Основа философии качества и концепции Филиппа Кросби




Ярким представителем американской школы управления качеством является Ф. Кросби, в течение многих лет работавший вице-пре­зидентом и директором по качеству корпорации ITT (International Telephone and Telegraph) и отвечавший за качество ее продукции по всему миру. В 1979 г. Кросби опубликовал книгу «Quality is Free» («Ка­чество бесплатно»), которая стала бестселлером. Впоследствии вышли в свет и другие его книги, внесшие значительный вклад в развитие уп­равления качеством («Качество без слез», «Искусство выбора свое­го собственного светлого пути»).

Суть философии Ф. Кросби отража­ют четыре абсолютных постулата:

1) качество определяется как соответствие требованиям, поэтому требования к продукции должны быть четко установлены, что являет­ся обязанностью руководства предприятия;

2) качество достигается предупреждением, а не оценкой;

3) измерителем качества служит цена несоответствия (потери от несоответствия требованиям), а не какие-либо индексы. Кросби от­мечает, что на многих предприятиях от 15 до 20 % общего объема про­даж составляют затраты на качество, которые включают в первую оче­редь стоимость брака и переделок. В компаниях, где внедрена хорошо налаженная система управления качеством, затраты на эти цели со­ставляют в среднем 2,5 % объема продаж и включают затраты на обес­печение и мотивацию качества;

4) единственный приемлемый стандарт качества на предприятии — это отсутствие дефектов. Ф. Кросби разработал концепцию Zero De­fects, за которую получил награду от Министерства обороны США.

Ф. Кросби является идеологом системы ZD («ноль дефектов»). Изучая вопросы стоимостной оценки качества, Кросби высказал знаменитый афоризм: «Качество — бесплатно» (Quality is Free). Из этого следует, что изготовителю приходится платить не за качество, а за его присутствие, что должно быть предметом постоянного контроля и анализа В своей книге «Качество — бесплатно» Ф. Кросби доказывает, что повышение качества не требует больших затрат, так как на деле повышение качества одновременно повышает и производительность, поскольку одновременно снижаются многие статьи затрат, связанные с устранением выявленных дефектов, с переработкой некачественной продукции, предотвращением возврата продукции потребителем и т. д.

Программа Ф. Кросби включала следующие остальные моменты.

1. Потребитель нуждается в бездефектной продукции и производитель должен ее обеспечить.

2. Главное внимание уделяется предупреждению дефектов, а не их обнаружению с последующим устранением.

3. Необходимо направлять усилия на сокращение уровня дефектности в производстве.

4. Качество работы компании определяется не только состоянием производства, но и деятельностью подразделений, оказывающих услуги.

5. Признание необходимости финансового анализа деятельности по обеспечению качества.

6. Необходимость четкой формулировки руководством предприятия цели в области повышения качества на длительный период (ныне это именуется политикой в области управления качеством).

Наиболее широкую известность получили его 14 принципов (абсолютов), определяющих последовательность действий по обеспечению качества на предприятиях.

1. Четко определить ответственность руководства предприятия в области качества.

2. Сформировать команду, которая будет претворять в жизнь программу обеспечения качества.

3. Определить методы оценки качества на всех этапах его формирования.

4. Организовать учет и оценку затрат на обеспечение качества.

5. Довести до всех работников предприятия политику руководства в области качества, добиваться сознательного отношения персонала к качеству.

6. Разработать процедуры корректирующих воздействий при обеспечении качества.

7. Внедрить программу бездефектного изготовления продукции(систему «ноль дефектов»).

8. Организовать постоянное обучение персонала в области качества.

9. Организовать регулярное проведение Дней качества (Дней «нулевых дефектов»).

10. Постоянно ставить цели в области качества перед каждым работником предприятия.

11. Разработать процедуры, устраняющие причины дефектов.

12. Разработать программу морального поощрения работников за выполнение требований в области качества.

13. Создать целевые группы, состоящие из профессионалов в области качества.

14. Начать все с начала (повторить цикл действий на более высоко уровне исполнения).

Как один из инструментов улучшения качества Ф. Кросби предлагал применить «решетку зрелости управления качеством ».

Замеряемая категория Стадия I: неопреде- ленность Стадия II: осознание Стадия III: просвещение Стадия IV: мудрость Стадия V: уверенность
Понимание руководства и его позиция Отсутствует понимание качества как инструмента управления Осознания необходимости УК, но отсутствие его финансирования Все большее узнавание необходимости УК и усиление поддержки ему Понимание необходи- мости УК и участие в его проведении Взгляд на УК как на основную часть системы управления фирмой
Организа- ционный статус качества Качество скрыто в разных отделах Назначен руководитель УК, но нет еще системы Создан отдел по качеству и усиливается роль руководителя по УК Менеджер по качеству является важнейшим лицом управления Руководи- тель УК входит в состав Совета директоров
Подход к проблемам качества Бюрократи- ческий Создаются команды для атаки на проблемы качества Проблемы УК признаются открыто и организованно решаются Проблемы УК выявляются на ранних стадиях. Все функции открыты для улучшений Все проблемы УК предотвра-щаются своевремен-но
Стоимость качества как процент от реализации По отчетам- неизвестен; реальный – 20% По отчетам – 3%; реальный – 18% По отчетам – 8%; реальный – 12% По отчетам – 6,5%; реальный – 8% По отчетам – 2,5%; реальный – 2,5%
Меры по улучшению качества Никакой организованной деятельно- сти Попытка предпринять краткосрочные действия по УК Применение программы 14 шагов с полным пониманием каждого шага Продолже- ние программы 14 шагов и начало «перехода к уверенности» Улучшение качества становится нормальной и постоянной деятельно- стью
Итоговое положение с качеством на фирме «Мы не знаем, почему у нас проблемы с качеством» «Неужели абсолютно необходимо иметь проблемы с качеством?» «С помощью менеджеров по УК мы выявляем и разрешаем наши проблемы» «Предотвра- щение брака – это рутинная часть нашей работы» «Мы знаем, почему у нас нет проблем с качеством»

Ф. Кросби разработал таблицу оценок каждого параметра в баллах зависимости от ряда критериев, характеризующих его состояние. Чем ближе фактическое значение параметров к табличному, тем выше степень зрелости предприятия в области качества. Он предлагает целую систему таблиц, графиков, с помощью которых можно установить применительно к конкретным условиям деятельности отдельного предприятия те оптимальные действия, которые приведут к улучшению положения области качества.

Ф. Кросби является автором модели оценки лидера и степени зрелости руководителей разного уровня. Один из способов этой оценки — составление «модели эффективного лидера», которая учитывает показатели «оперативной зрелости» (умение выполнять поставленные задачи) и «психологической зрелости» (умение контактировать и руководить людьми).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: