руку, призраков и приведений), высоты, пожара, неожиданных звуков. Также обследуемые школьники испытывают страх перед различными животными и насекомыми (чаще всего дети называют волка, змею, лягушек, жуков, тараканов и пауков).

Структура групп детей по количеству имеющихся у них страхов представлено на рисунке 3.

 

Рис. 3. Структура выборки по наличию страхов

 

Как видно из рисунка 3, в обследуемой группе были выявлены дети, у которых превышено нормальное для детей 7–8 лет количество страхов (девочки – 12 страхов, мальчики – 9 страхов). Так, нормальное количество страхов превышено у 18 детей (45%), из них: у 7 девочек и 11 мальчиков.

 

3. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

На основании результатов проведенного психодиагностического обследования была составлена интегральная таблица (табл. 6).

Таблица 6

Результаты диагностики тревожности детей младшего школьного возраста

Испытуемый Возраст Ситуативная тревожность Личностная тревожность Количество страхов
Алина А. 8 л. 2 м. III III III
Андрей С. 7 л. 8 м. I II III
Аня К. 7 л. 6 м. I II III
Богдан Г. 8 л. 1 м. I II III
Вася М. 7 л. 3 м. II III II
Вероника Б. 8 л. 1 м. II II II
Вика А. 7 л. 5 м. II III III
Гуля Д. 7 л. 9 м. III III III
Гриша Р. 7 л. 4 м. I I III
Даша С. 8 л. 3 м. II III III
Денис А. 7л. 6 м. II III III
Жанна М. 7 л. 9 м. III III II
Женя С. 7 л. 7 м. I II I
Игорь К. 8 л. 1 м. I II III
Ирина Л. 7 л. 5 м. II III III
Катя М. 7 л. 11 м. I II I
Лена В. 8 л. 1 м. II III I
Максим Р. 7 л. 6 м. I II III
Марина Т. 7 л. 4 м. II III III
Маша Д. 8 л. 4 м. I I II
Никита П. 7 л. 8 м. II III III
Олег Р. 7 л. 5 м. II III III
Оксана К. 7 л. 9 м. I II II
Олеся С. 7 л. 6 м. III III I
Оля Д. 8 л. 2 м. II II III
Павел К. 7 л. 4 м. I I III
Саша Р. 8 л. 1 м. III III III
Света У. 8 л. 3 м. III II III
София М. 7 л. 10 м. I II I
Софья В. 7 л. 8 м. II III II
Степан Л. 8 л. 2 м. I II III
Тимур Р. 7 л. 4 м. II III III
Тимофей Л. 7 л. 8 м. I II III
Таня К. 7 л. 6 м. III III III
Федор Н. 8 л. 1 м. II III III
Эдик В 7 л. 5 м. II II III
Эмма Г. 7 л. 8 м. III III III
Эльвира М. 7 л. 10 м. III III I
Ян Х. 7 л. 9 м. I II III
Яна К. 8 л. 2 м. II II III
Средний II III III

 

I – низкий уровень (ниже нормы), II – средний уровень (соответствует норме), III – высокий уровень (выше нормы

 

Таким образом, в результате проведенного обследования было выявлено, что на уровень тревожности младшего школьника оказывает значительное влияние его эмоциональное состояние. Так, были выявлены пятеро школьников с высоким уровнем тревожности – Алина А., Гуля Д., Саша Р., Таня К., Эмма Г. Для всех этих детей характерны сочетание высокого уровня тревожности с высоким уровнем выраженности неблагоприятных эмоциональных состояний и превышающим возрастную норму количеством страхов. Также были выявлены три с чрезмерно низким уровнем тревожности – Гриша Р., Маша Д. и Павел К. Слишком низкая тревожность нехарактерна для детей данной возрастной группы, поэтому в процессе психологической работы следует уделить этим детям особое внимание.

Таким образом, в результате проведенного исследования среди обследованных детей выделилась группа школьников с повышенным количеством страхов (более 12) – 18 человек (45% от общего числа обследованных детей). Именно эти дети нуждаются, в первую очередь, в психокоррекционной помощи. 40% обследованных детей (16 чел.) имеют высокий уровень тревожности. Это дети, которые не испытывают фрустрации потребности в одобрении взрослых, отрицательных переживаний беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.

У 3 человек (17,5%) обнаружен низкий уровень тревожности.

У большинства обследованных детей младшего школьного возраста 21 человек (52,5%) выявлены высокие значения показателя тревожности. Именно эти дети имеют большее количество страхов, отрицательных переживаний, чем другие дети. Соответственно, эти нуждаются в психологической коррекции с целью снижения уровня тревожности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: