I. НЕРАЗДЕЛЬНОЕ И НЕСЛИЯННОЕ




КОСМОС «АМАРАВЕЛЛЫ»

Ю. В. Линник

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Петрозаводский государственный университет»

секция 10: Космонавтика и культура

Ключевые слова: «Амаравелла», русский космизм, русский авангард, Мультиверсум, античный космос, нестационарная Вселенная, искусство и наука.

Аннотация: Творчество группы «Амаравелла» рассматривается в контексте научной революции, произошедшей на рубеже ХIХ – начала ХХ веков. Пять художников-космистов создавали свои автономные миры, образовавшие целостность нового типа – она ассоциируется с концепцией Мультиверсума.

I. НЕРАЗДЕЛЬНОЕ И НЕСЛИЯННОЕ

Об «Амаравелле» мы говорим: группа.

Сами художники предпочитали другое название: община.

Здесь разные коннотации.

В первом случае соединение может быть чисто внешним, формальным.

Сцепки – механические.

Во втором случае предполагаются более глубокие – органические – связи.

Елена Ивановна Рерих свидетельствует: книга «Община», ставшая третьей в череде томов «Живой Этики», отразила впечатления от встреч с мастерами «Амаравеллы» в 1926 г.

Целесообразно посмотреть на группу с позиций этой книги.

Как Рерихи понимали феномен общины?

Они видели в ней воплощение великой идеи Сергия Радонежского: дольний мир может и должен стать иконой Святой Троицы – воплощением в земных условиях диалектики её ипостасей.

Три – в одном, одно – в трёх.

Нераздельная и неслиянная!

Что глубже этого антиномического сочетания, выражающего сокровенную сущность Троицы?

В проекции на социум заложенная здесь установка выглядит просто и красиво: живите в любви, дорожа чувством локтя – и вместе с тем сохраняйте уважение к личности каждого человека.

Рерихи считали себя приверженцами Новгорода Великого. в коллизиях русской истории.

Вече – или монархия: предпочтение отдавалось первому.

Община в центре России – и община в пределах новгородских владений, веками сохранявших вольный дух павшей митрополии: это совершенно разные образования.

В первом случае мы видим обезличивающий нивелир.

Царила уравниловка!

Это худший вид энтропии.

Другое дело – Русский Север: община здесь имела ту уникальную черту, что допускала частную собственность на землю при обобществлении инвентаря, выпасов, тоней и т.п.

В центре России – голая нераздельность: при полном подавлении неслиянности.

В северных провинциях – гармония личного и общего.

Моего и нашего!

Это изоморфно Святой Троице.

Именно отношения такого типа сложились в «Амаравелле».

Каждый художник здесь неповторим.

Неслиянен!

Тем не менее они образуют некую нераздельную совокупность.

«Амаравелла» в этом отношении феноменальна.

Схожего мы не знаем.

Поясним нашу мысль с помощью сравнения.

Вот мы говорим: «Мир импрессионизма».

Сколь ни индивидуальны художники, связанные с этим течением, но очевидно, что они работают в общем стилевом поле.

Их язык богат диалектами.

Но это один язык.

Также и «Мир кубизма».

Мы легко отличаем Пабло Пикассо от Жоржа Брака, хотя отлично видим: у них единый формотворческий код.

А вот у «Амаравеллы» всё иначе.

Скорее надо говорить не про её мир, взятый в единственном числе, а про Мультиверсум: это пять независимых Вселенных, инвариантность между которыми – очень тонкая, заглублённая.

Хью Эверетт – наша эвристика.

В 1957 г. учёный выступил с концепцией, которая получила такое название: многомировая интерпретация квантовой механики.

Возникло замечательное понятие: многомирье.

Или – Мультиверсум.

Не Универсум, а Мультиверсум!

Тут заявлена новая оппозиция, несущая смыслы, будоражащие сознание.

Картина мира разом – причём радикально – раздвинулась.

Нельзя сказать, по какой координате – Мультиверсум парадоксален:это – Всёйность, это – Всюдность, это – Всегдашность.

Вспомнить про многомерность?

Это лишь одно из его возможных сечений – думается, не самое интересное и богатое.

Смеем утверждать, что «Амаравелла» в определённом отношении предвосхитила идею Мультиверсума – дала ей художническое воплощение.

Не будем забывать об условности подобных сближений.

Они носят игровой характер – по сути являют из себя метафоры.

Тем не менее в этой игре высвечиваются существенные изоморфизмы.

О них и пойдёт речь.

Мы помним: информация – мера разнообразия.

Чем больше разнообразия – тем меньше энтропия.

Различие формул Л. Больцмана и К. Шеннона лишь по знаку (-) и (+) воодушевляет: твори разнообразие – и этим сдерживай энтропию.

Направляй её вспять!

Сбрасывай в люк нуля!

Этим и занималась «Амаравелла».

Информационная ёмкость Мультиверсума не поддаётся оценке.

По этому критерию он заведомо превосходит плюралистическую Вселенную Г.В. Лейбница.

Вот где душа имела – до недавнего времени – самый неизбывный источник впечатлений!

Вспомним характеристики этой Вселенной.

Она состоит из бесконечного числа монад.

Каждая абсолютно неповторима, уникальна.

В любой монаде отражаются все другие монады – их движение непрестанно.

Тут не заскучаешь!

Мультиверсум ещё избыточней – ещё обильней.

Как он складывается?

Акт выбора: это наиважнейший момент бытия.

Выборов – сонмы: частицы имеют перед собой разброс траекторий – изменчивость предлагает видам множество направлений – человек бросает жребий.

Гипотеза многомирья утверждает, что при каждом выборе – независимо от его веса, ранга, уровня – происходит нечто похожее на расщепление: от Вселенной отделяются – отпочковываются – новые миры.

Таким отводкам нет числа.

Что здесь поразительно?

Экстремальная форма максимализма!

Получают реализацию все возможности – Мультиверсум не скупится – исходит щедростью.

Порой о нашем мире думаешь: это кладбище загубленных возможностей.

В Мультиверсуме такое немыслимо.

Каждой возможности – своя Вселенная.

Это парадоксально?

Невместимо для сознания?

Вряд ли упростит проблему несколько иная точка зрения: множится не вселенная, а её наблюдатель – смогу ли когда-нибудь собрать вместе свои ипостаси?

Это ещё фантастичней!

Между прочим, тут есть сходство с буддийской концепцией Я – каждый миг оно рождается внове.

Квантовая реальность исключает однобокий подход к себе.

Сколь ни экзотична эвереттовская модель, но она помогает по-новому увидеть «Амаравеллу».

В пределах одной группы – максимум разнообразия.

Пик неповторимости!

И при этом – неглаголемые унисоны: ощущается общий источник – интуитивно прозревается исходный первообраз.

А если и вправду наш мир претерпевает эвереттовое дробление?

Что-то похожее происходит внутри развивающегося яйца.

В нашем случае это Мировое Яйцо (Ovo Mundi).

Каждая клеточка – новая Вселенная.

Овогенез по Хью Эверетту захватывает своей масштабностью.

Главное: это не механический, а органический процесс.

Вселенная размножается.

Но этот никак не клонирование – не самокопирование.

Каждая возможность – словно мутация: эволюция меняет направление.

Сколько эволюций?

Сколько миров?

Мера самобытности каждого столь велика, что дивуешься: бытие неиссякаемо в генерации новизны.

Мы бы ещё и так сказали: мера остранения.

Великое понятие В.Б. Шкловского здесь более чем уместно – было бы интересно связать его с теорией информации.

Мультиверсум «Амаравеллы» созидался братством художника.

Их связывала агапэ (ἀγάπη).

В этой форме любви довлеют упреждение – участливость –сочувственность.

Именно оттуда идут неформализуемые созвучья.

Конечно же, какие-то сходства и соответствия внутри группы имеют место.

Но гораздо важнее другое: духовная близость мастеров – чудесно раскрывшийся у них дар соинтуиции – настроенность на некий запредельный камертон, внятный каждому, но вызывающий индивидуальный отклик.

Вокруг «Амаравеллы» сложилась особая атмосфера – зажёгся особый ореол.

Это тоже притягивает.

Созидались бесподобные миры.

Самодостаточные, но не изолированные!

Они становились частями Мультиверсума.

Каждый мир входил в целое нераздельно и неслиянно.

«Амаравеллу» связывала синергия.

Найдём ли что-то близкое в истории искусства?

Мастера двигались в разных направлениях, удаляясь от художнической парадигмы эпохи – вырабатывая свои манеры.

Это удаление было весьма значительным.

Истинно авангардным.

Но лишь поначалу – с элементами эпатажа.

Сравнить с футуризмом?

Там тоже была достигнута большая дистанция в рывке к ещё несбывшемуся – но в случае «Амаравеллы» работали какие-то другие аттракторы: быть может, они действовали не из далёкого будущего, а уже из вечности.

Или так скажем: энтелехии тут были несхожими.

Футуризм – при всей мощи своего прорыва – остался в пределах наличествующей онтологии.

Тогда как «Амаравелла» трансцендировала.

Об удивительном братстве художников мы вправе сказать так: это из ряда вон выходящее явление – нечто экстраординарное.

Хотя поиск параллелей надо вести.

Аналогизирование – не слишком успешное – возможно.

Степень своеобычия здесь настолько большая, что несравнимое безусловно берёт верх над сравнимым.

Вернёмся к дивергенциям «Амаравеллы».

Пути художников – как лучи веера.

Но вот что замечательно: геометрия Мультиверсума такова, что расходящееся – сходится: дивергенция неисповедимо превращается в конвергенцию.

Расхождение – в манерах.

Схождение – в духе.

Мы интуитивно поняли: «Амаравелла» – при всей своей разнородности и разноплановости – есть целостность какого-то высшего, неизвестного нам порядка.

Скажем о вкладе каждого из пяти мастеров «Амаравеллы» в создание общего эффекта.

У них свои партии в оркестре – свои доминанты.

 

 

II. ДОМИНАНТЫ

 

Для Петра Петровича Фатеева (1891–1971) это невероятно высокое число степеней свободы в процессах формообразования.

Вольное каприччио!

Раскованная импровизация!

Явленное мастером контрастирует с нашим опытом: какой бы уровень организации мы ни взяли – будь это космология, кристаллизация, биоэволюция – везде дают знать о себе достаточно строгие рамки, матрицы, периоды.

Разнообразие ограничивается!

Обобщая прозрения Л.С. Берга и И.А. Ефремова, скажем со всем основанием: номогенез – развитие на основе закономерностей – преобладает в нашем мире.

Табу – запреты – лимитации: на этом зиждется парадигма номогенеза.

Отсюда системность в становлении форм.

Отсюда гомологические ряды, которые И.А. Ефремов хотел продолжить на биосферы других планет – облик наших братьев по разуму вполне предсказуем.

Номогенез для материи – своего рода дисциплина.

П.П. Фатеев расшатал эту дисциплину.

Сохраняя признаки организованности – в конечном итоге ничуть не уступая хаосу – формы у него ведут себя очень и очень вольно.

Иногда хочется сказать: они дерзят.

Связь с неведомым нам каноном сохраняется, но формы будто щеголяют тем, что отошли от него – какая дальше и больше?

Миру П.П. Фатеева соприсуща причудливость.

Будто он только тем и озабочен, чтобы никто его не заподозрил в стеснении: он весь как есть вызов шаблону и стереотипу.

Сергей Иванович Шиголев (1895–1942) был по образованию биологом.

В фокусе его интересов находились:

 

– анатомия беспозвоночных;

– эмбриогенез.

Опосредованно это отразилось в созданном им мире.

Воистину: это космос-организм.

Художник заявляет себя гилозоистом.

Всё живое!

С.И. Шиголев общался с В.И. Вернадским.

Учёного и художника сближает интерес к диссимметрии.

Для первого это – обнаружение римановой природы пространства; для второго – ещё и наиважнейший формотворческий ресурс.

Диссимметрия активна, динамична.

Витальный импульс полнит её.

Пространство благодаря ей теряет жёсткий каркас.

Оно теперь способно искривляться – прогибаться – закручиваться.

Сама метрика у мастера становится рабочим – подручным, пускаемым в дело – материалом.

Отныне к ней можно относиться как к податливой глине.

Мни – растягивай – создавай напряжения!

Кривизна пространства – возможность её варьировать, играть с нею – открывает перед тобой исключительные возможности.

Формы космоса – и биоформы: С.И. Шиголеву стремится выявить их аналогии.

Быть может, и гомологии: как если бы тут была общая наследственность – действовали одни и те же гены.

Жизнь – порождение космоса.

Эту грандиозную мысль С.И. Шиголев проводил последовательно и убедительно.

Александр Павлович Сардан (1901–1974) стремился показать: космос пронизан мыслью.

Он весь как есть – ноосфера.

Или пневматосфера – в терминах П.А. Флоренского.

Выдающийся учёный Н.И. Кобозев утверждал в коллизиях русской истории: мышление – безэнтропийно.

Это главное для А.П. Сардана.

В космосе художника второй закон термодинамики не отменяется вовсе, но получает существенное ограничение: росту энтропии противопоставляется неостановимый – превосходящий его по мощности на несколько порядков – поток антиэнтропии.

Сегодня сказали бы: негэнтропии.

Или информации.

В картине «Поэма изобилия» (1920) мозг человека и космос – амбивалентные структуры.

Можно и так сказать: они совпадают.

Не буквально, конечно.

Мозг генерирует поля, заполняющие сферу космоса – и выходящие за его пределы.

Не суть важно, чьё мышление запечатлел А.П. Сардан.

Это могут быть и Нус Анаксагора, и Логос Гераклита, и Абсолютная Идея Г.В.Ф. Гегеля.

Но думается, что на первую роль мы здесь вправе выдвинуть человека.

Художник – убеждённый антропокосмист.

Космос у него очеловечен – человек окосмичен.

В творчестве мастера имплицитно присутствует антропный принцип.

Виктор Тихонович Черноволенко (1900–1972) пытался нащупать границу между здесь и там: миром вещей и миром идей.

В его космосе присутствует – со всей зримостью и убедительностью – трансцендентная перспектива.

На художника оказала сильное воздействие книга П.А. Флоренского «Мнимости в геометрии».

Сегодня и к построениям философа, и к картинам художника нас возвращают две гипотезы – это:

 

1) возможность тахионов – сверхсветовых частиц;

2) предположение о существовании тёмной энергии.

В обоих случаях перед нами открывается онтологическое Зазеркалье.

Не там ли художник расположил свой подрамник?

Инверсии при переходе светового рубежа, так ярко и живо описанные П.А. Флоренским, получают у В.Т. Черноволенко своеобразное авторское преломление.

Мнимая масса – отрицательная энергия – обращенное время: художник вовсе не собирался иллюстрировать эти идеи – но его наитья-размышления на подобные темы исподволь отразились в мистериальных картинах.

Через них к нам приближается иное.

Орфическое волшебство, с каким это делал В.Т. Черноволенко, не имеет прецедента в истории искусства.

Мир Бориса Алексевича Смирнова-Русецкого (1905 1993) насквозь музыкален.

Холст мастера резонировал на музыку сфер.

Б.А. Смирнов-Русецкий был убеждённым пифагорейцем.

И платоником, конечно.

Восхищался «Тимеем».

Казалось бы, нестационарная космология свела на нет античные представления – но вот результаты WMAP: реликтовое излучение будто отражается от граней додекаэдра, этим прорисовывая форму Универсума.

Но ведь именно додекаэдр – пятый правильный многогранник – предназначался Платоном для космоса.

Потрясающая интуиция!

Почему мы об этом сейчас говорим?

Потому что это главное в творчестве Б.А. Смирнова-Русецкого: поразительно красивое примирение Гармонии Сфер и Большого Взрыва – классической и неклассической космологии.

Разве такое возможно?

Открытие вселенского додекаэдра тому прямое подтверждение.

Из точки сингулярности выросло пятое платоново тело.

Альфа и омега замкнулись.

Тут своеобразно сработал принцип соответствия Нильса Бора – новое истинно только тогда, когда включает в себя старое как предельный случай.

Но именно это показал WMAP!

Додекаэдр Платона с ошеломительной красотой вписался в релятивистский Универсум.

Фуллерены – кристаллы пирита – структура, открытая WMAP! Мы видим впечатляющую манифестацию додекаэдра: от микро- – через макро- – к мегауровню.

Этот ряд можно рассматривать как иллюстрацию к мировоззрению Б.А. Смирнова-Русецкого.

Многие картины мастера запечатлели фантастический процесс кристаллизации космоса – проступание в нём совершенных сингоний.

Не является ли конечным результатом этого процесса додекаэдр?

 

 

III. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ТВОРЧЕСТВО «АМАРАВЕЛЛЫ»

 

1. Рентгеновское излучение

 

В.К. Рентген показал: материя проницаема.

Шоковый вывод!

Человечество было потрясено.

Б.А. Смирнов-Русецкий всю жизнь находился под впечатлением этого открытия.

Иногда кажется: фотоснимки, где предметы сквозят, стали для мальчика импринтингом.

Это отозвалось в цикле «Прозрачность»?

Спустя много мастера увлекла идея интроскопии.

Он сотрудничал с П.К. Ощепковым.

 

2. Теория относительности

Картина П.П. Фатеева «Вселенная конечная и бесконечная» (1953) написана на тему эйнштейновской космологии.

Пространство тут замкнуто на себя.

Переход от инфинитным к финитным представлениям получил у мастера вдохновенное художническое осмысление.

Как и во времена античности, мы вновь оказываемся внутри сферы – правда, теперь это гиперсфера.

Ощущение мирового уюта, о котором писал Владимир Луговской, было потеряно в бескрайней Вселенной Ньютона-Гершеля.

Теперь оно вернулось.

 

3. Волновая механика

Вибрация в теософии – важнейшая категория: мир трактуется как колебательный процесс.

Таким он предстаёт во многих полотнах «Амаравеллы».

Тут имеется стилевое сходство с волновой механикой.

Именно стилевое!

Это очень важное определение.

Революция в науке – и революция в искусстве: между ними – в создаваемых ими языках – много общих, эстетически значимых черт.

С разных сторон в картину мира вошли волновые представления.

Сам факт этой конвергенции впечатляет.

«Амаравелла» проявляла поля – выводила их на виртуальный план.

Здесь она была пионером в искусстве.

 

4. Нестационарная космология

 

«Амаравелла» была в курсе открытий А.А. Фридмана и Э. Хаббла.

Она следила за эпохальным спором Х Шекли и Г. Кёртиса.

Картина А.П. Сардана «Рождение материи» (1920) сегодня воспринимается как образ расширяющейся Вселенной.

Это впервые: предметом изображения стали точка сингулярности – и хлынувшая из неё субстанция.

Экспрессия Большого Взрыва передаётся зрителю.

В картине С.И. Шиголева «Струи космоса» (1931) мир трактован как гигантская турбулентность – внутри неё действует алгоритм самоорганизации: неупорядоченное исподволь переходит в упорядоченное – лад и строй вынашиваются во чреве вихря.

 

5. Экзобиология

 

Мультиверсум содержит в себе множество биосфер.

Жизнь – инвариант бытия.

Его константа!

«Амаравелла» сочетала два альтернативных подхода к проблеме инопланетных биосфер:

 

1) Существуют неизвестные на Земле типы и классы – утверждается идея неограниченного многообразия биоса;

2) эволюция, протекающая в разных Вселенных – на разных планетах или в других средах – канализована: ей задана предопределённая канва.

 

Это и антиномия, и дополнительность.

Избегая однозначного выбора, «Амаравелла» вела свою игру между тезисом и антитезисом – это только обогатило её.

 

6. Антропный принцип

«Амаравелла» исповедовывала антропный принцип задолго до его формулировки Б. Картером в 1973 г.

Здесь нет ничего удивительного.

Идея гармонии человека и космоса – их взаимной причастности друг другу – относится к числу древнейших.

Человек – мера вещей: Протагор предшествует Б. Картеру.

Д. Уилер изрёк в 1983 г: Наблюдатели необходимы для обретения Вселенной бытия.

Это так называемый АПУ: Антропный Принцип Участия.

В таком своём виде он наиболее близок художникам-космистам.

Они творили как демиурги.

Мультиверсум «Амаравеллы» антропологичен – антропоморфен –антропоцентричен.

Все миры «Амаравеллы» – такие многикие, неистощим креативные – конвергируют в человеке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: