Сцеживание грудного молока.




Матери необходимо как можно раньше после родов начать сцеживание и производить его по 15-20 мин. по крайней мере 7 раз в сутки. Можно помассировать грудь в направлении сосков за несколько минут до начала сцеживания, чтобы обеспечить ток молока.

Техника сцеживания.

1. Наклониться вперед и поддерживать грудь рукой.

2. Большой палец руки расположить на ареоле над соском, указательный и средний - под ареолой соска.

3. Несколько сдавить пальцами ареолу по направлению в сторону грудной клетки.

4. Осторожно нажать на молочные пазухи за соском, ниже ареолы.

5. Повторять эти движения до тех пор, пока молоко не начнет капать, а затем может брызнуть.

6. Передвигать пальцы вокруг ареолы, чтобы были задействованы все молочные пазухи.

7. Время от времени проводить массаж всей груди, мягко похлопывая по направлению к соску, проверяя твердость в груди.

8. Повторять движение до тех пор, пока грудь не станет мягкой и не прекратится вытекание молока.

 

ОБСЛУЖИВАНИЕ РЕБЕНКА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

 

Основы физиологии

 

Грудной период длится от 29-го дня жизни до 1 года. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, сформирован механизм грудного вскармливания, налаживается наиболее тесный контакт матери с ребенком, происходит очень интенсивное физическое, психомоторное, интеллектуальное развитие.

В первый год жизни закладывается фундамент, в значительной мере определяющий уровень физического развития и состояния здоровья в последующие возрастные периоды.

Для грудного периода характерны следующие особенности.

Быстрый темп развития. К моменту рождения у ребенка еще не закончено морфологическое и функциональное созревание ни одной из систем организма.

Развитие идет гетерохронно, по мере созревания функциональных систем и механизмов их саморегуляции. Факт продолжающегося развития и созревания свидетельствует о высокой пластичности организма ребенка, что позволяет соответствующими воздействиями быстро ликвидировать появившиеся отклонения в развитии и состоянии здоровья. Максимальный в постнаталь-ном периоде темп физического развития приходится на 2—4-й мес жизни. Он обеспечивается высоким уровнем обмена веществ с преобладанием анаболических процессов, а относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза превышает таковую у взрослого человека. В то же время в функциональном отношении органы пищеварения еще недостаточно зрелы, чем и объясняются нередкие желудочно-кишечные заболевания у грудных детей. Поэтому в первое время единственной пищей для ребенка является грудное молоко. Неадекватное же питание может быть причиной задержки физического, психомоторного и интеллектуального развития.

Тесная взаимосвязь и взаимозависимость физического и нервно-психического развития с состоянием здоровья ребенка. В раннем возрасте оптимальный уровень нервно-психического развития — один из компонентов и хорошего физического развития. Отклонения в состоянии здоровья в свою очередь приводят к снижению функциональных возможностей организма: у больного ребенка, например с гипотрофией, снижена работоспособность корковых клеток, что отражается и на уровне психомоторного развития.

Первый год жизни — период быстрого психомоторного развития. За год ребенок проходит очень большой путь — от полной беспомощности на первом месяце жизни до понимания речи взрослого и умения говорить первые слова, ходить, играть, самостоятельно пить из чашки и др. к концу года..

За первый год длина тела увеличивается на 50 %, масса тела — втрое. В первые месяцы жизни также заметно увеличивается подкожный жировой слой, который достигает максимума к 9 мес. Интенсивный рост скелета обусловливает повышенную его ранимость и делает понятной большую частоту рахита у детей этого возраста.

Работоспособность нервной системы у детей 1-го года жизни еще мала.

Длительность бодрствования увеличивается медленно — от,30—40 мин в 1 мес до 2—3 ч к 1 году. К 1 мес у ребенка формируется суточный ритм бодрствования и сна, а к 2—3 мес — дневной ритм и правильная последовательность сна, кормления и бодрствования. У годовалого ребенка общая продолжительность сна составляет 15—16 ч в сутки. И.Н. Усов (1986) предложил формулы расчета часов сна в сутки: для детей первого года жизни:

 

22 - (1/2 х m), где m— число месяцев жизни; для детей старше года:

 

16 - (1/2 х n), где n — число лет жизни.

В первые месяцы жизни ребенок спит днем 3—4 раза по 1,5—2 ч, с 9—10 мес — 2 раза по 2—2,5 ч, с 1,5—2 лет — 1 раз в течение 2,5—2 ч.

На всех возрастных этапах сон ребенка проходит циклически, т. е. последовательные стадии медленного сна завершаются фазой быстрого сна. В течение ночи отмечается несколько полных циклов, длительность которых с возрастом меняется. В первые годы жизни ребенка фаза быстрого сна занимает около 50 % всего времени сна, после 3—5 лет — 22—30 %. Фазе быстрого сна свойственны физиологические миоклонии — мелкие быстрые подергивания отдельных мышечных пучков и групп с незначительным движением в мелких суставах. В стадии медленного сна миоклонии существенно меньше.

 

 

Питание и кормление

 

Грудное вскармливание

Лучшей, наиболее физиологичной пищей для ребенка первого года жизни является материнское молоко, так как основные пищевые вещества — белки, жиры и углеводы в нем находятся в идеальном для усвоения детским организмом соотношении 1:3:6 (в коровьем 1:1,2:1,4). Важно и то, что оно поступает от матери к ребенку при температуре тела, почти стерильным, содержащим бактерицидные вещества. Все основные ингредиенты женского молока абсолютно не-антигенны по отношению к ребенку. Вскармливание грудью способствует формированию контакта ребенка с матерью.

Состав и количество грудного молока во многом зависят от состояния здоровья матери, ее режима и диеты.

Диета и режим кормящей матери

Суточный рацион кормящей грудью женщины должен содержать 100—130 г белка,

100 г жира, 400—500 г углеводов, необходимое количество минеральных солей, особенно кальция, фосфора, а также витаминов. Потребление жидкости кормящей женщиной составляет до 2 л в сутки. Полноценное питание кормящей матери может быть обеспечено при ежедневном употреблении в пищу 180—200 г мяса, 50 r масла, 1 яйца, 800 г овощей и фруктов, не более 500 г хлеба. Особенно важно включать в рацион фрукты, овощи, свежую зелень, ягоды, овощные и фруктовые соки и соблюдать режим питания в течение дня. Следует помнить, что избыточное потребление кормящей матерью молока или молочных продукто (более 0,5 л в сутки) может вызвать сенсибилизацию организма ребенка к белку коровьего молока!

Полноценное питание необходимо сочетать с правильным режимом. Кормящая мать должна находиться в спокойной обстановке, достаточно отдыхать, выполнять умеренную физическую работу, гулять на свежем воздухе и спать не менее 8—9 ч в сутки. Совершенно недопустимы курение и употребление спиртных напитков. Кормящая мать по возможности не должна принимать лекарства, так как некоторые из них могут передаваться с молоком и неблагоприятно воздействовать на организм ребенка.

Правильное питание и соблюдение кормящей женщиной режима во многом предупреждают гипогалактию. Однако она нередко развивается и у женщин, придерживающихся режима и рационального питания.

Гиполактия бывает первичной и вторичной. Первичная гипога-лактия обычно возникает на фоне общей инфантильности матери и плохо поддается лечению. В таких случаях необходимо своевременно назначить ребенку докорм. •

 

 

Женщины, особенно первородящие, нередко страдают от предположения, что у них мало молозива или молока, из-за повышенной чувствительности сосков или ощущения переполненности грудных желез на 4—5-й день после родов.

Чувствительность сосков — одна из проблем первого периода кормления грудью.

Основной причиной болезненности и трещин сосков является неправильное сосание, обусловленное неумелым прикладыванием ребенка к груди. При кормлении необходимо менять положение ребенка, чтобы изменить силу давления на разные участки соска. Другая причина — недостаточное питание, в результате которого голодный ребенок сосет более активно и, возможно, неправильно. В этом случае не нужно ограничивать продолжительность кормления. Лучше кормить ребенка чаще, предотвращая тем самым как чрезмерно интенсивное сосание, так и застой молока в груди.

Чтобы избежать появления трещин и болезненности сосков, кормящая мать должна правильно ухаживать за молочной железой:

• избегать излишнего мытья желез, особенно с мылом;

• не пользоваться кремами и аэрозолями;

• после кормления оставлять несколько капель молока на сосках, чтобы они высохли на воздухе;

• держать соски на открытом воздухе столько, сколько можно, по крайней мере ночью;

• следить за тем, чтобы соски всегда были сухими.

Если ребенок сосет нормально и в правильном положении, а соски остаются чувствительными, следует искать другие причины. Возможно, у ребенка молочница, тогда соски матери могут инфицироваться и появится их болезненность. В этом случае необходимо лечить и мать и ребенка. Может иметь место психосоматическая болезненность сосков, особенно у первородящих женщин, если мать испытывает чувство беспокойства и неуверенности в способности кормить ребенка грудью.

Мать может чувствовать себя неловко, если ей приходится кормить ребенка в открытой палате или в присутствии других лиц. Тревожное настроение женщины может быть связано и с тем, что она беспокоится о происходящем в ее отсутствие дома, о будущем уходе за малышом.

Одной из важнейших проблем при вскармливании детей первого года жизни является развитие у матери вторичной гипогалактии. При ее возникновении применяются облучение молочных желез ртутно-кварцевой лампой, УВЧ, стимуляция ультразвуком, витамины А, Е, РР, глутаминовая кислота, апилак, гидролизат сухих пивных дрожжей.

Кормление ребенка материнским молоком может быть противопоказано по причинам, связанным со здоровьем матери и ребенка.

Абсолютные противопоказания к грудному вскармливанию:

• септические состояния;

• активная форма туберкулеза;

• тиф и малярия;

• злокачественные новообразования, лейкемия;

• болезни почек, сопровождающиеся почечной недостаточностью с азотемией;

• врожденные нарушения метаболизма у ребенка (галактоземия, фенилкетонурия, болезнь кленового сиропа);

• послеродовые психозы, тяжелые формы неврозов;

• прием матерью в период лактации лекарственных препаратов, обладающих токсическим действием на организм новорожденного.

Относительные противопоказания к грудному вскармливанию:

• болезни сердца с недостаточностью кровообращения;

• выраженные формы гипертиреоза;

• хроническая недостаточность питания у матери;

• гнойный мастит.

В первые 6 мес жизни основные пищевые вещества поступают в организм ребенка с грудным молоком. В практике широко пользуются объемным методом расчета питания ребенку первого года жизни. По этому методу суточный объем молока со 2-й нед до 2 мес жизни составляет 1/5 массы тела, в 2—4 мес —1/6, в последующем — не более 1 л.

Дети первого года жизни вскармливаются 6—7 раз в сутки с перерывом между кормлениями 3—3,5 ч с 6—6,5-часовым ночным перерывом. В возрасте от 1 до 5 мес дети в основном должны получать питание 6 раз через 3,5 ч с 6,5-часовым ночным перерывом. С 5 до 12 мес ребенку дают пищу 5 раз в сутки через 4 ч с

8-часовым ночным перерывом. Детей после года обычно кормят 4 раза в день.

Кормление ребенка строго по часам обеспечивает ритмичную деятельность органов пищеварения, в результате чего вырабатывается условный рефлекс на время, устойчивый аппетит и лучше усваивается пища. Ночью кормить ребенка нецелесообразно, а в случае беспокойства можно дать ему несколько чайных ложек кипяченой воды.

Наряду с этим в последнее время признается целесообразность свободного вскармливания. При этом строгое дозирование пищи необязательно и возможны отклонения во времени приема до 30 мин в ту или другую сторону, что дает возможность индивидуализировать режим питания. Кроме того, замечено, что в различные часы суток ребенок высасывает неодинаковое количество молока и, находясь на свободном режиме, может полностью удовлетворить свои потребности, хорошо прибавлять в массе.

В промежутках между кормлениями грудью нужно давать детям кипяченую воду (неподслащенную) по 30—50 мл, а в жаркое время года до 100 мл в сутки. Со 2- го мес в рацион ребенка вводят фруктовые соки с 1/2 чайной ложки, постепенно увеличивая их количество, которое должно равняться числу месяцев, умноженному на десять, например в 5 мес — 50 мл.

В первое время лучше использовать яблочный или черносмородиновый сок, а с 3—3,5 мес можно дать клюквенный, сливовый, абрикосовый, вишневый, морковный. Малиновый, клубничный, цитрусовый, гранатовый, томатный соки вводят осторожно детям после 4 мес. Очень терпкие и кислые соки разводят кипяченой водой и слегка подслащивают. Виноградный сок детям грудного возраста не рекомендуется из-за повышенного содержания глюкозы, которая усиливает процессы брожения в кишечнике.

Детям с неустойчивым стулом полезны вишневый, гранатовый, черносмородиновый, черничный соки, а при склонности к запорам — оранжевые соки (морковный, томатный, абрикосовый), а также сливовый, свекольный.

Наряду с натуральными можно использовать и консервированные соки, выпускаемые промышленностью специально для детского питания. Их назначают в те возрастные периоды, что и свежие.

С 2,5 мес ребенку рекомендуется тертое яблоко; можно давать пюре из бананов, абрикосов и других фруктов, а также плодово-овощные и фруктово- ягодные консервы для детского питания. Фруктовое пюре вводят в рацион ребенка начиная с 3—5 мес и постепенно увеличивают с 20 г до 50 г к 5 мес.

С 3—4-недельного возраста для профилактики рахита назначают 400—500 ЕД витамина D.

С месячного возраста назначается аскорбиновая кислота по 30 мг в день, а с

3 мес можно давать пекарские дрожжи по 1 чайной ложке или гидролизат сухих пивных дрожжей по 2 чайные ложки как источники витаминов группы В.

В 4,5—5 мес в рацион ребенка вводят яичный желток, начиная с 1/8 и постепенно доводя до 1/2 желтка в день. Лучше добавлять желток, сваренный вкрутую, к грудному молоку, что уменьшает возможность аллергизации организма и заражения вирусными заболеваниями. Творог, сливки, сахарный сироп до 5-месячного возраста вводят лишь при необходимости коррекции питания.

Независимо от количества молока у матери ребенок с 4,5—5 мес должен получать прикорм. Более раннее введение прикорма (с 4 мес) можно рекомендовать при анемии, рахите, упорных срыгиваниях. В жаркое время года, а также при острых заболеваниях ребенка, особенно при кишечных расстройствах, прикорм назначается в более поздние сроки — 5—5,5 мес. При введении прикорма следует соблюдать следующие правила:

• давать прикорм перед кормлением грудью;

• вводить прикорм постепенно, начиная с 1—2 чайных ложек, в последующем заменяя полностью прикормом одно кормление по истечении 7—10 дней;

• переходить к другому виду прикорма только после того, как ребенок привыкнет к первому;

• блюда прикорма должны быть полужидкими, хорошо протертыми, гомогенными, переходить к более густой пище надо постепенно, с возрастом приучая ребенка к жеванию;

• при получении ребенком любого прикорма дополнительно на значать белок из расчета 0,5 г/кг массы тела на каждый новый прикорм, для чего используют творог, желток, мясной фарш и др.

Первым прикормом может быть овощное пюре или 5 % манная каша на овощном отваре пополам с молоком. Овощные пюре следует назначать детям с экссудативно-катаральным диатезом, рахитом, ожирением, анемией, недоношенным. Особенно полезны овощные пюре, приготовленные из нескольких видов овощей: горошка, тыквы, моркови, кабачков, свеклы, картофеля, при этом последний не должен составлять более 1/2 общего объема блюда.

Через 10—14 дней после введения первого прикорма постепенно вводят второй прикорм — 5 % манную кашу, которая со временем заменяется 8—10 % кашей на цельном коровьем молоке. Хорошо готовить смешанные каши из муки различных круп (овсяной, гречневой, рисовой). В кашу добавляют 5 % сахара, 3 % сливочного масла. При склонности ребенка к поносам дается рисовая каша, при запорах — овсяная. Полезно готовить сочетанные блюда из овощей или фруктов и круп.

С б—6,5 мес в рацион вводят мясной бульон (30—50 мл) с сухариком из белого хлеба. Можно готовить кашу или овощные пюре на мясном бульоне. С этого же возраста назначают мясной фарш, начиная с 1/2 чайной ложки, постепенно доведя до 30 г, дважды пропуская вареное мясо через мясорубку и протирая через сито. Полезно раз в неделю давать ребенку печеночное суфле, 2 раза в неделю — рыбный фарш (треска, морской окунь, серебристый хек и др.), а также использовать мясные консервы, которые выпускаются для детского питания. Хороши также пюре из субпродуктов (печень, язык, мозги) различной степени измельченности.

Детям с анемией и недоношенным можно давать мясной фарш на 1—2 мес раньше.

С 8 мес вводят третий прикорм — еще одно кормление грудью заменяют цельным молоком или кефиром с сухариком или печеньем.

С 10 мес вводят четвертый прикорм — кефир или цельное молоко.

Ребенку 9—10 мес можно давать мясо в виде фрикаделек, а к концу года — в виде паровой котлеты.

С 11—12 мес последнее кормление грудью заменяют кефиром или цельным молоком.

Угасание лактации наступает на 3—4-й день после отнятия ребенка от груди, для чего на грудные железы накладывается давящая повязка, в течение 2 дней ограничивается количество жидкости.

Не рекомендуется отнимать от груди ребенка в летнее время года, при лихорадочных состояниях, расстройствах питания и пищеварения, при проведении профилактических прививок. Для оценки эффективности вскармливания определяют массу и длину тела, уровень психомоторного развития, делают анализ крови, производят расчет питания (белки, жиры, углеводы, калории и соответствие их возрастным потребностям ребенка).

Вскармливание ребенка считается правильным, если состояние и настроение его хорошие, физическое и нервно-психическое развитие соответствует возрасту, нормальный состав крови, хорошая защитная реакция организма и редкие заболевания острой вирусной инфекцией (не более 3 раз в году).

Очень важно своевременно установить недокорм ребенка, который можно предположить при:

• изменении поведения ребенка (беспокойство, плач, не выдерживает перерывы между кормлениями);

• уменьшении числа мочеиспускании (меньше 15 раз в сутки у детей первого и меньше 10 раз у детей второго полугодия жизни);

• изменении характера стула у ребенка (склонность к запорам);

• снижении нарастания массы тела;

• уменьшении толщины подкожного жирового слоя на груди, животе, затем на конечностях;

• наличии анемии (железо- и белководефицитной);

• изменениях кожи, слизистых оболочек, волос, признаках гиповитаминоза.

Для установления недостаточности количества грудного молока необходимо в течение 1—2 дней перед началом и после окончания прикладывания к груди произвести контрольное взвешивание и недостающее количество пищи заменить смесями, одновременно проведя лечение гипогалактии (см. выше).

Смешанное вскармливание

Смешанным вскармливанием принято считать дачу в первые 6 мес жизни ребенка в качестве докорма смесей, цельного молока наряду с грудным.

При переходе на смешанное вскармливание важно, чтобы грудное молоко оставалось основным в питании ребенка. В качестве докорма даются смеси

«Малютка», «Малыш», «Симилак», «Линолак». До-корм необходимо вводить постепенно, давать после кормления грудью и только с ложечки.

После того как дети привыкнут к докорму, его можно давать в виде отдельных кормлений, чередуя с грудным. При этом грудное кормление должно быть не менее 3 раз, так как при редких приклады-ваниях ребенка к груди лактация угасает. При отдельных кормлениях ребенка смесями надо предусмотреть, чтобы высасывание смеси через соску из бутылочки было затрудненным и вызывало бы напряжение, подобное возникающему при сосании груди. Для этого в короткой плотной соске надо сделать маленькое отверстие. Важно следить, чтобы положение бутылочки во время сосания было правильным и ребенок не заглатывал воздух.

Искусственное вскармливание

Искусственным вскармливание считается, когда грудное молоко составляет менее 20 % общего суточного объема пищи.

Искусственное вскармливание вводится в тех случаях, когда у матери полностью отсутствует грудное молоко или состояние ее здоровья не позволяет кормить ребенка грудью. Однако в первые 3 мес жизни необходимо попытаться обеспечить ребенка донорским женским молоком.

В настоящее время для смешанного и искусственного вскармливания детей первого года жизни используются адаптированные сухие и кислые молочные смеси.

Из смесей промышленного изготовления, вырабатываемых на основе коровьего молока, широко распространены «Малютка», «Малыш», «Алеся-1», «Алеся-2»

(Беларусь), «Детолакт», «Новолакт-1», «Новолакт-2» (Россия), «Виталакт»,

«Ладушка» (Украина), «Симилак», «SMA» (США), «Импресс» (Германия) и др.

Для вскармливания детей грудного возраста широко применяются кисломолочные продукты питания: ацидофильное молоко, био-лакт, «Нарине», «Мацони»,

«Бифилин» и др. Разработана также сухая и жидкая ацидофильная смесь

«Малютка». Она показана недоношенным новорожденным и детям со слабой ферментативной активностью пищеварительных соков. Однако количество кислых смесей не должно превышать половину суточного объема питания, чтобы не создать чрезмерно кислую среду в организме.

Смеси «Малютка», «Алеся-1» предназначены для вскармливания новорожденных и детей до 2 мес, а «Малыш» — детей старшего возраста. Смеси «Виталакт»,

«Ладушка» применяются для вскармливания недоношенных новорожденных и детей грудного возраста. Простые молочные смеси, представляющие собой разведения коровьего молока водой или отварами различных круп, в настоящее время для смешанного и искусственного вскармливания практически не используются. И только в случае внезапного прекращения кормления грудью, когда под рукой нет смесей для детского питания, в первые 3—4 дня ребенку можно давать смесь № 2 — разведение цельного молока (коровьего) водой наполовину с добавлением на 100 г смеси 5 г сахара. С 3—4 нед молоко можно разводить не водой, а 4 % слизистыми крупяными отварами (Б-рис, Б-гречка, Б-овес).

Потребность ребенка в жирах и углеводах при смешанном и искусственном вскармливании не отличается от таковой у детей, находящихся на естественном вскармливании. Однако содержание белка в рационе питания у детей, находящихся на смешанном и искусственном вскармливании, должно быть большим

С 4—4,5 мес при смешанном и искусственном вскармливании вводится первый прикорм, последовательность назначения блюд прикорма такая же, как при естественном вскармливании.

При смешанном и искусственном вскармливании важно придерживаться следующих правил:

• периодически (как минимум 1 раз в месяц) производить расчет количества необходимой ребенку пищи, исходя из средней потребности в белках, жирах, углеводах и калориях. При этом суточное количество пищи по объему не должно превышать 1 л;

• следить, чтобы соотношение между белками, жирами и углеводами составляло 1:1,5:4,.а количество калорий было на 10 % больше, чем при естественном вскармливании.

 

ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

 

Естественное вскармливание

 

 

Естественным вскармливанием называется вскармливание ребенка молоком матери. В первые месяцы жизни (до 5 месяцев) материнское молоко является самой благоприятной пищей, так как в нем есть все основные питательные вещества, в том составе и соотношении, которые наилучшим образом перевариваются и усваиваются в этом возрасте. Кроме того, грудное молоко содержит ферменты, гормоны, специфические антитела и неспецифические вещества, убивающие микробов.

Дети получают из груди матери стерильное молоко. При грудном вскармливании они лучше развиваются, реже болеют, легче переносят заболевания, чем дети, находящиеся на смешанном или искусственном вскармливании.

Принимая во внимание большую потребность ребенка в пище и невозможность благодаря малым размерам желудка и слабой деятельности пищеварительных желез получать и переваривать сразу большие ее количества, в первые два-три месяца жизни детей рекомендуется кормить часто и небольшими порциями.

По мере развития желудочно-кишечного тракта и усиления деятельности пищеварительных желез количество пищи ребенку на один прием постепенно увеличивают, а частоту кормлений в течение суток уменьшают.

Более правильным является определение количества молока, необходимого ребенку исходя из его веса, состояния и потребностей в пищевых ингредиентах. Если вес ребенка соответствует средним возрастным нормам, количество молока в сутки должно составлять для ребенка от 2 недель до 2 месяцев 1/5 веса его тела; для ребенка от 2 до 4 месяцев — 1/6 веса его тела; для ребенка от 4 до 6 месяцев — 1/7 веса его тела; для ребенка от 6 до 9 месяцев — 1/8 веса его тела. Данные объема пищи следует принимать как приблизительные при первом назначении питания. В дальнейшем нужно считаться с аппетитом ребенка, внося только качественную коррекцию.

Недостающее количество белка можно восполнить творогом или белковыми препаратами (каззоль, плазмон). Дефицит жира целесообразнее всего корригировать рыбьим жиром, а также сливками и в более старшем возрасте — сливочным маслом. Для возмещения недостающего количества углеводов пользуются сахарным сиропом.

В дошкольных учреждениях необходимо создать условия для вскармливания ребенка грудью. С этой целью для кормящих матерей оборудуют специальную комнату, где ставят стол для размещения предметов, необходимых при кормлении грудью (раствор борной кислоты, пинцеты, ватные тампоны, вазелин, марлевые салфетки и пр.), умывальник для мытья рук, шкаф или вешалку для чистых халатов, пеленальный стол.

Перед кормлением ребенка женщина должна вымыть руки с мылом, надеть чистый халат и косынку, рот и нос прикрыть повязкой, состоящей из четырех слоев марли, протереть сосок ватным тампоном, смоченным раствором борной кислоты.

Введение в пищу ребенка витаминов и минеральных солей. При естественном вскармливании все дети с месячного возраста должны получать аскорбиновую кислоту. Детям, вскармливаемым грудью, аскорбиновую кислоту следует давать по 30 мг в день, а получающим донорское стерилизованное молоко — не менее 100 мг в день (по 50 мг 2 раза).

Витамины группы В малышам дают с 2-месячного возраста в виде пасты из пекарских дрожжей по одной чайной ложке в день или гидролизата сухих пивных дрожжей по две чайные ложки в день. Витамины А и D ребенок получает с рыбьим жиром с месячного возраста, начиная с капель (по 5 капель 2—3 раза в день), в течение 10—12 дней доводят до 1—2 чайных ложен в день.

Назначая ребенку рыбий жир, следует помнить, что давать его надо в конце кормления, так как он, как и любой другой жир, тормозит деятельность желудочной секреции.

С 1—1,5-месячного возраста ребенку следует давать ягодные, фруктовые и овощные соки, начиная с 1/2 чайной ложки и до 40— 50 мг в день (в 2—3 приема), с 4-месячного возраста — протертое яблоко, начиная с 1/2 чайной ложки до 2 столовых ложек в день.

В 4,5 месяца ребенок может получать 1/2 яичного желтка в день как источник фосфора, кальция, железа, витаминов A, D, B1, B2, PP, а также высококачественного белка и жира. С целью меньшей аллергизации и профилактики вирусных заболеваний желток надо давать в вареном виде.

Прикорм. К 5—6 месяцам жизни у ребенка возрастает возможность переваривания и усвоения новых видов пищи. Грудное молоко уже не удовлетворяет всех его потребностей в питательных веществах, и если своевременно не начать прикармливать, у ребенка может наступить задержка в росте и развитии, нарушение обмена веществ.

Более раннее (с 4 месяцев) введение прикорма можно рекомендовать при анемии, рахите, упорных срыгиваниях, позднее — при острых желудочно-кишечных расстройствах, лихорадочных заболеваниях, сильной жаре.

Вводя прикорм, надо соблюдать следующие основные правила:

прикорм давать перед кормлением грудью, вводить постепенно, начиная с малых количеств, переходить к другому виду прикорма только после того, как ребенок привыкнет к первому виду; прикорм должен быть гомогенным и не вызывать у ребенка затруднений при глотании. С возрастом следует переходить к более густой, а позже и к плотной пище, возможно раньше приучая ребенка к приему пищи с ложечки и к жеванию.

Первым прикормом может быть овощное пюре или 5%-ная каша на овощном отваре пополам с молоком. Овощное пюре как первый прикорм полезно назначать детям недоношенным, страдающим экссудативным диатезом, рахитом, гипотрофией, а также в связи с тем, что после каши дети неохотно берут овощное пюре.

Через 2 недели после введения 5%-ной каши ее заменяют 10%-ной на цельном молоке, причем манную кашу нужно чередовать с гречневой, овсяной, рисовой. Особенно полезна детям гречневая каша. Сливочное масло в рацион ребенка вводят с 5,5-месячного возраста. В 10%-ную кашу и овощное пюре добавляют 3 г масла.

В 7-месячном возрасте дают суп на мясном бульоне (не более 50 мл в день) и сухарик из белого хлеба. Таким образом, в 7 месяцев ребенку вводят второй прикорм — обед, состоящий из супа, овощного пюре и протертого свежего яблока. С 8 месяцев ребенку назначают третий прикорм — кефир или цельное молоко с печеньем. В этом же возрасте начинают давать мясо (до 30 г в день). Вначале дают фарш (вареное мясо, дважды провернутое), с 10 месяцев — фрикадельки, к концу года — паровую котлету. Полезно давать ребенку печень, мозги, рыбу.

Назначать кисели детям первого года жизни не следует, так как это блюдо сильно обогащает пищу углеводами, а питательная ценность его незначительна. Более целесообразно давать свежие или консервированные фрукты, ягоды, соки, богатые витаминами и минеральными солями.

В районах, где и в летнее время население испытывает недостаток в свежих ягодах, фруктах и овощах, а также в зимнее время (в средней полосе нашей страны), можно давать консервы, приготовленные специально для детского питания из высококачественных сортов продуктов. Прикорм желательно разнообразить, но никогда не переходить к новому виду пищи, если ребенок не привык к предыдущему.

Увеличивая по мере привыкания ребенка количество даваемой ему новой пищи, постепенно заменяют ею одно за другим кормление грудью. Общее количество пищи, получаемой ребенком за одно кормлеиие, во вторую половину года не должно превышать 200 мл.

Назначать смешанное и искусственное вскармливание необходимо, если имеются для этого существенные показания. Вместе с тем при недостатке грудного молока не следует задерживать ребенка на естественном вскармливании. Своевременное назначение рационального смешанного, а при необходимости и искусственного вскармливания предупреждает развитие гипотрофии.

Смешанным вскармливанием принято условно считать такое вскармливание, когда смеси составляют более 1/5 суточного рациона питания ребенка; при искусственном вскармливании грудное молоко или полностью отсутствует, или его количество составляет менее 1/5 общего объема пищи.

Показаниями к назначению смешанного вскармливания являются истинная гипогалактия и некоторые заболевания матери, когда нет нужды полностью отнимать ребенка от груди, но желательно уменьшить число грудных кормлений. Основанием к переводу ребенка на искусственное вскармливание являются полное отсутствие молока и невозможность обеспечить ребенка донорским молоком.

При смешанном и искусственном вскармливании основным продуктом питания является коровье молоко. В 100 мл коровьего молока содержится в 3 раза больше белка, чем в женском, однако усваивается он значительно хуже. Объясняется это преобладанием в коровьем молоке казеиновых фракций. Поэтому при смешанном и искусственном вскармливании белка на 1 кг веса должно быть больше, чем при естественном.

Содержание жира в женском и коровьем молоке примерно одинаковое, но различный химический состав его определяет более трудную перевариваемость и усвояемость жира коровьего молока. Углеводов в коровьем молоке в 2 раза меньше, чем в женском, поэтому в коровье молоко добавляют сахар. Витаминов и ферментов в коровьем молоке значительно меньше, чем в женском. Для некоторого приближения количественного состава веществ коровьего молока к женскому его разводят слизистыми или мучными отварами. Этим достигается уменьшение количества чужеродного белка и жира и увеличение количества углеводов.

С целью повышения усвоения основных ингредиентов коровьего молока предложены кислые смеси, преимущество которых заключается в кислой реакции, тормозящей рост бактерий и повышающей усвоение жира, а также в мелкохлопчатом створаживании казеина, значительно облегчающем его переваривание и усвоение. Из всех известных видов кислого молока наибольшего внимания заслуживает кефир, стимулирующий секрецию пищеварительных соков, желчи, содержащий витамины и ферменты. Молочная кислота, накапливающаяся в кефире, способствует нежному створаживанию белка и лучшему усвоению жира. Молочнокислые бактерии кефира вытесняют патогенную флору кишечника, поэтому он особенно показан детям с неустойчивым стулом и в летнее время года.

Чтобы сохранить правильное соотношение ингредиентов и придать пище приятный вкус, в кефир добавляют сахар: для детей первых 5—6 месяцев жизни —10%, для более старших — 5 %.

В последние годы для раннего смешанного и искусственного вскармливания детей все большее применение находит ионитное молоко, а также смеси «Малютка» и «Малыш». Ионитное молоко получают из цельного коровьего молока путем обработки его катионитом, в результате чего количество солей кальция уменьшается на 20—22%, соотношение кальция и фосфора приближается к соотношению их в женском молоке. Количество альбуминовых фракций в ионитном молоке относительно больше казеиновых, створаживание его происходит более мелкими и нежными хлопьями, что повышает усвоение казеина. Эти преимущества ионитного молока позволяют применять его без разведения в болee раннем возрасте и таким образом повысить в рационе детей количество белка, жира, минеральных веществ. Особенно показано оно для детей недоношенных и с проявлениями гипотрофии. Ионитное молоко можно применять также для приготовления кефира, ацидофильного молока и творога. Такими же преимуществами перед коровьим молоком обладают и смеси «Малютка» и «Малыш». Благодаря оптимальному соотношению белков, жиров, углеводов и других ингредиентов в этих смесях удается обеспечить рациональное вскармливание детей — смешанное и искусственное — начиная с периода новорожденности.

При смешанном вскармливании докорм надо давать лишь в действительно необходимом количестве и с таким расчетом, чтобы объем и калорийность пищи соответствовали потребностям ребенка.

В каждом случае необходимо учитывать, сколько грудного молока ребенок получает от матери. Для этого в детских учреждениях ребенка в течение 1—2 суток взвешивают до и после каждого кормления. Недостающее количество грудного молока восполняют смесями. Докорм вводят постепенно с таким расчетом, чтобы в течение 3—4 дней полностью покрыть все потребности ребенка в основных пищевых ингредиентах.

Докорм может быть либо самостоятельным кормлением, либо добавлением к грудному молоку при каждом или некотором кормлении. Последний способ более целесообразен при гипогалактии у матери, так как регулярное и достаточно частое прикладывание ребенка к груд



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: