Тема 3. Личность и общество




 

1. Социализация личности

2. Статусно-ролевая теория личности

3. Поведение личности и социальный контроль

 

Социализация личности

Понятие «личность» происходит от древнеславянского слова «личина» - маска. Человек рождается как организм, а формируется как личность. Личность — это мера социального в человеке, мера его включенности в общественную практику. Социализация — это процесс превращения человека из индивида в личность.

Широко известны случаи, когда человеческих детенышей воспитывали звери. В 1946 году в Африке поймали в стаде павианов десятилетнего мальчика. Он прожил в стаде около десяти лет, питаясь кореньями, яйцами различных птиц, даже страусов. Однажды страус так лягнул его ногой, что у мальчика на всю жизнь остался на голове шрам. В 1973 году в глухом районе Сирии во время охоты был обнаружен среди газелей мальчик. Он мог бегать вместе со стадом газелей со скоростью до пятидесяти миль в час. У него было превосходное зрение и очень тонкий слух. Наибольшее число детей-волков дала миру Индия, возможно потому, что её жители из-за нищеты вынуждены были оставлять маленьких детишек в джунглях. В Индии были обнаружены также дети-пантеры и дети-леопарды. В начале 1996 года в одном из отдаленных районов Китая было поймано странное маленькое существо - покрытый шерстью ребенок, которого прозвали «мальчик-панда». В Турции охотник подстрелил медведицу, и на него накинулся маленький, но крепкий «древесный дух». Когда охотнику удалось с ним справиться, "дух" оказался девочкой, имевшей, однако, все повадки медведя и издававшей медвежье рычание.

Таких людей называют «феральными людьми ». Они — продукт социальной изоляции. Социальная среда, играющая решающую роль в превращении биологического существа в общественное, выпала из процесса социализации на самом раннем этапе. Когда «детей джунглей» обнаруживали, выяснялось, что они не умеют мыслить, говорить и участвовать в социальном взаимодействии. Возвратившись в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет. Феральные люди не смогли стать полноценными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно.

Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире — в социально сконструированной реальности. Природа не позаботилась о подходящем для него «жилище». Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире. Человек становится человеком не потому, что произошел от человеческого существа, но лишь потому, что обучался и взаимодействовал с себе подобными.

Большой вред обществу и личности наносит «госпитальная социализация». «Госпитальная социализация» - это процесс становления личности вне семьи, в условиях таких государственных и благотворительных учреждений, как дома малютки, детские дома, дома-интернаты. Специфика воспитания и ухода за детьми накладывает отпечаток на дальнейший характер человека. Потенциал здоровья детей-сирот в большинстве крайне низок. Дети, оторванные от матери в возрасте до 2-х - 3-х лет, впоследствии имеют психологические и интеллектуальные нарушения, не подлежащие реабилитации. Опекунство и усыновление являются наиболее оптимальными формами устройства ребенка, т.к. они дают возможность наиболее полно компенсировать отсутствие семьи на основе персонифицированного подхода к каждому ребенку.

Социализация — одновременно и процесс, и механизм, и результат усвоения человеком культуры. Социализация — формирование личности. У новорожденного нет личности. Ребенок в раннем возрасте называет себя собственным именем и с трудом переходит к личному местоимению. Он не знает границ между собой и не собой, между «Я» и «не-Я». Главными временными точками формирования личности являются: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я».

Социологи создали ряд теорий социализации личности.

Ч. Кули: теория «зеркального Я» [3].

Ребенок приходит к формированию своего социального «Я» через понимание других. Другие (родители, ровесники, посторонние) являются своеобразным зеркалом для него. В обычное зеркало мы смотримся для того, чтобы поправить свой внешний вид. В других мы «смотримся» для того, чтобы откорректировать свое поведение, поправить что-либо в своем внутреннем мире. То, что мы видим в этом зеркале – реакции окружающих на наше поведение.Мы постоянно держим в уме, что о нас думают другие, какими мы выглядим со стороны, как другие будут реагировать на тот или иной наш поступок. Соответственно вносятся поправки в собственные действия. И это происходит постоянно, всю жизнь. Наше «Я» — не жестко фиксированное состояние, даже не структура, а процесс. Он происходит в особом пространстве — в пространстве межличностного взаимодействия. Наше «Я» обитает одновременно в нашем теле и вне его. Такое возможно потому, что «Я» не сводится к сумме психических процессов (они ограничены телом). Носителем или субстанцией «Я» выступают социальные отношения, средой обитания которых является общество.

Итак, становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным «Я». На социально-психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей. Интернализация — превращение внешних норм во внутренние правила поведения. Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных ценностей и норм.

Теория развития личности Зигмунда Фрейда [4].

Личность включает три элемента: Ид - источник энергии, питаемой стремлением к удовольствию; Эго, осуществляющее контроль поведения личности на основе "принципа реальности", и Суперэго, выполняющее нравственную и оценочную функцию.

Формирование этих трех элементов личности предполагает последовательное прохождение четырех стадий: оральной, анальной, фаллической и стадии половой зрелости. Каждая из них связана с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной

Теория когнитивного развития Жана Пиаже [5].

Дети проходят ряд последовательных стадий, в процессе которых они усваивают новые навыки, определяющие пределы возможного для них познания: сенсомоторная (от рождения до двух лет); операциональная (с двух до семи лет); стадия конкретных операций (с семи до одиннадцати лет); стадия формальных операций (с двенадцати до пятнадцати лет).

На сенсомоторной стадии возможности социализации ограничены возможностями пяти органов чувств ребенка. Операциональная стадия предполагает расширение факторов социализующего воздействия. Но подлинная широкомасштабная социализация личности происходит на стадиях конкретных и формальных операций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: