Психология в средневековой Европе.




Тема № 3. Психология в Средние века

И эпоху Возрождения.

(6-16 вв)

План:

1. Арабоязычная наука.

2. Психология в средневековой Европе.

3. Психология в эпоху Итальянского возрождения.

4. Эмпирическое направление психологии в Испании.

5. Психология Френсиса Бэкона.

Литература:

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1997. С. 64-75.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976. С. 82-110.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1966. С. 92-122.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. С. 69-87.

Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. – М., 1974.

 

 

Арабоязычная наука.

 

В средние века постепенно разрушается древнегреческая цивилизация, утрачиваются связи с античностью. Феодализм возникает в условиях резкого упадка культуры и образованности. В Европе на смену развитию науки приходит господство религиозных догматов.

Долгое время основные достижения в развитии знаний о природе совершаются в недрах арабской культуры. Здесь происходит бурное развитие науки, множество открытий в области психических, душевных явлений.

У11 век – завоевательное движение арабов, объединение арабских племён в исламское государство Халифат (идеологическая основа – ислам). Государственый язык – арабский, но на его территории жили народы, обладавшие древней культурой.

Сочинения Галена, Архимеда, Платона, Аристотеля и других античных мыслителей переводятся на арабский язык и широко распространяются. Это стимулировало развитие науки.

Особый интерес представляют три имени:

- Ибн-Сина (Авиценна) – (980-1037);

- Ибн Аль-Хайсам (Альгазен) – (965-1038);

- Ибн-Рошд (Аверроэс) – (1126-1198).

 

Авиценна – мыслитель, врач. Выделял две психологии: естественнонаучную (медицинскую) и метафизическую (философскую). Считал, что для врача точка зрения философа («искателя истины») необязательна. Особый интерес представляет медицинская психология.

В рамках современной медицинской психологии изучал роль аффектов в регуляции поведения человека.

Одним из первых провёл исследования в области возрастной психологии. Его интересовала связь между физическим возрастным развитием и психологическими особенностями человека. Большое значение придавал воспитанию, посредством которого психическое воздействует на организм. Так, под влиянием взрослого, окружающих людей у ребёнка возникают переживания, чувства, изменяющие течение физиологических процессов. Вызывая у ребёнка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру.

Идея взаимосвязи психического и физиологического разрабатывалась Авиценной. При этом он указывал не только на зависимость психики от телесных состояний, но и на её способность посредством аффектов, деятельности, воображения влиять на телесные состояния.

Итак, Авиценна связывал аффективную сторону душевной жизни с телесными изменениями. Новаторским можно считать его исследовательский подход к аффектам. Имеются сведения о том, что Авиценна не ограничивался наблюдениями, а предпринимал попытки изучить этот вопрос экспериментально.

Предание рассказывает, как ему удалось определить душевную причину телесного истощения одного юноши. Говоря ряд слов, Авиценна зафиксировал по изменению пульса, какие из них провоцируют аффект, вызвавший заболевание.

Возможно, это был первый в истории психологии случай психодиагностики, причём принцип, на котором она строилась, предвосхищает последующий ассоциативный эксперимент, «детектор лжи» и другие сходные приёмы поиска эмоционального комплекса по экспериментально вызванным изменениям в вегетативной сфере.

Опыт с двумя баранами. Двум баранам давалась одинаковая пища: при этом один питался в обычных условиях, а рядом с другим привязывали волка. В результате, второей баран, несмотря на нормальное питание, начинал худеть и быстро погибал. Неизвестно, как объяснял этот опыт Авиценна, но сама схема говорит об открытии роли противоположных эмоциональных установок в возникновении глубоких соматических сдвигов. В исследовании Авиценны – зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.

 

Арабские мыслители и натуралисты проявляли особый интерес к органу зрения.

 

Альгазен

Изучал работу зрительного анализатора. Подошёл к органу зрения как к оптическому прибору. Попытки исследования таких важных фактов, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и др. Предполагал, что работу зрительного анализатора можно объяснить по законам оптики, а также указывал наего зависиимость от свойств нервной системы.

Работа зрательного анализатора включает: 1) запечатление внешнего воздействия; 2) работа ума по запечатлению и сравнению видимых объектов. Указывал, что для полного зрительного восприятия необходимо движение глаз.

Т.о., явления души Альгазен рассматиривал не как сверхестественные, а подчиняющиеся законам природы (в частности, физики).

 

Аверроэс

Также проявлял интерес к органу зрения. Установил, что чувственной частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатка.

Аверроэс по-своему прокомментировал учение Аристотеля.

Душа – функции чувствования, смертна.

Нус (разум) – актуализируется в индивидуальной душе, бессмертен.

После исчезновения тела нус, вобрав в себя всё, что было в данной душе, продолжает существовать как универсальный разум, свойственный всему человечекому роду.

Т.о., Аверроэс отрицает бессмертие индивидуальной души и приходит к выводу о равенстве людей по интеллектуальным способностям.

Эти выводы были принципиально несовместимы ни с Кораном, ни с Библией. Поэтому Аверроизм подвергался острейшей критике со стороны религиозных кругов Европы.

 

Психология в средневековой Европе.

 

В период средневековья в духовной жизни Европы утвердилась схоластика.

Схоластика – это особый тип философствования. Его цель – рациональное, с использованием логических приёмов обоснование христианского вероучения. Основной метод – комментирование текстов, которое сводилось к перечислению и классификации различных психических явлений, например, видов чувств, волевых качеств, добродетелей и т.д. Т.о., изучение реальности подменялось её описанием. Когда же требовалось объяснение какого-либо явления прибегали к помощи различных сил (формам, скрытым качествам, «натурам»). Так, издавна известное наблюдение продолжения жизни в разрезанных частях животного объяснялось тем, что его тело содержало множество душ, которые актуализировались после разрезания.

Свои представления о душе схоласты излагали, опираясь на учения античности, прежде всего Аристотеля.

Наиболее известный вариант толкования учения Аристотеля принадлежит Фоме Аквинскому (1225-1274). Систему Фомы (томизм) католическая церковь в дальнейшем канонизировала как единственно правоверную.

От учения Аристотеля в томизме остались лишь внешние атрибуты.

 

Номинализм

В Англии против томизма выступил номинализм (от лат. «номен» – имя). Это учение возникло в связи со спором о природе общих понятий. Номинализм отвергал учения реализма (Платона), которые утверждали, что идеи – это универсалии, существующие независимо от явлений, вещей. Учения реализма утверждали, что наряду с множеством конкретных вещей существуют общие понятия их, которые обладают тем же онтологическим статусом.

Номиналисты считали, что общие понятия независимо от явлений не существуют. Эти понятия относятся к области названий, имён, а не реалий.

Номинализм – выражение материализма в средние века, признавали первичность вещи и вторичность понятий.

Роджер Бэкон (1214-1292)

Опирался на учение Аристотеля, т.е. трактовал душу как единство формы и материи (а не как чистую форму). Настаивал на том, что в основу всех наук, в том числе и психологии, должны быть положены опыт, эксперимент и математика.

 

Дунс Скот (1265-1308) и Уильям Оккам (1300-1349) – создавали почву для материалистического подхода к психике.

У.Оккам распространил категорию знака на сенсорное познание. То, что слово является знаком вещи – это общее положение номинализма. Оккам заявил, что ощущение является знаком предмета, подобно тому, как дым – знак огня, улыбка – знак веселья.

Ощущение по Оккаму – это знак, производимый внешним предметом.

Правило «Бритва Оккама»: не следует умножать сущности без надобности (правило экономии – не следут усложнять то, что можно просто объяснить).

Так, томистская трактовка ощущений, за основу которых принималась душа, подлежала «отсечению» как «умножавшая сущности без надобности». Душа вообще оказывалась принципом избыточным, бесполезным для объяснения психических явлений. Но, какая же сущность служит их носителем?

Д.Скот склонялся к мнению, что этой сущностью является материя.

 

 

Результаты развития психологии в средние века

 

1 – в рамках схоластики

«-» - схоластика, как мы сейчас трактуем это понятие, стала барьером на пути свободного, опытного исследование природы.

«+» - схоластические диспуты способствовали становлению культуры логического мышления, выработке умений анализа понятий, способов их выражения.

 

2 – арабоязычная культура – соединительное звено между античностью и Новым временем.

- природа не сотворена;

- законы природы не изменяются произвольно;

- душа обусловлена деятельностью тела;

- бессмертие души в качестве индивидуальной сущности невозможно;

- обращение при исследовании зрительного восприятия к законам оптики. Трактовка живого тела (по крайней мере, одного из его органов) как среды, в которой действуют физико-математические законы, была принципиально новым подходом, которого не знала античная наука.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: