Классификация государственных органов.




Глава государства

Особое место в системе государственной власти занимает Президент РБ, кот. является Главой государства. Он обеспечивает, в частности, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти (статья 79 Конст.). В настоящее время Президентом РБ является Александр Григорьевич Лукашенко.

Президент РБ избирается на пять лет непосредственно народом РБ на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Всеобщность выборов Президента РБ — один из важнейших принципов избирательной системы: право избирать имеют граждане РБ, кот. достигли 18 лет. Другим важнейшим принципом является свободный характер выборов: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. При этом подготовка и проведение выборов осуществляются открыто и гласно.

Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.

Президент РБ считается избранным, если за него проголосовало больше половины граждан РБ, принявших участие в выборах.

В Конст. и действующем законодательстве РБ предусматривается порядок вступления Президента в должность. Основным моментом инаугурации является принесение вновь избранным Президентом Присяги.

Президент РБ занимает особое место в системе государственных органов. Согласно статье 79 Конст. он является Главой государства, гарантом Конст. РБ, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет РБ в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов, посредничество между органами государственной власти.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом. Публичное оскорбление Президента или клевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влекут установленную законом ответственность.

Законодательная власть

Органом законодательной власти является Парламент – Национальное собрание РБ. Наряду с Парламентом законодательную деятельность осуществляет и Президент РБ, кот. согласно Конст. имеет право издавать особый вид нормативных актов — декреты, занимающие тот же уровень, что и законы (статья 101 Конст.).

Парламентом РБ является Национальное собрание — представительный и законодательный орган (статья 90 Конст.). Национальное собрание имеет две палаты — Палату представителей и Совет Республики.

Каждая из палат Парламента обладает самостоятельными полномочиями.

Срок полномочий Парламента 4года. Полномочия могут быть продлены на основании з-на только в случае войны.

Количественный состав Парламента РБ — 174 депутата.

Основная функция любого Парламента — законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной).

Принятие законов — дело обеих палат, однако согласно белорусскому законодательству любой законопроект вначале рассматривается в Палате представителей, а затем — в Совете Республики. Каждая из палат имеет и многие другие полномочия, кот. являются, как правило, исключительно ее полномочиями и не требуют обязательного участия другой палаты.

Исполнительная власть

Правительство — Совет Министров РБ — является центральным органом гос. управления.

Органы исполнительной власти по масштабу деятельности можно классифицировать на республиканские и местные.

К республиканским органам исполнительной власти можно отнести министерства, государственные комитеты РБ. К местным органам исполнительной власти относят исполнительные комитеты, местные администрации.

Правительство РБ — коллегиальный центральный орган гос. управления РБ, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов гос. управления и других органов исполнительной власти.

Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти, является основным институтом управления государственными делами.

В РБ Правительство имеет название — Совет Министров. Работой Правительства руководит Премьер-министр.

В экономической сфере Правительство обеспечивает проведение единой экономической политики; регулирует деятельность всех отраслей экономики, принимает меры по их развитию; разрабатывает прогнозы, концепции, государственные программы экономического и социального развития РБ, другие программы и обеспечивает их реализацию; разрабатывает основные направления развития экономики в целом, ее отдельных отраслей, принимает меры по ускорению научно-технического прогресса; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики РБ и принимает меры по их реализации и др.

В области бюджета и финансов Правительство обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики; ежегодно разрабатывает и представляет Президенту РБ для внесения в Национальное собрание проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; предоставляет в установленном порядке правительственные гарантии, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой государственной политики цен и тарифов и др.

Правительство призвано осуществлять широкий спектр мероприятий в социально-культурной сфере. Оно обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения; создает условия для поддержания установленного законодательством РБ уровня социального обеспечения; принимает меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствует систему социальной защиты; принимает меры по совершенствованию системы профессиональной ориентации, создает условия для получения профессионально-технического образования, обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации с учетом общественных и производственных потребностей и др.

Правительство определяет государственную политику в области охраны и улучшения окружающей среды, в области гидрометеорологической деятельности, осуществляет меры по охране и научно обоснованному использованию природных ресурсов и др.

В области обеспечения законности и правопорядка Правительство принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

В области обеспечения национальной безопасности и обороны Правительство принимает меры по защите национальной безопасности и обороноспособности, независимости и территориальной целостности РБ.

Правительство осуществляет ряд других полномочий, в частности, в кадровой сфере, руководит деятельностью республиканских органов гос. управления, местных исполнительных и распорядительных органов, активно взаимодействует по ряду вопросов прежде всего в законодательной сфере, в исполнении законов, с Национальным собранием, а также местными Советами депутатов.

Судебная власть

Судебная власть в РБ принадлежит судам и осуществляется Конституционным Судом, а также общими, хозяйственными и другими судами, предусмотренными законами РБ. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону. При этом какое-либо вмешательство в деятельность судей недопустимо и влечет ответственность по закону.

Судебная власть — разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.

Судебная власть является одной из трех ветвей власти, кот. определены в статье 6 Конст. РБ.

Перед судебными органами стоит задача по охране и защите от имени РБ прав и свобод граждан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан.

Совокупность судов, осуществляющих судебную власть (правосудие), составляет систему судебной власти, кот. строится на принципах территориальности и специализации.

В судебную систему РБ входят Конст. Суд, общие суды (во главе — Верховный Суд), хозяйственные суды (во главе — Высший Хозяйственный Суд).

Судоустройство определяется законодательством.

 

29. Политическая система (понятие, элементы, пути дальнейшего совершенствования).

Политическая система — это система взаимодействия государственных и общественных формирований по поводу осуществления политической власти.

К субъектам политической системы можно отнести:

— государство;

— политические партии;

— иные общественные объединения;

— их союзы и ассоциации;

— трудовые коллективы;

— средства массовой информации.

Конституционные основы политической системы составляют основополагающие начала, принципы организации и функционирования политической власти в стране.

Государство - основной элемент политической системы общества. Государство выполняет свою роль в политической системе посредством функций − основных направлений деятельности государства. В юридической литературе выделяют следующие основные функции, присущие современному государству:

− политическая функция;

− экономическая функция;

− социальная функция;

− идеологическая функция.

Современную политическую систему РБ можно определить как трансформирующуюся систему, где наряду с новыми компонентами сохраняется ряд элементов предшествовавшей советской политической системы. Политическая система республики имеет ряд отличительных признаков:

• определенный перевес в распределении властных полномочий в сторону исполнительных органов государственной власти;

• недостаточная развитость и адаптированность системы местного самоуправления к новым условиям социально-экономического развития;

отсутствие авторитетных политических партий и движений общенационального масштаба;

• слабость конструктивного компонента в деятельности политической оппозиции;

• фрагментарность политической культуры в условиях

радикального изменения системы ценностей.

Политика– участие в делах гос-ва, это направление гос деятельности.

Политическая система представляет собой комплекс госорганов, полит партий, др, общ, объед, институтов прямой демократии по средствам которых народ осущ власть, и учувствует в управлении делами гос-ва.

Элементы ПС:

Правовое гос-во

Орг гос-ва как основа полит сист.

Полит партии и ООбъед, — ораг. формы участия в осущ. власти.

Трудовые коллект.

Народ – как исполнитель власти основной и ед.

Принципы ПС:

Демократия (плюрал, парлам. паво, местное самоупр.)

Полит плюрал. (многопартийн. разлчн полит структуры)

Соревновательность политич процессе.

Недопустимость испол насильственности при достиж власти

Народ как источник власти

Ролевая автономия звеньев системы

Партиципация (участие народа в решении вопросов снизу до верху)

Верховенство права

30. Понятие экономической системы и ее конституционные основы.

Экономическая система представляет собой совокупность экономических отношений, исторически обусловленных характером собственности, существующей в государстве. К ним относятся отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Исходной базой экономических отношений является собственность. Право собственности представляет собой возможность владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом. Часть 1 ст.13 Конст. РБ устанавливает, что собственность может быть государственной и частной. Субъектами права государственной собственности выступает РБ (республиканская собственность) и административно-территориальные единицы (коммунальная собственность). Субъектами права частной собственности могут выступать физические и негосударственные юридические лица.

Конст. РБ закрепляет юридическое равенство всех форм собственности, кот. включает их равную защиту.

В соответствии с ч.6 ст.13 Конст. Республик Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства, земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. В развитие данного конституционного положения был принят Закон от 5 мая 1998 г. №156-3 «Об объектах, находящихся только в собственности государства».

Важной особенностью является закрепление на конституционном уровне идеи социальной функции собственности: «осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц» (ч.6 ст.44 Конст. РБ).

Конст. РБ закрепляет возможность перевода имущества из частной собственности в государственную, т.е. национализации. Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременной и полной компенсацией стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда» (ч.5 ст.44 Конст. РБ).

Следующим элементом экономической системы является труд. Гражданам РБ гарантировано право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ч.1 ст.41 Конст. РБ).

Конст. устанавливает свободу труда, запрещая принудительный труд, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении (ч.4 ст.41 Конст. РБ). Гарантируется справедливая доля вознаграждения за труд. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности (ч.2 ст.42 Конст. РБ).

Важным элементом экономической системы являются финансы. Конст. РБ содержит раздел седьмой «Финансово-кредитная система РБ». В него включены основополагающие положения о республиканских и местных бюджетах, о банковской системе РБ.

Конст. РБ закрепляет также принципы экономической деятельности. Один из важнейших конституционных принципов современной Беларуси в сфере экономики − свобода экономической деятельности (ч.4 ст.13 Конст.). Он связан с разнообразием форм собственности, свободой предпринимательства, свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, свободой труда, свободой обращения товаров и услуг (свободой торговли) и другими факторами, названными в разных частях Конст.. Вместе с тем, провозглашение свободы экономической деятельности не только не исключает, но и предполагает детальное и систематическое государственное регулирование экономических отношений.

Основной Закон исходит из принципа социально ориентированной рыночной экономики, хотя он и не нашел в ней отчетливого словесного выражения. Об этом свидетельствует ч.5 ст.13 Конст., кот. закрепляет следующую норму: «Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и экономической деятельности в социальных целях». Этими требованиями предопределяется сущность политики государства в сфере образования, социального обеспечения, привлечения к труду, занятости, налогообложения и т.д. Названный принцип предполагает сочетание саморегулирования общества с государственным регулированием. Вместе с тем, государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (ч.5 ст.13 Конст. РБ). Все вышесказанное подтверждает положение о том, что тип современной белорусской экономики − "смешанная экономика", т.е. социально ориентированная рыночная экономика.

31. Характеристика форм собственности.

Собственность – это общественные отношения, складывающиеся в процессе присвоения материальных и духовных (интеллектуальных) благ. При этом воля собственника при прочих равных условиях признается доминирующей над волей не собственников при осуществлении владения, пользования и распоряжения присвоенными благами. Объем соответствующих правомочий собственника признается максимально возможным (предельным) - ограниченным только законодательством и договорами. Право собственности зачастую называют «священным» и почти всегда «неотъемлемым» в качестве незыблемой основы прав и свобод личности. Поэтому почти во всех государствах оно регулируется Конст.ми, а также гражданскими кодексами, многочисленными законами и подзаконными актами.

В Конст. РБ собственности посвящены: статья 13, первая часть которой закрепляет две формы собственности: 1) государственную и 2) частную. Остальные части той же статьи, а также статьи 44, 51, 107, 121, 129 определяют общие принципы осуществления государственной и частной собственности.

В частности в экономической литературе можно найти:

1) исторические типы (формы) собственности: первобытнообщинная - рабовладельческая - феодальная - капиталистическая - социалистическая - постиндустриальная (или плюралистическая). Где каждый тип указывает, какой именно социально-экономической формации (историческому этапу развития человечества) присуща та или иная система отношений собственности. Иногда историю делят по-другому, выделяя в ней азиатский, античный, германский и современный типы собственности;

2) иную - «классическую классификацию» двух основных форм собственности: «общая» («общественная») и «частная». Где государственная собственность рассматривается как частный случай общей собственности наряду с «коллективной собственностью». А «собственность юридических лиц» при этом относят то к «коллективной», то к «частной» собственности. Бесспорной же частной собственностью признается только индивидуальная собственность граждан. Иногда называют целых три основных формы собственности: государственная (общественная), принадлежащая всему государству (обществу) – коллективная, принадлежащая части общества (коллективу) – частная (индивидуальная), принадлежащая личностям;

3) смешанную форму собственности, объединяющую две основные (государственную и частную, или общественную и частную) формы, когда одно и то же имущество принадлежит одновременно частникам и госструктурам;

4) деление коллективной (общественной) собственности на разновидности: «кооперативную», «корпоративную», «акционерную», «партийную», «общественных организаций» и т.п. – в зависимости от того, какому коллективу (обществу) принадлежит та или иная собственность;

5) межгосударственную собственность. Где в качестве сособственников или единого собственника выступают несколько государств одновременно, в том числе объединенных в международную организацию, конфедерацию или иной межгос. союз;

6) деление собственности на виды по основным отраслям экономики: производственная – торговая – управленческая – потребительская – и др.;

7) «переходную форму» собственности, характерную для периодов коренных трансформаций общественных отношений в связи с приватизацией государственной собственности и (или) национализацией частной собственности, а также с иными экономическими реформами (перестройками);

8) динамические типы отношений собственности: прогрессирующие (динамично-развивающиеся) – стабильные – застойные – деградирующие;

9) типы собственности по структуре (содержанию) всей системы экономических отношений: одно- (моно-) укладные – двуукладные – много- (поли-) укладные; либо рыночные – плановые (административные) – смешанные (рыночно-административные) типы структур отношений собственности;

10) деление частной собственности на трудовую (основанную на личном труде и (или) труде семьи) и предпринимательскую (нетрудовую, основанную на эксплуатации чужого труда).

32. Общественные объединения - элемент политической системы.

Конст. РБ гарантирует каждому право на свободу объединений (ст.36). Правовое положение общественных объединений в РБ определяется Законом от 4 октября 1994 г. № 3254-ХІІ «Об общественных объединениях» в редакции Закона от 19 июля 2005 г.

Общественным объединением является добровольное объединение граждан, объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских: социальных, культурных и иных прав. Союзом (ассоциацией) общественных объединений является добровольное объединение общественных объединений, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов.

Общественные объединения, союзы являются некоммерческими организациями. Все общественные объединения могут создаваться для реализации целей, кот. не противоречат Конст. РБ. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

На территории РБ создаются и действуют общественные объединения:

международные — их деятельность распространяете на территорию РБ (одной или нескольких административно-территориальных единиц РБ — АТЕ) и территорию одного или нескольких иностранных государств;

республиканские — их деятельность распространяете на всю территорию РБ;

местные — их деятельность распространяется на территорию одной или нескольких АТЕ РБ,

Общественные объединения создаются по инициативе граждан, достигших возраста 18 лет. Граждане, достигшие 16 лет, могут создавать молодежные и детские общественные объединения. Членами общественных объединений' могут быть граждане, достигшие 16 лет. Вместе с тем, в случаях, предусмотренных уставом общественного объединения, его членами могут быть граждане, не достигшие 16 лет, при условии, что они имеют соответствующее письменное согласие своих законных представителей.

Молодежным признается общественное объединение граждан в возрасте до 31 года (не менее 2/3 от общего числа членов), кот. выражает их специфические интересы, и уставная деятельность которого направлена на обеспечение их социального становления и всестороннего развития.

Детским признается общественное объединение граждан в возрасте до 18 лет (не менее 2/3 от общего числа членов), кот. выражает их специфические интересы, и уставная деятельность которого направлена на обеспечение их социального становления и всестороннего развития.

Для создания и деятельности в РБ общественного объединения необходимо:

− для международного общественного объединения − не менее 10 учредителей (членов) от РБ и не менее чем по 3 учредителя (члена) от одного или нескольких иностранных государств, а также наличие на территории этих государств организационных структур этого общественного объединения;

− для республиканского общественного объединения − не менее, чем по 10 учредителей (членов) от большинства областей РБ и города Минска;

− для местного общественного объединения − не менее десяти учредителей (членов) от большинства АТЕ территории, на которую будет распространяться деятельность этого общественного объединения.

В качестве учредителей союза имеют право выступать общественные объединения, принявшие решение создать союз.

Государственная регистрация международных и республиканских общественных объединений, союзов осуществляется Министерством юстиции РБ, местных общественных объединений, союзов − управлениями юстиции областного, Минского городского исполнительного комитета.

На сегодняшний день в РБ насчитывается более 2200 общественных объединений.

 

33. Политические партии - элемент политической системы.

Важную роль в политической системе страны игра ют политические партии. Правовое положение политических партий в РБ регулируется Законом от 5 октября 1994 г. № 3266-ХІІ «О политических партиях» в редакции Закона от 19 июля 2005 г.

Политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах. Союзом (ассоциацией) политических партий является добровольное объединение политических партий, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов. Политические партии, союзы являются некоммерческими организациями. Идеология политических партий не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

В качестве учредителей политической партии имеют право выступать граждане РБ, достигшие 18 лет и обладающие избирательным правом. Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей РБ и города Минска. Для создания и деятельности союза необходимо не менее двух политических партий, выступающих в качестве его учредителей (членов).

Политическая партия строится исключительно по территориальному принципу и должна иметь Минскую городскую и областные организационные структуры в большинстве областей РБ, создаваемые в порядке, установленном законодательством и уставом политической партии, в шестимесячный срок со дня государственной регистрации политической партии.

Учредители политической партии созывают учредительный съезд, на котором принимают решение о создании политической партии, утверждают ее название и устав, принимают программу и избирают органы политической партии. Учредители союза созывают учредительный съезд, или конференцию, или иное учредительное собрание, на котором принимают решение о создании союза, утверждают его название и устав, избирают органы союза и заключают учредительный договор.

В названии политической партии, ее организационных структур, союза не допускается использование:

— слов «РБ», «Беларусь», «национальный» и «народный», если иное не определено Президентом РБ;

— официальных названий (как полных, так и сокращенных) иностранных государств либо ранее существовавших государств;

— имени гражданина − при отсутствии заявления такого гражданина (в случае его смерти − заявления его наследников) о даче согласия на использование в названии политической партии, союза имени этого гражданина;

— указания на превосходство какой-либо расы, национальности, религии или социальной группы.

Политические партии имеют фиксированное членство. Членами политических партий могут быть только дееспособные граждане РБ, достигшие 18 лет. Гражданин РБ может быть членом только одной политической партии. Членами союза являются политические партии, входящие в этот союз.

Не могут быть членами политических партий:

— судьи;

— прокурорские работники;

— сотрудники органов внутренних дел;

— сотрудники Комитета гос. контроля РБ;

— сотрудники органов безопасности;

— военнослужащие.

Приостанавливают членство в политических партиях на весь срок своих полномочий Президент РБ, члены Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.

Государственная регистрация политической партии осуществляется Министерством юстиции РБ.

Политические партии преследуют цели борьбы за власть или участия в ней. Они достигают своих целей и задач посредством разработки и пропаганды политических программ, обращений и заявлений; проведения съездов, конференций и иных собраний; участия в выборах; активизации участия граждан в управлении государственными и общественными делами, в формировании представительных органов и др.

Ликвидация политической партии, союза осуществляется:

1) по решению высшего органа политической партии, союза;

2) по решению Верховного Суда РБ в случаях:

— совершения политической партией, союзом действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя либо пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;

— нарушения политической партией, союзом законодательства и (или) их учредительных документов в течение одного года после вынесения письменного предупреждения;

— если при государственной регистрации политической партии, союза со стороны их учредителей были допущены нарушения Закона и (или) иных актов законодательства, носящие неустранимый характер;

— если численность политической партии не соответствует требованиям Закона;

— неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии, союза, в срок, установленный решением Верховного Суда РБ;

— за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, предусмотренных законодательными актами;

— за получение политической партией, ее организационной структурой, союзом иностранной безвозмездной помощи.

Заявление о ликвидации политической партии, союза подается в Верховный Суд РБ Министерством юстиции или Прокуратурой РБ.

В настоящее время в РБ действует 17 политических партий (по состоянию на 1 декабря 2006 г.), среди которых Либерально-демократическая партия, Аграрная партия, Республиканская партия, Партия БНФ, Коммунистическая партия Беларуси, Белорусская партия женщин «Надежда», Белорусская социал-демократическая партия и др.

34. Государство - элемент политической системы.

35. Государство и церковь.

36. Государство и личность.

37. Гражданство РБ: понятие и принципы.

В РБ отношения по поводу гражданства регулируются Конституцией (ст.10); Законом от 1 августа 2002 г. №136-З «О гражданстве РБ»; Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством РБ, утвержденным Указом Президента РБ от 17 ноября 1994 г. №209 в редакции Указа Президента РБ от 29 декабря 2006 г. №755.

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с РБ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека (ст.1 Закона «О гражданстве РБ»).

Основными принципами гражданства РБ являются:

1) принцип единого гражданства, исходя из того, что РБ является унитарным государством;

2) каждый имеет право на гражданство, независимо от каких бы то ни было условий (ст.3 Закона «О гражданстве РБ»);

3) принцип равного гражданства означает, что все граждане в равной мере пользуются своими правами независимо от оснований и времени его приобретения (исключение — кандидатом в Президенты РБ может быть гражданин РБ по рождению);

4) принцип свободного гражданства выражается в том, что гражданство РБ не может быть представлено против воли лица, а также существует относительно простая процедура приобретения гражданства и его изменения;

5) принцип неотъемлемости гражданства выражается в сохранении за гражданами, проживающими за пределами РБ, белорусского гражданства, а также означает недопустимость лишения гражданства;

6) принцип защиты и покровительства граждан за пределами РБ;

7) отрицание автоматического изменения гражданства при заключении или прекращении брака с лицом, не принадлежащим к гражданству РБ, либо в случае изменения гражданства одним из супругов (ст.7 Закона «О гражданстве РБ»);

8) принцип непризнания двойного гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами.

В соответствии со ст.8 Закона «О гражданстве РБ» гражданами РБ являются:

— лица, состоящие в гражданстве РБ на день вступления в силу Закона «О гражданстве РБ»;

— лица, кот. приобрели гражданство РБ в соответствии с Законом «О гражданстве РБ».

38. Условия и порядок приобретения и прекращения гражданства.

Гражданство РБ приобретается:

1) по рождению;

2) в результате приема в гражданство РБ;

3) в порядке регистрации;

4) по иным основаниям, предусмотренным Законом «О гражданстве РБ» (ст.12 Закона).

Ребенок приобретает гражданство РБ по рождению, если на день рождения ребенка:

— родители (единственный родитель) ребенка состоят в гражданстве РБ, независимо от места рождения ребенка;

— один из родителей ребенка состоит в гражданстве РБ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка;

— один из родителей ребенка состоит в гражданстве РБ, а другой является иностранным гражданином, − по совместному заявлению родителей независимо от места рождения ребенка. При отсутствии такого заявления ребенок приобретает гражданство РБ, если иначе он стал бы лицом без гражданства;

— родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории РБ, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РБ;

— родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории РБ, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории РБ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.

Находящийся на территории РБ ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином РБ.

Второе основание приобретения гражданства — прием в гражданство РБ.

В гражданство РБ на основании письменного заявления может быть принято любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, если оно:

— берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конст. РБ и иные акты законодательства РБ;

— знает один из государственных языков РБ в пределах, необходимых для общения;

— постоянно проживает на территории РБ на протяжении последних семи лет;

— имеет законный источник средств существования;

— не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства РБ, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства (отказе от гражданства) этого государства, за исключением случаев, когда выход (отказ) невозможен либо его нельзя обоснованно требовать.

Семилетний срок проживания может быть сокращен либо не применяться вовсе для:

— белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники и прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории РБ;

— лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед РБ, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющей гос. интерес для РБ;

— лиц, имевших гражданство РБ или право на гражданство РБ, родители (усыновители) которых выбрали для них иное гражданство;

— лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве РБ.

Приобрести гражданство РБ в порядке регистрации, т.е. в упрощенном порядке, могут:

— лица, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, при условии, что они родились либо постоянно проживали на территории РБ до 12 ноября 1991 г., а также супруги таких лиц, состоявшие в гражданстве бывшего СС



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: