ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ РАСКЛАД «КАРТИНА МИРА» 5 глава





Групповая практика. 225

ти мира. И Юнг видел, что в Германии с приходом Гит­лера возрождается дух Водана. Впрочем, понять, что принесет бог безумия и битвы, Юнг смог не сразу.

МИСТИЧЕСКИЕ КРУЖКИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫXX ВЕКА

После Первой мировой войны Германия находилась в упадке, как экономическом, так и духовном. Есте­ственно, это время стало весьма благоприятным для сторонников и последователей Гвидо фон Листа и его мистического национализма. Они нашли себе много­численную аудиторию. Эллегаард Эллербек, например, начал резкую антиреспубликанскую кампанию. Он по­носил союзников, осуждал материализм и превозносил немцев до божественного статуса. Он описывал тон­кую ауру, сопутствующую каждой из европейских на­ций, и духовный характер каждой. И обращался к сво­им согражданам: «Да знаете ли вы, что вы — боги?» Эллербек читал лекции по всей Германии и провоз­глашал немцев наследниками крови древних языче­ских богов.

Ариософское движение расцвело в Германии в кон­це 20-х и в 30-х годах. Большей частью представители движения работали в эзотерических обществах и не были связаны с политическим движением. 29 ноября 1925 года было основано Общество Эдды. Члены Обще­ства были по преимуществу писателями, и они приня­ли участие в эклектической реконструкции арийской ре­лигии. Так, Вернер фон Бюлов (1870—1947), Великий Мастер Общества, создал «мировые рунические часы», которые показывали магическую атрибутацию восемна­дцати рун арманического ряда цветам, зодиакальным знакам и триединству «рождения — бытия — смерти». Другие члены Общества Эдды — Мартин Брюкер и Аль­берт Марк, автор эзотерической книги о германском национализме, — работали над понятием протоязыка и принципом параллакса.

8 Г. Бедненко «Школа рун*



Галина Бедненко. Школа рун


Также в общество входили Отто Зигфрид Рейтер, лидер Немецкого Религиозного Товарищества и автор многих книг по астрологии, языческой религии и тек­стов об Эдде, Карл Рейнгольд Петтер, президент пана-рийской лиги в Данциге, и Матильда фон Кемниц, пло­довитая «народническая» писательница, возглавившая движение «Людендорф», после того как в сентябре 1926 года вышла замуж за генерала Людендорфа. Обще­ство Эдды издавало журнал «Hag All All Hag» (позже просто «Hagal») вплоть до 1939 года. Хотя в 1933 году в новом меморандуме Общество объявило официально о своей верности национал-социализму, темы его ис­следований оставались прежними. Журнал «Hag All All Hag» занимался в основном анализом стихов Эдды, мифологии и древних памятников, геральдикой, астро­логией, геомантикой и сакральной географией. Полити­ческие же события старались объяснить высшими кос­мическими законами, советуя читателям подчиняться интересам большинства.

Существовали и отдельные личности, занимавшиеся рунами арманического ряда и совершенно не интересо­вавшиеся политикой. Фридрих Бернхард Мар.би (1882— 196.6) основал мистическую школу оккультизма рун. Там занимались по большей части изучением использования рун для лечения болезней, рунической гимнастикой, муд-рами и медитациями. Своего рода это была руническая йога. Древние арийские и германские священные центры Марби представлял себе как особые очаги рунического воспитания, расположенные преимущественно в крате­рах, на горах или холмах и недалеко от воды. В 1936 году он был осужден Третьим рейхом как «антинацистский оккультист» и отправлен в концентрационный лагерь Вельзхайм. Он оставался в концлагерях Флоссенбург и Дахау до 1945 года, когда его освободили союзники. Все эти испытания не сломили рунолога — он продолжал свои исследования, писал книги и издавал периодический журнал вплоть до своей смерти 3 декабря 1966 года.

Известен еще один практический рунолог того времени — Зигфрид Адольф Куммер (род. в 1899 г.).


Групповая практика 227

В 1927 году он основал Школу «Руна» в Дрездене и со­трудничал с ариософской летней школой братьев Рих­тер в Баренштайне в 1932 году. Он соединял традиции классической церемониальной магии и современной ему рунологии. Куммер, как и Марби, были осужден наци­стами «за дискредитацию и осмеяние священного Арий­ского Наследства».

В отличие от аполитичных оккультистов-рунологов, существовали и кружки специалистов, которые прини­мали участие в разработке символов и ритуалов СС (это становится очевидным при изучении эмблем соответ­ствующих частей и подразделений) и были любимцами Гиммлера.

ПОСЛЕВОЕННАЯ СУДЬБА «ГЕРМАНСКОЙ ДУХОВНОСТИ»

В конце Второй мировой войны материалистический коммунизм и не менее материалистический капитализм раздавили все ростки агрессивной «германской духовно­сти». Все, чем занимались нацисты наряду с ведением войны и обустройством концлагерей, подверглось осуж­дению и негласному замалчиванию как заляпанное кро­вью. В первое время к этому отнесли абсолютно все, касающееся геополитического мистицизма, евгеники (которая так и не возродилась) и, конечно, германско­го неоязычества.

Политкорректный гражданин США Эдред Торссон мягко сообщает: «Двадцатый век показал нам, что гер­манский символизм можно применить не только в ос­вободительных целях, но и для разрушения и порабоще­ния. Это не имеет ничего общего с настоящей практикой Северного Пути, но при этом демонстриру­ет, какая заключена в нем сила». Торссон говорит об ис­пользовании неоязыческой идеологии нацистами, как упоминают о близком родственнике — мафиози-уголов­нике: не называя имен, формально осуждая и втайне гордясь.


228 Галина Бедненко. Школа рун

Э. Торссон, по сути, является потомком и продол­жателем идеалистов-народников. Если те видели в об­щественном устройстве древних германцев идеал об­щинного «некапиталистического» общества, то Торссон видит в них идеал «американского индивидуализма»: «Древние тевтоны были свободолюбивыми индиви­дуалистами и ничего не имели общего с тоталитариз­мом и коллективизмом». Тоталитаризма в современном смысле слова тогда действительно не существовало, но вот жизнь «свободолюбивого индивидуалиста» в древ-негерманской общине, где человек всегда принадлежал роду, семье, братству и племени, причем одновремен­но, представить сложно. (Возможность проявлять свою яркую индивидуальность дало лишь современное нео­язычество.) Поэтому можно сделать вывод, что идеи «особой германской духовности», совмещенные с иде­алистическим и исторически неправомерным представ­лением о «райской жизни» древнего германца, живучи и по сей день.

НОВОЕ ПРИШЕСТВИЕ ЯЗЫЧЕСТВА

Как уже было сказано, выжившие в концлагерях ру-нологи продолжали трудиться на своей излюбленной ниве и после войны, по-прежнему не обращая внимания на существующую политическую идеологию. Но интерес к древним верам и религиям старой Европы, даже Америки и Африки, уже растет сам по себе. В Англии поднимают голову ведьмовские кружки, и там наконец запрещают закон, наказывающий за колдовство. Кроу-ли давным-давно работает с архетипами египетских бо­гов и предрекает Новый Эон. Юнг по-прежнему учит людей по ту и эту сторону океана видеть богов в образах своих сновидений. Афро-бразильские и афро-американ­ские религии (вуду, умбанда, кандомбле и др.) прочно связали африканское и индейское язычество с обра­зами католических святых. Появляются первые виккан-ские языческие общины, ориентированные главным


Групповая практика



образом на первобытную веру в Великую Мать и ее супруга-короля. Возникает церемониальное религиозное язычество.

Во всей этой сумбурной и полной пылкого энтузиаз­ма деятельности германские язычники оказываются не единственными, а одними из многих. Новой чертой это­го времени является отщепленность «германской духов­ности» от собственно Германии. Например, в 1950 году мало кому известный австралийский (!) одинист А. Руд Миллз выпускает серию книг в надежде возродить древ­нюю веру. Германское язычество возрождается везде, где вообще возникают языческие общины. Так, они более распространены в англоговорящих странах, чем в ро­манских. В романских, католических странах нет такой потребности в возрождении древних архетипов и цере­мониальных занятиях: католичества вкупе с оставшим­ся этническим колдовством вполне достаточно. Итак, можно сказать, что язычество возрождается большей частью в протестантских странах — обделенных краси­вой церемониальной религией и в свое время активно избавлявшихся от ведьм и колдунов. Сейчас пришло время компенсации.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Общая тенденция современной западной цивилиза­ции — ощущение индивидуальности «человека толпы». Каждый имеет значение, и каждый может (по крайней мере, в теории) все, что угодно. Отсюда все многочис­ленные фильмы про отставных спецназовцев, спасаю­щих мир, и домохозяек, переквалифицировавшихся в спецназовцев, не говоря уже о школьниках, успешно сражающихся с инопланетными чудиками.

Примерно та же ситуация сложилась и в нью-эйдже-вом мире духовных теорий и практик. Каждая женщи­на может стать ведьмой, стоит только изучить соответ­ствующий справочник или учебник. Любой человек может научиться автоматическому письму и предска-



Галина Бедненко. Школа рун


заниям будущего по хрустальному шару. Городские шаманы встречаются под каждым девятым кустом. Клас­сический оккультизм с его тайными орденами и круж­ками почти целиком раздавлен огромной массой неофи­тов-волшебников.

При этом воззрения эклектичны и никак не согла­суются с местом рождения и проживания, нацией или расой человека. Белые американцы и современные пе­тербуржцы владеют вуду, египетские маги вызывают кельтского Кернунна, в Тель-Авиве тайно действует скандинавский хирд (полувоенная языческая община).

Люди пропагандируют «собственное учение» и легко находят себе немногочисленные группы последователей. Руны теперь трактуются в соответствии с собственным жизненным опытом и нелегкой женской судьбой. Дела­ется это пространно, с выведением житейских доктрин, туманных метафор и афоризмов. На этой волне поднял­ся Ральф Блюм, придумавший Пустую руну дополни­тельно к Старшему Футарку. (Представьте, как занима­тельно она смотрелась в ряду других рун, — как любое пустое место!) И Лиза Пешель, считающая, что руны викингов нужны лишь для того, чтобы узнать, с каким кавалером дама столкнется сегодня в супермаркете и что поспособствует ее будущему замужеству.

АСАТРУ

Асатру — современная языческая религия скандинав­ского толка. Первые общины Асатру были созданы в 1970-х годах как в Исландии, так и в США. В Ислан­дии на настоящий момент Асатру признана одной из государственных религий, в Америке же это лишь одна из множества религий мелких неоязыческих общин.

1980-е годы — время более или менее спонтанного образования локальных языческих общин и кружков изучения рунической магии. В 1980 году Эдред Торссон основал «Рунную Гильдию» («Rune-Gild»), специали­зирующуюся на изучении рун Старшего и Младшего


Групповая практика



Футарков. Там же и примерно тогда же в США была со­брана община «Обряд Одина» («The Odinic Rite»), кото­рая принадлежит к англосаксонской ветви древнегер-манских верований.

В 1990-х годах мелкие общины стараются объеди­ниться в союзы и как-то унифицировать свою веру и практики. В 1994 году возникает «Asatru Folk Assembly». В 1995 году Эдред Торссон и Джеймс Чизхольм основы­вают организацию «Вера» («The Troth»). Базовые идеи и ритуалы Асатру по версии «The Troth» изложены в кни­ге Эдреда Торссона «A Book of Troth» (Llewellyn, 1989). Организация Эдреда Торссона «Кольцо Трота» офи­циально зарегистрирована в США как «церковь». Од­новременно с этим несколько небольших общин объ­единяются в «Союз Асатру» («АА» — Asatru Alliance), более консервативный по своим взглядам, нежели «The Troth».

Общей тенденцией остается наибольшая распростра­ненность скандинавского неоязычества, соответственно, в странах Скандинавии и в США. Там многоцветное и экстатическое неоязычество компенсирует спокойствие и уравновешенность протестантских обрядов1.

Глава 26

КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ СЕВЕРНОГО НЕОЯЗЫЧЕСТВА

Древний календарь в Скандинавских странах делил год на два основных сезона — зиму и лето, что связано с северным положением этих территорий. Лето знаме­новалось длинными днями и белыми ночами, а зима — короткими днями и длинными ночами. Зима начиналась

1 В нашей стране одной пышности и обрядов и идеологической основы для развития неоязычества было бы мало — это все уже есть. Здесь если и можно что-то компенсировать, то унифицированность долголетнего атеизма и «соборность» православия, противопоставив им хорошо организованный индивидуализм каждого участника в рам­ках общины или общего течения.



Галина Бедненко. Школа рун


в субботу между 11 и 18 октября (по старому стилю). Лето начиналось в четверг между 9 и 15 апреля (по ста­рому стилю).

В языческие времена Скандинавия, безусловно, праздновала свои сезонные и религиозные праздники, но дошедшая до нас об этом информация чрезвычайно скупа. И мы собираем ее все по тем же исландским сагам1. Поскольку же именно исландские источники, порядки и обычаи обычно берутся за образец в совре­менном неоязычестве, то поговорим вначале о них. Об­щеизвестными древними праздниками являются2:

• Ветрнэтр («зимние ночи») — первые зимние ночи (по исландскому календарю), то есть праздник начала зимы. Отмечался в субботу, приходившуюся на период с 21_ по 27 ноября.

• Йоль — праздник середины зимы. Главное языческое празднество. Позже отождествилось с Рождеством 6— 9 января.

• Сумарблот («летнее жертвоприношение») — возмож­но, первый день лета. Тогда это четверг между 19 и 25 апреля (по старому стилю 9—15 апреля).

• Мидсумар («середина лета») — летнее солнцестоя­ние, самый длинный день в году.

• Альтинг — время, когда съезжались на всеисландский тинг, народное собрание, вече, где решали спорные во­просы, судились и издавали законы. Альтинг открывался в четверг между 18 и 24 июня, а до 1000 года — на неделю раньше. Альтинг совпадал с неделей «середины лета».

Упоминается в сагах еще Дисаблот («жертвоприно­шение дисам»); когда оно производилось, неизвестно. Вполне вероятно, что оно было обычной ритуальной частью разных религиозных праздников.

Общепринятыми современными языческими праздни­ками, вдобавок ко всем вышеперечисленным, являются:

• Торри, или праздник Донара (Тора), в конце января.

1 При этом стоит учитывать, что праздники в Исландии могли
быть несколько иными, нежели на Скандинавском полуострове. ■

2 За консультации о древнсисландском календаре огромное спа­
сибо Тиму Стридману (https://www.norse.narocl.ru).


Групповая практика



• Праздник дис в начале февраля.

• Майский день 1 мая, начиная с ночи. Это Вальпур­гиева ночь континентальных германцев и общеприня­тый праздник всех язычников.

• Сигблот («почитание победы»), упоминаемое Снор-ри Стурлусоном. Полагают, что это тот же праздник, который у англосаксов назывался Остара, приходящий­ся на весеннее равноденствие. Сейчас это 21—23 марта.

• Фрейфакси, или Хлебный праздник (1 августа).
Таким образом, современные язычники дополняют

уже известные исландские праздники общепринятыми европейскими: на начало февраля (2 февраля) у язычни­ков кельтских традиций приходится Имбольк, 1 мая — Бельтайн, Остара — весеннее равноденствие, 1 авгус­та — Лугнасад.

Праздник Торри — это до сих пор отмечаемый в Исландии народный праздник, «день бондов», в наши дни известный как «день мужчин» (аналог 23 февраля, только мужчины славятся как «крестьяне», а не «вои­ны»). В современной Исландии существуют и другие народные праздники, не связанные ни с язычеством, ни с христианством. Это довольно поздно введенный «день женщин», «встреча Солнца», день Локи, «собачьи дни».

20 июня и 23 декабря; то есть практически в дни лет­него и зимнего солнцестояний, празднуются дни Торла-ка — соответственно, летний Торлак и зимний Торлак. Торлак был христианским епископом1, и последняя дата является датой его смерти, а первая — датой перенесе­ния его останков в храм. Хотя эти даты приблизитель­но совпадают с днями солнцестояний, следует отметить, что во времена епископа Торлака летнее солнцестояние приходилось приблизительно на 15 июня, а зимнее — где-то на 15 декабря.

Современный неоязыческий календарь праздников северной традиции не является унифицированным для всех общин и течений внутри Асатру. Наиболее рас-

1 Торлак Торхалльссон — епископ (1178—1193), покровитель Исландии. Канонизирован папой Иоанном Павлом II в 1985 году.


234 Галина Бедненко. Школа рун

пространен список праздников, предлагаемый Эдредом Торссоном в его книге «The Our Troth» (еще не переве­денной на русский язык), — это довольно короткий перечень дат при сравнительно простых обрядах. Кве-дульв Гундарссон в своей книге «Teutonic Religion» (к сожалению, также не переведенной на русский) дает свой перечень праздников и описание ритуалов, боль­шей частью рассчитанных на двух-трех участников.

Неоязычество принесло не только возрождение язы­ческих праздников, но и совершенно новые так называе­мые «дни поминовения». Если основные сезонные празд­ники у всех авторов и общин примерно одни и те же, то дни почитания тех или иных героев весьма разнятся и по времени, и по месту существования. Большая часть почи­таемых таким образом героев были язычниками, погиб­шими в борьбе с христианством (так сказать, языческих великомучеников). Правило назначения той или иной даты тут сравнительно простое — за редким исключени­ем, берется 9-е число каждого календарного месяца. По­скольку северное язычество довольно популярно в США, то предпринимаются также попытки использовать при­вычку праздновать национальные американские праздни­ки в языческих целях или же найти им смысловую альтер­нативу. Неоязычники из организации «Трот» утверждают, что каждый человек может выбрать себе достойных геро­ев и героинь для почитания, которые могут чему-то на­учить нас в жизни.

На наш взгляд, маловероятно, чтобы именно «мучени­ки» могли чему-то научить нас. Это в корне противоречит самой идее удачи и хорошей доли, которую должны уметь найти, ухватить и удержать «правильные», с точки зрения древнего язычника, люди. Мученик может научить либо страдать так, как он (в том числе «пострадать за правду», а не «отстоять правду», к примеру), либо требовать, что­бы за него отомстили, что, точно так же как и «повторное страдание», не является и не может являться целью совре­менного самостоятельно мыслящего человека. Если брать тех или иных героев для почитания, то лучше взять людей более удачливых, чем те, кого убили, да еще и пытали. И


Групповая практика 235

более полезных в наше время, нежели те, что прослави­лись своими грабежами.

Современные люди ухватились за саму идею почита­ния славных предков и чтут известных им героев. Од­нако также принципиально важно различать своих кровных предков и «героев со стороны». Если мы будем чтить Сигурда, убийцу Фафнира, и забудем о своем соб­ственном прадедушке, полковнике КГБ, то, когда мы станем взывать к Сигурду, чтобы тот научил нас, к при­меру, храбрости и выдержке в борьбе с врагами, нам явится и из нас вылезет именно «полковник». А «пол­ковник КГБ» — сидящий в вас предок — научит вас, к примеру, писать доносы или сверлить «глазки» в стене женской бани1.

Почитание рода и предков вне всякой связи со сво­им кровным родом и собственными предками кажется мне немыслимым. Мы не призываем всенепременно почитать в ритуалах всех без разбору бабушек и деду­шек, которые могли творить в своей жизни бог знает что или, наоборот, не сделать ничего особенного. А пред­лагаем лишь узнать о них побольше и выяснить, какое послание они могли оставить нам, своим потомкам. А параллельно с этим ничто не мешает нам чтить самых разных героев самых разных времен и национально­стей — Сигурда или ту же Брюнхильду, вплоть до ос­нователя католического ордена иезуитов Игнатия Лойолы, который конечно же не имел никакого отно­шения к Скандинавии, но был человеком целеустрем­ленным и. удачливым.

О ПРАЗДНИКЕ ТОРРИ

В современной Исландии в пятницу между 19 и 25 ян-варя отмечается праздник, именуемый Торри. Еще он называется «днем бондов» или «днем мужчин». В этот

1 О том, чему реально нас могут научить предки, см. кн.: Шут-ценберг А.А. Синдром предков. М., 2001.


236 Галина Бедненко. Школа рун

день едят специальные кушанья, описания которых мы здесь пропустим1.

Народную популярность праздник приобрел в XIX веке. Торри — главный персонаж этого праздни­ка — приходит к крестьянину и сообщает, что если тот достаточно потрудился летом, то ему хватит сил дожить до настоящей весны. Об этом поются песенки. Предпо­лагается, что Торри — это персонификация Зимы (ана­лог Морозко, который награждает трудолюбивых и за­мораживает до смерти ленивцев). Предполагают, что у этого Торри есть спутница-супруга. Ее зовут Гоа, и она снисходительнее к людям, чем ее муж.

В современной религии Асатру невинный фермерский праздник Торри стал фестивалем в честь бога Тора, не­смотря на то что никакой другой связи, кроме схожего звучания, между двумя этими персонажами нет. Предпо­ложительно, мороз в это время года так силен, что его не иначе как напускает какой-нибудь морозный великан, а значит, чтобы разобраться с этим, нужна помощь Тора. Потому в этот день неоязычники и славят бога Тора.

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ И РИТУАЛЫ

Древнеисландских сезонных праздника было четыре:

Сумарблот («летнее жертвоприношение») — первый день лета, четверг между 19 и 25 апреля.

Мидсумар («середина лета») — летнее солнцестояние, самый длинный день в году. Дата меняется в зависимо­сти от года.

Ветрнэтр («зимняя ночь») — ночь перед началом зимы в субботу с 21 по 27 октября.

Йоль — праздник середины зимы. Сейчас празднует­ся на протяжении 13 дней от зимнего солнцестояния.

Итак, у исландцев было два сезона, и праздновались середины каждого сезона и дни перехода к сезону следу­ющему. Поэтому самыми главными в северной традиции

Если не съешь — не поверишь.


Групповая практика



и ныне следовало бы считать именно их. Характерная осо­бенность этого набора праздников — в том, что вместо обычных четырех календарных дат солнечных солнцесто­яний и равноденствий празднуются не равноденствия, а «начала сезонов». Поскольку это шло вразрез с современ­ными нью-эйджевыми тенденциями, то неоязычники в целом приняли «дополнительные» праздники: во-первых, весеннее равноденствие, связав его с англосаксонской богиней Остарой и заявив, что англосаксы — все-таки по происхождению германские племена. Затем не обошлись без Вальпургиевой ночи, или Бельтайна, — первого май­ского дня, поскольку это уже стало классикой жанра (хотя в Скандинавских странах 1 мая не уделялось особого вни­мания). Добавили общераспространенный в неоязычестве (и присутствовавший во многих континентальных тради­циях древности) праздник урожая — Ламмас, i августа. Из народных исландских традиций добавили праздник Торри — Торраблот, придав национальному дню мужчи­ны и фермера статус праздника Тора и Тюра.

 

Аутентичные скандинавские праздники Современные неоязыческиепраздники
  Весеннее равноденствие (Остара)
Сумарблот (19—25 апреля)  
  1 мая (Вальпургиева ночь)
Мидсумар — летнее солнцестояние Летнее солнцестояние
  1 августа (Ламмас)
  Осеннее равноденствие
Ветрнэтр (21—27 октября)  
  1 ноября (Самхейн)
  Зимнее солнцестояние
Йоль — середина зимы (6—9 января)  
Торри (19—25 января) — празднуется с XVIII— XIX веков  
  2 февраля (Имбольк)

238 Галина Бедненко. Школа рун

Таким образом, мы видим, что на самом деле только один древний праздник точно совпадает с праздником современным. Что сделали современные северные языч­ники во главе с американцем Эдредом Торссоном? Со­вместили оба праздничных календаря, заменяя общие неоязыческие праздники ближайшими «северными» праздниками'.

И в урезанном варианте получается, например, такой список:

Остара (весеннее равноденствие) Вальпургиева ночь (ночь на 1 мая) Мидсумар (летнее солнцестояние) Хлебный день «Loaf-Feast» (1 августа) Йоль (зимнее солнцестояние) Праздник Тора-Донара (19—25 января)

Сам Эдред Торссон в «Северной Магии» предлагает следующий:

Ветрнэтр («зимняя ночь») Зимнее солнцестояние («Листинг») (14 февраля) Весеннее равноденствие Вальпургиева ночь и Майский день Летнее солнцестояние Тингтайд (23 августа) Осеннее равноденствие

Тут главный идеолог современного Северного Пути вообще не оставляет камня на камне от дошедших до нас и единственно достоверных языческих традиций Севера (Исландии). Он придумывает праздник «Лис­тинг», выпадающий аккурат на День святого Валенти­на. Празднует «ведьмовскую» Вальпургиеву ночь и тра-

1 При том, что первые зимние ночи (если они вообще там суще­ствуют) во Флориде, скажем, приходятся отнюдь не на коней октяб­ря. И совершенно несравнимы с «зимними ночами» Скандинавии.


Групповая практика



диционную «зимнюю ночь», но отказывается от перво­го дня лета («Сумарблот»). И придумывает по неизвест­ным причинам Тингтайд, который считает временем об­суждения аспектов Веры (естественно, Трота). Стоит ли говорить, что такое смешение германских континен­тальных, скандинавских, англо-кельтских и, по сути, общеевропейских традиций обычно рождает ритуальный сумбур1. Потому стоит отделить если не зерна от плевел, то гречку от гороха уж точно.

Бессмысленно праздновать как ни в чем не бывало исландские «зимние ночи» в Майами (Флорида). Неза­чем приписывать Фрейру и Фрейе все важные сезонные даты земледельческого цикла южных и плодородных широт. Абсурдно праздновать щедрый «день урожая» в рамках традиции той страны, в которой плохо растут даже елки2.

Иногда поступают по-другому: оставляют четыре «нордических» сезонных праздника, но придают им со­вмещенное значение двух ближайших общеязыческих празднеств. Так, например, Сумарблот совмещает в себе черты весеннего равноденствия и Бельтайна, во время которого почитается англосаксонская богиня Остара и (почему-то) все главные асы и асиньи. Ветрнэтр. в се­редине октября празднуется как нечто среднее между праздником урожая (Ламмасом) и Хеллоуином, во вре­мя которого отдается должное альвам, дисам, а также предкам по мужской линии и каким угодно богам. Вдо­бавок ко всему этому неоязычников не оставляет жгу­чее желание найти собственный сезонный праздник для Тора, что делается с переменным успехом. Стоит ли го­ворить, что и такая позиция в целом крайне неполно­ценна, ущербна и невразумительна.

Я предлагаю рассмотреть смысловые значения каждо­го сезона и перехода к нему. Тогда станет ясно, что праздновали и к чему готовились люди в то или иное

1 И желание калиться. Поорать «Слава Одину». Поймать жен­
щину.

2 В современной Исландии елки не выше человеческого роста.



Галина Бедненко. Школа рун


время года не только в скудных северных широтах, но и во всем мире (за исключением Южного полушария, конечно). При этом акцент сделаем на внутреннем смысле проживания того или иного сезона как отдель­ным человеком, так и всей общиной. Вдобавок откажем­ся от «зацикливания на цикле» плодородия и земледе­лия. Во-первых, потому, что мало кто из современных неоязычников имеет собственные сельскохозяйственные угодья и ведет натуральное хозяйство, а благополучие их семей уже мало зависит от благосклонности богов, бла­гоприятной погоды и способности нарожать как можно больше детишек. Во-вторых, именно в Скандинавии земледелием занимались крайне мало, а лишних детей вообще выбрасывали1.

СУМАРБЛОТ

Первый день лета, отмечаемый днем в четверг между 19 и 25 апреля по новому стилю. Несмотря на то что у исландцев не было весны и осени, все мы понимаем, что это — празднование начала «теплого полугодия», то есть весны.

Весна всегда подразумевает какое-то начало, включе­ние отдельного человека и всей общины в нечто новое. Организуются новые сообщества, человек принимает на себя новую роль, может официально входить в новую возрастную категорию или сферу жизни. И цель ритуа­лов в этот день — именно включение.

«Ритуалы включения» — это создание новой общи­ны, принятие нового участника в уже существующую обшину, празднование рождения ребенка, женская под­ростковая инициация, различные «кумления» девушек (известные нам по славянской обрядности), создание тендерных групп внутри общины (отдельно мужских и

1 Это происходит всегда и везде, где условия жизни достаточно суровы, пищи на всех не хватает, а регулировать рождаемость иным способом невозможно (или не приходит в голову).


Групповая практика



отдельно женских). Лозунг ритуалов этого периода — это «принадлежность другому» (принадлежность своему полу, возрасту, семье и роду, братству, обшине).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: