Традиционные поселения и жилища




Удмурты: общие сведения

Этноним основной

удмурты.

Автоэтноним (самоназвание).

Утморт, укморт, урдмурт.

Другие этнонимы

Аряны, арские люди, вотяки в русских письменных источниках 15-16 вв.

Территория расселения

Большая часть удмуртов проживает в Республике Удмуртия, где по переписи СССР 1989 г. их насчитывалось 497 тыс.чел (30,9% населения). Удмурты живут также в Татарии (25 тыс.чел.), Башкирии (24 тыс.чел.), Марийской Республике (2,5 тыс.чел.), а также Пермской (33 тыс.чел.), Кировской (28 тыс.чел.), Свердловской (24 тыс.чел.) и других областях РФ.

Численность

Численность удмуртов на 1719 г. оценивалась в 48 тыс.чел., по переписи населения России 1897 г. она составляла 420 тыс. чел., по переписям населения СССР: 1926 г. - 504 тыс.чел., 1937 г. 568 тыс., 1939 г. – 606 тыс., 1959 г. - 625 тыс.чел., 1970 г. - 704 тыс.чел., 1979 г. - 714 тыс.чел., 1989 г. - 747 тыс.чел., из них в РФ – 715 тыс.чел.

Этнические и этнографические группы

Среди удмуртов в качестве особой этнической группы выделяются бессермяне, они имеют некоторые особенности в материальной культуре и языке, испытавшем влияние татарского языка.

Расовая принадлежность, антропологический тип

Удмурты — европеоиды с некоторыми признаками монголоидности, их антропологический тип определяется как субуральский.

Язык Удмуртский язык относится к финно-угорской группе урало-юкагирской языковой семьи.В удмуртском языке выделяется несколько диалектов – северный, южный, бессермянский и срединные говоры. 69,6 % удмуртов считает родным свой национальный язык.

Письменность Письменность удмуртского языка создана на основе кириллицы.

Религия Большинство верующих удмуртов – православные, но значительная часть придерживается традиционных верований, на религиозные воззрения бессермян и населения пограничных с Татарией и Башкирией районов оказал влияние ислам.

 

Этногенез и этническая история

12 в. Абу-Хамида ал-Гарнати. В русских источниках удмурты упоминаются с 14 в. под названием арян, арских людей, а также вотяков (отяков), до этого видимо они входили в собирательное название «пермь». Под собственным названием удмурты впервые упомянуты в 1770 г. в работе русского ученого Н.П. Рычкова. В состав Русского государства северные удмурты вошли в конце 15 в., а южные – в сер.16 в. после присоединения Казанского ханства. В 1920 г. была создана Вотская автономная область. В 1932 г. она переименовывается в Удмуртскую АО, которая в 1934 г. была преобразована в автономную республику, с 1991 г. ее название – Удмуртская Республика.

Хозяйство Среди традиционных занятий удмуртов ведущую роль играло земледелие, для которого характерна была комбинация подсеки и перелога с трехпольем. Землю вспахивали сохами разных типов или плугом-сабаном. Выращивали преимущественно морозоустойчивые зерновые культуры – рожь, ячмень, овес, а также пшеницу, гречиху и др., из технических – коноплю, а позднее лен. Меньшую роль играли огородные культуры – капуста, огурцы, редька и др. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, домашнюю птицу, но скота держали мало из-за недостатка пастбищ, породы его были малопродуктивны, выпасали животных в лесу без присмотра пастухов. Разнообразны были подсобные занятия: охота - на белку, горностая, зайца, лисицу и других животных, рыболовство, пчеловодство, промыслы, связанные с лесом – заготовка древесины, углежжение, смолокурение, деревообработка, такие ремесла как прядение и ткачество, кожевенное, кузнечное дело и др.

Традиционные поселения и жилища

Для сельских поселений удмуртов сначала была характерна кучевая планировка, со 2-й пол.19 в. – уличная. Размеры их были обычно невелики – несколько десятков дворов. В поселениях находились постройки общественного назначения – святилища, зерновые склады, гумна, колодцы, большую часть территории занимали семейные усадьбы. Родственные группы занимали отдельные улицы или концы деревни. Выделялось два типа застройки усадьбы - П-образная в северных районах и свободная – в южных. Традиционным жилищем удмуртов была бревенчатая изба с холодными сенями под двускатной крышей. Зажиточные семьи жили в домах-пятистенках с зимней и летней половинами или двухэтажных домах с кирпичным низом. Печь была глинобитной с вмазанным или подвешенным котлом, по диагонали от нее располагался красный угол, где ставили стол. Летом переселялись в неотапливаемую одно- или двухэтажную клеть (кенос, чум) с галереей, там выделялись помещения для семейных пар. Во дворе была культовая постройка для семейных молений (куа, куала), которая служила и летней кухней. Она имела небольшие размеры, двухскатную крышу и земляной пол, окна и потолок отсутствовали. В центре находился очаг с котлом над ним, дым выходил в щель между скатами крыши. В постройке была полочка, на которую складывали кости и перья жертвенных животных и птиц. В состав дворовых построек входили также хлева, сараи, навесы для хозяйственного инвентаря, погреб и т.д.

Пища

В традиционном питании удмуртов преобладали продукты земледелия и животноводства – кислый подовый хлеб, который раньше пекли обычно из ячменной муки с добавлением различных суррогатов, другие хлебные изделия – блины, блины, лепешки, пресные ватрушки, пироги, пельмени. Разнообразны были супы, например, шид – похлебка с крупой и горохом, каши, напитки – квасы, пиво, медовуха. Мясо употреблялось в качестве приправы, после забоя скота делали кровяную колбасу. В небольшом количестве потреблялось молоко и молочные продукты. Среди напитков надо отметить щербет – воду, подслащенную медом, сур – домашнее пиво.

 

Социальные отношения

До начала 20 в. общественной жизни сельского населения большую роль играла земледельческая община соседского типа, во главе которой стоял совет – кенеш. Существовали как большие (до 50 человек), так и малые семьи, и наряду с ними гнезда родственных семей (боляк, иськавын), которые имели общие поля, гумна, бани, широко использовали разные формы взаимопомощи. Долгое время сохранялись родовые подразделения удмуртов – воршуды. Названия воршудов часто совпадали с названиями птиц и других живых существ, что обычно объясняется тотемистическими представлениями. Каждый род имел свою куалу, где совершались моления, роды имели тамги – знаки собственности, которыми отмечались лесные делянки, домашние животные, вещи и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: