РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПНОСТИ




Как уже было сказано выше, при решении региональных проблем, связанных с преступностью, необходимо обратить внимание как на криминологическую обстановку, так и на оперативную. Улучшение криминологической обстановки связано с разрешением противоречий во всех сферах жизни общества, а улучшение оперативной обстановки - с решением проблем в правоохранительной деятельности, главным образом, органов внутренних дел. С учетом результатов (даже неполного, в пределах возможностей автора) анализа состояния преступности и детерминирующих ее факторов на Дальнем Востоке, рассмотренных в главе 1, можно выделить некоторые узловые проблемы и в связи с этим приоритетные направления по стабилизации криминологической и оперативной обстановки в регионе, а также
место и роль органов внутренних дел в предупреждении преступности, которые являются основной "ударной" силой в противодействии преступности.


1. В Дальневосточном регионе жизненный уровень населения длительное время остается самым низким в стране. Это связано с ориентированием экономики региона на государственные нужды (оборона, экспорт, охрана границ), а не социальные; постоянными дотационными вливаниями в экономику региона из союзного, а теперь федерального бюджета; зависимостью от централизованных поставок сырья для промышленности, продовольственных и промышленных товаров для населения; неразвитостью социальной инфраструктуры; отсутствием трудовых ресурсов; бесправием региона в решении экономических и социальных вопросов.


2. Экономическое, социальное, политическое, историческое, демографическое состояние региона предопределило и духовное его состояние. Человеческая общность Дальнего Востока формировалась в роли изгоя общества. В большей части принудительное переселение людей, образование военных поселений, организованный набор трудоспособного населения из других регионов, становление территории как место ссылки, высылки, поселения и отбывания наказания преступников, отрыв от основных культурных центров, отсутствие связей с внешним миром породило и особую социальную общность людей, с особой психологией, ценностными ориентациями и жизненными установками. Это повлияло на развитие в регионе в более тяжелых формах таких негативных социальных явлений, как потребительство, рвачество, правовой нигилизм, местничество, корпоративность, бесцельность в жизни, бескультурье, насилие, пассивность. Отсюда и соответствующий образ жизни населения региона.


3. На Дальнем Востоке отмечается стабильный рост преступности. С
началом "реформ" кризисное состояние общества усилилось. После введения свободных цен начался обвальный рост преступности. Уровень преступности на 100 тыс. человек в Дальневосточном регионе постоянно превышал этот показатель в среднем по стране. В последние годы это превышение особенно усилилось. Высокие показатели преступности отмечаются в Приморском и Хабаровском краях. Проведенный анализ показывает стабильную зависимость роста преступности от снижения уровня жизни и девальвации образа жизни. Более низкий уровень жизни на Дальнем Востоке за исследуемый период, особенно в Приморском и Хабаровском краях, более высокий уровень криминальной зараженности в них, вызывает более высокий рост преступности, чем в среднем по России и других территориях Дальнего Востока.


4. Преступность Дальнего Востока характеризуется повышенной общественной опасностью. В регионе более быстрыми темпами растут тяжкие преступления, чем преступления, не представляющие большой общественной опасности, за которые предусмотрено наказание до одного года лишения свободы (иногда их называют "малозначительными"). Удельный вес послед- них стремительно падает. С точки зрения реальных закономерностей преступности, как отмечает В.И.Долгова, на одно тяжкое преступление должно приходится несколько малозначительных. Если их доля в общей преступности уменьшается соответственно все меньше шансов на предупреждение тяжких преступлений путем своевременного реагирования на деяния меньшей тяжести. Рост только тяжких преступлений свидетельствует о том, что органы внутренних дел не имеют реальной возможности по переработке в законном порядке большого числа малозначительных преступлений. Поэтому одним из приоритетных направлений в деятельности правоохранительных органов должно стать повышенное внимание к этим видам преступлений.


5. В структуре преступности Дальнего Востока отмечено, что удельный вес городской преступности в несколько раз выше, чем сельской. Это соответствует и большему удельному весу городского населения, чем сельского. В связи с чем на Дальнем Востоке больше внимания уделялось преступности в городах, чем на селе. Проведенный анализ городской и сельской преступности в Дальневосточном регионе (на примере Приморского края) показал, что более быстрыми темпами растет сельская преступность, чем городская. В перспективе криминологическая обстановка в сельской местности может выйти из-под контроля и перейти в разряд неблагополучной. Это связано с более низким уровнем жизни сельского населения (значительно меньше размер заработной платы, низкий уровень обеспечения качественным жильем со всеми видами благоустройства, узким ассортиментом продовольственных и промышленных товаров и услуг). Кроме то- го, в сельской местности более высокий уровень миграции жителей, чем в городской местности. Это также фактор роста сельской преступности. В связи с этими выводами исследования, другим приоритетным направлением по стабилизации криминологической обстановки на Дальнем Востоке следует считать решение комплекса проблем, связанных с нейтрализацией причин роста преступности в сельской местности.


6. Анализ структуры преступности по характеру преступлений (насильственный, общеуголовно-корыстный, экономический и насильственно-корыстный виды) выявил некоторые тенденции в развитии отдельных ее видов на Дальнем Востоке. Львиную долю в структуре всей преступности составляет общеуголовная корыстная преступность. Наибольшее число этого вида преступности регистрируется в Приморском крае. Интенсивность общеуголовной корыстной преступности за исследуемый период в Дальневосточном регионе увеличилась в несколько раз по сравнению с другими видами преступности и в среднем по России. В структуре этого вида преступности около половины преступлений составляют кражи государственного и личного имущества граждан, 2/3 из них это кражи из квартир, особенно в Сахалинской области. Для Дальневосточного региона в большей степени, чем для Российской Федерации, характерна более высокая интенсивность таких преступлений насильственного вида, как умышленные убийства (Якутия), умышленные тяжкие телесные повреждения (Хабаровский край). Практически весь объем прироста преступности происходит за счет общеуголовной корыстной преступности. Причина совершения корыстных преступлений лежит в плоскости материального обеспечения людей всем необходимым для их достойной жизни, а также в сфере их духовности. Для снижения уровня корыстной преступности в Дальневосточном регионе необходимо обеспечивать жителей региона достаточным количеством продовольственных и промышленных товаров, расширять их ассортимент, увеличивать объем предоставляемых населению услуг, оказывать помощь малообеспеченным слоям населения, развивать местное производство, расширять сеть общественных и благотворительных пунктов питания, развивать мелкое предпринимательство, обеспечивать рабочими местами максимальное число трудоспособного населения и т.п.


7. Особое состояние криминологической обстановки в Дальневосточном регионе также вытекает из анализа характеристик отдельных социальных групп населения, выделяемых по различным основаниям. В числе лиц, совершивших преступления, больше половины составляют рабочие, чей удельный вес выше, чем по России. Среди них распространены такие преступления как кражи (Приморский край), преступления, связанные с наркотиками (Приморский край), злостное уклонение от уплаты алиментов (Камчатская область). Однако самая высокая интенсивность совершения преступлений наблюдается среди крестьян, самой малочисленной социальной группы. Среди них наибольшее распространение получили кражи (Приморский край), хулиганство (Камчатская область), преступления, связанные с наркотиками (Приморский край). Среди причин совершения ими преступлений следует выделить низкий уровень и деформацию образа жизни (у крестьян в большей степени, чем у рабочих). Общим направлением по снижению преступности среди сельских жите- лей будет, таким образом, повышение их жизненного уровня и изменение образа жизни. Для детализации этих общих мер и выявления причин совершения перечисленных преступлений требуются дополнительные исследования.


8. Для Дальневосточного региона характерен рост и высокая криминальная активность среди молодежи, особенно в возрасте 14-17 лет, чем
в Российской1 Федерации. Среди исследуемых территорий Дальнего Востока
наибольшее число молодежи, совершающее преступления, отмечается в При-
морском крае, а несовершеннолетних - в Сахалинской области. Эти же закономерности проявляются и при исследовании такой социальной группы как учащиеся, которые делятся на учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ (ПТУ) и средних специальных и высших учебных заведений. Наибольшее число учащихся общеобра-зовательных школ совершают преступления в Магаданской области и Якутии, профессионально-технических училищ - в Приморском крае. При этом на Дальнем Востоке выше доля учащихся общеобразовательных школ, совершивших преступления, в России - ПТУ.В то же время наибольшую криминальную активность проявляют учащиеся ПТУ и средних специальных и высших учебных заведений. Из двух исследованных территорий криминальная активность их в 3-4 раза выше в Камчатской области, чем в Приморском крае. Среди учащейся молодежи, совершившей преступления, в Камчатской области, распространены кражи всех форм собственности, 3/4 из них - кражи чужого имущества граждан, хулиганство, грабежи и разбои, изнасилования. А в Приморском крае среди них распространены преступления, связанные с наркотиками. Здесь ими совершается этих преступлений в 10 раз больше, чем в Камчатской области. Уже замечено, что в профессионально-технических училищах сосредоточены учащиеся чаще всего из неблагополучных семей (в плане материального достатка, уровня воспитания и степени образованности). Из этого следует, что в криминологическом плане особое внимание требуют к себе учащиеся ПТУ, а в Камчатской области и студенты ВУЗов.


9. На криминологическую обстановку влияет и сама преступность,
точнее такое ее свойство как самовоспроизводство. Последнее зависит от
состояния рецидива. В Дальневосточном регионе преступность характеризуется более высоким уровнем рецидива, чем в России. Наибольшее число рецидивистов, совершивших преступления от числа всех совершивших преступления, отмечается в Хабаровском крае и Сахалинской области. В них же и более высокий темп прироста этой категории лиц. Высокая степень общественной опасности рецидивистов определяется самым высоким уровнем их криминальной активности. По Дальнему Востоку она в 2-3 раза выше, чем даже среди учащихся ПТУ с самым высоким уровнем преступной активности. К основным приоритетным направлениям в предупредительной деятельности следует отнести разрешение вопросов, связанных с рецидивной преступностью, главным образом в Хабаровском крае, Камчатской и Сахалинской областях. В целом же уменьшение масштабов преступности невозможно без про- ведения глобальных социально-экономических преобразований в стране. Точнее речь должна идти об уменьшении темпов прироста тех видов преступности, которые объективно увеличивают общий объем преступности, причем более быстрыми темпами, чем размерами своей доли в этом объеме. Кроме того, разрешение коренных противоречий в обществе позволяет существенно изменить систему противодействия преступности, в том числе и со стороны правоохранительных органов. Эффективность последних зависит от тех возможностей, которые ей реально предоставлены обществом в лице государства. Эти возможности создают предпосылки контроля правоохранительным органам, главным образом органам внутренних дел, над оперативной обстановкой в регионе.

Система контроля над оперативной обстановкой складывается из ее анализа, определении приоритетных направлений и узловых проблем, разработке текущих, перспективных и специальных планов по совершенствованию деятельности органов внутренних дел. Напомним, что оперативная обстановка складывается из результатов взаимодействия преступности и деятельности органов внутренних дел. Но преступность в оперативной обстановке оценивается по иным, чем в криминологической обстановке, показателям, которые характеризуют преступность как результат воздействия на нее органами внутренних дел. Правильная оценка показателей преступности в оперативной обстановке позволяет определить адекватность противо-действующих ей сил и средств и степень эффективности контроля органами внутренних дел над преступностью. Преступность в оперативной обстановке также не однородна по своей природе. Структура преступности в оперативной обстановке складывается из таких ее видов как неочевидная преступность, уличная преступность, преступность в общественных местах, преступность на транспорте, в местах лишения свободы и т.д. Показатели этой преступности и ее видов предусмотрены соответствующими формами отчетности на федеральном и местном уровнях. Преступность и ее виды в оперативной обстановке и их показатели могут стать предметом самостоятельных исследований.


Эффективность органов внутренних дел напрямую зависит от тех сил
и средств, которыми они располагают на момент оценки оперативной обстановки. Эти силы и средства состоят из штатной расстановки личного
состава, т.е. нормативной и фактической численности личного состава
органов внутренних дел, различных служб, качественного состава кадров;
наличия сил оперативного реагирования; системы комплектования; подготовки и переподготовки кадров; уровня служебной и физической подготовки сотрудников; наличия оперативной и криминалистической техники; средств связи; оргтехники; транспортных средств передвижения и специальной техники; наличия и уровня систем обработки и хранения информации; обеспечения служебными помещениями; материально-технического, финансового, медицинского, социального и правового обеспечения органов внутренних дел. Однако органы внутренних дел Дальнего Востока не располагают достаточными силами и средствами, чтобы на высоком профессиональном уровне противостоять преступности. Об уровне профессионализма можно судить по количественным и качественным характеристикам личного состава органов внутренних дел. Автором исследовались эти вопросы в связи со значительным ростом преступности в регионе.


Полученные результаты исследования преступности и кадрового обеспечения органов внутренних дел показали, что за период 1976-1993 гг.
темп прироста преступности опережал темп прироста штатной численности примерно на 10%. Причем, если это различие в начальный период было
двухкратным, то в конечный - четырехкратным. Опережающий рост преступности на Дальнем Востоке вел к постоянному увеличению нагрузки на сотрудников, а значит и к снижению качества их работы. Так, если в 1980 году фактическая нагрузка на одного работника превышала нормативную только в 1,8 раза, то в 1990 году - 3,6 раза, а в 1993 году - 4,2 раза по основным службам. Несмотря на то, что численность личного состава за этот период увеличилась практически в три раза, преступность же за это время увеличилась в пять раз.
"Простое" увеличение численности личного состава без качественно-
го улучшения не может решить проблему сокращения преступности. Опережающий рост его по сравнению с ростом преступности может только улучшить оперативную обстановку в регионе, но не кардинально изменить ее.
На эффективность деятельности органов внутренних дел влияют не
только количественные, но и качественные характеристики кадрового
обеспечения: уровень образования, стаж службы в занимаемой должности и
органах МВД, возрастной состав и т.д. Рассмотрим некоторые из них.
В структуре кадров органов внутренних дел имеются должности, под-
лежащие замещению с необходимым уровнем образования. Например, должности среднего и старшего начальствующего состава замещаются специалистами с высшим или средним специальным образованием. На практике эти должности, замещаемые специалистами только высшей квалификации, замещаются ими на 2/3. При этом число таких специалистов постоянно снижается. Более того, неоправданно снижается число специалистов с юридическим образованием, которое является профилирующим в системе МВД. Так, число юристов с высшим образованием среди следователей органов внутренних дел снизилось с 76,7% в 1976 году до 61,8% в 1993 году. При всем том, что должности следователей замещаются только юристами высшей квалификации.

В органах внутренних дел наметилась и другая негативная тенденция - снижение общеобразовательного уровня личного состава по сравнению с
этим уровнем среди населения, специалистов госпредприятий и даже среди
лиц, совершивших преступления. Например, за период 1979-1989 гг. обще-
образовательный уровень среди населения вырос: с высшим образованием в
1,9 раза. со средним специальным - в 1,6 раза. В органах внутренних
дел Приморского края за этот период число сотрудников с высшим образованием увеличилось в 1,8 раза, а со средним специальным - в 1,08 раза. И это в крае, где число ВУЗов в несколько раз больше, чем в других местностях Дальнего Востока. По сравнению со специалистами аппарата государственного число сотрудников органов внутренних дел с высшим образованием, в том числе со средним специальным, меньше в 1,4 раза. Более быстрыми темпами повышается образовательный уровень лиц, совершивших преступления, чем сотрудников органов внутренних дел. Средний темп прироста среди этой категории населения лиц с высшим и средним специальным образованием составил 137,7%, среди же сотрудников - 81,1%. Уровень образования среди преступников на 1000 чел. за период, например 1979-1989 гг., вырос в 2,2 раза, а среди сотрудников - только в 1,4 раза. Не подлежит сомнению тот факт, что профессиональный уровень сотрудников правоохранительных органов зависит не только от уровня образования, но и от продолжительности работы в органах МВД и в занимаемой должности. Общеизвестно, что специалист приобретает необходимые навыки после 3 лет практической работы. О его высоком профессиональном уровне можно говорить уже после 10 лет работы. Чем больше специалистов-профессионалов работает в органах внутренних дел, тем выше уровень профессионализма в работе органов внутренних дел и выше эффективность правоохранительной деятельности. Несколько иное положение складывается на практике.

Как видно из таблицы, около половины сотрудников основных служб -
со стажем работы до 3-х лет. Это те сотрудники, которые только еще
приобретают практически навыки работы, познают ее специфику и определяют свое место в системе МВД. Сотрудники же профессионалы (проработавшие свыше 10 лет в одной службе) составляют незначительное число и оно колеблется в пределах 4-15%. Подавляющее число сотрудников имеют стаж от 1 года до 3-х лет (от 23,3 до 38,8%) и от 3-х до 10-ти лет (от 36,6 до 47,1%), которые и показывают реальный уровень профессионализма в деятельности органов внутренних дел. Снижение этого уровня ведет к ослаблению противостояния преступности. Наглядно это можно проследить на примере службы участковых инспекторов милиции и преступности в сельской местности. Удельный вес численности участковых инспекторов милиции со стажем работы в занимаемой должности до 1 года в сельской местности выше на 6%, чем в городской, от 1 года до 3-х лет ниже на 6,4%, от 3-х до 10-ти лет - на 1,1%.

Следовательно, профессиональный уровень участковых инспекторов милиции в сельской местности уже по этому признаку ниже, чем в городской.
В этот же период (1976-1993 гг.) в Приморском крае имеет место
тенденция роста количества зарегистрированных преступлений именно в сельской местности, а не в городской. Средний темп прироста их в сельской местности составил 80%, в городской - 66,6%. Средний же темп прироста численности участковых инспекторов милиции в сельской местности составил: со стажем работы в занимаемой должности до 1 года - 27,1%, от 1 года до 3-х лет - 35,6%, в городской местности - соответственно 5,6 и 8,3%, в результате чего их удельный вес в сельской местности превысил этот показатель в городской местности - со стажем до 1 года на 4%, от 1 года до 3-х лет на 9,6%. Если провести аналогичное исследование в области материально-технического, финансового или иного обеспечения органов внутренних дел, то можно будет установить явное несоответствие между усилением негативных тенденций в преступности и ослаблением помощи правоохранительным органам в противодействии нарастающему валу преступности. Об этом свидетельствуют и социологические опросы населения и работников органов внутренних дел. Так, в феврале 1995 года сотрудниками Дальневосточного регионального отдела НИИ МВД России при участии автора было проведено анкетирование 2000 чел. населения и 1200 сотрудников в Приморском и Хабаровском краях. Камчатской и Сахалинской областях по квоте пропорционально выборке.


На обращение к гражданам с вопросом "Как Вы оцениваете деятельность органов внутренних дел Вашего района?" ответы распределились
следующим образом: 35,6% - в основном удовлетворительно, 27,1% неудовлетворительно, 37,3% - затруднились ответить. В наибольшей степени
граждане были неудовлетворены работой органов внутренних дел Камчатской области - 54,6% и Приморского края - 41,9%. На подобный вопрос к работникам органов внутренних дел "Как по Вашему мнению, за последний год изменилась деятельность Вашей службы (подотдела)?" только 24,1% ответили положительно, 23,8% респондентов затруднились ответить, а 52,1% считает, что она ухудшилась либо осталась без изменения. Обе категории респондентов указали практически на одни и те же проблемы, которые затрудняют работу органов внутренних дел, а их решение может оказать серьезное противодействие росту преступности. По степени важности ими были выделены такие узловые проблемы, как материально-техническое обеспечение органов внутренних дел (население - 45,6%, сотрудники - 61,4%),повышение зарплаты (население - 50,4%, сот- рудники - 51,2%), возросшая интенсивность и напряженность милицейского труда (население - 45,7%, сотрудники - 34,5%), низкий профессиональный уровень (население - 33,6%, сотрудники - 42,1%). Из этих ответов респондентов видно, что основными приоритетными направлениями улучшения оперативной обстановки в Дальневосточном регионе будут: кадровое, материально-техническое, финансовое и т.п. обеспечение органов внутренних дел в размерах, соответствующих темпам роста преступности; повышение профессионального уровня правоохра-нительной деятельности органов внутренних дел; снижение нагрузки на сотрудников, создание всех условий для нормальной работы. Для улучшения криминологической обстановки органы внутренних дел в лучшем случае должны "сигнализировать" о наметившихся негативных тенденциях социально-экономического или иного характера, имеющих криминологическое значение, а не всегда пытаться их устранять. Поэтому на фоне неблагоприятного развития криминологической обстановки на Дальнем Востоке органы внутренних дел должны только оказывать противодействие преступности, в том числе и предупреждать ее, в пределах своей компетенции и реальных возможностей. Это может осуществляться и на индивидуальном уровне, когда в своей повседневной деятельности сотрудники сталкиваются с конкретными лицами, которые могут или уже совершили преступления. Как отмечается в литературе, предупреждение преступлений на индивидуальном уровне включает в себя профилактику, предотвращение и пресечение... Самым ранним этапом предупредительной деятельности, направленной на недопущение преступления со стороны конкретной личности, является профилактика. В этом случае правильнее было бы употребление выражения "профилактика личности", а точнее "профилактика криминогенной или криминальной личности". Тогда смысл профилактики состоит в улучшении или сохранении такого состояния этой личности, при котором эта личность не совершит преступления. При таком сочетании слов сохранится смысловая нагрузка слова "профилактика". Возможны и другие вари- анты сочетания, при которых смысловая нагрузка этого слова сохраняется. На индивидуальном уровне органы внутренних дел также не могут воздействовать на причины конкретного преступления, которые определяют как комплекс деформации микросреды, образа жизни и сознания лица, выражающий его индивидуальное отчуждение, конфликт личных интересов с обществом, создающий сравнительно высокую вероятность совершения данным лицом преступления.

Поэтому профилактическая деятельность органов внутренних дел состоит в выявлении асоциальной личности, которая в силу своих личностных
качеств, наличия антиобщественной установки и образа жизни может со-
вершить преступление, а также в выявлении условий, при которых облегчается такое поведение. Воздействуя на эту личность и условия совершения преступления, органы внутренних дел и другие субъекты профилактики могут реально снижать порог вероятности совершения конкретных преступлений. Предотвращение и пресечение преступлений также способствует снижению порога их совершения. Таким образом, место и роль органов внутренних дел в предупреждении преступлений, а через это и всей преступности определяется их реальными возможностями в выполнении этой и других задачи с целью уменьшения вероятности совершения преступлений.


Для достижения этой цели органами внутренних дел Дальневосточного
экономического района необходимо выделить следующие основные приоритетные направления улучшения их деятельности:

- улучшение качественного и увеличение количественного состава;


- повышение общего и специального образовательного уровня; закрепление на службе профессиональных кадров;


- увеличение размеров материально-технической, финансовой и иной помощи; приобретение современной специальной, оперативной и криминалистической техники, средств связи и передвижения, компьютерной и множительной техники; строительство типовых служебных помещений и помещений специального назначения;


- усиление профилактического контроля за лицами, которые ранее
совершали преступления и от которых можно ожидать совершения новых;
развитие системы ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения
свободы;


- комплексное воздействие на преступность в сельской местности;
повышение профессионального уровня кадров; структурная перестройка
сельских отделов внутренних дел;


- усиление предупредительной работы среди учащихся, особенно ПТУ;
более тесное взаимодействие с другими субъектами профилактики преступлений среди молодежи;


- широкое использование правовых и социальных основ работы с лицами, неимеющими постоянного источника доходов, безработными, вынужденными переселенцами и мигрантами, иностранными гражданами ближнего и
дальнего зарубежья;

- расширение виктимизационных начал в предупреждении преступлений, наиболее распространенных ее видов (квартирные и карманные кражи, грабежи и разбои); информирование населения о необходимости и способах самозащиты жизни, здоровья, достоинства и имущества;


- проведение криминологических исследований по отдельным видам
преступности и преступлений; разработка комплексно-целевых программ по
отдельным направлениям профилактической деятельности; использование
научного потенциала Дальнего Востока в этой работе.


Таковы некоторые пути решения вопросов предупредительной деятель-
ности органов внутренних дел в Дальневосточном регионе.

 

 

Задача: Прочтите описание преступного поведения. К какому типу относится преступление, совершенное Ивановым? Проанализируйте криминогенную ситуацию и личность преступника. Возможно ли было предотвратить это преступление?

Инспектор Иванов ехал с семьей с дачи. Хотя был он в гражданской одежде, табельное оружие (пистолет Макарова) у него было с собой - мало ли что может случиться. Но случилось то, чего Иванов никак не ожидал. Огромный джип, выскочив на полосу встречного движения, врезался в его «Жигули». Удар пришелся в заднюю дверь - именно туда, где дремала его дочь.

Увидев мертвую дочь, Иванов уже не думал ни о чем. Он даже не помнит, как заменил обойму. Вся компания, ехавшая в джипе, была буквально изрешечена пулями.

Решение: Данное преступление квалифицируется по ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство 2х и более лиц) и, в соответствии со ст. 15 УК РФ является особо тяжким.

Исходя из условий задачи криминогенная ситуация является краткой, возникшей в результате легкомысленных преступных действий будущих потерпевших. Личность преступника относится к аффективному типу.

Возможность предотвращения преступления имеется лишь в том случае, если Инспектор Иванов обладал бы устойчивостью к подобным ситуациям, хотя это и мало вероятно.

 

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

В настоящей контрольной работе автором делалась попытка обратить внимание на необходимость дальнейшего развития в криминологии нового направления региональной криминологии. Ее появление вызвано необходимостью показа территориальной неоднородности преступности, осторожного отношения к усредненным ее показателям, необходимость выяснения ее региональных причин, отказа от слишком общих оценок правоохранительной деятельности органов внутренних дел, изложения иных принципиальных подходов в предупреждении преступности, изменения практики составления комплексных программ на региональном, местном уровнях.


Можно с уверенностью сказать, что преступность, как социальный
продукт, продуцируется не только в общегосударственном масштабе, но и
в масштабе отдельных экономических районов, регионов и местностей. В
связи с этим общий причинный комплекс преступности и конкретных преступлений следует рассматривать с территориальной поправкой.
Исходными данными для этого служат следующие положения, вытекающие из результатов проведенного исследования.


1. Социальная среда функционирования человеческой общности региона и имеющаяся в ней преступность по своему характеру отражают местную
специфику, экономическую и социальную структуру, исторические, географические, геополитические, демографические и т.п. условия развития региона. На примере Дальнего Востока видно, что исторически экономика в
нем развивалась однобоко. Она ориентировалась на специфические общегосударственные нужды. Социальная сфера находится в запущенном состоянии. Не созданы нормальные условия для существования, воспроизводства и воспитания местного населения. Диспропорции в экономике и социальной сферах формировали особый тип личности "временщика" с психологией потребителя, рвача. Подчинение частных интересов граждан Дальнего Востока общегосударственным приводило к пренебрежению их общечеловеческим потребностям, своеволию и бездействию местных властей и диктату ведомственных интересов над местными. Возникающие противоречия во всех сферах жизни все в больших размерах вызывают асоциальное, в том числе и преступное, поведение людей. Рост преступности в этих условиях происходит более быстрыми темпами, чем в тех регионах, где более благоприятные условия жизни людей.


2. Краткий анализ уровня жизни населения Дальнего Востока по не-
которым показателям (социальным индикаторам) выявил в исследуемый период (1976-1993 гг.) существенное его отставание от среднего уровня по стране и еще более значительное от развитых регионов. Низкий стандарт качества жизни населения в исследуемых территориях вызывался запланированными диспропорциями в социально-экономическом развитии в них. Это породило отчуждение населения от общественных интересов, а криминогенной ее части приводило к преступлениям. В тех краях и областях, где уровень жизни людей ниже, там выше уровень преступности и выше криминальная активность наименее обеспеченных слоев населения (молодежь, в т.ч. учащиеся, сельские жители, незанятое трудоспособное население, рецидивисты). Это обстоятельство провоцирует совершение корыстных преступлений, дающих основной прирост объема всей
преступности.


3. На рост преступности в Дальневосточном регионе существенным
образом влияют демографические процессы, урбанизация и миграция населения. Традиционно население Дальнего Востока формировалось исключительно за счет механического прироста лиц молодого возраста, чаще неженатых и мужского пола. В их числе не нашедшие свое место в жизни. С учетом природно-климатических, географических условий, также интересов промышленности населения в большей степени группировались в городских поселениях, чем в сельской местности. На Дальнем Востоке самый высокий уровень урбанизации. Уровень жизни городских жителей пре- восходит этот уровень у сельских. Соответственно ему формировался и образ жизни городского жителя. Последний находился в более благоприятных условиях, чем сельский житель. В городах, особенно в период их становления, преступность была выше, чем в сельской местности. Однако в последнее время отмечается рост сельской преступности, а не городской. В сельской местности отмечается повышенная миграция населения, стандарт качества жизни сельского жителя ниже, чем городского. Возможности культурного обогащения у них оказались меньше, чем у городских. А эти факторы находятся в тесной связи с преступностью.


4. Своеобразие причинного комплекса преступности и отдельных видов преступлений имеет и территориальный оттенок. Это своеобразие связано с неравномерностью экономического социального развития краев и областей Дальнего Востока. В исследуемых территориях экономика имеет различные приоритеты своего развития. В одних развито судостроение (Амурская обл.), в других рыбодобывающая и перерабатывающая промышленность (Сахалинская обл.), в третьих - судоремонтная промышленность (Приморский края) и т.д. Сельское хозяйство больше развито в Приморском крае и Сахалинской области. В них выше удельный вес крестьян, чем в других территориях Дальнего Востока. Кроме того, Хабаровский и Приморский края являются связующими центрами с другими регионами этого района и странами Азиатско-Тихоокеантского региона. В Приморском крае и Амурской области произростает дикорастущая конопля в неограниченном количестве. Эти и другие особенности краев и областей и создают специфику причинного комплекса отдельных видов преступлений и преступности в целом.


5. Комплексные программы укрепления законности и правопорядка в
исследованных территориях основаны на концепции всеобщности предупреждения преступности, а главным субъектом при достижении этой цели - органы внутренних дел. Причем приоритетные направления, формы и методы этой работы были одни и те же для всех уровней преступности и субъектов предупредительной деятельности, что является их существенным недостатком. Материально-ресурсное обеспечение этой работы бюджетом не предусматривалось. Предупредительная деятельность государства при таком подходе носило популистский, даже демагогический характер. Сколько-нибудь существенного влияния на преступность она обеспечить не могла. Преступность растет и изменяется по присущим ей закономерностям. В связи с этим требуется иной подход к предупредительной деятельности. Это отчетливо видно на региональном (местном) уровне, на котором выбираются иные цели в сфере борьбы с преступностью. Они мог



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: