КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н.ТУПОЛЕВА
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ, ФИНАНСОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА ПРОМЫШЛЕННОЙ КОММЕРЦИИ И МАРКЕТИНГА
ПРОГРАММА
Производственной практики для студентов специальностей
Маркетинг» и 351300 – «Коммерция (Торговое дело)»
Составители: Н.Г. Багаутдинова,
Д.С. Новиков
А.В. Гумеров
КАЗАНЬ 2004
Данные методические указания предназначены для студентов 5 курса специальности 061500 «Маркетинг» и 351300 «Коммерция» всех форм обучения. В них изложены основные цели и задачи практики, ее организация, обязанности руководителей и студентов, баланс времени студента, содержание практики, требования, предъявляемые к отчету и его защите.
Методические указания разработаны кафедрой Промышленной коммерции и маркетинга КГТУ им А.Н. Туполева.
Рекомендовано Учебно – методическим центром КГТУ им.А.Н.Туполева
Методические указания по
дипломному проектированию
рассмотрены и утверждены
на заседании кафедры "ПКМ":
протокол № 2 от" 4 "_ марта 2004 г.
Зав. кафедрой Н.Г. Багаутдинова
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Целью производственнойпрактики является закрепление и расширение теоретических знаний, полученных в процессе обучения, изучение практического опыта работы организации.
В соответствии с целью можно сформулировать следующие основные задачи производственной практики:
1. Ознакомление с организацией, в которой проходит практика, с целью формирования общего представления об организациооной структуре и деятельности организации.
2. Изучение процесса управления, закупочной деятельности и построение маркетинговой работы в конкретной организации.
3. Приобретение навыков работы с реальными документами, справочными, нормативными и законадательными материалами.
4. Сбор данных по основным направлениям деятельности организации.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Баланс времени студента
Производственная практика проводится после окончания 8-го семестра. Продолжительность практики – 4 недели. Примерное распределение времени приведено в табл. 1.
Таблица 1
Распределение времени студента в период производственной практики
Этап практики | Количество недель |
1. Ознакомление с организацией | 0,5 |
2. Изучение вопросов, связанных с процессом управления, закупочной деятельностью и построением маркетинговой работы в конкретной организации. | 0,5 |
3. Приобретение навыков работы с реальными документами, справочными, нормативными и законадательными материалами. | 0,5 |
4. Сбор данных по основным направлениям деятельности организации. | 1,0 |
5. Индивидуальное задание. | 1,0 |
6. Оформление и защита отчета по практике | 0,5 |
Обязанности студента и руководителей
Руководство производственной практики студентов со стороны КГТУ им. А.Н. Туполева осуществляется преподавателями кафедры Промышленной коммерции и маркетинга, а со стороны организации – руководителем практики, который назначается руководителем организации.
Руководитель практики от кафедры совместно с руководителем практики от организации выполняют следующие функции:
1) составляют календарно-тематический план работы студента в соответствии с программой практики;
2) проводят инструктирование по технике безопасности;
3) консультируют студентов по вопросам, возникающим в ходепрактики, по составлению отчетов по практике;
4) контролируют трудовую дисциплину студентов и качество их работы;
5) осуществляют прием отчетов по практике и оценивают выполненную работу.
Студенты при прохождении практики должны соблюдать следующие условия:
1) подчиняться првилам внутреннего распорядка той организации, где они проходят практику;
2) осуществлять сбор данных в соответствии с календарно-тематическим планом;
3) выполнять все указания руководителей практики от кафедры и от организации;
4) своевременно представить и защитить отчет по практике.
Содержание производственной практики
Ознакомление с организацией
Производственная практика начинается с общего ознакомления с организацией. Ознакомление с организацией начинается с экскурсии, в процессе которой студенты знакомятся с основными структурными подразделениями организациями, их основными функциями, видами выпускаемой продукции или перечнем услуг, технологическими процессами, особенностями снабженческой и сбытовой деятельности. В ходе производственной практики студент должен получить профессиональное представление и приобрести профессиональные навыки работы в экономических отделах, службах и подразделениях, используя теоретические знания, полученные в процессе учебы. Студенты, наряду со сбором материалов, должны участвовать в решении текущих производственных задач. Они могут занимать рабочие места логистиков, коммерсантов, менеджеров, программистов экономических задач, экономистов по вопросам маркетинга и др.
Студент должен изучить и отразить в отчете цифровые данные, схемы, таблицы, характеризующие следующие особенности организации:
· сведения о возникновении и развитии организации;
· организационно-правовую форму организации;
· вид собственности;
· принадлежность к отрасли;
· вид хозяйственной деятельности: промышленная, торговая и т.д.;
· организационную структуру организации;
· технологические или другие особенности, связанные с функционированием организации;
· специализацию организации, номенклатуру производимой продукции или услуг;
· перечень и характеристику основных поставщиков, потребителей, конкурентов;
· важнейшие технико-экономические показатели работы организации: объемы оборота, численность работающих по категориям, показатели использования оборудования, показатели использования рабочей силы, уровень средней заработной платы, показатели прибыли и рентабельности.
Изучение вопросов планирования и организации
Изучая вопросы планирования в организации, студент должен дать оценку стратегическим целям организации и проанализировать ее бизнес-план: обоснование производственной программы, формирование портфеля заказов, соответствие сформированной производственной программы имеющимся производственным мощностям, а также наличию ресурсов, наличие резервных мощностей в организации. Кроме того студент должен изучить методику расчета на производство продукции (работ, услуг) в данной организации, проанализировать затраты на производство, состав и размер затрат на управление организацией, коммерческие расходы и их содержание. Следует изучить расчет финансового результата организации, определить прибыль, показать направления ее распределения. Необходимо также проанализировать налогообложение организации, возможности применения налогового менеджмента.