СПЕЦИАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ СЛЕПЫХ




 

Чуканова А.М.,

директор Тульской

областной специальной библиотеки для слепых

Для детей с ограниченными возможностями (в передвижении, в умственном развитии, в зрительном восприятии мира) жизненное пространство часто ограничивается лишь домом, остальной мир остается за пределами их досягаемости. Вся работа библиотеки направлена на изменение этой социокультурной ситуации.

К сожалению, оценку современного состояния общества, его готовности принять инвалидов как равных, мы считаем негативной: отношение к инвалиду характеризуется как равнодушное, продолжается его отторжение, хотя на словах выражается поддержка. Ситуацию, по нашему мнению, может изменить четкое выполнение принятых государством законов и комплексное решение проблем инвалидности, постоянное и широкое просвещение населения, посредством средств массовой информации, реальное достижение инвалидами равного со всеми членами общества уровня культуры и образования, обеспечение их социальной реализации, условий полноценного существования.

Работу с обделенными судьбой детьми работники Тульской областной спецбиблиотеки считают своей «святой обязанностью» и делают все возможное для того, чтобы их жизнедеятельность не носила ущербный характер, чтобы они имели равные возможности для развития, удовлетворения своих духовных запросов, ведь для большинства из них мир открывается именно через книгу.

Для организации обслуживания особых детей важным является обеспечение таких форм общения ребенка с окружающим миром, которые призваны способствовать его раскрепощению, проявлению инициативы и творчества. Это требует от библиотекарей знаний основ педагогики и психологии, навыков работы с детьми – инвалидами.

Как правило, хорошая, добрая книга, теплая беседа, душевная забота со стороны библиотекаря помогают улучшить настроение ребенка, вывести его из состояния одиночества, усилить интерес и стремление к активной жизни.

Идея создания таких добрых книг родилась в нашей библиотеке в 1995 году, т.е. 10 лет назад, а создана первая тактильная рукодельная книжка-игрушка в 1996 году. Ее название - «Курочка Ряба» символично, т.к. благодаря этому удачному опыту в библиотеке в настоящее время насчитывается 98 непростых, а золотых книжек – игрушек.

Мысль о создании «живых» иллюстраций родилась благодаря изданиям ИПТК «Логос» ВОС – рельефно-графическим пособиям. Эти издания пользуются повышенным спросом. Они представлены в библиотеке в разнообразной тематике.

С их использованием библиотека смогла внедрить в библиотечную работу с инвалидами новые инновационные формы под общим названием «Мир на кончиках пальцев» (выставочная деятельность, обзоры, конкурсы и др.):

Ø По странам и континентам;

Ø Литературные портреты;

Ø Я шагаю по Москве.

Особой популярностью у читателей пользуется комплексное издание «История мировой культуры» (рельефное изображение храмов).

МДОУ нашего региона используют издание «Русские народные сказки» и др. Эти издания используют для индивидуальной работы, но, беседуя с детьми, мы часто от них слышим «холодная», «злая» книга. Как сделать книгу доброй, ласковой? Книгу, с которой не хотелось бы расставаться и листать ее много-много раз, и даже засыпать с ней.

Трудно переоценить опыт финских коллег, которые сделали первыми тактильные книги. О том, что такие издания есть, мы узнали из русско-финского журнала «Этюд». Я была безмерно счастлива, когда воочию смогла увидеть эти чудо - книги. Но каждый идет своим путем. Особый путь создания этих книг и у нас. Учитывая специфику нашего региона, большое количество детей с различными нарушениями зрения, а также различными нарушениями жизнедеятельности. Всего в регионе около 8 тысяч детей с ограниченными возможностями. Наши издания - это не только иллюстрации, выполненные с использованием природных материалов, но и два шрифта: по системе Брайля и укрупненный (возможно применение и аудиоматериалов). Эти книги могут быть эффективно использованы в разных жизненных ситуациях: когда родители инвалиды, а ребенок физически здоров, или наоборот. Это позволит более рационально и удобно использовать эти издания.

Дети-инвалиды не избалованы вниманием и чутко отзываются на проявленную о них заботу. Среди них есть и свои таланты.

Об этом лучше всяких слов рассказывает выставка творческих работ этих детей в библиотеке «Умелые руки не знают скуки». Работы представленные на ней, вызывают и слезы на глазах и улыбку на устах: ведь не могут не поразить работы ребят, которые имея физический недуг, лепят и рисуют, вышивают и плетут, вкладывая в это всю душу и умение, выражая, таким образом, любовь к жизни. Это не только дети-инвалиды. Среди них и дети с осложненным поведением (дети инвалидов), дети, отстающие в развитии (в основном из классов коррекции массовых школ).

Работы участников кружка «Оригами» были использованы в качестве иллюстрации для издания русской народной сказки «Репка». Этим они внесли свой вклад в создание необычного тактильного издания.

Современное детское книгоиздание предлагает нам только малые по объему познавательные книжные формы. Детям рекомендуются крупные формы увеличенного формата, универсального содержания, многотомные издания и прочее. Вступительные статьи ко многим из них содержат ограничения на сплошное чтение, резонно указывая, что оно снижает мотивационный потенциал издания. Авторы и издатели советуют родителям и воспитателям заниматься с книгой поурочно (чтобы не пропал интерес).

Детский книжный рынок дарит нам книжки – игрушки, развивающие, познавательные, учебные, научно-художественные, научно-популярные книги, книги-головоломки, книги с наклейками, книги для купания, книги со звуковыми сигналами, книги-кубики, справочные книги, книги с тактильными вставками, книги-лаборатории.

При прочих возможных достоинствах таких книг мы считаем, что в коррекционной работе недопустимо использовать книжные формы, которые в силу любых причин могут вызвать негативную реакцию ребенка. Поэтому насыщение изданий, ориентированных на реабилитационный ракурс их использования, излишней фактографической базой, увеличение постраничного объема книжной формы или неоправданной увеличение формата издания означает его сознательное деструктурирование.

Одним из важнейших критериев отбора изданий для коррекционной работы с проблемными детьми является достоверность информации, заложенной в издании. В соответствии с этим необходимо обращать внимание не только на объективность текстового поля книги, но и характер иллюстраций, сопровождающих текст. Иллюстративные материалы изданий для детей специфичны и проявляют свои сущностные функции в виде трех основных позиций:

1. непосредственное раскрытие отличительных и типичных свойств предмета познания изобразительными средствами. В этом случае иллюстрации заменяют лексический ряд и становятся основной текстовой стороны издания;

2. участие в раскрытии предмета познания наравне с элементами знакового и (или) фонетического письма;

3. функциональное обслуживание лексических разделов книжной формы.

Заменяя традиционные словесные определения, иллюстративный материал несет на себе основную когнитивную нагрузку. В силу этого на иерархической лестнице познавательного иллюстрирования первая позиция является предпочтительной формой подачи знания для изданий, ориентированных на читательские категории раннего детства и для изданий, использующихся в коррекционной работе.

Четкие задачи коррекционной работы обязывают отдавать предпочтение предметным иллюстрациям. Для них свойственно видимое сходство с реальным объектом познания, и это сходство является необходимым условием, определяющим познавательную ценность издания.

Предметная иллюстрация зачастую выступает в качестве главного познавательного ядра, особенно в книгах, представляющих эмпирический материал. Лексические дополнения в этом случае проявляют себя в виде сопроводительных подрисуночных подписей и носят второстепенный характер. От качества предметной иллюстрации зависит успех использования всей книжной познавательной формы в коррекционной работе.

М. Цветаева «Что мы знаем – в детстве мы знаем на всю жизнь, но и то, что не знаем в детстве – не знаем на всю жизнь»

Началось более глубокое осмысление собственного опыта и пристальное изучение существующих методик и форм издания тактильных книг. Это были и поиски оптимальных способов создания тактильных книг, и формирование специального каталога и картотеки. И у нас сформировалась специальная программа «От игрушки к книжке». Углубляя эту инновационную форму, библиотека подошла к необходимости создания своего рода центра, раскрывающего разнообразные аспекты формирования этой глобальной темы: «Создание, использование и распространение тактильных книг и пособий». Рано говорить о том, как сложится судьба этой идеи, однако мы постараемся ее реализовать.

Наша цель – дать детям с ограниченными возможностями эффективное средство для преодоления ограничений, связанных с различными заболеваниями в освоении и изучении окружающего мира. Мы можем считать себя счастливыми, если наше решение этой проблемы приведет нас к созданию в г. Туле библиотеки тактильных рукодельных книг «Я познаю мир», и центра по их созданию.


СПЕЦИАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ДЛЯ СЛЕПЫХ –



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: