ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА




 

Черкасова О.С.,

заведующая МДОУ № 125

г. Тулы

Цель дошкольного обучения:

освоение простых знаний об окружающем мире

развитие нравственных начали подготовка детей к школе.

Я.А. Коменский.

В МДОУ №125 – детский сад комбинированного вида, в котором воспитываются дети с различными формами глазной патологии: амблиопия и косоглазие, характеризующиеся разной степенью нарушения остроты зрения, бинокулярного зрения, фиксации взора, цветоразличения и других функций зрительной системы. Кроме этих основных групп отклонений в развитии, встречаются другие формы врожденных и приобретённых нарушений.

Большое разнообразие отклонений в развитии требует индивидуального подхода к каждому ребёнку в процессе его воспитания и обучения, проведения лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы. В ДОУ ведётся комплексное сочетание интенсивной деятельной лечебно-восстановительной работы с коррекционно-педагогическим процессом, которое осуществляется:

Ø воспитателями-реабилитологами,

Ø логопедом,

Ø тифлопедагогом,

Ø педагогом-психологом

Ø хореографом,

Ø инструктором по физическому воспитанию,

Ø врачом-офтальмологом,

Ø врачом-невропатологом,

Ø сёстрами-ортоптистками,

Ø музыкальным работником.

Основными задачами нашего МДОУ являются: охрана и укрепление здоровья детей, содействие личностному, умственному и физическому развитию ребёнка, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка, взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка, обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки в условиях непрерывного дошкольно - школьного воспитания, обучения и лечения детей с нарушением зрения, систематизация работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей.

С учётом зрения в процессе воспитания и обучения формируются зрительно-слуховые, зрительно-тактильные, зрительно-двигательные и другие виды восприятия, но при зрительной неполноценности развитие отдельных психических процессов, таких как память, речь мышление могут быть растянуты во времени в связи с обедненностью и фрагментарностью зрительного восприятия и ориентировки в пространстве, что отражается на своеобразии перехода внешних действий во внутренний план и, наоборот, из внутреннего мыслительного плана во внешний план действий

В МДОУ работа начинается с раннего возраста. В раннем возрасте одной из основных задач коррекционной работы является: развитие тактильной чувствительности ребёнка и культуры осязательного восприятия. Детей учат обследовать различные объекты, одновременно называя их, подкрепляя словесный образ чувственным и формируя умение действовать с ними. Однако, коррекционная работа должна строится с опорой на сохранные виды чувствительности, главным образом осязание, поэтому и были созданы тактильные книги.

Данные книги включают в себя рельефные изображения для соотнесения их с действующими реальными объектами. Весь иллюстративный материал в книгах делится на следующие подгруппы: по формообразующему признаку (контурные, силуэтные, заполненные); по цветообразующему признаку (на основе цветового контраста, контурного выделения); по степени сложности (простые и сложные); по пространственным свойствам – изображения плоскостные (двухмерные) и объёмные (трёхмерные); по смысловой нагрузке – предметные и сюжетные; по художественной направленности – рисунок (графика) и картина (живопись). Отдельные изображения сгруппированы по характеру исполнения и по тематической направленности, сюжетные ситуации разной степени сложности.

В своей работе с тактильными книгами мы используем наглядно-действенные и наглядно-образные методики направлены на формирование восприятия как активной исследовательской прогнозирующей деятельности, основанной на конкретной предметной деятельности. Сочетание наглядно-действенных и наглядно-образных методик способствует развитию межфункциональных отношений между сенсорно-перцептивными процессами и уровнем представлений.

В процессе предметно-практической деятельности с рельефными книгами формируется единая система «рука-глаз». Адекватное взаимодействие глаза и руки, точность движений рук со зрительным контролем требуются в различных видах учебной и трудовой деятельности. Поэтому очень важно раннее формирование зрительных сенсомоторных навыков.

Тактильные книги используются на всех возрастных этапах коррекционно-развивающей работы. На занятиях с детьми старшего возраста развиваются поисковые движения руки. Положительные результаты получаются при большом количестве практических действий, но поскольку в младшем дошкольном возрасте исключаются тренировки, то для этого создаются игровые ситуации с соответствующим игровым материалом. Правильное обследование объёмных предметов даёт возможность получить более полное представление о плоскостном изображении. При невозможности контакта с реальным объектом, для обогащения чувственного, для более полного познания, уточнения и обогащения представлений об окружающем мире мы используем тактильные книги.

Отмечено, что тактильно-зрительный способ выделения и анализа формы в сравнении со зрительным, даёт возможность данным детям более успешно анализировать форму и величину предметов. Это указывает на необходимость активного включения в процесс зрительного восприятия тактильно-двигательных, зрительно-двигательных и др. видов восприятия. Формирование прослеживающих функций руки и возникновение адекватных зрительных образов облегчает задачу соотнесения контурных и рельефных изображений с реальными объектами. Свой чувственный опыт ребёнок обогащает с информации, получаемой различными анализаторами. И только подключая все сохранные анализаторы, в процессе обследования изображений у ребёнка формируется адекватное представление о предмете.

Занятия с тактильной книгой способствуют обогащению понятий и целенаправленной предметно-практической деятельности (использование шерсти как для вязаных вещей, так и для меховых изделий), что в свою очередь ведёт к обогащению образов, развитию речи, мышления, формируют, и развивают:дифференцированные движения пальцев рук, и навыки ориентационных действий под контролем зрения, тактильная книга несёт познавательное, воспитательное значение, что сказываются на ходе формирования психической деятельности и личности ребёнка с нарушением зрения в целом.

Дефектологи, педагоги-психологи, воспитатели–реабилитологи нашего учреждения помогают родителям детей с патологией зрения понять особенности возрастного и личностного развития их детей, влияние дефекта зрения на общее психофизическое развитие, овладеть конкретными методами помощи своему ребёнку, для чего были разработаны рекомендации по использованию тактильной книги. Совместные занятия специалистов, родителей с использованием тактильной книги помогают сформировать в дальнейшем у воспитанников важные личностные качества: уверенность, настойчивость, выдержку, терпение, целеустремлённость, обогатить их словарный запас и чувственный опыт.

Конечной целью нашего МДОУ является стабилизация результатов лечения зрения и всего хода психофизического развития ребёнка для успешной его адаптации и интеграции в общеобразовательную школу и общество сверстников.

В перспективах развития нашего ДОУ: осуществление компьютерного лечения и обучения. Разработка и внедрение авторских программ: по исправлению нарушений эмоционально-волевой сферы, по широкому использованию сохранных анализаторов, использование в коррекционно-педагогическом процессе инновационных методов работы, совершенствование подходов в работе с тактильной книгой.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: