ТЕМА 2. Конституция РФ и механизм ее реализации (4 часа).




Программа практических занятий по конституционному праву России

 

Краткое описание технологий семинарских занятий.

Семинары по Конституционному праву РФ преследуют несколько целей:

- обсуждение и более глубокое усвоение студентами курса Конституционного права РФ в целом и отдельных конституционно-правовых институтов;

- изучение Конституции РФ и других источников Конституционного права РФ; их анализ;

- решение задач, рассмотрение конкретных ситуаций, их возможное моделирование, а также прогнозирование конституционного развития РФ в целом и по отдельным институтам.

ТЕМА 1. Конституционное право РФ как отрасль российского права. Наука конституционного права РФ(4 часа).

1. Понятие конституционного права как отрасли права. Государственное и конституционное право в их соотношении. Предмет конституционного права РФ и его особенности.

2. Метод конституционного права и его особенности.

3. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды.

4. Конституционно-правовые отношения, их объекты, субъекты, особенности, виды.

5. Источники конституционного права РФ как отрасли права.

6. Понятие и предмет науки конституционного права РФ, ее социальное назначение.

7. Методы науки конституционного права РФ.

 

Задание № 1.Подготовьте на отдельном листе тестовое задание, состоящее из 8 вопросов с пятью вариантами ответов на каждый из них. Цель задания - проверка знания студентами источников конституционного права. При подготовке тестового задания желательно использовать соответствующий материал курса теории права. По каждому вопросу может быть не более одного правильного ответа. Ключ правильных ответов выполните отдельно и сохраните у себя.

Задание № 2. Письменно изложите свой взгляд на соотношение понятий «федеральный закон» (ч.ч.1-3 ст. 76 Конституции РФ) и «федеральный закон» (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ). Тождественны ли они?

Задание № 3. Какие виды законов включает в себя понятие «законы», используемое в ч.ч. 1 и 4 ст. 15 Конституции РФ? Свою позицию изложите письменно.

 

ТЕМА 2. Конституция РФ и механизм ее реализации (4 часа).

1.Понятие и сущность Конституции, ее социальная ценность. Понятие, сущность Конституции РФ.

2.Юридические свойства Конституции РФ. Структура Конституции РФ.

3. Основные черты и особенности действующей Конституции РФ.

4.Конституции республик, входящих в состав РФ. Общее и особенное в них.

5. Механизм реализации Конституции РФ и ее охрана:

а) понятие реализации Конституции РФ, особенности конституционного регулирования общественных отношений;

б) функции Конституции РФ, основные направления ее реализации;

в) формы реализации Конституции РФ, способы реализации конституционных норм;

г) гарантии и эффективность реализации Конституции РФ;

д) юридическая охрана Конституции РФ: понятие, формы, субъекты.

 

Задание № 1.Проведите анализ текста Конституции 1993 года на предмет выявления законов (иных нормативных правовых актов), принятия которых прямо или косвенно требует Конституция. Составьте перечень данных актов с выделением тех из них, что еще не приняты.

Задание № 2.Схематично в произвольной форме соотнесите между собой следующие понятия: конституция - Конституция РФ 1993 года - законодательство - верховенство конституции - общество - толкование конституции - законопроектные работы - конституционные действия - конституционные санкции.

Решите задачи

Задача № 1. В студенческой аудитории на семинарском занятии по конституционному праву разгорелась дискуссия по поводу предписания части 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, устанавливающего приоритет международных договоров Российской Федерации над законами страны. Часть студентов полагала, что в Конституции (ч. 4 ст. 15) под законом понимается любой действующий в России закон, в том числе и сама Конституция, однако другая часть аудитории возражала против такого понимания конституционного текста. А как вы понимаете положение части 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации?

Задача № 2.В Конституционный Суд РФ поступила жалоба, в которой утверждается, что положения Конституции, развивающих ее законов, определяющие порядок работы над проектом новой Конституции недемократичны, поскольку исключают из этого процесса широкую общественность. Что в этой ситуации должен предпринять Конституционный Суд?

Задача № 3.На заседании Совета Федерации один из его членов внес предложения об изменении ст. 12 Конституции РФ. Это предложение было принято на совместном заседании Совета Федерации и Государственной Думы простым большинством голосов депутатов Федерального Собрания. Какие статьи Конституции РФ нарушены в данном случае?

Задача № 4.Конституционное Собрание большинством голосов от общего числа его членов приняло решение вынести на референдум РФ проект новой Конституции Российской Федерации. В течение какого времени и какие федеральные органы государственной власти России должны назначить проведение референдума Российской Федерации?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: