ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Выполнила студентка 42(ИЗО) группы
Кутикова Екатерина
Преподаватель: Дюнькова С.В
Куртамыш 2016
Общепризнанные права человека, закрепленные в международных и российских нормативно-правовых актах распространяются на педагогических работников в равной мере как на любого человека. Вместе с тем, в связи со спецификой профессиональной деятельности, у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой категории работников. Конституция Российской Федерации педагогическую работу относит к творческой деятельности, поэтому преподавание может совмещаться с работой на выборных должностях в представительных органах власти, судах, на муниципальной и государственной службе.
Педагогические работники образовательных учреждений имеют право:
Ø на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления (перечень медицинских противопоказаний для занятия педагогической деятельностью утвержден постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 28 апреля 1993 г.; перечень преступлений за совершение которых запрещена педагогическая деятельность еще не утвержден);
Ø создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным государством, и руководить этими учебными заведениями;
Ø иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность;
Ø на бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний;
Ø на защиту профессиональной чести и достоинства;
Ø на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
Ø на участие в управлении образовательным учреждением;
Ø на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учащихся;
Ø на сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю;
Ø создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на условиях подчинения уставам этих организаций;
Ø на участие в забастовках;
Ø на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяется учредителем и (или) Уставом образовательного учреждения;
Ø на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в том числе совместителям;
Ø на работу по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности;
Ø на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
Ø на получение пенсии по выслуге лет;
Ø на повышение квалификационной категории;
Ø на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы для учителей, обучающихся в аспирантуре по заочной форме и успешно выполняющим индивидуальный план, также они имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы.
Должностные обязанности педагогических работников отражены в тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) к работникам учреждений образования, а также подробно регламентируются Уставом образовательного учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.
Работники образовательных учреждений обязаны:
Ø уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;
Ø соблюдать права и свободы учащихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период образовательного процесса;
Ø осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета, используя при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;
Ø реализовывать образовательные программы и обеспечить уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
Ø способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных программ;
Ø стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной работы;
Ø проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и родителями, выходящих за рамки плана образовательного учреждения.
Педагогические работники должны знать:
Ø Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты Российской Федерации и региональные по вопросам образования;
Ø основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач и специальных дисциплин (педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета и воспитательной работы);
Ø основы права, научной организации труда;
Ø основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
Ø программы и учебники, требования к оснащению и оборудованию кабинетов, средства обучения и их дидактические возможности;
Ø правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.