Впроцессе игровой коррекции используются специально разработанные приемы и методы игровых занятий, содержание которых соответствует коррекционным задачам. Некоторые игры были предложены самими детьми и затем вошли как обязательные в процедуру коррекции. На занятиях детям предлагается большой набор сюжетно-ролевых игр, специальные игры-драматизации, в ходе которых реализуется прием десенсибилизации страхов, используются игры, содействующие достижению эмоциональной децентрации, снимающие барьеры в общении.
Для понимания специфичности использования игры в коррекционных занятиях следует иметь в виду, что каждая игра полифункциональна. Это означает, что при ее применении можно решать самые разные задачи, причем одна ита же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого — оказывать растормаживающий тонизирующий эффект, а для третьего — школой коллективных отношений.
Приводим примеры некоторых игр и упражнений,
1. «Мальчик (девочка) - наоборот». Участники встают в круг, ведущий показывает действия, все повторяют за ним. «Мальчик-наоборот» должен делать не так, как все. В игре развивается произвольный контроль за своими действиями, снимается двигательная расторможенность, негативизм.
2. «Сова». Выбирается «сова». По команде ведущего «День!» сова спит, дети играют, бегают. По команде совы «Ночь» — наоборот. Воспитываются произвольность, внимание, самостоятельность, наблюдательность.
3. «Турнир». Участниками обговариваются правила игры-борьбы. Например, на одной ноге или, не переступая линии, с оружием или без него. Назначается судья. Воспитывается произвольный контроль, корректируется аффективное поведение,
развивается смелость, уверенность в себе, ребенок ставится в разные позиции: соревнующегося, судьи, зрителя.
4. «Кораблик». Двое взрослых раскачивают за углы одеяло «гамаком», это — «кораблик». В кораблике лежит ребенок. При словах «Тихая спокойная погода, светит солнышко» все дети изображают хорошую погоду. При словах «Буря!» они начинают создавать шум, кораблик качается сильнее. Ребенок, находящийся в «кораблике», должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури! Я самый сильный матрос!» Игра повышает самооценку, используется метод внушения, применяемый с целью создания уверенности в себе.
5. «Паровозик». Дети цепляются друг за друга, главный — первый вагон. Каждый должен почувствовать поддержку другого. «Паровозик» преодолевает в ходе игры всякие препятствия: перепрыгивает через ручей, проезжает по дремучему лесу, пробирается через горы, мимо страшного зверя, летает в космосе. Цель игры — создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, возникновение чувства «Мы», взаимопомощь, произвольный контроль, умение подчиняться требованиям одного. У первого вагона — самостоятельность, ответственность, воображение.
6. «Щит и меч». Ведущий держит щит, дети бьют об него мечами. Цель — выход эмоционального напряжения, агрессии.
7. «Борьба». Общая борьба. Основная цель — выход эмоций, при этом происходит и сплочение группы.
8. «Изображение предметов». Ребенок изображает предмет, остальные его отгадывают. Воспитываются наблюдательность, воображение, умение видеть другого.
9. «Изображение животных» — хитрая лиса, трусливый заяц, страшный тигр, сильный медведь и т. д. и наоборот, трусливый тигр, храбрый заяц и т. д.
10. Сюжетные игры с распределением ролей: «Илья Муромец», «Василиса Прекрасная» и т. п, Дети сталкиваются с трудностями, преодолевают их, помогают друг другу. Игра нацелена на преодоление барьеров в общении, повышение самооценки, ответственности за другого, на воспитание коллектива.
11. Игры-драматизации: «Какая Я», «Какая наша группа», «Какая у меня мама, какой у меня папа». В этих играх развивается воображение, выплескиваются подавляемые в конфликтных травмирующих ситуациях чувства. Дети разыгрывают трудные ситуации, с которыми встречались ранее.
12. Игра в мяч. Дети встают в круг вместе с ведущим, каждый дает мяч тому, с кем хочет разговаривать. Таким образом, общение становится невербально опосредствованным. Это облегчает контакт, особенно на этапе знакомства, снимает напряжение. Эта игра дает возможность судить о возникающих симпатиях-антипатиях в группе.
13. «Кто во что хочет». Ведущий предоставляет детям выбирать игры самим. Оценивается уровень развития спонтанной игровой деятельности.
14. Передача предметов. По кругу передаются воображаемые предметы. Развиваются умение воображать, использовать выразительные средства, наблюдательность.
15. Передача чувств. Вместо изображаемых предметов передаются чувства. Воспитывается умение выражать чувства, снимаются барьеры. Основная цель — достичь взаимопонимания. Другой вариант этой игры — один из участников сидит на стуле, отвернувшись от группы. Дети подходят по одному и передают ему свои чувства. Воспитывается умение выражать чувства. Задачи сидящего на стуле — угадать, кто какое чувство передал. Выражаются симпатии и антипатии, трудности детей.
16. Игры с правилами: «Моргалки», «Летает — не летает», «Съедобное — несъедобное», «Колечко».
Приемы неигрового типа
Наряду со специальными играми большое значение в коррекции приобретают специальные приемы неигрового типа. Они служат целям повышения сплоченности группы, развитию у детей навыков общения в коллективе, развивают способность к эмоциональной децентрации, продуцируют разнообразные чувства и создают навыки адекватного выражения эмоций. Условно эти приемы могут быть отнесены к 4 группам.
1. Приемы, направленные на развитие навыков общения
а) «Ритуальные» действия:
— групповая песня, которая поется всеми членами группы до и после занятия. С помощью песни повышается эмоциональный тонус в начале игры и закрепляется действие игры в конце занятия
— ритуалы приветствия и прощания, входе которых вспоминается предыдущая игра, ее положительные и отрицательные стороны, задается ход новой игры. Такие обсуждения необходимы для уяснения, осознания норм поведения в группе, причин неудовольствий и конфликтов, для поддержания интереса к игре, дети учатся объяснять друг другу и т. п.
б) Принятие групповых решений:
— многие решения о ходе занятия принимают всей группой; дети сами решают, когда надо закончить игру и перейти к другой, сами распределяют роли, обмениваются впечатлениями об игре, о том, кто как играл, хорошо или плохо справился со своими игровыми обязанностями; все вместе дают оценку занятию в целом.
в) Формирование самостоятельности группы:
— этот прием основан на «выходе» психолога из группы, когда детям предоставляется полная свобода действия, причем в отличие от обычной ситуации они не могут обратиться к взрослому за помощью или советом и все ответственные решения должны принимать самостоятельно.
2. Приемы, формирующие эмоционально-личностную децентрацию преодолевающие эгоцентризм
а) Усиление понимания, сочувствия:
— объяснение тому, кто пропустил занятие, приемы на умение слушать друг друга, объяснение своих чувств, свободное самовыражение в речевой и действенной форме при необходимости признавать чувства партнера, обсуждение конфликтов.
б) Воздействие на эмоциональное напряжение, тревожность:
— эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения.
Пример из протокола:
Шурик. Не хочу. Не хочу с Вами играть.
А держит щит. Шурик со всей силой колотит по нему мячом
— десенсибилизация страхов;
— эмоциональная поддержка, внушение, подчеркивание сильных сторон с целью повышения уверенности в своих силах, стабилизации самооценки.
Пример из протокола:
А. Шурик, я жду тебя.
Шурик. Не пойду, пока оружие не выброшу.
А. А сколько тебе понадобится времени?
Шурик. Столько, сколько нужно.
А. Ты можешь играть без оружия!
Шурик (подходя к двери и повторяя вслед за А). Я могу играть без оружия!
— поддержка каждого, даже незначительного достижения, постоянное подчеркивание всех позитивных, моментов поведения.
Пример из протокола:
Катя (Алине). Иди на плотик. (Хочет бросить Алине игрушку, но игрушки все время достаются другим. Наконец, Алина поймала зайчика.)
Катя (хвалит Алину). Молодец!
А. Молодец, Алина!
3. Приемы, расширяющие сферу осознания ребенком своих проблем
а) Отражение
Пример из протокола:
Шурик (кидается в детей игрушками). Ха-ха-ха. Сейчас полетит кому-нибудь по голове!
А. А по голове больно.
Шурик. А если я промахнусь? (Бросает игрушку. А тоже бросает игрушку.)
Шурик. Нет! Мне так не нравится!
А. Тебе неприятно, я понимаю.
Прием направлен на осознание ребенком неадекватности выбранного им способа действия, стимулирует появление потребности в поиске нового, более адекватного способа поведения.
б) Интерпретация
Пример из протокола:
А. Нина, дай мне мяч. Я хочу поговорить с ребятами, а ты хочешь, чтобы разговаривали только с тобой, а другие люди? Ты стала очень сильной, можешь всем помогать.
Психолог дает интерпретацию чувств ребенка, направленную на осознание ребенком неадекватности старого стереотипа поведения, намечает для него пути более удачного способа действия.
в) Разъяснение, убеждение
Пример из протокола:
Дети играют в паровозик.
А. Идем мимо дракончика маленького. Между прочим, поодиночке легче, тогда ты отвечаешь только за себя, а так — друг за друга, так труднее. Ванечка выручит Соню в трудную минуту. Рук не разжимать. Включили свет, паровозик проехал. Потом еще раз.
Психолог обращается ко всей группе в целом, старается пробудить в детях чувство ответственности друг за друга.
г) Опосредованное воздействие через других детей; «косвенный вопрос», «косвенное внушение»
Пример из протокола:
А. Спроси, Ваня, почему Нина так много болтает и никого не слушает.
Прием, направленный на осознание ребенком неадекватности выбранного им способа поведения.
4. Приемы, направленные на разрушение старых стереотипов поведения и создание новых, более адекватных
а) Действенное блокирование неадекватных способов поведения
Шурик кидается саблями.
А. (ставит Шурика на стол). Ты будешь самое красивое дерево.
Шурик. Не хочу.
А. Придется потерпеть.
Шурик. Не хочу с Вами играть.
А держит щит, Шурик стучит по нему саблей.
Шурик. Теперь мне хочется побороться.
А. Соглашается.
Психолог использует прием, блокирующий неадекватный способ поведения (агрессию), вызывающий бурную аффективную реакцию со стороны ребенка. Далее ребенку дается возможность эмоционального отреагирования. Эмоциональная разрядка открывает возможность рациональной переработки травмирующихпереживаний.
б) Блокирование неадекватного способа поведения
Катя. Девочки все знают, а мальчики...
Шурик. А я все знаю,
Катя. А ты знаешь, как мою маму зовут?
Шурик. Все знаю, а говорить не хочу.
А. Этого он знать не может, никто не знает, пока не познакомится с твоей мамой. Спроси еще.
Психолог, блокируя неадекватную реакцию со стороны ребенка, пытается заставить его искать другой, более подходящий способ психологической защиты.
в) Формирование более адекватных способов поведения
Нина - «Василиса Прекрасная». «Богатыри» совершают ради нее подвиги, рассказывают ей о своих славных делах. Нина молча выслушивает.
А. Нина, а доброе слово?
Нина. Спасибо.
А. А похвалить?
Нина. Какой ты добрый.
А. Хорошо, оказывается Василисе тоже смелость нужна, чтобы добрые слова говорить.
Нина. Ты хороший, такой добрый (отдает подарок).
Психолог помигает ребенку найти нужный способ поведения в данной ситуации, обучает возможным действиям.