ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ НЕЗРЯЧЕГО РЕБЕНКА




Васяев В.С.,

член Президиума Правления,

член контрольно-ревизионной

комиссии Тульского

регионального отделения ВОС

Тактильная книга в историческом плане и на практике является определенной ступенью, итогом многообразной работы с незрячими людьми с раннего детства и в течение всей жизни, которая позволяет формировать у человека, лишенного зрения, адекватное представление об окружающем мире, в котором человек проводит всю жизнь. Многообразие элементов, методик создания и изготовления такой книги, творческий опыт, накопленный нашей тифлопедагогикой, работниками школ, научных учреждений, библиотек для слепых, показывает, как важна и необходима работа по развитию личности через осязание.

Различного рода рельефные рисунки, чертежи и схемы, объемные модели, игрушки, предметы быта и труда, дают возможность с раннего детства осознать себя в окружающем пространстве. ориентироваться в нем в широком смысле, а взрослоослепшим может помочь переосмыслить, перестроить представление об окружающем мире с внешнего. зрительного, на внутренне восприятие, осознание окружающей действительности.

Полученные в детстве опыт и навыки, представления, умение связать тактильную, т.е. рельефно-графическую модель с окружающим миром (что далеко не всегда просто) позволяют ориентироваться в незнакомой новой обстановке, дают возможность быть самостоятельным в практической жизни.

И здесь важнейшим этапом являются специализированные школы для слепых детей. В наши дни широкое распространение получил опыт работы детских садов по созданию коррекционных групп детей с дефектами зрения, что, несомненно, во многом подготавливает незрячего ребенка к школе и облегчает процесс обучения. Трудно переоценить тот колоссальный опыт по обучению и воспитанию слепых детей, накопленный в школах слепых в предшествующие десятилетия и в наши дни. Отрадно, что он сохраняется, совершенствуется, и складываются новые методики, хотя в современных условиях появились и свои новые проблемы.

Автор окончил школу слепых почти 50 лет назад и, смею утверждать, что школа научила воспринимать окружающий мир. Конечно, прежде всего, программы в школах слепых соответствовали программам массовых школ. И это позволило получать равные знания по различным предметам. Но самое важное состоит в методике обучения, в той индивидуальной работе с каждым тотально слепым учеником или с учеником с остатком зрения, которая была направлена на осознание ребенком окружающего мира, на представление своего места в нем.

В 50-е годы, как очевидно и в наши дни, в школы слепых поступали дети с различным уровнем физического и умственного развития, поэтому методика и индивидуализация тифлопедагогов намного сложнее и многообразнее. Ведь задача школы сформировать самостоятельную личность для слепых детей много труднее и более ответственная. Думается, что на первое место порой выступает вопрос «не что знать, а как познать». Как осмыслить, что нас окружает, как предметы связаны между собой, что есть на самом деле то, о чем нам рассказывают.

Главную роль в раннем детстве, да и в последующие годы, играет осязание. Именно через осязание, особенно на уроках труда, мы познавали образы предметов, создавали сами различные предметы, осознавали процесс трансформации объектов окружающей действительности и изменение этой действительности, и свое местоположение в ней. Каждый школьный предмет, чтобы его освоить, сопровождался тактильными иллюстрациями. С первых классов нам показывались незамысловатые различные рисунки и модели на примерах игрушек, чучел и прочих предметов. Мы постепенно составляли себе картину окружающей действительности.

На протяжении всего периода обучения, в полном объеме были представлены чертежи и схемы, рисунки по математике, физике, географические карты и глобусы, различные приборы по физике и химии и т.д. Нужно подчеркнуть, что внимательное изучение геометрических рисунков при правильной методике воспитания в дальнейшей помогало ориентироваться в незнакомом пространстве и местности. Будучи студентом, я сам, как и мне, объяснял своим незрячим товарищам, как пройти по той или иной улице, в здании, в Москве в метро, пользуясь геометрическими рисунками. Мои учителя обучали нас самим делать различные модели, рисунки, причем использовался очень разнообразный материал: бумага, дерево - проволока, шпагат - подушка и т.д.

В основной массе у незрячих людей, прошедших школы для слепых детей сохраняются способности воспринимать и новые знания и новые явления и образы окружающего мира и возможность адаптироваться к новым условиям. Тактильное восприятие остается на всю жизнь одним из основных способов такого познания.

3. В настоящее время имеется огромный опыт создания, изготовления тактильной книги. Многочисленные сборники чертежей, карт, схем и т.п., ориентированных в основном для нужд школьного образования, издаются типографским способом. В последнее десятилетие ИПТК «Логос» своей деятельностью расширил как перечень рельефно-графическим и тактильных пособий, так и тематику изданий, предназначенных для широкого круга незрячих. В журналах «Наша жизнь», «Школьный вестник» помещаются чертежи, схемы, модели, расширяющие представления незрячих людей о предметах, о которых они слышали. Например, рельефные рисунки самолетов, храмов, модели одежды, портреты и т.п. Потребность в таких пособиях не уменьшается, что и подтверждает наша конференция. Мир разнообразен, интересы людей, в том числе и незрячих, также расширяется, и здесь труд работников российских библиотек для слепых по созданию, изготовлению различных тактильных пособий заслуживает всяческого уважения и нуждается в поддержке.

Количество незрячих детей не уменьшается, и в тех регионах, где нет школ для слепых детей (например, в Туле) библиотека выступает главным информационно-обучающим центром и базой, объединяющей заинтересованные учреждения в деле просвещения и реабилитации незрячих детей. Именно здесь сосредоточивается работа по изготовлению и изданию тактильной книги. Вместе с тифлопедагогами детских садов, работниками и студентами педагогического университета вырабатывается методика, и изготавливаются ручным способом различные тактильные пособия, книги, модели, с помощью которых детишки начинают идентифицировать себя с окружающим миром.

Думается, что традиционные версии наших тактильных книг имеют очень большое значение и должны занимать первое место в плане обучения и воспитания, так как они в большой степени формируют представления у незрячих детей идентично зрячим товарищам.

4. Прежде чем учить детей, используя тактильные пособия, нужно научиться этому далеко неоднозначному творческому делу - созданию тактильной книги. Ни в коем случае не претендуя на истину в последней инстанции, хотелось бы поделиться некоторыми соображениями по данной теме. Они основаны на собственных наблюдениях, мнении и предложениях незрячих коллег, приобретенных на основе жизненного опыта. Здесь и находки и опыт тифлоцентра нашей тульской библиотеки для слепых, а также некоторые выводы семинара, проведенного ст. преподавателем Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого Слюсарской Т.В. в группе студентов-дефектологов 4 курса, в котором мне пришлось участвовать в качестве эксперта тактильной книги, изготовленной этими студентами.

1) Необходимо учитывать различие восприятия образа предмета и самого предмета тотально слепого человека, с остатком зрения и зрячих. Незрячие воспринимают предмет на осязание, как он есть. Зрячему при изготовлении тактильного рисунка, модели трудно отрешиться от видимого образа (светотень, перспектива, аксонометрическая проекция) и зачастую рисунок делается таким, как его человек видит. Для людей с определенным остатком зрения большое значение имеет степень раскраски предмета или модели (за последние годы разными учреждениями и библиотеками было изготовлено немало скульптурных изображений, которые, на наш взгляд, не всегда формировали адекватное представление о человеке, маску которого они видели).

2) Не следует перегружать рисунок, чертеж или схему многочисленными деталями, например, рельефная схема Московского метро и отдельных станций. Насыщенность на малой площади различными линиями, точками другими значками затрудняет восприятие. Лучше разделить одну схему на несколько частей, чтобы уменьшить количество значков и линий на одной площади. Большое значение имеет высота (выпуклость) линий и точек.

3) Большое значение имеет фактура материала, из которого изготовляется рисунок или модель: шероховатость, гладкость, твердость и их соотношение. Надо помнить, что достоверность рисунка, схемы для слепого ребенка достигается простотой изготовления, подачей предмета как он есть, без излишеств. Необходимо уметь дать общее представление об этом рисунке (методика осязательного восприятия).

4) Особое место занимает схема-рисунок со звуковым музыкальным сопровождением. Впервые такая работа была выполнена в 60-е годы А.В. Вержбицким в РГБС «Экскурсия по Кремлю».

Существующее положение, когда количество детей с недостатком зрения, а также тотально слепых не уменьшается, диктует необходимость координации всех учреждений, так или иначе связанных с обучением и воспитанием этого контингента. Там, где нет школ для слепых детей, нужно оживить деятельность общественных экспертных советов, групп, тифлосоветов и т.п. Спецбиблиотеки, учреждения образования, педагогические университеты, Всероссийское общество слепых в совместной работе могут создать необходимые условия для плодотворной работы коррекционных детских садов и в дальнейшем обучение детей в школах. Думается, что в условиях нарастания информационного потока, компьютеризации обучения, в том числе и незрячих, осязательное, тактильное восприятие, остается одним из важнейших в процессе формирования личности и осмысления ими окружающего мира и своего места в нем.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: