НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




УДК 342.815

Пузанова О.А. к.ю.н., доцент кафедры конституционного и муниципального права Владимирского филиала РАНХиГС

Молтенинова О.А.

магистрант группы Юмз-416, jkbr80@mail.ru

 

 

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫРЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в данной статье речь идет о том, что всеобщее избирательное право граждан, закрепленное и гарантированное Конституцией РФ, сталкивается с определенными проблемами при его реализации на практике. Автором статьи предложены четыре основные проблемы, которые возникают при реализации активного избирательного права граждан Российской Федерации непосредственно день голосования и возможные пути их решения. С точки зрения автора решение данных проблем, связанных с некоторыми «пробелами» в действующем законодательстве, поможет снизить уровень политического абсентеизма и повысить степень легитимности власти, а как следствие ее эффективность.

Ключевые слова: выборы, избирательное право, миграционное голосование, явка избирателей, тайное голосование, избирательный бюллетень, абсентеизм избирателей, политический абсентеизм, день голосования.

Abstract: in this article we are talking about what universal suffrage of citizens enshrined and guaranteed by the Constitution Russian Federation faces certain problems in its implementation in practice. The author proposes four main problems that arise in the implementation of the active electoral rights of citizens of the Russian Federation directly the day of the vote and possible solutions. From the point of view of the author's solution to these problems associated with some "gaps" in current laws that will help reduce the level of political absenteeism and to increase the degree of legitimacy of power, and as a result its effectiveness.

Keywords: elections, electoral right, immigration voting, turnout of voters, secret voting, ballot paper, absenteeism of voters, political absenteeism, day of voting.

В соответствии с Конституцией РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы [1,п..3ст.3]. Реализация этого права предполагает активное участие граждан в выборах. По мнению современных исследователей ни одна из предыдущих, а также действующая Конституция России не закрепляет понятия избирательных прав граждан [4]. Проанализировав избирательное законодательство Российской Федерации, мы можем сделать вывод о том, что избирательные права граждан достаточно широки и не ограничиваются только правом избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Например в Федеральном законе №67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) четко обозначены избирательные права граждан на участие в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях [2, п.28, ст.2].

Таким образом, мы можем сказать, что всеобщее избирательное право гарантированное Конституцией РФ, фактически расшифровано и дополнено федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В настоящее время продолжается процесс изменения избирательного законодательства Российской Федерации (только в Федеральный закон с момента его принятия, то есть за последние 14 лет, было внесено 92 изменения) имея под собой благие цели – оптимизация избирательной системы, гарантированность честных, открытых выборов, а как следствие повышение политической активности граждан. Однако, как показывает рассмотрение избирательной системы с практической точки зрения, при реализации активного избирательного права граждан могут возникать некоторые проблемы, рассмотрим часть из них.

Одной из главных проблем является: проблема миграционного голосования (проблема двойного счета) – это регистрация избирателя по месту жительства и вторичное включение избирателя в списки на конкретном избирательном участке по факту временного пребывания либо при наличии открепительного удостоверения. С одной стороны избирателю, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (избирательного участка), гарантируется предоставление активного избирательного права, с другой – возможное нарушение основного принципа свободных выборов, что избиратель участвует в голосовании только один раз.

По закону, избиратель, включенный в списки по месту временного пребывания, должен быть исключен из основного списка по месту жительства, однако это не всегда осуществляется избирательными комиссии, не только умышленно, но и в силу слабой технической оснащенности участковых комиссий и отсутствия системы для оперативного взаимодействия между последними. Также нельзя исключать, что множество сотрудников многочисленных силовых ведомств, имеющие два или более документа удостоверяющих личность (иногда на разные фамилии), по которым они на совершенно законных основаниях имеют возможность проголосовать на разных избирательных участках. Второй стороной миграционного голосования является массовое голосование (особенно на выборах федерального уровня) по открепительным удостоверениям, которое может организовываться в целях увеличения явки избирателей на отдельных избирательных округах участках. Особенно данная проблема проявилась на последних выборах в Государственную думу ФС РФ в Московской области, когда перед днем голосования начался массовый «исход» избирателей с участков, в результате чего традиционно низкая явка в Москве была почти 40%, а в области чуть перешла за 30%.

Проблема двойного счета характерна для таких категорий избирателей, как военнослужащие (срочной службы), студенты, моряки, рыбаки, граждане, находящихся в больницах, санаториях, других лечебно-профилактических учреждениях, вынужденные переселенцы и лица, содержащиеся в следственных изоляторах временного содержания. [3]

Следует отметить, что чем ниже уровень выборов, тем проблема миграционного голосования менее актуальна.

Возможными путями решения данной проблемы могут стать: введение принципиально нового вида паспорта гражданина Российской Федерации (по принципу карточки, содержащей персональные данные) и электронной регистрации на избирательном участке в день голосования.

Внедрение такой системы позволит избирательным комиссиям располагать более точными данными о численности избирателей страны (региона и т.д.) и решить проблемы миграционного голосования, необходимость в открепительном удостоверении при системе электронной регистрации просто отпадет.

Следующей проблемой, на которой стоит акцентировать внимание является проблема ограничения активного избирательного права граждан и лишения свободного волеизъявления. Как основным законом страны (п.3 ст.32), так и Федеральным законом (п.3 ст.4) предусмотрена возможность ограничения избирательных прав двух категорий граждан – признанных судом недееспособными и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Решением данной проблемы может стать наделение части лиц, находящихся в местах лишения свободы активным избирательным правом путем введения ценза, например, в зависимости от тяжести преступления или от срока полномочий избираемого органа государственной власти или местного самоуправления (т.е. на момент освобождения лица органы власти будут действующими).

Второй стороной проблемы является лишение свободы волеизъявления. По данным Министерства юстиции в России каждый год более двух миллионов человек проходят через следственные изоляторы. Граждане, голосующие в СИЗО, находятся под давлением и контролем администрации этих учреждений. Та же проблема существует и для воинских частей. Однако в день голосования, вопреки заблуждению многих, в СИЗО, так и в воинских частях, как на любом другом избирательном участке могут присутствовать наблюдатели, кандидаты, их доверенные лица, представители СМИ и т.д. Вопрос в том, что не многие хотят там присутствовать, а другие полагают - зачем идти туда, где результат заранее известен. Решить данную проблему поможет полноценная реализация гласности и открытости голосования на избирательном участке, например путем внедрения процедуры обязательного назначения наблюдателей.

Еще одной проблемой реализации избирательных прав граждан является проблема контроля явки и нарушения тайны голосования.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина[2, ст.7]. Однако в последнее время участились случаи, когда на выходе или на самих избирательных участках определенные лица, с целю контроля явки определенных избирателей (например, сотрудников предприятия) отмечали пришедших голосовать, не пришедшим, как правило, грозит какая-либо форма взыскания, штрафные санкции и.т.п. С введением системы видеонаблюдения и онлайн трансляции с участков, необходимость присутствия контролеров на самих участков отпала, хотя вводя эту норму ЦИК РФ имел в виду обеспечение прозрачности процедуры голосования и подсчета голосов.

Процедура тайного голосования, т.е. волеизъявления гражданина за того или иного кандидата (избирательное объединение), гарантируется Федеральным законом путем размещения на избирательном участке кабин или иных специально оборудованных мест для тайного голосования. Пребывание в кабине для голосования двух лиц и более, за исключением единственного случая, строго запрещено.

Однако с избирателя мо месту работы (службы) могут требовать фото бюллетеня с отметкой в определенном квадрате или обязывают ставить галочку в присутствии члена комиссии. Не редки случаи, когда в часы особой активности на участке не хватает кабин для голосования, и бюллетени заполняются на дополнительно поставленных столах. Нарушение тайны голосования возможно и при голосовании вне помещения для голосования. Вполне можно допустить, что на некоторых избирательных участках в программно-технические комплексы обработки бюллетеней или, как их называют, КОИБы быть установлена миниатюрная фото- или видеокамера, которая во время загрузки избирательного бюллетеня будет осуществлять фото- или видеосъемку избирателей с последующим достоверным раскрытием тайны голосования.

Некоторые исследователи, например Макарцев А.А. [5], полагают, что бюллетени могут быть пронумерованы невидимыми «симпатическими» чернилами, сложены в стопку по порядку номеров и выданы избирателю после регистрации с отметкой в отдельном списке: кому какой номер бюллетеня выдан. Технически это осуществить невозможно, особенно при совмещении нескольких уровней выборов.

Можно сделать вывод о том, что на практике, применяемые на выборах технологии не могут гарантировать гражданину выразить свою волю конфиденциально, без опасения за свой выбор.

Решить проблему с тайным голосованием возможно путем повсеместного внедрения электронного голосования, а проблему контроля явки – путем замены активного избирательного права на обязанность.

И еще одной проблемой реализации избирательных прав граждан является проблема политического абсентеизма (низкой явки избирателей), т.е. уклонения избирателей от голосования. Активное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно. В отличие от ряда других государств, в России нет обязательного голосования. Это обстоятельство, а также политическая апатия, где-то недоверие к власти и рождает явление политического абсентеизма. Это ставит власть и политически активных граждан в трудное положение, ибо придает результатам выборов внешне менее демократический характер. Массовая неявка избирателей на выборы говорит об отношении граждан к существующей власти, что вынуждает государство снижать порог явки избирателей. Минимальный порог явки в России был отменен в январе 2007 года, это было связано, прежде всего, с проблемой явки на региональных выборах и предстоящими выборами в Государственную Думу ФС РФ.

Решить данную проблему может, как уже говорилось выше, введение обязательного голосования.

С точки зрения автора решение представленных проблем при реализации активного избирательного права граждан Российской Федерации, связанных с некоторыми «пробелами» в действующем законодательстве и появлением определенных технологий, поможет снизить уровень политического абсентеизма и повысить степень легитимности власти, а как следствие и ее эффективность.

Список литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с поправками) // Правовая система «КонсультантПлюс»

2. Федеральный закон №67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 05.04.2016г.) // Правовая система КонсультантПлюс.

3. Вискулова В.В. О некоторых проблемах ответственности в избирательном праве // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - N 6. - С. 17.

4. Кукушкин М.И. Проблемы реализации избирательных прав граждан Российской Федерации / М.И. Кукушкин // Российский юридический журнал. - 2012. - N 4. - С. 144.

5. Макарцев А.А. Принцип пропорциональности в судебных решениях по избирательным спорам как адекватная форма защиты активного и пассивного избирательного права / А.А. Макарцев // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - N 6. - С. 1077.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: