1.Сравнения — сопоставление предметов или явлений.
Примеры
1. Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
2. Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет.
3. А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.
4. Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.
5. Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.
6. Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.
7. Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь.
8. же перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.
9. Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.
10. Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.
11. Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.
12. Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.
13. Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.
14. Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца.
15. Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.
2.Метафора — это перенос свойств одного предмета на другой предмет на основе их сходства. Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются. Значит, будет искать такой вариант, где употребляется переносные значения слов. Ведь на метафоре может быть построена целая фраза, и даже всё предложение.
Примеры
Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул...
1. Какое это было счастье — полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
2. Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
3. Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
4. До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
5. Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.
6. Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
7. Если бы ты нашла его у себя в сердце...
8. А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
9. Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки.
10. Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.
11. То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин.
12. Машенька сопит в обнимку с куклой, часы неутомимо режут вечность на ломтики.
13. И таблица умножения превращалась в стихи.
14. Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне. (яркий пример расширенной метафоры. Лёша в какой-то миг ощутил себя участником «оркестра», в котором ему требовалось очень тонко и точно сыграть свою партию. На самом-то деле это была беседа между мальчиком и девочкой, но, создавая метафорический образ оркестра, который играл «не такую уж трудную мелодию», автор даёт нам понять, что Лёша справился с непростой ситуацией и чувствует себя свободно. Всё это предложение—как бы иносказание, и оно основано на сравнении беседы с оркестром.)
15. Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения.(У его(мальчика) смятения как бы есть броня, и он как бы защищён ею)
16. Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.
17. Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.
18. Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души... (Качество как бы одушевлённое, оно согревало души; хотя души -то тоже нельзя в прямом смысле согреть.)
19. Сердце мальчика облилось жалостью и болью.
Противопоставление
Примеры
Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир
Фразеологизм
Фразеологизм — устойчивое словосочетание, извлекаемое из нашей памяти в готовом виде и обладающее неделимым значением.
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову, такие словосочетания, в которых общий смысл фразы не складывается из составляющих его слов. Это те фразы, которые мы произносим, не задумываясь, почему мы именно так сказали, они как бы извлекаются из нашей памяти в нужный момент.
Примеры
1. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
2. Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.
3. …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
4. И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.
5. Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.
6. Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
7. Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.
8. Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры — всё это настраивало на определённый лад.
9. Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.
10. Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!
11. Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.
12. Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
13. Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.
14. — Ну, дают! — разозлился Пашка. — Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
15. В третью военную осень после уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам, а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью – всё честь по чести! — было написано, что такой-то или такая-то действительно учится во втором классе девятой начальной школы.
16. В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли глаза.
17. Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого — с якорями.
18. — Примерь! — щебетала она над Венькой. — Тётя Нина отдала. Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.
19. Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.
20. — Вы, девчонки, совсем помешались на Антуане, — рассмеялась Оля Авласович. — Антуан сказал, Антуан посмотрел… Как ненормальные, честное слово, будто на нём свет клином сошёлся!
21. Я от нечего делать зашёл к Шалимовым.
22. Всё равно не дам, пока не дочитаю! — отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил.
23. Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы.
24. Но я даже не подал виду.
25. Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.
26. По поведению росомахи служители зоопарка с первого взгляда поняли, что у неё, наверно, скоро должны родиться детёныши и она ищет место для логова.
27. Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.
28. Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела.
29. Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой».
30. Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.
31. И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.
32. Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.
33. Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.
34. Вот почему, когда наш учитель по рисованию, Эдмунд Антонович, почти перед самым окончанием второй четверти объявил, что на следующем уроке у нас будет рисунок на оценку, я понял бесповоротно, что столицы не видать как своих ушей.
35. Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.
36. Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.
37. Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как не друг поймёт и утешит?
38. Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша.
39. Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.
5.Эпитет. Эпитет (греч. "приложенное") - это образное определение явления, предмета; это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки. В то же время признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении.
Примеры
1. Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
2. Тот сидел сгорбясь — локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, – взглядом упирался в одну точку — от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок.
3. Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел...
4. Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.
5. Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.
6. Нина как-то ещё мирилась с такой скудной жизнью, пока её лучшая подруга Иришка вдруг в одночасье не влюбилась в Валерку Селиванова…
7. Деревь я стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.
8. Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?
9. —Лёшка — золотой мальчик, а вы все трусы.
10. Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
11. Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный …
12. Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…»
6.Олицетворение - перенос признаков одушевленного предмета на неодушевленный.
Примеры
1. Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.
2. Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу...
3. Пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.
4. Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.
5. Во мне накопилось много слов. Они распирают мне грудь, стучат в висок. Они рвутся наружу, на свет, на бумагу.
6. Один, только один раз земля не уберегла меня...
7. Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко.
8. А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.
9. И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости.