Этапы многолетней подготовки спортсмена.




Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. На этом этапе в тренировочных занятиях решаются следующие задачи:

1) освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта;

2) формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;

3) содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости.

Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного учебного материала.

Этап начальной спортивной специализации. Основными задачами на этом этапе являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.

Специализация имеет «многоборный», отнюдь не узконаправленный характер. Наряду с овладением основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений особое внимание уделяется развитию тех физических качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для успешной специализации в избранном виде спорта.

Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спортивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка.

Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы начальной специализации должно быть увеличение объема при незначительном приросте общей интенсивности тренировки. Хотя интенсивность упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нужно нормировать в более узких пределах, чем прирост общего объема. Особая тщательность в соблюдении меры напряженности нагрузок требуется во время интенсивного роста и созревания организма, когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма своего рода нагрузкой.

Большие циклы тренировки характеризуются расширенным подготовительным периодом. Соревновательный период представлен как бы в свернутом виде.

Этап углубленной специализации в избранном виде спорта приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентность организма по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе напряженной тренировки. На этом этапе тренировочный процесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений.

Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжают возрастать. Существенно увеличивается количество со- ревнований в избранной спортивной дисциплине. Система тренировки и соревнований все более индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответствуют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен.

На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы обеспечить совершенное и вариативное владение спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализацию, развить те физические и волевые качества, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства спортсмена.

Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главными задачами являются подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специализированную направленность. Спортсмен использует весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревнованиях. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают высокого уровня. Все чаще используются тренировочные занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10—15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена.

 

Билет 8

1. Планирование учебной работы в подготовке спортсменов. Документы планирования.

Документы перспективного планирования

К документам перспективного планирования относятся: учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки команды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.

Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия.

Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися. тренировочный план спортсмен документальный

В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций коллективов физической культуры и др.).

Программа, как правило, состоит из следующих разделов: 1) объяснительной записки; 2) изложения программного материала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомендуемых учебных пособий.

Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (командный и индивидуальный). Он составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного стажа.

Для спортсменов младшего возраста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2-3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо разрабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и даже 8 лет.

В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.

Основное содержание перспективного плана подготовки спортсмена, команды включает следующие разделы:

1) краткая характеристика занимающихся (спортсмена, команды);

2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам;

3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов;

4) основная направленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла;

5) главные соревнования и основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году;

6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам;

7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки;

8) общие и специфические параметры тренировочной нагрузки;

9) система и сроки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации;

10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий.

Документы текущего планирования

К документам текущего планирования относятся

1) план-график годичного цикла спортивной тренировки,

2) план подготовки команды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.

План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом и определяет:

§ содержание работы на учебно-тренировочный год,

§ наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки,

§ количество часов на каждый раздел работы

§ распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

Годичный план подготовки (командный и индивидуальные). Он состоит из следующих разделов:

§ краткая характеристика группы занимающихся,

§ основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отводимому времени,

§ примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха,

§ контрольные нормативы,

§ спортивно-технические показатели (спортивные результаты),

§ педагогический и врачебный контроль.

Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.

Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц). В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательности излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия. В таблицах 37, 38, 39 приводятся образцы месячного и недельного планов тренировки.

План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упражнений и организационно-методические указания.

План подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный) должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать средства для достижения максимальной работоспособности (на данный период тренировки) и формирования чувства абсолютной уверенности в своих силах.

Все тренировочные планы независимо от их типа (командные и индивидуальные годичные и оперативные и т.д.) должны включать в себя:

1) данные о тех, на кого рассчитан план (персональные данные о спортсмене или общая характеристика команды);

2) целевые установки (главные цели периода, на который составляется план; промежуточные цели для отдельных этапов; частные цели, относящиеся к различным видам подготовки);

3) показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние спортсменов;

4) тренировочные и воспитательно-методические указания;

5) сроки соревнований, контрольного тестирования, спортивно-медицинских обследований.

6) Периодически сравнивая фактическое изменение контролируемых показателей с планируемыми, можно своевременно обнаружить отклонения в применении средств и методов тренировки. Одновременно можно оценить эффективность применяемых средств и методов, анализируя их влияние на организм спортсмена.

2. Взаимосвязь процесса формирования сердечно-сосудистой системы и построения этапов многолетней подготовки спортсменов.

Возрастные изменения деятельности сердечно-сосудистой системы.

• К сердечно-сосудистой системе относятся сердце, кровеносные и лимфатические сосуды. Эта система в организме выполняет жизненно важные функции:

• - дыхательную (снабжает органы и ткани питательными веществами);

• - трофическую (снабжает ткани питательными веществами);

• - экскреторную (удаляет метаболиты из тканей);

• - регуляторную (переносит гормоны и другие физиологически активные вещества, изменяет степень кровоснабжения);

• - интегративную (объединяет все органы и ткани);

• - участвует в реакциях гомеостаза, воспаления и иммунитета.

Возрастные изменения деятельности сердечно-сосудистой системы.

• Сердце выполняет функции мышечного насоса, ритмические сокращения которого обусловливают движение крови по кровеносным сосудам. С учетом строения и функций, выделяют артерии, сосуды микроциркуляторного русла и вены.

• Артерии – это сосуды, по которым кровь течет от сердца к органам и тканям. По мере удаления от сердца диаметр артерий постепенно уменьшается, вплоть до мельчайших артериол, которые в толще органов переходят в сеть капилляров. Сеть капилляров (артериальных и венозных) составляют микроциркуляторное русло, где происходят обменные процессы между кровью и тканями.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫВ ОНТОГЕНЕЗЕ

ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ОНТОГЕНЕЗ.

• Первичная сердечная трубка состоит из 5 отделов: венозный синус, первичное предсердие, первичный желудочек, артериальная луковица и артериальный ствол.

• На 5-ой неделе эмбриогенеза начинаются изменения, определяющие внутренний и наружный вид сердца: 1 ) наружные изменения: а) верхний конец артериального ствола разделяется надвое, образуя легочный отдел и отдел аорты; б) появляются зачатки предсердий, которые еще до разделения получают различные сосуды.

• 2) внутренние изменения: сердечная трубка делится на 4-е отдела, благодаря появлению двух перегородок – продольной и поперечной. В нижней части перегородки, разделяющей предсердия, появляется овальное отверстие, через которое кровь из правого предсердия проходит в левое в результате разницы давления. В случае обратного тока

ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ОНТОГЕНЕЗ.

СЕРДЦЕ. Сердце у новорожденного имеет шарообразную форму, что связано с недостаточным развитием желудочков и относительно большими размерами предсердий.

Эндокард у новорожденного представляет рыхлую оболочку, состоящую из эндотелия и отдельных гладкомышечных клеток. В этот период в эндокарде и клапанах очень мало эластических волокон, они появляются только к 5-6 летнему возрасту.

Миокард у новорожденного тонкий, но в первые годы жизни происходит его утолщение за счет роста миоцитов.

Процессы дифференцировки и роста сердца

В период от рождения до 2 лет отмечается быстрый рост кардиомиоцитов. Мышечные клетки утолщаются за счет возрастания количества саркоплазмы, а также числа и количества миофибрилл. Объем мышечного слоя возрастает быстро, к концу первого года он удваивается.

В период от 2 до 6 лет быстрый рост сердца сменяется плавным ростом. В этом возрасте идет формировании клапанного аппарата, в стенке появляются магистральные сосуды, совершенствуется нервный аппарат.

Процессы дифференцировки и роста сердца

В школьном возрасте (7-10 лет) в эндокарде формируется гладкомышечный слой, объем миокарда к 7 годам увеличивается в 5 раз по сравнению с первоначальным. В период половой зрелости наблюдается усиление роста и дифференцировки сердца. Нарастание толщины стенок сердца идет за счет увеличения поперечных размеров кардиомиоцитов и соединительнотканных прослоек, в частности, в эндокарде.

• Рост миокарда и стромы сердца заканчивается к 27-30 годам.

Сердце при старении.

• В процессе старения изменяется масса сердца человека: до 90 лет она увеличивается, а затем снижается. Увеличение массы сердца связано с гипертрофией кардиомиоцитов, накоплением подэпикардиального жира и соединительной ткани.

• С 50-60- лет сердечная мышца становится дряблой. Склеротические изменения венечных артерий нарушают питание миокарда. Мышечные клетки могут подвергаться атрофии.

• Кардиомиоциты в старческом сердце гипертрофируются, что расценивается как адаптивная реакция, направленная на поддержание сократительной способности сердца.

• В проводящей системе сердца увеличивается количество коллагеновых волокон, что ухудшает сократительную способность миокарда.

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ.

Артерии и вены. Сосуды у новорожденного, в отличие от сосудов взрослого, отличаются большей емкостью.

• Диаметры артерий и соответствующих вен обычно одинаковы. У детей поперечное сечение вен примерно такое же, как и у артерий, но с возрастом вены расширяются и к периоду половой зрелости ширина вен становится, как у взрослого – в 2 раза больше ширины артерий.

• У маленьких детей в артериях мышечная оболочка очень плохо развита, но стенка артерий отличается большой эластичностью. Чем эластичнее артерии, тем меньше затрачивается мощность сердца для передвижения по ним крови. Следовательно, эластичность артерий у детей облегчает работу сердца. Формирование сосудистой стенки всех кровеносных сосудов завершается к 12 годам – к этому возрасту строение сосудов почти такое же, как у взрослых.

• Полное развитие сосудов под влиянием функциональной нагрузки заканчивается только к 30 годам.

• Сосуды

Капилляры. У новорожденных и детей первой недели жизни капиллярные сети обычно развиты лучше, чем у взрослых. Эндотелий капилляров у новорожденных имеет большую толщину, но к концу первой недели жизни происходит его истончение, что значительно увеличивает просвет капилляров. Поэтому у детей капилляры относительно шире и проницае-мость их больше, чем у взрослых.

• Капилляры дифференцируются до14-16 лет.

Кровеносные сосуды при старении.

• Основные изменения в крупных артериальных стволах проявляются:

• - уплотнением внутренней оболочки за счет разрастания коллагеновых волокон (склерозированием);

• - частичной атрофией мышечных клеток;

• - снижением эластичности сосудистой стенки.

ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЕРДЕЧНО- СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

• В раннем детстве сердце отличается повышенной жизнестойкостью. Оно долго сокращается после полной остановки дыхания – до 6 месяцев можно оживить 71% остановившихся сердец, до 2 лет -56%, а к 5 годам – только 13%.

• Частота сердцебиений с возрастом уменьшается. Наибольшая частота сердцебиений у новорожденных – 120-140 ударов в мин., в 1-2 года -110-120 уд/мин., а в 15-17 лет -65-75 уд/мин.

ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЕРДЕЧНО- СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

• С возрастом вес сердца увеличивается неравномерно и отстает от темпа увеличения роста и веса организма. В 10-11 лет вес сердца по отношению к весу тела наименьший.

• Диспропорция между ростом сердца и аорты и всего тела приводит к появлению функциональных шумов.

• Частота функциональных шумов у дошкольников составляет 10%, у младших школьников – 30%, а в период полового созревания увеличивается до 44-50%.

• Затем частота шумов с возрастом уменьшается.

Сердечно-сосудистая система и кровь. Наилучшими средствами для тренировки этих систем являются циклические упражнения: бег, ходьба, плавание, лыжи, велосипед и т.п. Основным режимом их использования должен быть аэробный, то есть такой, когда запрос кислорода на работу мышц в этих условиях полностью удовлетворяется в процессе самой работы и кислородный долг не образуется. Длительность непрерывного выполнения аэробного упражнения должна постепенно достичь 40–60 минут при не менее 3–4 занятий в неделю.

Длительные малоинтенсивные упражнения способствуют появлению многих благоприятных эффектов. Так, в крови возрастает количество эритроцитов, что ведет к нарастанию кислородной емкости крови, то есть каждая единица объема крови может перенести больший объем кислорода и углекислого газа. При этом важно, что старые эритроциты быстрее разрушаются, а вместо них появляются молодые, активность гемоглобина в которых выше. Другим результатом длительных аэробных упражнений является снижение концентрации холестерина в крови, что является важным фактором профилактики атеросклероза. Вместе с тем, уже появившиеся на стенках сосудов атеросклеротические бляшки постепенно разрушаются и вымываются, благодаря чему сосуды оказываются эластичными и обеспечивают хорошее кровоснабжение тканей и органов – это является важным фактором стабилизации артериального давления. Уже доказано, что полноценная двигательная активность активирует антисвертывающую систему крови, что препятствует формированию внутрисосудистых тромбов, в том числе и инфаркта миокарда.

В сердце под влиянием малоинтенсивных упражнений улучшается капилляризация, то есть на единицу сечения миокарда притекает больше крови, что не только обеспечивает лучшее энергоснабжение работы сердца, но и предупреждает возникновение в нем ишемических явлений и инфаркта миокарда. В нем улучшается течение обменных процессов и активизируются дыхательные ферменты, нормализуется соотношения ионов калия и натрия, обеспечивающее улучшение сократительной функции сердца. При сочетании аэробных упражнений с кратковременными (в зависимости от возраста – от 20 секунд до 2–3 минут) анаэробными или аэробно-анаэробными ускорениями происходит постепенное возрастание производительности сердца, в частности, ударного объема (объема крови, выбрасываемого сердцем за одно сокращение). В этом случае в покое сердце работает очень экономично (частота сокращений снижается до 50–40 и ниже в минуту), а при выполнении напряженной работы его производительность у физкультурника оказывается гораздо выше, чем у нетренированного (так, во время работы у первого сердце может перекачать до 25–30 литров крови в минуту, а у второго – лишь 15–18 литров).

Важными факторами оптимизации кровообращения являются «мышечный насос» и «периферические мышечные сердца». Первый из них заключается в том, что сокращающиеся при работе скелетные мышцы сдавливают венозные стволы (особенно в нижних конечностях), что при наличии в них клапанов способствует продавливанию крови к сердцу. Вторые же реализуются высокочастотной вибрацией артерий среднего и малого калибра, также осуществляющих продвижение крови, но теперь – к капиллярам, а оттуда – по венам. Важно, что после мышечной работы активность вибрации сохраняется в течение нескольких часов, а при гиподинамии оказывается очень вялой.

Использование циклических упражнений преимущественно аэробного характера благоприятно сказывается и на состоянии дыхательного аппарата. Прежде всего, следует отметить тренировку дыхательных мышц, особенно мышц вдоха, сила которых заметно возрастает. Растет и эластичность легких, и просвет дыхательных путей. Тренировка обеспечивает рост жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и эффективности газообмена (О2 и СО2) между альвеолами и кровью капилляров. В покое потребление О2, частота дыхания и объем вентилируемого через легкие воздуха у тренированного ниже, чем у нетренированного, а при напряженной работе – заметно выше. Важным эффектом физической тренировки является то, что умеренная динамическая нагрузка дает лучшее расправление легочной ткани, более равномерный кровоток в ней, а активный газообмен предупреждает развитие застойных явлений, провоцирующих возникновение пневмоний.

Таким образом, «запас прочности» между покоем и максимальной производительностью для сердечно-сосудистой и дыхательной систем у занимающихся физической культурой заметно выше, чем у не занимающихся.

3. Соотношение видов подготовки на различных этапах многолетней подготовки юных спортсменов.

 

Билет 9

1. Контроль и учет в спортивной тренировке. Оценка по видам подготовленности.

Контроль за состоянием подготовленности. Оценка подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревновательной деятельности и предусматривает:

1) оценку общей и специальной подготовленности;

2) оценку технико-тактической подготовленности;

3) оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях.

Оценка состояния здоровья и основных функциональных систем проводится, как правило, медико-биологическими методами специалистами в области психологии, биохимии и спортивной медицины.

Оценка общей и специальной подготовленности складывается из отдельных оценок уровня развития физических качеств: силы, скоростных способностей, выносливости и гибкости. При этом тестировать необходимо ведущие для данного вида спорта и для данной соревновательной дисциплины физические качества или комплексные их проявления (скоростно-силовые, специальная выносливость и т.д.)

Оценка технической подготовленности. Контроль за технической подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнений собственно-соревновательных и тренировочных форм соревновательных упражнений. Контроль техники осуществляется визуально и инструментально. Критериями техники являются: объем, разносторонность, эффективность техники.

 

Организация тренировочного процесса нерарзрывно связана с постоянным анализом трех основных составляющих спор­тивного совершенствования спортсменов:

— соревновательной деятельности,

— динамики состояния,

— содержания и структуры учебно-тренировочного про­цесса.

Важнейшими условиями оптимального управления процессом спортивной подготовки является комплексность, всесторонность и объективность используемой оценки. Ор­ганизация контроля, базирующаяся на этих условиях, долж­на включать в одноразовые обследования данные, отражающие различные стороны подготовленности с помощью разно­родных (педагогических, функциональных, психологических, технических и т. п.) и разноуровневых показателей. Это время пробегания 30-и или 60 метровой дистанции, время простой реакции, индекс напряжения сердечно-со­судистой системы, частота сердечных сокращений, величина артериального давления, результаты тестирования систем организма и т.п.

Названные критерии должны обязательно увязываться с временным отрезком исследова­ний (разновидности контроля — этапный, текущий, опера­тивный) и рабочим режимом (покой, тренировка, соревнова­ние и т.д.).

Таким образом, под комплексным контролем следует понимать совместную реализацию этапного, текущего и оперативного видов контроля в процессе обследований спортсменов на основе всесторонней оценки их технической, функциональной, подготовленности, содержания учебно-тренировочного процесса и соревнова­тельной деятельности.

Этапный контроль. Оценка эффективности тренировочного процесса неразрывно связана с оценкой динамики под­готовленности спортсменов, которую необходимо осуществ­лять с учетом всех сторон — физической, технической, функ­циональной, психологической. Данное положение является основой индивидуального управления процессом подготовки и осуществляется с помощью средств и методов этапного контроля. Совершенствование средств и методов этапного контроля позволяет определить основные направления про­цесса подготовки и оценить его результативность за отно­сительно длительный промежуток времени

(мезоцикл, пе­риод подготовки).

Перспективными являются два основных подхода. Первый основан на сопоставлении данных обсле­дуемого спортсмена с показателями спортсменов более вы­сокой квалификации, включая, если имеется возможность, сильнейших спортсменов мира. Второй подход имеет в виду использование метода индивидуальных характеристик, ориен­тируясь на групповые модельные характеристики. Это объяс­няется тем, что, во-первых, средние значения контрольных показателей отличаются достаточно большой дисперсией, во-вторых, к достижению средних результатов в тех или иных контрольных упражнениях можно прийти множеством различных путей. Поэтому ориентация только на «средние» значения показателей модельных характеристик может не дать положительного эффекта применительно к подготовке отдельных сильнейших спортсменов. Практический опыт подготовки высококвалифицированных спортсменов свиде­тельствует, что индивидуализация тренировочного про­цесса предполагает использование своеобразных оригиналь­ных методик, направленных на учет индивидуальных осо­бенностей занимающихся.

Текущий контроль. Предметом текущего педагогического контроля является оценка повседневных изменений раз­личных систем организма спортсменов, связанных с особен­ностями их реакции на различные по объему, интенсивности и направленности тренировочные нагрузки, включаемые в рамки малых циклов тренировки. Применение этой разно­видности контроля предусматривает рационализацию пла­нирования тренировочных нагрузок в днях микроцикла с учетом функционального состояния организма, позволяет оптимизировать предсоревновательную ттподготовку, дифферен­цировать тренировочные нагрузки по величине (большие, средние, малые) на основе реальных функциональных сдви­гов.

Оперативный контроль. Управление двигательной дея­тельностью спортсмена и её регламентация непосредствен­но в процессе выполнения конкретных тренировочных на­грузок осуществляется на основе оперативного контроля. Важным элементом его следует считать оценку состояния спортсмена с точки зрения соответствия конкретным зада­чам предстоящей тренировочной и соревновательной дея­тельности. На основании определения предрабочего состоя­ния становится возможным, во-первых, прогнозировать ре­зультативность выьлполнения тренировочного задания и, во-вторых, корректировать либо само задание, либо требования к спортсмену. При этом следует иметь в виду, что квали­фицированные спортсмены достаточно точно определяют соот­ветствие их состояния, тренированности и степень восстановленности организма стоящим перед ними задачам.

В целом оперативный контроль, учитывающий воздействие отдельных упражнений и их комплексов в тренировочном за­нятии, предполагается внедрять в практику путем разра­ботки групповых и индивидуальных моделей реакции спорт­сменов на различные по объему, интенсивности и направ­ленности тренировочные нагрузки. Для решения этих вопро­сов необходимо накопление материалов, характеризующих реакции организма спортсменов на общепринятые трениро­вочные нагрузки и позволяющих установить функциональ­ные сдвиги занимающихся в момент выполнения этих на­грузок. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что, несмотря на кажущуюся простоту реализации оперативного контроля, это направление остается наименее разработан­ным (В.М. Карлышев, 1989г.).

Наиболее изменчивым и подвижным является функциональное состояние спортсмена. Оно зависит от ситуации, личностных особенностей, реакции окружающих, в конечном счете, от состояния адаптационного процесса. Это многоаспектное явление и качественная его диагностика существенно влияет на принятие решений при управлении тренировочным процессом. Часто тренеры, имеющие большой профессиональный опыт достаточно объективно анализируют информацию о состоянии спортсмена, так как знают его особенности поведения в различных состояниях. Но эта способность тренера вырабатывается многими годами работы. Начинающим тренерскую деятельность можно достичь таких результатов интерпретации значительно быстрее.

Следует учитывать, что степень сложности и значимости ситуации для спортсмена (тренировка, соревнование) пропорциональна яркости красок его состояния, полноте его проявления и тем менее он способен к саморегуляции. Соревновательная деятельность усугубляет ситуацию и усиливает роль психологического компонента состояния, который существенно влияет на деятельность и поведение спортсмена. Эффективность тренировки, спортивного выступления зависит от многих составляющих и, прежде всего, от состояния спортсмена. Для оценки его готовности важно использовать систему контроля, с помощью которой возможно целенаправленное и эффективное управление психическим состоянием и деятельностью спортсмена. Для этого необходимо оценить несколько компонентов этого состояния:

— осознаваемый (как спортсмен осознает себя и свою способность управлять собой);

— вегетативный (эмоциональный уровень);

— функциональный (на каком уровне работают ведущие системы организма);

— двигательный (на каком уровне находятся ощущения и качества движений);

— регуляционный (волевой, регуляционный и целевой компонент).

Осознаваемый компонент состояния — оценивается субъективными оценками спортсмена своего самочувствия, настроения, активности, желания тренироваться или выступать, удовлетворенности тренировочным

процессом, ясности цели и т.п. исходя из 10 баллов или 100%. Показатели

менее 70% перед соревнованиями должны насторожить тренера, так как

отражают недостаточный настрой спортсмена или говорят о его апатии.

Вегетативный компонент состояния — можно оценить с помощью биопотенциометрии, оценки электрокожного сопротивления, кожногальванического рефлекса и критической частоты мелькания. В зависимости от эмоционального состояния спортсмена тренер предусматривает особенности разминки, его настраивания на работу, специфику включения его в игру и т.п.

Функциональный компонент может оцениваться множеством методов доступных тренеру (пульсометрия и измерение артериального давления, функциональные пробы). Оценка тонуса мышц с использованием миотонометра, позволяющего оценить степень расслабления и напряжения мышц, даёт информацию о степени готовности мышц к работе.

Двигательный компонент состояния наиболее информативен в плане готовности организма к деятельности. Для этого можно использовать методы динамометрии, кинематометрию, оценку простой и сложной реакции на движущийся объект, теппинг-тест. Результаты двигательных тестов отражают особенности возможностей спортсмена, саморегуляции движений и действий, а также установки и степень контроля своих действий. Для спортсменов-игровиков наиболее важны показатели точности, разброса и направление ошибки при реакции на движущийся объект, величина максимального усилия и отношение оптимального усилия к максимальному (Ю.Я. Киселев, 2002).

Регуляционный компонент состояния можно отследить по различным дифференцировкам в двигательных тестах в изменяющихся условиях или меняющихся установках. Комплексная оценка всех компонентов позволяет

тренеру определиться в особенностях подготовки спортсмена, принять оптимальное решение о коррекции либо состояния, либо стоящих перед ним задач, выбрать наилучший режим деятельности, необходимые средства и методы восстановления.

2. Влияние процесса формирования силовых способностей на построение этапов многолетней подготовки спортсменов.

 

Развитие силы – это процесс повышения максимально возможного напряжения мышц [5]. Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек от 11-12 до 15-16 лет. Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет [7]. Следует отметить, что именно в эти отрезки времени сила в наибольшей степени поддается целенаправленным воздействиям с помощью специальных силовых упражнений с отягощениями. По сравнению с другими физическими упражнениями они вызывают значительное напряжение мышц.

 

При планировании многолетней подготовки, необходимо совместить во времени период максимальных тренировок нагрузок и наиболее сильно воздействующих средс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: