УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Доходы и расходы организации

Учет финансовых результатов организуется на основании ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации». Эти положения разработаны во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящих к увеличениюкапитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Поступления могут быть приняты к бухгалтерскому учету как доходы организации только при одновременном соблюдении следующих условий:

Доход должен быть получен в соответствии с конкретным договором, на основании законодательных и нормативных актов.

Сумма дохода должна быть определена.

Право собственности на материальные ценности (товары, готовую продукцию) должно перейти покупателю, а выполненные работы (оказанные услуги) должны быть приняты заказчиком.

Суммы расходов (произведенных и предстоящих), связанных с какой-либо хозяйственной операцией должны быть определяемыми. Это значит, что в момент признания доходов от продажи организация должна иметь возможность определить полную себестоимость реализуемой продукции (работ, услуг).

Должник должен оплатить или принять на себя обязанность оплатить переданные ему материальные ценности.

Для целей налогообложения прибыли доходы подразделяются на два основных вида:

доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

внереализационные, прочие доходы.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств), иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.

Расходы делятся на расходы от обычных видов деятельности и прочие расходы.

К расходам от обычных видов деятельности относятся расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров.

Эти расходы группируются по следующим элементам:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда;

· отчисления в страховые внебюджетные фонды;

· амортизация;

· прочие затраты. Прочими расходами являются:

· расходы от сдачи активов организации в аренду;

· расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

· расходы, связанные с продажей, выбытием основных средств и иных активов;

· проценты, уплачиваемые организацией за предоставленные ей кредиты и займы;

· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

· курсовые разницы;

· потери от чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и др.

Затраты могут быть приняты к бухгалтерскому учету и включены в расходы организации для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:

Расходы должны производиться в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов.

Сумма расходов должна быть определяемой.

Организация должна оплатить или принять на себя обязанность оплатить данные расходы.

Для целей налогообложения в соответствии с НК РФ все затраты организации подразделяются на 2 группы:

расходы, связанные с производством и реализацией;

внереализационные, прочие расходы.

Учет прибыли и убытков

Учет прибыли и убытков ведут на синтетическом счете 99 «Прибыли и убытки». Он предназначен для выявления финансового результата деятельности организации за отчетный год. Записи на нем ведутся накопительно в течение года. На первое число нового года остатка по этому счету быть не должно.

В течение отчетного года на счете 99 отражаются:

1. Прибыль или убыток от обычных видов деятельности: Д-т 90 К-т 99 - прибыль,

Д-т 99 К-т 90 - убыток.

2. Сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц:

Д-т 91 К-т 99 — списывается кредитовый остаток, Д-т 99 К-т 91 — списывается дебетовый остаток.

3. Начисленные платежи налога на прибыль, а также суммы причитающихся налоговых санкций: Д-т 99 К-т 68.

В учете каждой организации доходы и расходы накапливаются с начала года, а когда наступит новый отчетный год, их надо будет рассчитывать снова — с нуля. Поэтому перед тем как составлять годовую бухгалтерскую отчетность организация должна провести реформацию баланса. Заключается реформация в следующем: бухгалтер закрывает счета, где учитывались доходы и расходы, т. е. «обнуляет» их сальдо. Реформация баланса должна быть проведена по состоянию на 31 декабря. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли или убытка отчетного года списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»:

Д-т 99 (84) К-т 84 (99).

В начале следующего года организации нужно распределить полученную прибыль или покрыть убыток.

Пример 1.

По итогам года ОАО «Сезон» получило чистую прибыль, равную 200 000 руб. На общем собрании учредители приняли следующие решения:

— выплатить дивиденды в размере 50 000 руб. (из них 15 000 руб. — работникам организации);

— направить на формирование резервного капитала 30 000 руб. В бухгалтерском учете ОАО «Сезон» необходимо сделать следующие проводки. 31 декабря:

Д-т 99 К-т 84 — 200 000 руб. — списана нераспределенная прибыль отчетного года. 1 января:

Д-т 84 К-т 70 — 15 000 руб. — начислены дивиденды учредителям, являющимся работниками организации;

Д-т 84 К-т 75/2 — 35 000 руб. — начислены дивиденды учредителям, не являющимся работниками организации;

Д-т 84 К-т 82 — 30 000 руб. — направлена часть прибыли на формирование резервного фонда.

Пример 2.

По итогам года ЗАО «Горизонт» получило убыток 150 000 руб.

Общее собрание учредителей решило покрыть убыток за счет резервного и добавочного капитала.

По состоянию на 1 января на балансе ЗАО «Горизонт» числится 37 000 руб. резервного капитала и 94 000 руб. добавочного капитала.

В бухгалтерском учете 000 «Горизонт» нужно сделать следующие проводки. 31 декабря:

Д-т 99 К-т 84 — 150 000 руб. — списан убыток отчетного года. 1 января:

Д-т 82 К-т 84 — 37 000 руб. — погашена часть убытка за счет средств резервного фонда;

Д-т 83 К-т 84 — 94 000 руб. — погашена часть убытка за счет добавочного капитала. Сумма непокрытого убытка ЗАО «Горизонт» составила 19 000 руб. (150 000 - 37 000 - 94 000).

Чистая прибыль организации является основой для начисления дивидендов и иного распределения прибыли.

Схематично формирование чистой прибыли (убытка) можно представить следующим образом:





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...