Методика проведения диагностики по выявлению нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста




Диагностику проводили по 3-х бальной системе:

1 бал – низкий уровень, ребенок не имеет представления о понятиях;

2 бала – средний уровень;

3 бала – высокий бал.

1 бал – ребенок не имеет представления о понятиях, в оценке или поведении необходима помощь педагога;

2 бал – ребенок определяет не совсем точно, в оценке или поведении начинает пользоваться инициативно;

3 бал – самостоятельно определяет понятие и стремится сделать свой выбор.

I. Щедрость-жадность.

1. Определение понятия детьми;

2. Оцени героя по поступкам;

3. Использование ситуации.

У тебя есть 2 конфеты, а в группе детей много. Как ты поступишь с конфетами:

а) съешь сам;

б) поделишься с лучшим другом;

в) попросишь воспитателя разделить их на всех.

II. Честность-ложь.

1. Определение понятия ребенком.

2. Оцени ситуацию.

3. Наблюдение.

III. Трудолюбие-лень.

1. Определение понятия детьми.

2. Наблюдение: охотно ли дежурят (по столовой, в уголке природы, выполняют поручения взрослых).

3. Беседа по сказке «Рукодельница и ленивица».

VI. Смелость-трусость.

1. Определение понятия.

2. Беседа по художественному представлению.

3. Оцени поступок.

V. Добро-зло

1. Определение понятий детьми.

2. Оцени поступок другого.

3. Поступок, который порадовал, поступок, который огорчил.

VI. Справедливость-несправедливость

1. Определение понятий.

2. Выполнение правил в игре.

3. Оцени поступок.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для родителей

 

1. Считаете ли Вы нравственное начало важнейшими компонентами личности?

· Да

· Не ставлю на первое место

· Нет

2. Согласны ли Вы с тем, что до школы закладываются основы нравственности и этикета?

· Да

· Не совсем так

· Нет

3. Какие нравственные качества Вы цените в людях? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как Вы считаете, с формированием каких нравственных категорий необходимо начинать воспитание детей?

доброта дружба искренность

любовь честность смелость

уважение справедливость трудолюбие

5. Как Вы определяете послушание

· Нравственное поведение

· Власть родителей

· Бессилие родителей

6. Всегда ли в глазах вашего ребенка Вы поступаете правильно, справедливо?_______________________________________________________

7. Согласны ли Вы с тем, что основы нравственного поведения закладываются в первую очередь в семье?

· Да

· Не совсем

· Нет

8. Есть ли в Вашем родительском багаже методы нравственного воспитания?

· Беседы

· Жизненные ситуации

· Художественная литература

· Обсуждение

9. Испытываете ли Вы желание услышать о совеем ребенке «хорошие манеры», «хорошо воспитан»?

· Да

· Нет

10. Согласны ли Вы, что нравственные качества и представления влияют на поведение ребенка?

· Да

· Не всегда

· Нет

11. Легко ли ребенку сделать нравственный выбор?______________________________________________________________

12. Считаете ли Вы, что вам не хватает опыта и знаний об особенностях эмоционального, нравственного, этического развития ребенка?_________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Результаты анкетирования родителей по вопросам нравственного воспитания детей

1вопрос да 93%
  нет 7%
2 вопрос Да 91%
  Не совсем 7%
3 вопрос Честность 28%
  Доброта 28%
  Тактичность 7%
  Любовь 7%
  Справедливость 15%
  несправедливость 15%
4 вопрос Уважение к старшим 28%
  Доброта 35%
  Дружба 21%
  Честность 7%
  Справедливость 7%
5 вопрос Власть родителей 42%
  Нравственное поведение 58%
6 вопрос Всегда справедливо 7%
  Не всегда справедливо 93%
7 вопрос Да 100%
8 вопрос Жизненные ситуации 28%
  Беседы 28%
  Художественная литература 16%
  Обсуждения 28%
9 вопрос Да 100%
10 вопрос Да 70%
  Не всегда -
  Нет 30%
11 вопрос Легко 21%
  нет 79%
12 вопрос Да 15%
  нет 85%

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тематическое планирование

 

Тема Формы работы
Любовь 1. Игра упражнение «Ласковое имя» 2. Рассказы про фотографии в семейном альбоме 3. Чтение художественных произведений: «Аленький цветочек», «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снежная королева» 4. Конкурс «Добрые слова» 5. Инсценировка «Какой хороший вечер», «День Матери» 6. Беседа «Мои бабушка и дедушка» 7. И/у «Объятия»
Милосердие 1. Беседы: «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом», «Люди не похожие на нас» 2. П /и «Слепые котята», «Слепой и поводырь» 3. Игра «Добрые волшебники», «Письмо заболевшему другу» 4. Разыгрывание ситуации «Кто бы помог»
Добро и зло 1. Беседа-игра «Магазин необычных покупок» 2. Этюды «Добрый человек», «Злюка» 3. Беседа с мальчиками «Будем с девочками дружить» 4. Чтение сказок: «Цветик-семицветик», «Сказка о добром сердце», «Вовка - добрая душа» 5. Р/и «Пожелания» 6. Беседа «Наши четверонигие друзья» 7. Игра: «Птицы, звери, рыбы», «Садовник», «Посадка и уход за деревцем» 8. Рисование: «Мой дом», «Где живет Мурзик»
Щедрость и жадность 1. Пословицы 2. Игра/тест «Две конфетки» 3. Физкультминутка «Жадный пес» 4. Правила для жадин и нежадин в группе 5. И/у «Мое общее»
Трудолюбие и лень 1. Беседа: «Терпение и труд все перетрут», «Вот она какая лень» 2. Пословицы 3. Рисование «Дворец Деда Мороза» 4. Тест для друзей «Друзья» 5. Чтение басни «Стрекоза и муравей» 6. Рисование по скзке «Три поросенка» 7. Экскурсия к родителям. Знакомство с профессиями детского сада 8. Чтение сказок: «По щучьему велению», «Золушка» 9. Этюд «Ленивый Егорка»
Честность и ложь 1. Пословицы, поговорки 2. Правила для детей 3. Чтение сказки: Братья Гримм «Заяц и еж», Л. Толстой «Лгун», Н. Носов «Леденец», Л. Толстой «Косточка», «Чашка» 4. Рисование «Чудесная чашка» 5. Рисование по сказке «Дюймовочка» 6. Р/и «Небылицы» 7. Т/задание «Мы фантазеры»
Справедливость и несправедливость 1. Чтение худ. произведений: «Заюшкина избушка», «Гадкий утенок», В.Осеева «Печенье» 2. Беседы «Легко ли быть справедливым» 3. Д/и «Волшебная палочка», «Коллекция детских считалок» 4. Игра: «Путешествие в страну Справедливости»
Смелость и трусость 1. Беседы: «О храбрости и трусости», «Этих дней не смолкнет слава» 2. Экскурсия к Вечному огню 3. Пословицы 4. Чтение Б. Житков «Храбрый утенок» 5. Русская народная сказка «У страха глаза велики» 6. Развлечение в группе «Будут наши мальчикив армии служить» 7. Сказка «Как солдат страх победил» 8. Игра «Обруч храбрости» 9. Ситуация выбора «Ранняя весна» 10. Творческое задание «Школа храбрости» 11. Рисунок «Храбрые путешественники»

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Художественная литература,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: