И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ»




12-15 сентября в г. Туле прошла научно-практическая конференция «Создание и использование тактильных рукодельных книг для социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов».Она была организована Российской государственной библиотекой для слепых, Департаментом культуры Тульской области, Тульской областной специальной библиотекой для слепых, при поддержке Министерства культуры РФ.

В работе конференции приняло участие более 70 специалистов, представляющих специальные библиотеки для слепых, а также организации и учреждения, работающие с детьми с ограниченными возможностями. Гостями конференции стали: Плаксина Л.И., заведующая лабораторией Института коррекционной педагогики РАО, Ричард Таккер – координатор проектов Фонда Форсе (Гаага, Нидерланды), а также представители общественности г. Тулы.

Участники конференции познакомились с современными тенденциями в области создания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий, а также использования их в практической деятельности региональных специальных библиотек России. Презентация электронной версии книги Марион Рипли (Великобритания) «Организация библиотеки тактильных книг для слепых и слабовидящих детей» и выступление зарубежного коллеги не только представили мировой опыт работы в этом направлении, но и содержали конкретные практические рекомендации.

Особое внимание было уделено использованию тактильных рукодельных книг и дидактических пособий с целью адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями. Доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией ИКП РАО, Плаксина Любовь Ивановна проанализировала роль книги в развитии ребенка раннего и дошкольного возраста, провела мастер-класс. Инновационным формам работы был посвящен Дискуссионный час, проведенный на базе МДОУ № 125 г. Тулы (для детей с нарушением зрения). Вниманию участников конференции были представлены: видеофильм МДОУ № 125 «Я вижу мир», групповые и индивидуальные занятия с использованием тактильных рукодельных книги и дидактических пособий.

Активно и успешно прошло обсуждение и собраны предложения по вопросам классификации, систематизации и расчета стоимости комплексных изданий (в том числе, тактильных рукодельных книг и дидактических пособий) с целью создания стандартов.

По итогам работы участники конференции констатируют, что стратегия развития специальных библиотек для слепых неразрывно связана с освоением и внедрением в библиотечную практику издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий с учетом передового опыта российских и зарубежных коллег, а также активное и всестороннее их использование. Это позволит библиотекам для слепых расширить спектр продуктов и услуг для детей с ограниченными возможностями. В настоящее время региональные библиотеки находятся на принципиально разных уровнях освоения этого вида издательской деятельности. Практически 95% из них находятся на начальной стадии либо вообще не приступали к процессу изготовления тактильных рукодельных книг, и лишь единицы имеют опыт их создания, в то время как Тульская областная спецбиблиотека для слепых имеет многолетний опыт издания тактильных рукодельных книжек-игрушек с обучающем и развивающим эффектом.

Учитывая актуальность данного направления деятельности и представленные результаты, было принято решение возложить на Тульскую областную специальную библиотеку для слепых функции методического центра по созданию и использованию тактильных рукодельных книг для специальных библиотек Центрального Федерального округа России.

 

Исходя из вышеизложенного, участники конференции принимают следующие рекомендации:

 

В адрес органов исполнительной власти на местах:

1. Обеспечить организационную и финансовую поддержку процессов изготовления тактильных рукодельных книг и дидактических пособий на базе специальных библиотек с использованием российского и зарубежного опыта.

2. Способствовать обучению сотрудников библиотек, занимающихся выпуском тактильных рукодельных книг и дидактических пособий (участие в различных конференциях, семинарах-практикумах, школах передового опыта).

 

В адрес региональных библиотек, обслуживающих детей с ограниченными возможностями (в том числе с нарушением зрения):

1. Проявить инициативу и заинтересованность в освоении процессов издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий и их использования в реабилитации детей с ограниченными возможностями.

2. Отслеживать основные тенденции в развитии специальной психологии и коррекционной педагогики, а также в разработке новых направлений издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий, используя различные источники информации: публикации в профессиональной печати, в сети Интернет, материалы конференций, семинаров, общение с коллегами, и учитывать их в своей работе.

3. Привлекать к сотрудничеству различные организации и учреждения для совместного издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.

4. Привлекать к процессу разработки и изготовления тактильных рукодельных книг и дидактических пособий специалистов: тифлопедагогов и тифлопсихологов, руководителей кружков декоративно-прикладного искусства в домах детского творчества, школах искусств, преподавателей труда в МОУ СОШ, мастеров декоративно-прикладного искусства, волонтеров, а также инвалидов по зрению.

5. Использовать современные технические возможности для издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий (термоаппараты, Брайлевский принтер, ламинатор и др.)

6. Повысить эффективность использования тактильных рукодельных книг и дидактических пособий, своевременно обеспечивая индивидуальные и групповые информационные потребности детей с ограниченными возможностями.


В адрес РГБС:

1. Осуществлять мониторинг состояния и основных направлений издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.

2. Обобщить предложения по вопросам классификации, систематизации и расчета стоимости тактильных рукодельных книг и дидактических пособий и выпустить методическое пособие.

3. Принимать участие в экспертизе новых разработок по изданию тактильных рукодельных книг и дидактических пособий и способствовать внедрению в практику перспективных направлений их создания, в наибольшей степени соответствующих потребностям пользователей.

4. Активно содействовать корпоративному взаимодействию на основе использования имеющихся ресурсов, вовлекая в него возможно большее число заинтересованных библиотек сети.

5. Оказывать организационную поддержку и методическую помощь специальным библиотекам для слепых в решении вопросов издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.


СОДЕРЖАНИЕ

От составителей.…………………………………………………...3

Плаксина Л.И. Роль тактильной книги в психическом развитии слепого ребенка……………………………………………………4

Чуканова А.М. Тактильная рукодельная книга – инновационное направление в издательской и просветительской деятельности областной специальной библиотеки для слепых………………..8

Захарова Е.В. Специальная библиотека для слепых – методический центр по работе с тактильными изданиями………………16

Кардашина А.И. Библиографическое описание и систематизация тактильных книг……………………………………………..24

Россомахина Н.П. Книжки для маленьких незрячих детей: от идеи к активной практике……………………………………….31

Черкасова О.С. Все начинается с детства……………………...40

Коваленко И.Я. Белгородская государственная специальная библиотека для слепых им. В.Я. Ерошенко……………………49

Запольская О.В. Опыт издания тактильных рукодельных книг Новгородской областной специализированной библиотекой для слепых…………………………………………………………….57

Васяев В.С. Значение тактильной книги в формировании адекватного представления об окружающем мире незрячего ребенка……………………………………………………………60

Рекомендации международной научно-практической конференции «Создание и использование тактильных рукодельных книг для социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов»……………………………………………………..…68



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: