МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО РАБОТЕ




С ТАКТИЛЬНЫМИ ИЗДАНИЯМИ

 

Захарова Е.В.,

заместитель директора РГБС по научной работе,

кандидат педагогических наук

 

Главным условием развития любой структуры или организации является освоение нового – будь то приемы, технологии, способы организации деятельности или нетрадиционный подход к работе с клиентами. Внедрение инноваций в работу библиотек, как известно, является важнейшей частью стратегии их развития. Таким новым делом для специальных библиотек для слепых стало создание и использование тактильных рукодельных книг, адресованных детям с нарушениями зрения, что может служить ярким примером успешного заимствования новой технологии.

Тактильная рукодельная книжка-игрушка – уникальное средство реабилитации, помогающее незрячему малышу узнать и понять окружающий мир, развить творческие способности, подготовиться к обучению и восприятию брайлевских книг. Перспективность использования в библиотечной практике подобных изданий обусловлена, с одной стороны, их востребованностью, а с другой, – полученными результатами. Как показывает статистика, число детей – инвалидов неуклонно растет, и, как следствие, растет спрос на детские книжки, в том числе, тактильные. А отзывы тифлопедагогов и родителей свидетельствуют об успешности занятий, основанных на их использовании, о позитивной реакции маленьких детей, расширении их образного и эмоционального опыта.

К сожалению, у нас нет профессиональных издательств или иных структур, занятых выпуском подобных изданий. Известен лишь один некоммерческий фонд «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей», однако, он не в состоянии обеспечить всех читателей или все библиотеки, и, кроме того, его продукция рассчитана в основном на детей с остатком зрения. Именно поэтому ведущая роль в данном направлении принадлежит специальным библиотекам, которые хорошо знают своих пользователей, включая самых маленьких, их потребности, особенности восприятия образной и тактильной информации, владеют спецификой обслуживания людей со зрительной депривацией и имеют опыт по репродуцированию изданий. Впервые в России тактильные книжки начала издавать Тульская областная специальная библиотека в 1996 году, затем этот опыт подхватили еще несколько библиотек. И очень скоро стала очевидна их привлекательность и эффективность в работе с детской аудиторией.

В настоящее время в библиотеках уже начали появляться фонды тактильных рукодельных книг, хотя они и очень медленно растут. Последнее объяснимо трудоемкостью процесса создания и сложностью тиражирования таких книг. Сегодня их имеют в фонде 16 специальных библиотек, причем, шесть библиотек – по одной книжке. Самыми большими собраниями располагают те библиотеки, которые занимаются производством тактильных книг, среди них – Тульская (более 100 названий), Санкт-Петербургская (35 названий), Карельская (более 30 названий), Ставропольская, Тюменская, Тверская и другие. Крупная и очень интересная коллекция, отражающая все многообразие рукодельных изданий и удивительные творческие находки в этой области, находится в Российской государственной библиотеке для слепых – как результат проведения Ш Всероссийского конкурса на лучшее тактильное издание для детей.

Применение новой технологии заставляет библиотекарей учиться (в том числе, и на подобных конференциях и семинарах) и искать партнеров. В этом плане закономерно привлечение специалистов – тифлопедагогов, тифлопсихологов, дефектологов в качестве консультантов: без экспертной оценки не следует пускать книгу в жизнь, ведь в некоторых случаях, при подаче материала без учета особенностей психологии ребенка, обусловленных его возрастом и спецификой заболевания, без выполнения соответствующих правил можно вызвать негативные последствия. Хорошими помощниками становятся волонтеры – это могут быть родители и другие родственники незрячих детей, читатели библиотеки, инвалиды других категорий, руководители и члены творческих и рукодельных кружков (например, «Умелые руки»), педагоги и воспитанники детских садов и школ и т.д. А, вовлекая в процесс создания тактильных книг других участников, библиотека должна их научить, объяснить, что и как нужно сделать, чтобы результат их труда соответствовал поставленным целям. Как показывает практика и итоги проведенного конкурса, творческая фантазия и желание принести практическую пользу детям – инвалидам у волонтеров безграничны, но они не являются специалистами в этой сфере и потому нуждаются в постоянной помощи и корректировке. Так библиотека переходит на следующий уровень работы – организации, координации и методический поддержки процессов подготовки и выпуска изданий. А это и есть залог превращения библиотеки для слепых в методический центр по изготовлению и использованию тактильных рукодельных книг в регионе. Методические функции реализуются путем организации и проведения семинаров для библиотекарей и волонтеров, консультаций, показательных мероприятий, путем разработки методик и рекомендаций по созданию рукодельных книжек для детей с разными отклонениями зрительного восприятия, а также дидактических пособий и руководств по их использованию для библиотекарей, родителей и педагогов. К этой работе привлекаются и другие библиотеки региона, в том числе, публичные, детские, школьные. Среди их читателей – немало талантливых людей, настоящих энтузиастов, с удовольствием занимающихся разработкой макетов или изготовлением иллюстраций.

Опыт подобной работы – методической и координационной – имеют практически все специальные библиотеки, выпускающие тактильные рукодельные книги для незрячих детей. На наш взгляд, чрезвычайно важно и для всех остальных библиотек осознать значимость данного направления деятельности, необходимость его развития. Ведь кроме нас этого не сделает никто. За последние годы во многих библиотеках сети заметно выросло количество детей – незрячих и инвалидов других категорий (в ряде регионов их число достигает 400 и более человек). Как следствие, – активизировалась работа с ними, начали создаваться детские центры: под разными названиями их имеют уже 10 СБС. Каким бы маленьким ни был посетитель библиотеки, в основе работы с ним лежит книга, дидактическое пособие, любой материальный носитель информации. Поэтому столь важно обратить внимание на ресурсную базу подразделений, обслуживающих детей, обеспечение их соответствующими материалами и изданиями, в том числе, тактильными, доказавшими свою привлекательность. Однако почти ни в одном детском реабилитационном центре, как свидетельствуют отчеты за 2004 год, их нет.

Одной из специфических особенностей тактильных рукодельных изданий является то, что они преимущественно интернациональны, ибо в основном содержат иллюстративный ряд при минимуме текста. А это значит, что и сам продукт, и методика его изготовления могут быть использованы повсеместно, не зависимо от языка оригинала или национального образования, на территории которого разработаны. Еще одна особенность состоит в том, что рукодельные издания предназначены в большей степени не для коллективного, а для индивидуального использования, поэтому их нужно много, и это дополнительный аргумент в пользу увеличения организаций, причастных к их выпуску.

Создание тактильных рукодельных книг можно рассматривать в плане развития издательской деятельности библиотек, учитывать в проектах, заявках на гранты государственных и общественных организаций в рамках объявленных ими конкурсов, привлекая в качестве партнеров образовательные, воспитательные учреждения, реабилитационные центры. При этом нужно помнить, что далеко не все решается деньгами, а многое – желанием, умением и пониманием. Без больших финансовых вливаний, но при наличии хороших помощников и использовании подручных материалов можно добиться очень хороших результатов.

Как показывает анализ деятельности библиотек нашей сети, их методическая работа в адрес других библиотек и учреждений зачастую дублируется. РГБС пытается упорядочить ее, в частности, путем согласования ответственности за конкретные участки работы. Мы считаем основным способом ликвидации названного дублирования – координациюметодической работы, что было подкреплено решением Всероссийской конференции в Саратове (2002 г.). Она должна состоять в распределении ответственности за отдельные направления деятельности между библиотеками сети, которые принимают на себя функции межрегиональных центров по реализации тех или иных программ. Такого рода межрегиональным методическим центром по работе с тактильными рукодельными изданиями для библиотек Центрального федерального округа может стать Тульская областная специальная библиотека для слепых. С одной стороны, Тульская СБС имеет богатый опыт методической работы и закрепленный в региональных документах статус методического центра по работе с инвалидами в Тульской области. С другой, – опыт создания и использования тактильных книг, обогащенный сотрудничеством с Тульским государственным педагогическим университетом имени Л.Н. Толстого, Институтом коррекционной педагогики РАО, специализированными дошкольными учреждениями, региональным отделением общества слепых. Подтверждением готовности ТОСБС к выполнению функций центра служит подготовка и успешное проведение Международной конференции «Создание и использование тактильных рукодельных книг для социальной адаптации реабилитации детей-инвалидов».




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: