ЭКЗАМ. БИЛЕТЫ ПО ОСНОВНОМУ БОГОСЛОВИЮ




Б№1 1. Предмет и задачи основного богословия. Соотношение с апологетикой и другими богословскими дисциплинами. Предметом Богословской апологетики являются преимущественно основные христианские истины веры и жизни. исходя не из авторитета Священного Писания и Предания Церкви, но с позиции интеллектуальных, моральных, культурных и прочих общепризнанных норм и критериев.

К области Богословской апологетики относится рассмотрение вопросов: догматических (понимание Бога, единотроичности Бога, Боговоплощения, Спасения, Воскресения, таинств, и др.) в их сопоставлении с нехристианскими аналогами других религий и религиозных течений; теодицеи (согласования Божественной любви и существования вечных мучений, происхождения зла, свободы личности и промысла Бога и др.); духовно-нравственных (понимание христианских основ духовной жизни в сравнении с неправославными), и некоторых других. В настоящее время тематика Богословской апологетики отнесена к области основного богословия.

В чем состоит задача христианской апологетики? Она состоит в доказательстве того, что те аргументы, которые используются секулярными, т.е. мирскими, оторванными от Церкви учениями, ошибочны.

1) Вопросы, которые связаны с естественнонаучной апологетикой. Это, прежде всего, вопрос об отношении религии и науки. Считается, что эти отношения антагонистические. Религия и наука несовместимы.

2) отношения веры и разума. Наука, естественно, основывается на разумной способности человека, а христианство, как и любая религия, предполагает, прежде всего, веру в Бога.

Евангелие начинается с чуда — Непорочного Зачатия. Заканчивается Евангелие также чудом — телесным Вознесением. Если говорить о главном чуде, на котором основывается христианство — Воскресении Иисуса Христа, это также чудо, которое не согласовывается с естественнонаучными понятиями. Таким образом, вопрос о чудесах — один из главных вопросов апологетики.

Следующая проблема — проблема эволюции, возникновения человека.

Б№1 2. Проблема зла. Проблема наличия в мире зла, проблема страданий существ невиновных, праведников. Вопрос ставится так, Бог не может помочь или Бог не знает, что в мире делается? И то, и другое невозможно в силу общего учения о Боге. Или Бог не любит тех, кто любит Его, что тоже невозможно. Вывод очень простой и логичный — значит Бога нет.

На почве рассматриваемой нами проблемы возникало множество ересей, например, считается, что есть два бога — один добрый, другой злой — это ереси манихейского типа.

Мир и зависит от Бога, и не зависит, поскольку сотворен из небытия, из ничего по Божественной воле. Это первое. Теперь рассмотрим второе положение. Свобода человека есть еще одно начало, которое не зависит от Бога. Поэтому зло, которое есть в мире, творится только лишь от человека. Только человек есть творец зла. Что такое зло? Почему мы называем одни вещи добрыми, а другие злыми? Христианство отвечает на этот вопрос очень просто. Зло, грех есть непослушание воле Божией. Поэтому все, что в мире существует, существует только лишь созданное Богом. А поскольку Бог благ по своей природе, то все, что в мире существует, имеет благую природу. Говоря ещё проще, зла в мире нет. На языке богословия зло — это умаление добра. Зло — это паразит на нашем мире. По учению христианства Бог — это жизнь. Поэтому жизнь в нашем обычном истинном смысле этого слова возможна только лишь тогда, когда человек принимает Бога и живет в Боге.

В чем состояло грехопадение? Первородный грех состоял в ослушании воли Божией. Смерть может победить только лишь жизнь, только лишь Бог. Так ли уж необходимы страдания для нашей жизни? Страдания как болезнь — хорошо это или плохо? Любой врач скажет, что это хорошо. Не было бы боли, человек никогда не обратился бы к врачу. Болезнь продолжала бы развиваться, человек бы умер. Что нужно, чтобы правильно преодолевать и принимать страдания? Что нужно для того, чтобы правильно понимать суть мироздания, относиться к философским проблемам? Для этого нужно покаяние— метанойя, что в дословном переводе означает «изменение сознания». Ведь как сказано в Евангелии: «Здоровые не имеют нужды во враче». «Я пришел не к здоровым, а к больным», — сказал Иисус Христос.

Б№2 1.Основные вызовы современности для христианского миро-понимания. Современное общество – особенно западное – не принимает христианского учения о человеке и цели его существования. Большинство современных вызовов нравственного характера заключается в больном духовном начале. Причиной всех отрицательных явлений, с которыми мы сталкиваемся ныне, является неправильное мировоззрение, страстный образ жизни, кризис веры и недохват четкого осознания цели человеческой жизни.

Как правило, психически больной пациент редко осознает и признается к своей болезни. Это происходит и с современным обществом. Оно не осознает своего болезненного состояния и не знает его корней, - а если не знает, то и, конечно, не предпринимает никаких правильных и адекватных мер для лечения. Самым главным препятствием во врачевании современного общества и возвращению его на верный путь нравственный жизни является отрицание авторитета: Священного Писания, евангельской нравственности и, в некоторой степени, даже естественного нравственного закона.

Иной вызов, с которым мы сейчас сталкиваемся, заключается в том, что человек неправильно понимает личнyю свободу. Непонимание принципов свободы приводит к тому, что современное секуляризованное общество понимает свободу в категориях своеволия. К сожалению, мало кто понимает, что человек подлинно свободный только тогда, когда он в единстве с Богом и свободен от греха. В момент, когда человек совершает грех, сам становится рабом греха. Хотя воровство считается дальше преступлением потому, что оно ущемляет собственность другого человека или общества, но отсутствие объективного авторитета, перед которым мы ответим за все совершенные нами дела, приводит к тому, что воровство становится повсеместным. Следующим препятствием к оздоровлению общества, является то, что человек отбрасывает средства своего совершенствования: молитву и пост, которые воспринимаются как бесполезные. Современное общество с консупционым и гедонистическим пониманием жизни готово принять Бога только в том случае, если бы благодаря Ему человек обогатился, а жизнь была более развлекательной.

Потерявший веру человек всё чаще высказывается, что христианство держало человечество в вымышленных законах нравственного поведения как в плену и что, в конце концов, общество начало освобождаться из него.

Большой проблемой вызывающей много недоумений является проблема структуры и управления всей Церковью. Постоянная борьба за независимость (автокефалии) отдельных Церквей, препирательства за место в диптихах. Следующая проблема это попытки сводить Церковь к уровню организации, а также юридическое или магическое понимание веры. Верующие такого типа не понимают, что это фарисейство; для них главное вычитать и сделать положенное, и на этом дело закончено.

Б№2 2. Проблема свободы человека. Свобода на уровне понимания ее Пелагием — свобода как выбор между добром и злом. Однако Православная Церковь сохраняет и правоту Августина, утверждая, что да, действительно человек имеет свободу поврежденную, и соглашается с Августином, который сказал, что ошибка Пелагия состояла в том, что он неправильно определил свободу. Нельзя говорить, что свобода — это выбор между добром и злом. Если дать такое определение свободы, то тогда мы вынуждены будем признать, что Бог несвободен, Бог не есть личность. Свобода есть независимость. В прямом смысле этого слова — самодеятельность, возможность действовать самостоятельно, независимо ни от чего. Это есть истинное начало свободы, которое сохраняется в человеке всегда. С другой стороны, да, в человеке не сохраняется свобода на уровне понимания ее Пелагием — свобода как выбор между добром и злом. Это два уровня свободы, о которых учил преп. Максим Исповедник. Есть свобода гномическая (по терминологии преп. Максима), т.е. свобода греховная, возникшая в результате грехопадения как выбор между добром и злом, и свобода сущностная — свобода как самодеятельность. Сущностная свобода неизменяема. Она сохраняется в человеке и составляет его Божественную природу, его сущность. Свобода как возможность выбора между добром и злом приводит к тому, что человек по нынешней своей природе больше любит зло.

«Свобода — это возможность делать все, что хочу». Чем умнее человек, тем больше он понимает, что он свободен, но в крайне ограниченных рамках. Он зависим от природы, частью которой является. Иначе говоря, человек понимает, что он раб законов природы. Поняв это, признав это как факт, познав их природу, человек может эти законы использовать. Душа твоя не свободна, она подчиняется твоим органам чувств. Ты, раб греха.

По учению св. Иоанна Дамаскина — есть три вида служения Богу: служение раба, служение наемника и служение друга.

Есть другой более высокий уровень — уровень наемника. Человек понимает, что он такой же, как и господин. Он не раб, а наемник. Он может сторговаться, может назначить определенную цену.

Истинный способ служения Богу — это служение друга, когда человек делает какое-то дело для своего друга, не требуя для себя вознаграждения.

Как мы говорим, что человек свободен, когда все предопределено, известно заранее?

Единственно, что не предопределено — это на чьей стороне мы окажемся, где мы, в конце концов, обретем свою вечную участь — в Царстве Небесном или в геенне огненной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: