Туристский потенциал объекта (или территории) – совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел, явлений, условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ (памятники культуры, достопримечательности, включающие этнокультурные особенности региона и заповедные зоны).
Туристские ресурсы являются национальным достоянием. Некоторые из них, имеющие особое значение, отнесены к объектам и памятникам мирового значения. Перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО.
Туристские ресурсы (ТР) – это совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта, который представляет собой комплекс услуг, предоставленных туристским предприятием гражданам.
ТР = природные + исторические + социально-культурные объекты + иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности потребителей туристских услуг, содействовать восстановлению и развитию их физических и нравственных сил.
ТР – основа формирование туристского бизнеса в том или ином регионе.
Оценка ТРП
Выявить ТРП – не сложно: имеются для любой старо-освоенной территории своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, подробные сведения об объектах социально-культурной сферы – музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях и базах отдыха и т. п.
Сложнее – оценка имеющегося ТРП. Она учитывает:
1)уникальность бъектов;
2) различия в доступности объектов;
3)различия в плотности размещения объектов в пределах региона;
4)разнообразие и комплексность имеющихся объектов;
5) физическое состояние объектов.
Свойства ТР:
Ø целостность – взаимосвязь всех ресурсов: объектов питания, гостиничного хозяйства, транспорта и мн. др.;
Ø динамичность;
Ø емкость – возможность включать в себя ресурсы и других сфер экономики, не имеющие тесного контакта с туризмом;
Ø привлекательность – основное свойство туристских ресурсов, делает объект предметом туристского показа.
Ø ТР = природные, культурные, исторические и инфраструктурные объекты данной территории, которые составляют или могут составить основу туристского продукта.
Оценка состояния использования объектов туристско-рекреационной сферы осуществляется сопоставлением показателей их посещаемости объектов и их возможностей приема туристов.
Пути интенсификации использования ТРП:
- поиск финансовых средств на развитие объектов социальной сферы и туристской инфраструктуры;
- подготовка высококвалифицированных кадров;
- активная рекламная деятельность, разъясняющая, объясняющая, описывающая позволяющая построить приоритеты в выборе места отдыха
Туристско-рекреационное районирование
Туристско-рекреационное районирование – разделение территории на определенные зоны (участки), отличающиеся структурой рекреационных ресурсов и направлением их освоения, специализацией туристско-рекреационного хозяйства.
Принципы районирования:
- генетический – районы схожи физико-географическими особенностями территорий, историей формирования ТОРХ и направлением его развития;
- социально - экономический – максимальное удовлетворение рекреационных потребностей общества, рациональное использование рекреационных ресурсов, повышение эффективности территориального разделения труда и интеграции рекреационных функций, снижение затрат на производство туристско-рекреационных услуг.
- общность туристско - рекреационного районирования с административно-территориальным устройством.
Районообразующие факторы:
1) геополитическое положение:
- физико-географический фактор (расположение территории по отношению к экватору, сторонам света, материкам, океанам);
- экономико-географический (расположение страны или территории по отношению к минеральным источникам, развитым странам, состояние ее экономики, трудовых ресурсов и т.д.);
- политический (внутриполитическая ситуация, внешняя политика страны, близость или отдаленность стран-«друзей», «врагов», «горячих точек» и прочее);
исторический (история развития территории);
государственно-правовой (степень ее адекватности канонам международного права).
2) туристско-рекреационные ресурсы;
3) состояние туристской инфраструктуры;
4) транспортная доступность;