Федеративная Республика Германия: Евросистема, в том числе Европейский центральный банк и Немецкий федеральный банк.




Федеративная Республика Германия входит в состав EMU, поэтому в соответствии с международными договорами эмиссию евро на территории всей еврозоны, в том числе на территории Федеративной Республики Германия, осуществляет Евросистема, т.е. ЕЦБ и национальные центральные банки государств еврозоны.

Согласно статье 3 Закона Федеративной Республики Германия "О Немецком федеральном банке" <14> (далее - Закон ФРГ) Немецкий федеральный банк, будучи центральным банком Федеративной Республики Германия, является интегрированной частью ESCB. Он должен участвовать в деятельности ESCB, первичной целью которой является поддержание ценовой стабильности, проводит и управляет иностранными резервами Федеративной Республики Германия, принимает меры по исполнению внутренних и международных платежей, призван способствовать стабильности платежных и клиринговых систем.

--------------------------------

<14> Bundesbank Act (Gesetz die Deutsche Bundesbank) // Federal Law Gazette I (Bundesgesetzblatt I), page 1782 as last amended by article 23 of the Act implementing Directive 2011/61/EU on Alternative Investment Fund Managers (Gesetz zur Umsetzung der Richtlinie 2011/61/EU die Verwalter alternative Investmenfonds (AIFM-Umsetzungsgesetz - AIFM-UmsG)) of 4 July 2013 // Federal Law Gazette I, page 1981.

 

Согласно статье 2 Закона ФРГ Немецкий федеральный банк является федеральным институтом с правоспособностью (т.е. со статусом юридического лица), действующим в качестве субъекта публичного права. Его капитал, который составляет 2,5 миллиарда евро, находится в собственности Федеративной Республики Германия.

Согласно ст. 7 Закона ФРГ органом управления Немецкого федерального банка является Правление (Исполнительный совет). Он управляет Банком. Правление должно состоять из президента, вице-президента и четырех других членов. Члены Совета назначаются Президентом Федеративной Республики Германия. Кандидатура президента, вице-президента и еще одного члена представляется федеральным правительством. Кандидатуры других трех членов вносятся Федеральным советом (бундесрат - верхняя палата парламента, которая представляет земли (государства - члены Федерации)) по соглашению с федеральным правительством. Бундесрат имеет право представить в федеральное правительство предложение по кандидатуре вице-президента. Федеральное правительство и бундесрат консультируются с Правлением относительно кандидатур, которые они будут представлять для назначения в него.

В соответствии со статьей 8 Закона ФРГ Немецкий федеральный банк имеет региональный офис в каждом из 9 округов. Каждый региональный офис возглавляется Президентом, который назначается Правлением. Каждый региональный офис будет иметь Консультативный совет, который должен регулярно встречаться с президентом регионального офиса и обсуждать с ним вопросы, которые входят в полномочия президента регионального офиса. Консультативный совет состоит не более чем из 14 членов, которые должны иметь специальные знания в области банковского дела. Не более половины членов должны быть выбраны из различных подразделений банковского сектора, при этом другая часть членов должны быть выбраны из области торговли и промышленности, предпринимательства, страхового сектора, свободных профессий, сельского хозяйства и из числа наемных работников. Консультативный совет должен собираться дважды в год. Кандидатуры членов консультативного совета должны быть выдвинуты правительствами федеральных земель, затем должны быть рассмотрены и утверждены президентом Немецкого федерального банка на срок 3 года. На собраниях Консультативного совета председательствует президент регионального офиса.

Абзац 4 статьи 7 Закона ФРГ устанавливает, что члены Правления занимают свои должности в рамках публичного права. Их правоотношения с Банком, в том числе вознаграждения, пенсионные программы, выплаты за выслугу лет, должны быть установлены контрактами с Правлением. Эти контракты подлежат утверждению федеральным правительством.

Согласно статье 29 Закона ФРГ Правление и Центральный офис, расположенные по юридическому адресу Немецкого федерального банка, имеют статус высшего федерального органа государственной власти. Региональные офисы и филиалы имеют статус федеральных органов государственной власти.

Выводы.

В некоторых федеративных государствах субъекты Федерации имеют право получать в свой бюджет часть прибыли центрального банка Федерации по итогам года (Швейцарская конфедерация), назначают представителей субъекта Федерации в консультативный совет при региональных офисах центрального банка (Федеративная Республика Германия) и пр. В Российской Федерации подобные механизмы участия субъектов Российской Федерации в деятельности центрального банка страны не предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.

В Федеративной Республике Германия служащие Немецкого федерального банка имеют статус государственных гражданских служащих. Немецкий федеральный банк в целом имеет статус публичного органа. В Российской Федерации Председатель Банка России является лицом, в компетенцию которого входит внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представлений по кандидатурам членов Совета директоров Банка России. При этом Председатель Банка России предварительно согласовывает кандидатуры в Совет директоров Банка России с Президентом Российской Федерации. Согласование Президента Российской Федерации по вопросу об освобождении от должности члена Совета директоров Банка России не требуется, указанное решение Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает самостоятельно по представлению Председателя Банка России. Члены Совета директоров Банка России работают на постоянной основе в Банке России. Председатель Банка России также является лицом, к компетенции которого относится прием на работу служащих Банка России. Существуют риски конфликта интересов между Председателем Банка России и членами Совета директоров Банка России. Данный риск усиливается тем, что должность Председателя Банка России установлена напрямую Конституцией Российской Федерации, а должности членов Совета директоров установлены федеральным законом. С 1990 года прослеживается тенденция усиления дисбаланса между Советом директоров и Председателем Банка России. Доказательством данного тезиса является то, что если в 1990 году четко устанавливалось, что управление Банком России осуществляется на коллегиальной основе Советом директоров Банка России, то в настоящее время принадлежность Совета директоров Банка России к органам управления Банком России можно установить только из наименования главы 3 Федерального закона, а также из характера полномочий Совета директоров Банка России. Кроме того, ни Совет директоров Банка России, ни Национальный финансовый совет фактически не вправе ставить вопрос о досрочном прекращении полномочий Председателя Банка России, т.к. это не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Должности членов Совета директоров Банка России не включены в Сводный реестр государственных должностей Российской Федерации, хотя указанная должность учреждена федеральным законом и имеет публично-правовой характер.

Банк России не имеет своей целью обеспечение стабильности цен, а имеет своей целью защиту и обеспечение устойчивости рубля, в отличие от Австрийской Республики и Федеративной Республики Германия.

В Австрийской Республике федеральный закон содержит требования к кандидатурам в Правление Австрийского национального банка. В РФ ценз по гражданству, профессии и по наличию активного избирательного права в нижнюю палату парламента к кандидатам в Совет директоров Банка России не установлен. Целесообразно разработать предложения по включению в состав Совета директоров Банка России на постоянной основе лиц, не являющихся служащими Банка России на штатной основе, с выплатой им вознаграждения по решению Национального финансового совета. Федеральным законом предлагаем установить ценз оседлости для кандидатов в Совет директоров Банка России, а также установить требования по наличию активного избирательного права и требования к профессиональной деятельности.

Целесообразно реорганизовать и расширить полномочия территориальных учреждений Банка России с формированием при них общественных советов (в количестве 14 человек на общественных началах без освобождения от основного места работы), в состав которых субъекты РФ будут вносить кандидатуры ведущих представителей промышленности, торговли, сельского хозяйства, финансового сектора, представителей свободных профессий и наемных работников. Общественные советы при территориальных учреждениях будут обсуждать с руководителями территориальных учреждений Банка России вопросы деятельности Банка России на территории соответствующего субъекта РФ. Таким образом, будет налажен канал обмена информацией между Банком России и обществом, а также будет установлен способ общественного контроля над деятельностью Банка России. Кроме этого, полномочие субъектов РФ по отбору и представлению кандидатур в члены общественных советов при территориальных учреждениях Банка России будет являться одним из способов участия субъектов Федерации в деятельности Банка России. Считаем возможным проработать возможность распределения прибыли Банка России по итогам финансового года в бюджеты субъектов Федерации. Вместе с тем считаем целесообразным включить служащих Банка России в федеральное законодательство как отдельную категорию единой системы государственной службы РФ.

Если рассматривать государство как высшую форму самоуправления человеческого общества, исторически сложившуюся на определенной территории для обеспечения эффективных процессов производства, защиты, потребления общественных благ, товаров, работ, услуг, то центральные банки представляют собой инфраструктуру рыночной экономики, часть политической системы общества, автономную часть государственного аппарата.

 

Литература

 

1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

2. Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" // Российская газета. 1995. 17 января. N 11 - 12.

3. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22.05.1992 N 2815-1 "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития" // Российская газета. 1992. 29 мая. N 122.

4. Положение о территориальных учреждениях Банка России от 29.07.1998 N 46-П: утв. Советом директоров Банка России 10.04.1998, протокол N 15 (ред. от 30.11.2009).

5. Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union // OJ C 326, 26.10.2012, p. 1.

6. Federal Act on the Oesterreichische Nationalbank (Nationalbankgesetz 1984 - NBG) // BGBI (Federal Law Gazette) N 50/1984 as amended by BGBI (Federal Law Gazette). Part 1 N 184/2013.

7. Bundesbank Act (Gesetz die Deutsche Bundesbank) // Federal Law Gazette I (Bundesgesetzblatt I), page 1782 as last amended by article 23 of the Act implementing Directive 2011/61/EU on Alternative Investment Fund Managers (Gesetz zur Umsetzung der Richtlinie 2011/61/EU die Verwalter alternative Investmenfonds (AIFM-Umsetzungsgesetz - AIFM-UmsG)) of 4 July 2013 // Federal Law Gazette I, page.

8. Антонов И.П., Леванов Г.С. Международно-правовое регулирование торгово-экономических отношений России и Германии (история и современность): Учебное пособие. М.: Книжный Мир, 2012.

9. Банк России в XXI веке: Сборник статей / Отв. ред. П.Д. Баренбойм, В.И. Лафитский; сост. С.А. Голубев. М.: Юстицинформ, 2003.

10. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: Учебное пособие / Сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков. 8-е изд., исправл. и доп. М.: Инфотропик Медиа, 2012.

11. Моисеев С.Р. Возникновение и становление центральных банков: Научно-популярное издание. М.: КНОРУС, 2013.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: