Задания для письменной контрольной работы




Методические материалы по дисциплине История

Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)

1. История как наука: предмет, функции, специфика. Методы исторического исследования. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Понятие и классификация исторического источника.

2. Концепции цивилизационной принадлежности России. Отечественная историография в прошлом и настоящем.

3. Великое переселение народов и проблема этногенеза восточных славян. Исторические источники о начале русской истории и восточных славянах в древности.

4. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки образования государства у восточных славян.

5. Норманнская теория происхождения Древнерусского государства. Её сторонники и противники.

6. Религиозные реформы Владимира I. Принятие христианства и его значение.

7. Эволюция восточно-славянской государственности в XI-XII вв. Русская Правда как исторический источник. Причины и последствия раздробленности русских земель.

8. Три центра восточно-славянской государственности периода раздробленности (территория, экономика, население, политическое развитие): Великий Новгород, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынская земля.

9. Русь и иноземные захватчики в XIII веке: удары с Востока и Запада. Сущность и последствия золотоордынского ига. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

10. Предпосылки объединения русских земель. Великое княжество Литовское (территория, население, политическое развитие, объединительная политика литовских князей).

11. Причины возвышения Москвы. Объединительная политика московских князей в XIV – первой половине XV века.

12. Формирование единого Московского государства. Государь Всея Руси Иван III Великий.

13. Иван IV Грозный: реформаторский и опричный период царствования, внешняя политика.

14. Россия в период Смутного времени.

15. Крепостное право как исторический феномен. Этапы закрепощения крестьян на Руси. Соборное Уложение 1649 г.

16. Церковный раскол в России в XVII в.

17. Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I: цели, средства, итоги, точки зрения на результаты деятельности.

18. "Просвещённый абсолютизм" как исторический феномен. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II.

19. "Маятник русской монархии XIX века". Реформы Александра I в первой четверти XIX века.

20. Отечественная война 1812 года. Движение декабристов.

21. Внутренняя и внешняя политика Российской империи в эпоху Николая I.

22. Западники и славянофилы: суть и характер дискуссий.

23. Великие реформы Александра II (причины, сущность, мероприятия, результаты).

24. Сущность взглядов движения народников на будущее государственное устройство России и тактику политической борьбы.

25. Контрреформы Александра III.

26. Оформление политического спектра России на рубеже XIX–XX вв. Три направления (революционное, реформаторское, консервативное) – три подхода к модернизации страны.

27. Первая русская революция 1905-1907 гг.: причины, этапы, итоги. Манифест 17 октября 1905 г. Становление парламентаризма в России.

28. Реформы П.А. Столыпина.

29. Россия и мир в годы I мировой войны. Её причины и итоги. Версальско-вашингтонская система.

30. Февральская революция 1917 г. Россия от Февраля к Октябрю.

31. Октябрь 1917 года в Петрограде. Преобразования большевиков в социально-экономической и политической сферах.

32. Разгон Учредительного собрания. Гражданская война в России: причины, этапы, итоги.

33. Политика военного коммунизма и причины перехода к нэпу. Сущность и мероприятия новой экономической политики в Советской России.

34. Форсированная модернизация в СССР: индустриализация, коллективизация, культурная революция.

35. Этапы вызревания II мировой войны. Фашистские режимы и их экспансия в мире.

36. СССР во II мировой войне. Итоги и уроки Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

37. СССР и новая расстановка сил в послевоенном мире. Начало "холодной войны".

38. "Оттепель": реформы Н.С. Хрущёва во второй половине 50-х – первой половине 60-х гг. XX века. Разоблачение культа личности И.В. Сталина.

39. Развитие СССР в середине 60-х – первой половине 80-х гг. "Застой".

40. Реформы М.С. Горбачёва. Перестройка 1985-1991: причины, этапы, итоги.

41. Россия в 1990-е гг.: кризисные явления в социально-экономическом и политическом развитии и попытки их преодоления. Внешняя политика России в 1990-е.

42. Россия и мир в начале XXI века. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XXI века.

Задания для письменной контрольной работы

Все задания выполняются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В РУКОПИСНОМ ВИДЕ с необходимыми сносками на научную или учебную литературу.

Можно выполнять как на листах А4 в файле, но с обязательным заполнением титульного листа, так и на базе тетради, но с обязательным вписыванием на обложке всех данных студента.

Задание 1

«Методы исторического исследования»

Нужно назвать и кратко изложить суть 4-7 методов исследования (общенаучных и специально-исторических). Объём от 2-3 страниц.

Задание 2

«Политический спектр России в нач. XX века (консервативное, либеральное и революционное течения) »

Указать партии, лидеров, социальные базы, программы (решение вопроса о власти, о земле, рабочего и национального вопросов.

Объём–3-4 страницы в виде тезисов (можно в табличном виде).

Пример таблицы для выполнения задания

Форма таблицы для самостоятельного задания

Политический лагерь (крыло) Название партии Время создания Лидеры   Политическая программа Тактика  
           
         
           
         
           
         

Задание 3

Схема (таблица) «Правители Российского государства от Рюрика до наших дней»

Должны быть показаны имена (прозвания), даты правления и переход власти. Форма выполнения – свободная, объем не оговаривается.

За всю контрольную работу максимальная отметка 36 баллов (12+12+12)

https://historyteacher.ru/istoriya/9i/politicheskie-partii-v-rossii-v-nachale-xx-veka/

Дополнительное творческое задание (НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО К ИСПОЛНЕНИЮ, но может принести дополнительные баллы – 10).

Проект «История моей семьи в контексте истории моей страны»

В проекте следует отразить не только генеалогию, происхождение фамилии, род занятий родственников, даты и место их жизни, но и указать то, в какие исторические процессы были вовлечены предшествующие поколения и какую роль играли в этих процессах. При описании следует указывать на то, откуда студент берёт сведения для этой работы (приводить ссылки на литературу, приводить данные семейного архива, ссылаться на семейную традицию или семейные предания).

Например, говоря о XX веке, конечно, большинство студентов укажет на то, где, как и какие именно родственники принимали участие в событиях Великой Отечественной войны.

Оцениваются:

1) широта и глубина приводимой информации

2) системность и логичность изложения,

3) охват исторических событий и явлений,

4) наличие иллюстраций (фото, схем, отсканированных архивных материалов и документов) в приложениях.

Форма и объем выполнения не ограничиваются.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: