294 Галина Бедненко. Школа рун
ву вверх, грызть уже ствол. Вначале задирал ястреба, кричал «Иди козе в жопу» (к восторгу окружающих). Ястреба же раздражали только белки, в какой-то момент он напомнил белке (одной оставшейся), что вообще-то на них охотится. Норны спокойны.
Шеривг. Норны говорили о равнодушии, о судьбе и постоянстве, неизменности того, что предопределено. Белки — в восторге от трикстерской роли. Козы и олени говорили о голоде и удовлетворении, чувстве жизни. Иггдрасиль — о грусти; радость испытал лишь в четырех случаях: два раза — когда полили, один раз — когда неожиданно чем-то подкормили, один раз — когда белка вошла в контакт с ним как с живым, а не просто бегала по дереву.
Впечатление участника1
«Вчера почти «случайно» попала на нечто абсолютно новое для меня — МИФОДРАМУ по скандинавским мифам! «Иггдрасиль и его обитатели». Это что-то типа психологического тренинга, но основанного на мифах. Нужно было представлять каких-либо мифических персонажей и через это проживать какой-либо эмоциональный опыт.
Было очень интересно наблюдать за своими реакциями. Выбирала роль по первому импульсу, а уже находясь в ней, чувствовала, что это как раз то, что мне подходит! Еще очень заинтересовали эмоциональные переходы в прямо противоположное состояние, когда играешь разных персонажей, совершенно не похожих!
Выбрала роли:
ас (были еще великаны и змеи);
норна Урд — Судьба, поливающая Иггдрасиль (были еще 2 норны, пассивные лебеди, Мимир, Один и дракон);
олень, объедающий крону Иггдрасиля (было еще 3. оленя и коза).
С любезного разрешения автора Марины (Исиды) Зайцевой.
'
Гр упповая практика _________________________ 295
Еще очень хотела побыть белкой Рататоск, которая осуществляла коммуникацию между орлом на вершине Иггдрасиля и драконом у корней, но этих белок и так было слишком много...
Ас — чувствовала себя Творцом, очень хотелось быть активным и все поменять, упорядочить и т. д.
Норна Судьбы — ощущение полного пофигизма, спокойствия и пассивности. Впрочем, оно дало мне не столько комфорт и гармонию, сколько абсолютную скуку! Когда знаешь судьбу всего окружающего и свою собственную, становится безмерно скучно. И совершенно спокойно, и никак не можешь понять, почему все вокруг суетятся, хотят чего-то — и так все давным-давно предопределено!..
Олень — совершенно кайфовое состояние!!! Неожиданно для себя почувствовала огромное блаженство от поедания листьев с Древа Жизни! Совершенное животное состояние наслаждения! Комментируя, я выдала фразу, которая поразила меня саму: поедая листья с Древа Жизни, я ощущаю экстатическое удовольствие, потому что чувствую ПОЛНОТУ ЖИЗНИ!
Оленем я стала чисто из любопытства, потому как прочитала о них накануне в книге Антона Платова «Дорога на Аваллон». Там повсюду в иллюстрациях на древних браслетах и одеждах — узор в виде Мирового Древа и оленей, с двух сторон объедающих листья с него! Я не могла понять глубокого смысла этого символа — что такого в этих оленях, что их везде изображают!!! Ну едят они, дерево портят — и что?!! Поняла, точнее, прочувствовала на собственной оленьей шкуре... По-видимому, этим я и занимаюсь ежедневно — поедаю с огромным удовольствием листья с Древа Жизни! И поэтому ощущаю, что я ЖИВУ!
Причем другие олени объели быстро и поверхностно свои ветки, а я не могла расстаться со своей и объедала ее медленно, смакуя и наслаждаясь ощущениями...
Белки были хороши и напомнили мне наши СМИ, вот так же вроде всю правду говорят, но ТАК подавая, КАК им самим хочется, и подзуживают обе стороны!
296 Галина Бедненко. Школа рун
Может быть, если бы не белка эта, то и не было бы никакой ругани у орла с драконом — они бы попросту не знали о существовании друг друга».
Мифодрама «Мировое Древо и его обитатели» в своем общем варианте или в частном, древнеисландском, кажется нам чрезвычайно перспективной. Представление этой вечно неизменной картины мира, упорядоченного Космоса, приводит нас в некое «место Оно», в освященное пространство, начало и средоточие мира. Для участников это будет ресурсным действом по «починке мира» — от грандиозного и потому символического Макрокосма до индивидуального Микрокосмоса.
Глава 30 МИФОДРАМА «ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ОДИНА»
Тема драмы
Из Старшей Эдды мы знаем, что Один нашел руны, провисев на Мировом Древе — ясене Иггдрасиль — девять дней и девять ночей, повесившись и проткнув себя копьем. Так он принес себя в жертву себе же (он сам же-и был главным богом). Именно этот сюжет кажется нам принципиально важным в процессе изучения, познания рун и в наше время. Понятное дело, что вешать и протыкать копьем никого не надо, а достаточно обойтись драматическими методами.
Ясень Иггдрасиль и его обозначение в драме
В Младшей Эдде сказано, что «в ветвях ясеня живет орел, обладающий великой мудростью. А меж глаз у него сидит ястреб Ведрфёльнир (Полинявший от непогоды). Белка по имени Грызозуб снует вверх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орел и дракон Нидхёгг. Четыре оленя бегают среди ветвей ясеня и объедают его листву.. Их зовут
Групповая практика
Дайн, Двалин, Дунейр и Дуратрор. И нет числа змеям, что живут в потоке Кипящий Котел вместе с Нидхёг-гом...»1. И мы вводим сюда именно этих персонажей (оставив пока в стороне антропоморфных норн, которые давали бы слишком прямые указания богу).
В этой драме мы используем приготовленный атрибут — веревочку с узлами, которая уже использовалась в мифодраме о ясене. Это наше привычное изображение Мирового Древа скандинавской мифологии: корней, ствола и кроны дерева. В данном случае нас больше интересует вертикальное членение Древа, поэтому фигура у нас разветвляется только на две (а не четыре) стороны.
Сценарий и персонажи
Сцена 1
Территория: Асгард, мост Биврест, Мидгард, Центр Мира.
Асгард — город богов. Мост Биврест — радужный мост, соединяющий Асгард с Мидгардом. Мидгард — мир людей, срединное место, где совершаются ритуалы.
Дверь — место входа и выхода из Мидгарда в Центр Мира и обратно.
Персонажи: Один.
Второстепенные персонажи 1-й сцены: Фригг, ворон Хугин (Мысль), ворон Мунин (Память). Боги и богини, животные спутники богов и богинь, люди, великаны на выбор.
Сюжет свободный.
Сцена «за шаг до» начала известного действа. Сюжет произвольный: мы не знаем, как и почему Одину пришло в голову найти руны и сделать это именно таким способом. Поэтому каждый раз будет разворачиваться новая история. Когда Один решается уйти к Центру Мира, он переходит через мост Биврест.
' Стурлусон С. Младшая Эдда / Пер. О.А. Смирницкой. М.: Ла-домир, 1994. С. 36.
298 Галина Бедненко. Школа рун
Сцена 2
Территория: Центр Мира, ясень Иггдрасиль.
Центр Мира — место, где растет ясень Иггдрасиль, пронизывающий все миры и держащий их на себе.
Персонажи: Один.
Второстепенные персонажи 2-й сцены: орел, сокол Ведрфёльнир, змей Нидхёгг, змеи, белка Рататоск, олени, коза Хейдрун.
Сюжет в целом свободный.
Обитатели Древа занимают свои места на Древе. Через некоторое время (когда Один будет готов, он войдет, например, через дверь). Что происходит дальше, мы точно не знаем. Сюжет произвольный. Один встает на стул («вешается на Древе»). Вокруг него действуют персонажи Древа. Сцена заканчивается, когда Один сходит со стула и ложится на пол (на подстилку).
Сцена 3
Территория: Центр Мира, ясень Иггдрасиль.
Центр Мира — место, где растет ясень Иггдрасиль, пронизывающий все миры и держащий их на себе.
Персонажи: Один.
Второстепенные персонажи 3-й сцены: руны на выбор.