Дидактические игры для обогащения нравственно-ценного словаря дошкольников




 

Эти дидактические игры направлены на обогащение нравственно-ценного словаря детей, закрепление обогащенных представлений о нравственных качествах; углубление понимания значений нравственно-ценных слов; активизацию соответствующей лексики в самостоятельной речи детей.

Дидактические игры и упражнения: «Добавь словечко», «Закончи предложение», «Скажи по-другому», «Скажи наоборот», «Найди себе пару », «Что бывает…(добрым, злым, лживым)», «Найди ошибку», «Карикатура».

Цель: закрепление умения подбирать синонимы и антонимы к словам, обозначающим нравственные качества человека.

 

«Добавь словечко»

Правило игры: кому брошу мяч, тот отвечает.

Ведущий называет несколько слов, а игроки заканчивают синонимический ряд.

Используемая лексика: добрый, доброжелательный - … (добросердечный); испуганный, боязливый - …(трусливый); жадный, - … (скупой); храбрый, отважный - … (смелый)

 

«Закончи предложение»

Правило игры: прошепчи ответ на ушко ведущему:

Воспитатель. Этот мальчик добрый, а этот … (скромный), этот щедрый, а этот … (жадный).

На первых этапах работы возможно использование наглядности (специально подобранные иллюстрации, картинки).

 

«Скажи по-другому»

Правило игры: кому брошу мяч, тот отвечает.

Воспитатель. Добрый – доброжелательный, добросердечный и т.д.

 

«Скажи наоборот»

Правило игры: кому брошу мяч, тот отвечает.

Воспитатель. Жадный - … (скупой), трудолюбивый - … (ленивый).

 

«Найди себе пару»

Правило игры: дети превращаются в слова.

Ведущий говорит, кто каким словом стал. Дети бегают, прыгают, по команде находят свою пару.

В этих играх необходимо использовать разные части речи, а также обращать внимание на соответствие части речи, предлагаемой взрослым и называемой ребёнком. Например, доброта – злость, добрый – злой; радость – грусть, радостный – грустный, радоваться – грустить. Надо стимулировать дошкольника к использованию в речи и не только отдельных слов, но и словосочетаний, в которых нравственно-ценная лексика употребляется в разных грамматических формах (скупой купец – щедрый купец), жадная девочка – щедрая девочка).

 

«Что бывает… (добрым, злым, лживым)»

Цель: формирование умения подбирать слова, лексически сочетающиеся с заданными.

Правило игры: дети должны назвать слова по цепочке.

Добрым бывают не только человек, какое-либо животное (собака, кошка), но и руки, глаза, солнце, ветер, улыбка, книга и т.д.

 

«Найди ошибку»

Цель: закреплять умение подбирать нравственно-ценную лексику, адекватную смысловому содержанию предложения.

Правило игры: кто быстрее найдет ошибку.

Примерные варианты заданий:

ü вежливая девочка грубо разговаривала с бабушкой;

ü сегодня праздник, поэтому мальчик хвастается новой игрушкой;

ü мама обрадовалась, так как дочка не хотела ей помогать;

ü трусливый мальчик, заступился за слабого и т.д.

«Карикатура»

Цель: активизировать в речи детей слова, характеризующие нравственные качества человека.

Правило игры: выбирают одного ребёнка из группы. Остальные дети и воспитатель по очереди говорят, какие качества они ценят в этом ребёнке, а потом называют то, что им не нравится. Затем на большом листе бумаги все сообща рисуют карикатуру. Ребенка изображают в шутливом виде, но так, чтобы не обидеть.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Мирилки

Пальчик за пальчик Крепко возьмём Раньше дрались, А теперь ни по чём.   Чтобы солнце улыбалось, Нас с тобой согреть старалось, Нужно просто стать добрей И мириться нам скорей!
Мирись, мирись, Больше не дерись. Если будешь драться, Я буду кусаться. А кусаться – ни при чём, Будем драться кирпичом. Нам кирпич не нужен Давай с тобой подружим!   Хватит нам сердиться, Веселятся все вокруг! Поскорей давай мириться: - Ты мне друг! - И ты мне друг! Мы обиды позабудем И дружить как прежде будем.  
Хватит ссориться и злиться! Ну, давай скорей мириться Прочь обида, уходи! Ждет нам дружба впереди! Давай с тобой мириться И во всем делиться. А кто не будет мириться, С тем не будем водиться.  
Чем ругаться и дразниться, Лучше нам с тобой мириться! Будем вместе улыбаться. Песни петь и танцевать, Летом в озере купаться И клубнику собирать, На коньках зимой кататься, Баб лепить, в снежки играть, На двоих делить конфеты, Все проблемы и секреты. Очень скучно в ссоре жить, Потому давай дружить! Мы друг другу нагрубили И о дружбе позабыли: Перессорились, подрались, Друг на друга обзывались! Хватит, надо помириться, Как же нам остановиться?! Мама зеркало несёт, Посмотреться нам даёт, Хмурый Злюк с Колючим глазом Рассмешил нас с Вовкой разом! Мир-мир навсегда Больше ссориться нельзя, А то бабушка придёт И по попе надаёт.  
Давай не будем ссориться никогда-никогда. Давай ещё раз помиримся навсегда, навсегда! Уши потрепали, кулачки размяли, Мы о нашем мире целый день мечтали! Ты – мой друг и я твой друг! Обойдём наш дом вокруг, Посмеёмся, подмигнём. И опять дружить начнём!  
Твой мизинчик, мой мизинчик. Раз, два, три, четыре! Мы с тобою помирились. Лучше нет нас в мире! Ссориться не надо, Навсегда забудем! Мир, мир, мир, мир! Ссора - раз, да ссора – два! Закружилась голова! Ты – плечом, да я – плечом, Кулаком ещё потом! Ты – ногой, а я другой! Ты – такой, а я – такой! Хватит, разожми кулак!

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Конспект занятия

Программные задачи: закрепить у детей нравственные качества (щедрость, трудолюбие, умение радоваться успеху друг друга, добро); использовать в речи нравственно-ценные понятия; поддерживать у детей нравственное поведение и делать самостоятельно нравственный выбор.

Ход занятия

Воспитатель. Скоро, скоро Новый год. Дед Мороз усердно готовится к празднику. А какой Дед Мороз (трудолюбивый, добрый, честный …)

Вы заметили, где уже трудился Дедушка Мороз (в городе елки поставил, огни зажег, украсил улицы).

Как вы думает, побывал ли он у нас в группе?

«Ищут следы Деда Мороза». Находят записку на ёлке. (К артинка с Дедом Морозом заболевшим)

«Извините. Всех дел не переделал. Немного приболел. Уехал в резиденцию чай с медом пить, морозца и снежка прихватить. Вы остаетесь в саду моими заместителями. Мешок мой найдете в группе. Он там лежит, где колокольчик звенит».

Дети закрывают глазки и слушают звон колокольчика.

Воспитатель раскрывают мешок.

- Дед Мороз нам написал, что мы некоторое время будем Дедами Морозами.

Дети надевают шапочки Деда Мороза.

Воспитатель. Вам понравились эти шапочки? Скажем друг другу комплемент. Дед Мороз делает добрые дела, добрые поступки, я знаю, что и вы тоже делаете добрые поступки.

Игра «Добрые поступки»

А ещё дед Мороз любит дарить подарки с хорошими пожеланиями.

Сегодня у нас гости. Давайте мы их поздравим с наступающим Новым годом и Рождеством.

Сюжетно-ролевая игра «Желаю вам» (дети дарят приглашенным подарки и говорят пожелания)

Воспитатель. Молодцы! Я думаю, вы сможете помочь и этому мальчику (показывает картинку «Добрый человек поступит по взгляду, в трудную минуту будет рядом).

Вопросы к детям

1. Что они увидели?

2. Почему мальчик грустный?

3. Можно ли ему помочь?

(Ответы детей).

Воспитатель. Мальчик тоже любит играть, но бегать и прыгать он не может.

Можно ли помочь мальчику? (Ответы детей).

Игра «Глухой телефон»

Воспитатель. У вас дети доброе, милое сердце. Вас можно назвать милосердными и хорошими друзьями.

Дети садятся на ковер.

Воспитатель. Я думаю, вы смогли бы помочь и моим детям во дворе.

Проблемная ситуация.

Шла я с работы, а во дворе собрались дети поиграть, но очень сильно спорят. Не могут решить, кому в игре водить?

Как же им помочь? (О тветы детей)

Р/и «Я считалок много знаю, справедливо поступаю»

Воспитатель. Наверное они считалок не знают. Вы мне расскажите, пожалуйста, а я их запишу. (Дети предлагают свои считалки)

- Молодцы, столько считалок знаете, что мне кажется пора поиграть.

Игра «Заколдованные фигуры»

Воспитатель. Дед Мороз добрый волшебник. Он делает чудесные превращения и всегда радуется. Сейчас Дед Мороз своей волшебной палочкой превратит вас в птичек. А птички порадуют его своими песенками.

Игра «Птички» (дети поют песенки на звуки, которые умеют говорить)

Раздаётся: «Гав-гав!»

Дети увидели собаку (возле него стоит целое блюдо печенья).

Воспитатель. Уж не тот ли он жадный пёс?

 

Физкультминутка «Жадный пёс»

Жадный пёс дров принес,

Воды нанес, тесто замесил,

Пирог испек, сел тихонько в уголок

И все съел сам: «Ам-ам-ам!»

 

Воспитатель. Дети, какой пёс? (жадный, трудолюбивый) А если бы он поделился с другими? (щедрый)

Голос пса: «Ребята я хочу научиться быть щедрым, ведь одному так скучно кушать. У меня две печеньки осталось. Как же на всех поделить?» (Предложения детей).

Угощаются печеньем.

Раздается плач (в раздевалке находят Золушку).

Воспитатель. Как вы думаете, почему Золушка плачет? Если бы Золушка жила в нашей группе, какую бы работу заставила её делать Мачеха. (Предположения детей).

- Это очень много. Какую бы вы работу могли помочь ей сделать?

Воспитатель. Дети, я думаю, Дед Мороз остался бы вами доволен. Вы не ленивые. А какие? Вы добрые, а не злые, вы щедрые, а не жадные, настоящие Деды Морозы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Консультация родителям

Все пчелы прилетели с медом, и только одна – такая маленькая и вредная – с дегтем.

А.Кнышев

 

Караул! Меня обманули!

Да, вот так чаще всего бывает: ваш ребёнок – настоящее чудо. Умный и веселый, ласковый и славный, лучший из детей. В бездонной бочке меда появляется та, самая преславутая ложка дегтя – обидное и необъяснимое детское вранье.

Первая реакция – обида. Первая мысль – «За что?»

Какие бы эмоции вы ни испытывали, столкнувшись с детским враньем, прежде всего необходимо знать: (по мнению Л.Н.Образцовой)

 

ü все дети врут. Вы ни в чем не виноваты.

ü детское вранье имеет свои причины, их можно обнаружить и скорректировать таким образом, чтобы в дальнейшем свести вранье к минимуму.

ü врущий ребёнок – все равно ваш самый любимый ребёнок. А вы – его самые любимые родители, заботливые и умные.

Вранье – один из первых признаков формирования нравственности. Дошкольник полагается, прежде всего, на реакции окружающих: одобрила мама – хорошо, отругала – значит плохо. Так формируются нравственные установки личности, а вранье «говорит» нам о том, что ребёнок тренирует эти способности.

С другой стороны, не стоит пугаться раньше времени – четырехлетка часто просто не в состоянии отличить правду от лжи, а точнее – от своей фантазии. Грань между фантазией и обманом очень зыбка.

Фантазия, в отличие от лжи, бескорыстна по сути своей: ребёнок просто придумывает для удовольствия, а лжет с определенной целью для чего-то. Так он начинает врать, когда обнаруживает, что правду говорить опасно; накажут, засмеют, не поверят.

Конечно, маленькие дети могут сообщить вам недостоверную информацию не потому, что врут, а потому что просто не помнят, как было дело на самом деле – или помнят как-то не так. При внимательном отношении вы без труда отличите такие случаи «вранья» от всех прочих.

Вообще большая ошибка – обвинять ребёнка во лжи. В основе лжи лежит страх и недовольство собой или миром. Ложь – не только проявление страха, но и наивная магическая попытка изменить себя или мир к лучшему.

Дети прекрасно знают, какими их хотят видеть родители, но далеко не всегда ребёнок может в действительности соответствовать требованиям родителей.

Одни дети – изо всех сил стараются приблизиться к идеалу, напрягая все силы и зарабатывая глубокие комплексы, истощая нервную систему. Другие – начинают лгать, пытаются хотя бы изобразить себя такими, какими их желают видеть взрослые.

Как понять, что ребёнок говорит неправду?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: