Дискуссии по вопросу объединения




Образование СССР.

1. Предпосылки объединения республик

2. Дискуссии по вопросу объединения

3. Конституция 1924 года

 

 

1. Предпосылки объединения республик

 

В первые месяцы своего существования Советская республика не являлась федерацией. Она была единым многонациональным государством и включала террито­рии бывшей Российской империи. Начало практическо­му претворению в жизнь программы большевистской партии по национальному вопросу было положено после того, как 2 ноября 1917 г. Совнарком утвердил проект Декларации прав народов России. В ней провозглаша­лись основные положения советской национальной по­литики. Народы России получили право на свободное самоопределение вплоть до отделения и создания самостоятельных государств; отменялись национальные привелегии и ограничения; осуждалась политика натравливания одной нации на другую. Октябрьская революция ликвидировала неравноправие и угнетение нерусских национальностей. Советское правительство создало Народный комиссариат по делам национальностей. Законом государства провозглашались свобода и равенство всех национальностей, народностей, этнических групп России. Каждая нация получила право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

20 ноября 1917 г. СНК принял обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», в котором указывалось, что все верования и обычаи мусульман, их национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Трудящиеся мусульмане призывались устраивать свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно, поддерживать социалисти­ческую революцию и созданное ею правительство.

В декабре 1917 года В.И.Ленин подписал декрет о предоставлении независимости Украине и другим государствам, ранее входившие в состав Российской империи. Придерживаясь провозглашенных принципов в обла­сти национальной политики, СНК 18 декабря 1917 г. признал государственную независимость Финляндии (Ве­ликое княжество Финляндское находилось в составе Рос­сийской империи с 1809 г., пользуясь внутренней авто­номией). Однако признание независимости Финляндии не гарантировало невмешательства Советской России в ее дела, так как, говоря о праве наций на самоопределе­ние, большевики имели в виду право самоопределения пролетариата, а не буржуазии.

Национально-государственное развитие Советской России шло по линии преобразования возникавших ав­тономных областей в автономные республики и автономных республик в союзные. Старейшей по времени созда­ния из автономных республик, входивших в состав РСФСР, была Туркестанская Автономная Советская Со­циалистическая Республика (ТАССР), провозглашенная V Всетуркестанским съездом Советов еще 30 апреля 1918 г. Это было многонациональное государственное образование.

В марте 1919 г. в Москве было подписано соглашение между центральной властью и.башкирскими представителями об образовании автономной Башкирской Совет­ской Республики. В начале 1920 г. Политбюро ЦК РКП(б) постановило создать Татарскую АССР; что ускорило решение вопроса о национальной автономии других народов Поволжья. В 1920 г. создание автономий в рамках РСФСР охватило практически все национальные районы. Их социальный и политический строй имел общие основы, все они являлись государствами диктатуры пролетариата. Однотипным был и государственный аппарат советских республик: высшие органы власти -съезды Советов, высшие органы управления — правительства На территории республик действовали декреты и постановлёния съездов Советов, ВЦИК и СНК РСФСР.

На территории России образовалось несколько независимых советских республик - РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика - объединение Армении, Грузии и Азербайджана). В Средней Азии

возникли две народные советские республики - Хорезмская и Бухарская. Между республиками установились союзнические отношения. Каждая республика вносила свой вклад в борьбе за социализм. Одновременно со становлением автономий в РСФСР происходило ее сближение с другими советскими республиками. Сотрудничество развивалось по широкому кругу вопросов, и вскоре начался процесс объединения госаппарата республик: вооруженные силы объединялись в единую армию, управление промышленностью, транспор­том, связью и внешней торговлей становилось цен­трализованным. Но поскольку договоры между РСФСР и другими советскими республиками не предусматрива­ли подчинения высших органов управления в республи­ках аналогичным органам РСФСР, это порождало не­определенность, конфликты и трения.

В целом, однако, в 1921-1922 гг. между республика­ми установились прочные федеративные отношения, развивавшие принципы «договорной федерации» периода гражданской войны. В годы гражданской войны сложился военно-политический союз советских республик. Он выразился в создании многонациональной Красной Армии, в организации мощного партизанского движения, развернувшегося на окраинах временно занятых врагом, взаимопомощи тыла и фронта всех советских республик. Ведущей силой военно-политического союза народов России явился русский народ. Наличие русскоязычных анклавов, единая организация Коммунистической партии, строившейся по интернациональному принципу, сотни лет совместного общежития, способствовали дальнейшему сближению советских республик.

Формально этот союз был закреплен Декретом ВЦИК от 1 июня 1919 года об объединении советских социалистических республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии. В декрете ВЦИК предусматривалось объединение важнейших отраслей народной жизни, что означало больше, чем чисто военный союз.

Новая обстановка, создавшаяся после окончания гражданской войны, грандиозные задачи по восстановлению народного хозяйства, вставшие перед центром и окраинами, потребовали новых, более прочных связей между народами страны.

Важным этапом объединительного движения явилось создание единого дипломатического союза, который нашел свое выражение в совместном выступлении всех советских республик в период работы Генуэзской и Гаагской конференций 1922 года. Дипломатический фронт советских республик явился необходимым дополнением военно-политического союза народов в новых условиях борьбы против внешних врагов.

22 февраля 1922 года полномочные представители советских республик: РСФСР, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики подписали соглашение о передаче своего представительства РСФСР на Генуэзской конференции. Важнейшей причиной, толкавшей независимые советские республики на дальнейшее объединение, были потребности хозяйственного развития страны.

В то же время необходимо отметить, что поиск путей строительства многонационального государства проходил в обстановке острых дискуссий, столкновения различных мнений. Часть руководителей советского государства и партии, в том числе нарком по делам национальностей И.В.Сталин, считали создание самостоятельных советских республик временным политическим решением, шагом на пути к полному объединению. Примером таких объединений служили Закавказская федерация и Туркестан.

Что касается Ленина, то он выступал за национально-территориальный принцип формирования республик как автономных внутри РСФСР, так и будущих союзных.

Национально-государственное строительство на территории бывшей Российской империи осложнялось фактическим неравенством экономического и социокультурного развития населявших ее народов.

Одни национальные районы страны, такие как Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, часть Азербайджана прошли в той или иной степени стадию промышленного капитализма. Однако, несмотря на сравнительно высокий уровень развития капитализма (Украины, Баку) в целом эти области были аграрными. Другие окраины России еще не успели пройти стадию капиталистического развития и не имели или почти не имели рабочего класса. К ним относились большая часть Средней Азии, Азербайджан, Дагестан, часть Северного Кавказа и районы, населенные преимущественно тюркскими народностями. Здесь преобладали скотоводческие хозяйства, патриархальный и полуфеодальный быт. Обширные и богатые земли Севера были заселены народами, многие из которых находились на стадии первобытнообщинного строя (карелы, коми, якуты, чукчи, ненцы и другие национальности).

Таким образом, новая историческая обстановка выдвигала на первый план важную задачу - ликвидацию фактического неравенства народов. Действенное средство для решения этой проблемы заключалось прежде всего в промышленном развитии национальных окраин, в приближении фабрик и заводов к сырьевым районам, а также в оказании материальной помощи отсталым народам со стороны центра.

С этой целью еще до образования Союза ССР Советское правительство разработало и провело ряд мер, направленных на оказание эффективной помощи народам других республик. Эта помощь, направленная на восстановление хозяйства, была многообразной и значительной по размерам. Она выражалась в денежных льготах, дотациях и субсидиях, в доставке зерна в бесхлебные районы и снабжении промышленным оборудованием, доставляемым в большинстве случаев бесплатно.

Так, в конце 1920 года Советское правительство выдало Белоруссии аванс в сумме 1 млрд. рублей и необходимые материалы для снабжения предприятий. Тогда же из Смоленска в столицу Белоруссии, а также Слуцк, Мозырь, Бобруйск были отправлены эшелоны с хлебом, мясом и маслом. Эти продукты, предназначались прежде всего для госпиталей, приютов, детских домов.

А через год Белоруссия дополнительно получила 10 млрд. рублей в денежном выражении и на такую же сумму сырье и оборудование. В то же время крестьянство Белоруссии получило от РСФСР большое количество зерна для посевов и дополнительный кредит в сумме 3 млрд. рублей.

Значительная помощь была оказана Закавказским республикам. Только в течение мая - сентября 1920 года Российская Федерация отправила в Азербайджан 280 тонн различного продовольствия. Для общих расходов на восстановление нефтяной промышленности она ежемесячно переводила туда 9,5 млн. рублей. На закупку за границей оборудования для "Азнефти" Совет Труда и Обороны отпустил из особого фонда 500 тыс. рублей золотом.

В 1921 - 1922 годах РСФСР выделила для нужд народного хозяйства Азербайджана, Армении и Грузии 13 млн. рублей золотом. Затем этим республикам было выделено также свыше 3 млн. пудов хлеба и 8 млн. рублей золотом для покупки за границей рабочего скота, сельскохозяйственных машин и предметов народного потребления.

Впоследствии масштабы помощи Советской России народам республик Закавказья продолжали увеличиваться. Она поставляла им значительное количество хлеба, сахара, мануфактуры. А в Дагестан, например, были переброшены целиком текстильная и табачная фабрики, целлулоидный завод и, кроме того, необходимое оборудование для восстановления и пуска в эксплуатацию ряда других предприятий.

Население Бурят-Монголии испытывало тогда острую нужду в медицинской помощи, и Советское правительство пошло навстречу; там было открыто 10 амбулаторий и кумысолечебниц, один курорт, организовано несколько отрядов по борьбе с эпидемическими заболеваниями.

Политические результаты эффективной материальной помощи Советской России национальным районам были огромны. Они впечатляли, тем более что Советская Россия сама находилась в тяжелейших экономических условиях. Трудящиеся национальных районов все более убеждались в том, что оказанная им помощь являлась "величайшим доказательством любви и беззаветного самопожертвования российского пролетариата".

Внимание к интересам различных наций, осторожность и последовательность в проведении национальной политики помогли преодолеть недоверие и озлобление в отношениях между народами. Устранялась почва для конфликтов, налаживалось тесное сотрудничество.

Вопрос о дальнейшем сближении республик и образовании нового государства был поднят уже весной 1922 года, по­чти одновременно ЦК компар­тии Украины и Белоруссии (Украинская ССР возникла 12 декабря 1917 г., а Белорусская ССР — 1 января 1919 г.). Летом 1922т. аналогичное решение о Закавказ­ских республиках (Азербайджан, Армения и Грузия), объединившихся 12 марта 1922 г. в Закавказскую феде­рацию (ЗСФСР — Закавказская Социалистическая Фе­деративная Советская Республика), принял пленум кра­евого комитета РКПб). Пересмотра сложившихся форм взаимоотношений между республиками требовали эко­номические, внутри- и внешнеполитические факторы.

 

 

Дискуссии по вопросу объединения

При обсуждении вопросов был выявлен ряд проблем. Надо было считаться как с тенденцией к объединению, так и со стремлением народов сохранить свою самостоятельность. Поэтому вопрос о формах объединения дискутировался остро. Единого мнения по вопросу о принципах создания союзного государства не было. Среди целого ряда пред­ложений выделялись, два: включение других советских республик в состав РСФСР на правах автономии (предло­жение Сталина) и создание федерации равноправных рес­публик. Для подготовки решения в августе была создана комиссия во главе со Сталиным, в которую вошли представители всех республик. Именно комиссия выдвинула проект, известный как "план автономизации", исходивший из того, что компетенция органов власти РСФСР распространялась на соответствующие учреждения всех республик. План был также утвержден Оргбюро ЦК. Проект Сталина «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками» был одобрен ЦК компар­тий Азербайджана и Армении. Пленум ЦК компартии Грузии признал его преждевременным, а ЦК компартии Белоруссии высказался за сохранение существующих договорных отношений между БССР и РСФСР. Украин­ские большевики воздержались от обсуждения сталинского проекта. Тем не менее, план автономизации был одобрен на заседании комиссии ЦК РКПб) 23-24 сен­тябре 1922г. В сентябре выздоравливавший после приступа болезни Ленин ознакомился с проектом и посчитал его неправильным. Им был предложен другой принцип - создание союзного государства равноправных республик. Наиболее приемлемой формой государственного устройства многонациональной страны он считал Советскую Социалистическую Федерацию.

Новый проект комиссии ЦК РКПб) был окончатель­но утвержден на пленуме ЦК 6 октября 1922 г. Вскоре дискуссия между центральным руководством и грузин­ской «стороной по вопросу о вхождении в состав будущего союза отдельными республиками переросла в «грузин­ский инцидент». В конце октября 1922 г. ЦК компартии Грузией коллективно подал в отставку. Это произошло после того, как грузинская сторона предложила рассмот­реть вопрос о раздельном вхождении Закавказских республик в создаваемый союз, что требовало пересмотра решений пленума ЦК РКПб). Данное заявление пред­ставителем центра Г. К. Орджоникидзе тут же было квалифицировано как «недопустимое нарушение партийной дисциплины». Последовали взаимные оскорбления, переросшие в рукоприкладство. Комиссия Ф. Э. Дзержин­ского,» выезжавшая на место для рассмотрения сложив­шейся ситуации, представила в Политбюро ЦК доклад, осуждавший позицию ЦК компартии Грузии. В. И. Ле­нин по причине болезни не смог активно выступить в защиту грузинских коммунистов. Ему были известны перегибы шовинистов на Кавказе, издавших декрет о лише­нии грузинского гражданства лиц, вступающих в брак с жителями других республик. Однако великорусский шовинизм он считал гораздо большим злом, называя Стали­на «грубым великорусским держимордой».

I Закавказский съезд Советов (13 декабря 1922г.), так же как и ЦИК УССР (16 октября) и IV Всебелорусский съезд Советов (18 декабря) высказались в поддержку проекта комиссии ЦК РКПб) от б октября. 26 декабря X Всероссийский съезд Советов одобрил идею создания Союза» ССР, 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов утвер­дил важнейшие конституционные документы.— Декла­рацию и Договор об образовании СССР. Это стало завер­шающим этапом объединительного движения народов. Вошедшие в состав СССР республики (РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР) закрепляли за собой «право свободного "выхода из Союза». Ленин, однако, считал, что этот момент носил чисто формальный характер, был «пустого бумажкой, неспособной защитить российских инородцев» от шовинизма русского бюрократа. Меры по более дей­ственной защите нерусского населения так и не были приняты..

Несмотря на это, сложный и неоднозначный процесс формирования Союза ССР представлял собой великое политическое начинание. Народы обретали свою госу­дарственность, хотя пределы их полномочий были огра­ниченными, а суверенитет весьма скромным.

 

Конституция СССР 1924 г.

Оформление единого союзного государства как феде­рации суверенных советских республик было продолжено на II Всесоюзном съезде Советов, который 31 января 1924 г. утвердил первую Конституцию СССР. Конститу­ция СССР состояла из двух разделов: Декларации об обра­зовании СССР и Договора об образовании СССР. В Декла­рации указывалось на причины и принципы объединения республик (добровольность и равноправие). СССР оставал­ся открытым объединением для вхождения в его состав новых республик «...имеющих возникнуть в будущем». За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, а ее территория могла быть изменена только с ее согласия. Договор состоял из 11 глав: 1. О предметах ведения верховных органов власти СССР. 2. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве. 3. О Съезде Советов СССР. 4. О Центральном Исполни­тельном Комитете СССР. 5. О президиуме ЦИК СССР. 6. О СНК СССР. 7. О Верховном суде СССР. 8. О народных комиссариатах СССР. 9. Об ОПТУ. 10. О союзных респуб­ликах. 11 О гербе, флаге и столице СССР.

В исключительное ведение Союза входили внешняя политика и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ общесоюзного законодательства. Выс­шим органом власти являлся Съезд Советов СССР (соби­раемый раз в год), а в период между съездами — ЦИК СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета (представители республик пропорционально населению) и Совета Национальностей (представители союзных и автономных рес­публик — по 5 депутатов от каждой, и автономных об­ластей — по 1 депутату). Число председателей ЦИК соответствовало числу союзных республик. Председате­лями ЦИК СССР в то время являлись М. И. Калинин, Г. И. Петровский, Г. А. Червяков и Н. Н. Нариманов. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом власти яв­лялся Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совмест­ном заседании палат. ЦИК СССР формировал высший исполнительный орган — СНК СССР из 10 наркоматов. Пять наркоматов были общесоюзными: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сооб­щений, почт и телеграфов. Пять наркоматов были объе­диненными: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов и РКИ. Конституция предусматривала создание Верховно­го суда при ЦИК СССР, на который возлагались функ­ции разбирательства дел о злоупотреблениях высших дол­жностных лиц СССР и рассмотрение дел о соответствии |: республиканского и союзного конституционного законодательства.

Все остальные сферы управления находились в ис­ключительной компетенции союзных республик. В кон­ституции СССР 1924 г. не было характеристик общественного устройства союзного государства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве и местных органах власти. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Конституция РСФСР была принята в 1925 г



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: