Закон «О полит. партиях» (в редакции 2005 и 2007).





 

Общественные объединения – 2 вида:

· Общественные организации – объединения граждан, имеющие свой устав и чёткую структуру.

· Общественные движения – нет членства и чёткой структуры.

В РБ 2,2 тыс. общ.организаций (см.↓),
15 партий, 52 профсоюза.

Общ.организации РБ:

· БНФ «Адраджэнне» 1989 (Позняк)

· БРСМ 2003 (Бузовский)

· Республ.общ.объединение Белая Русь 2007 (Радьков)

· Рух «За свабоду» 2008 (Милинкевич).

 

34. Понятие политического процесса в широком и узком смысле слова.

Полит. процесс – формализованный процесс информационного характера, имеющий циклы принятия полит.решений;
* действия субъекта, стремящегося к достижению полит.целей
* полит. стихия (нечто аморфное, неструктурное)

Походы к полит.процессу:

1. Структурно-функциональный – Истон, Мертон, Парсонс.
Полит.процесс – функционирование полит.с-мы

2. Конфликтный – Дарендорф, Козер
П.п-с – процесс борьбы и соперничества различных субъектов политики

3. Бихевиаристский – Лоуэлл, Мериам, Кетлин
П.п-с. – поведение, деятельность людей, направленная на достижение полит.власти.

Как говорил Адам, возможен лишь интегрированный подход.

Полит.процесс (в шир.) – совокупная деятельность субъектов политики, посредством которой происходит формирование, развитие и функционирование полит.с-мы.
→Это динамическая характеристика полит.с-мы.

Полит.процесс (в узк.) – всякий отдельный полит.процесс как цепь изменяющихся политический ситуаций в пространственно-временном континууме.

Полит.процесс в целом – последовательное изменение и развитие полит.жизни, имеющее опр.направленность, а не хаотичность. Т.е. имеют вектор развития
(в отличие от полит.жизни – она хаотична).

 

35. Типология политических процессов.

Полит.процесс (в шир.) – совокупная деятельность субъектов политики, посредством которой происходит формирование, развитие и функционирование полит.с-мы. →Это динамическая характеристика полит.с-мы.

Типология ПП:

· Пай:

1. Западного типа (Европа, США)

2. Незападного типа (СНГ и др.):

· Сфера политики не отделена от обществ.отношений

· Полит.партии выражают мировоззрение и образ жизни (исламск.)

· Оппозиция выступает как революционное движение

· Доминирование клик и кланов

· Велика роль харизматических лидеров

· Шутов:

1. Технократический - власть избирательных технологий, демократия, парламентаризм (англосаксоны и романо-герм.)

2. Идеократический - характерно наличие какой-либо идеи (идеологии) и правящей элиты (развивающиеся страны)

3. Харизматический – абсолютизация личной власти (лидера)

· Стационарные(один полит.режим)/переходные

· Глобальные/Региональные/Локальные

· Амелин:

1. Базовые – крупный отрезок времени (время между выборами, съездами партий)

2. Небазовые – короткое явление →→→→→

Полит.процесс (в узк.) – всякий отдельный полит.процесс как цепь изменяющихся политический ситуаций в пространственно-временном континууме.

Виды полит.процессов (в узк.)

§ По объекту воздействия:

1. Внешнеполитические

2. Внутрирегиональные

§ По участию масс:

1. Ангажирующие (демократические)

2. Не ангажирующие (авторитарные)

§ По степени публичности:

1. Открытые

2. Скрытые (теневые. Например, дипломатия)

· Бабосов (Белорусский политолог):

1. Полит.изменения

2. Полит.отношения

3. Полит.поведение

4. Полит.управление

5. Полит.взаимодействие

6. П.коммуникация

7. П.контроль

8. П.деятельность

9. Полит.трансформация.

 

36. Структура политического процесса.

1. Субъекты политики (первичные – народ, нация, класс. вторичные – государство, партии, общ.объединения)

2. Динамика полит.отношений

3. Полит.деятельность: поведение и участие

4. Институанализация полит.интересов

5. Выработка и принятие полит.решений

6. Реализация принятых решений

Западноевропейская:

1. Субъекты (см.↑)

2. Объекты (полит.власть, все сферы общ.жизни, георгафич.образования)

3. Полит.отношения (субъект↔объект)

4. Полит.сознание (как предпосылка политю деятельности)

Американская (поэтапная – зацикливается !!!):

1) Конституирование (становление) полит.с-мы

2) Воспроизведение компонентов и поддержание стабильности полит.с-мы

3) Принятие и исполнение политико-управленческих решений (в общегосударственном масштабе)

4) Контроль за функционированием и развитием полит.с-мы (→Корректировка полит.курса)

Стадии полит.процесса (по-другому):

1. Формирование полит.приоритетов

2. Выдвижение полит.приоритетов на повестку дня

3. Принятие полит.решений

4. Приведение в действие механизма реализации полит.решений

5. Оценка результатов принятия решений.

 

37. Политическая модернизация: понятие и сущность. Пути модернизации.

Полит.развитие –поступательное движение полит.процесса вперед. (шире модернизации):

· П.модификация – полит.перемены, реформы на базе уже созданной демократии (ZB UK,FR,USA – в XX веке).

· П.трансформация – переход от одной полит.с-мы к другой (IT,DE после WW2).

· П.модернизация – переход от традиционных обществ к индустриальным (бывшие колонии в 1960).

Хантингтон: «Полит.модернизация включает»:

1. Рационализацию власти (верховенство закона)

2. Дифференциацию полит.функций (разделение властей, создание гражд.общества)

3. Формирование полит.партий и оппозиции, развитие демократии

Типы модернизации:

1. Доиндустриальная – переход к мануфактурному пр-ву

2. Раннеиндустриальная – переход к фабричному пр-ву

3. Позднеиндустриальная – переход к конвеерному пр-ву

4. Постиндустриальная – переход к информационному общ-ву

Таким образом,

Модернизация – переход от традиционного аграрного состояния к современному индустриальному, а затем и постиндустриальному состоянию.

50-60 г.г – Вестернизация –развитие по западному типу (догоняющее развитие). Потом поняли, что это неэффективно. «Раньше мы давали вам рыбу. Теперь мы дадим вам удочку».

Пути модернизации (позиции):

1. Либеральный (Даль,Пай,Альмонд)
формирование среднего класса и вовлечение масс в полит.процессы

2. Консервативный (Хантингтон, Нельсон, Линс)
Создание стабильного полит.режима с законной правящей партией

Пути модернизации (конкретные):

1. Создание демократической полит.с-мы и гражданского общества

2. Детальная разработка законодательства

3. Включение в полит.жизнь широких слоёв населения

4. Увеличение численности профессиональных политиков

5. Ослабление традиционных элит и замена их новыми

6. Повышение общей полит.культуры.

38. Понятие политической элиты. Теория политич. элит Парето, Моска и Михельса.

Полит.элита – организованное меньшинство, являеющеесяся частью соц.группы и обладающее реальной политической властью – возможностью воздействовать на все функции и полит.действия данного общества.

Полит.элита – (от лат. «отборный») – теория элит Макиавелли.

Разработали: Вильфредо Парето+Гаэтано Моска→Михельс→О.Конт→М.Вебер

В.Парето: ввёл впервые понятие элита «Принадлежность к элите зависит от врождённых качеств. Элита следит за своим составом→не все лица добиваются входа в элиту, и тогда они входят в контрэлиту » Потом в контрэлите накапливаются люди →свергают бывшую элиту →повторение цикла.

Это Теория циркуляции элит - элиты зарождаются в нижних слоях, борются, расцветают, вырождаются. Универсальный закон истории – круговорот элит («История – кладбище аристократов») «Революции – борьба и смена элит»:

· Львы – крайний консерватизм, силовые методы (СТАБИЛЬНОСТЬ)

· Лисы – мастерство обмана и полит.комбинаций (НЕУСТОЙЧИВОСТЬ)

Г.Моска: «В развитии элит существуют аристократическая и демократическая тенденции, но ни одна из них не предполагает ПРАВЛЕНИЯ МАСС».

· Аристократическая элита – не допускает низы

· Демократическая элита – пускает одарённых лиц из низов

«Выборы – путь к обновлению элит». Правящее меньшинство – не «элита», а «господствующий класс».

Различия Парето и Моска:

· название: П – элита, М – господствующий класс

· смена элит: П – львы↔лисы, М – приём народа (низов) в элиту

· П: психологические моменты, М: абсолютизация действия полит.факторов

Михельс: «Железный закон олигархии» - невозможность демократии из-за перерождения элиты в олигархию (Волевой класс).

Современный подход – 2 типа элит:

1. Открытая элита – допускает новых членов и изгоняет тех, кто не справляется. Публичность и доступность.
Принадлежность: эконом.вес, полит.статус, слава.

2. Закрытая элита – регулирует мобильность членов.
Принадлежность: носители идей, «свои» выходцы.
ZB фашистская верхушка, КПСС.

· Политическая (правящая) элита = политическая сила

· Господствующий класс = полит. + экономическая сила

Структура правящих элит:

1. Политический истеблишмент – правительство, парламентарии, глава гос-ва

a. группа лиц, участвующих в выработке полит.решений

2. Эконом.элита – бизнесмены (собственники и менеджеры)

a. влияют на политику через систему лоббизма, подкуп, шантаж

3. Бюрократическая элита – низшие и средние чиновники

a. консервативна, малоподвижна, но могут повлиять – итальянские забастовки

4. Военная элита – зависит от уровня милитаризации гос-ва и общества

a. могут «доить» гос-во

5. Идеологическая элита – деятели науки, искусства, СМИ, духовенство

a. воздействует на общественное сознание

b. часть – правящие, часть – оппозиция

6. Элита знаний (меритократия)

a. наиболее способные и достойные люди. Сами всего добиваются.

Правящая элита – привилегированная группа, в большей или меньшей степени обладающая определёнными интеллектуальными, социальными и политическими качествами и участвующая в управлении обществом.

Правящий политический класс – группа индивидов, занимающих высокую позицию в структуре власти в определённый отрезок времени, контролирующих ресурсы власти исходя из официальных, законодательно прописанных полномочий.

 

39. Сущность политического лидерства. Основные концепции.

Полит.лидер – глава гос-ва, партии, общественной организации или иной полит.структуры

[Но! Королева UK – не полит.лидер.]

2 вида лидеров:

· Формальный лидер

· Неформальный лидер

Уровни лидерства:

1. Общегосударственный

2. Региональный

3. Районный

Лидерство ≠ Руководство:

· Лидер - не назначается, а выдвигается стихийно. Не имеет санкций.

o Руководитель – назначается или избирается. Обладает санкциями.

· Лидерство нестабильно (оно – результат естественного отбора)

o Руководство стабильно

Лидер ≠ Вождь:

· Вождь – личная преданность.

· Лидерство – политическое пристрастие

Теории лидерства:

· Теория 1.

o Причина лидерства – в постоянном влиянии лидеров на других людей. Постоянное влияние. Влияние на все окружение

· Теория коммивояжёра (торгового агента)

o Чтобы стать лидером нужно понравиться и убедить.

o Коммивояжёр – тот, кто удовлетворяет потребности.

· Т. Марионетки

o Лидера делает его окружение: семья, коллеги, друзья

o «Короля делает свита»

· Т.Пожарника

o Лидер – тот, кто улаживает конфликты («гасит пожары»)

· Т. Черт лидера

o Лидерство – психологическое явление.

o Чтобы стать лидером нужны опр.черты характера (ум, твёрдая воля, проницательность, организаторские способности, умение нравиться, внешность)

· Т. ситуации

o Лидерство – «функция ситуации» (зависит от ситуации)

o Лидерство предполагает гибкость. Лидер=«флюгель».

· Т. конституантов

o определяющая роль принадлежит последователям (конституантам)

o Лидера делает окружение

Критерии подлинного лидерства:

1. Наличие полит.программы, отвечающей интересам людей

2. Популярность (способность вести за собой массы)

3. Остаётся уважаемым даже после ухода с поста

4. Умение реализовывать программу

5. Умение доказывать право на лидерство – быть лидером всегда.

Функции полит.лидера:

· интеграция общества, объединение масс

· разработка программы действий, нахождение и принятие оптимальных политических решений

· социальный арбитраж (защита интересов масс)

· коммуникация власти масс (предотвращение отчуждения граждан от политического руководства и его бюрократизации)

· инициирование обновления (мобилизация масс – вселять веру).

 

40. Типология политического лидерства.

Полит.лидер – глава гос-ва, партии, общественной организации или иной полит.структуры

Типология Макса Вебера (в основе – классификация авторитета лидера):

· традиционное лидерство

o основано на многовековом обычае

o право на лидерство – ПРОИСХОЖДЕНИЕ

o традиционное, доиндустриальное общество

· рационально-легальное (бюрократическое) лидерство

o основано на вере в законность и разумность существующего порядка

o лидерам можно стать, продвигаясь по карьерной лестнице,
лидеры заменяемы

o индустриальное общество

· харизматическое лидерство

o основано на вере в сверхъестественные способности лидера, культе личности

o харизма = божественность (исходит от Бога)

o возникает в критических ситуациях. Стабилизация→превращается в традиционное или бюрократическое лидерство

Типология А.Херманна:

· знаменосец

o имеет идеал, по которому он хочет изменить политсистему

o увлекает за собой

· торговец

o способен привлекательно преподнести идеи

o т.к. учитывает потребности людей

· марионетка

o служитель, выразитель интересов своих приверженцев

o лидеру придают силу и руководят им его сторонники

· пожарник

o быстро реагирует на насущные потребности момента

o даёт ответы на возникающие вопросы, «гасит» конфликты.

41. Понятие и сущность политического конфликта. Характеристики, признаки, элементы, тенденции развития.

Вся наша жизнь – цепь конфликтов. Конфликты предотвращают окостенение полит.с-мы, ведут к инновациям.

Конфликт – от лат. «столкновение» - столкновение различных взглядов, точек зрения, устремлений.

Полит.конфликт – это:

· столкновение полит.интересов (связаны с интересом больших социальных групп, связаны и с эконом.интересом).

· способ взаимодействия субъектов политики, при к-т действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, препятствуют реализации её интересов и целей.

Полит.скандал – серьёзный полит.конфликт с последствиями.
ZB. Уотергейское дело 1972. Крах МММ в России

Характеристика полит.конфликта:

1. причины / ядро / предмет / объект

2. условия протекания конфликта

3. социальный состав участников конфликтной ситуации

4. Цели участников конфликта (сторон)

5. Средства достижения целей

Признаки различия конфликтов:

1. По субъектам

2. По уровню конфликт.отношений:
низкий, средний и высший (высший – через посредников)

3. По объекту

4. По сферам развития: эконом, соц., территор., конфессион., языковые

5. По степени зрелости: открытые, скрытые (латентные)

Структура полит.конфликта:

1. Конфликтная ситуация – база конфликта

2. Участники – стороны, оппоненты

3. Сила оппонентов – справедливость требований. = Ранг оппонентов:

1) защита личных интересов

2) защита групповых интересов

3) защита межгрупповых интересов

4. Объект конфликта (не всегда виден. ≠повод)

5. Доступность/недоступность объекта для оппонентов (анонимность проблем)

6. Инцидент – действия оппонентов во имя достижения цели

Конфликтная ситуация может складываться как объективно (сама по себе), так и по воле оппонентов.

Типы конфликтных ситуаций и инцидентов (КСиИ):

1. Объективные целенаправленные КСиИ

2. Объективные нецеленаправленные КСиИ

3. Субъективные целенаправленные КСиИ

4. Субъективные нецеленаправленные КСиИ

Тенденции развития полит.конфликтов:

1. Стремление к самоликвидации – затухание

2. Осознанное разрешение конфликта

3. Обострение (эскалация)

4. Замораживание

5. Смещение (редукция) в иную сферу

Параметры конфликта в целом:

1. Столкновение различных сил

2. Общая характеристика конфликта

3. Факторы, опосредующие (детерминирующие) конфликт (предпосылки)

4. Причины конфликта

5. Содержание и структура

6. Возможные тенденции развития конфликта.

42. Типология политических конфликтов, пути и стадии их разрешения.

Типология раз:

· Международные

o Межсистемные (Восток/запад, социализм/капитализм)

o Межгосударственные (дипломатические)

o Региональные (Ближневосточный)

· Внутриполитические

o Внутригосударственные (между органами власти)

o Межпартийные

Типология два:

· Социальные

o Политические

o Экономические

o Идеологические

· Межнациональные – в федеративных гос-вах (Россия– 80 очагов конфликтов). Причины:

o Экономические

o Воссоединение раздробленных народов

o Восстановление территориальных прав депортированных прежде народов (крымские татары, чеченцы, башкиры…)

o Желание автономии

o Произвольное изменение территорий

· Процедурные (институциональные):

· в органах власти и управления (ZB Кудрин)

· Межконфессиональные (очень сложно урегулировать):

o ZBУкраина – между 3 конфессиями.

· Полит.конфликты на межличностной основе

Типология три:

· Горизонтальные

o в рамках существующей полит.с-мы (ZB Правит-во против Парлам.)

· Вертикальные – власть против общества

o Статусно-ролевые (за место в иерархии)

o Режимные (свержение строя, смена власти)

→→→→→


И ещё типологии разные:

Ø Вооружённые

Ø Невооружённые

· Институализированные

o в рамках полит.институтов

· Неинституализированные

o на подрыв полит.строя, оппозиция

Ø С нулевой суммой

o позиции противоположны, нет компромисса. Если один победил – значит, второй проиграл)

Ø С ненулевой суммой

o уступки сторон (оба могут быть в выигрыше)

· Открытые:

o манифестации, митинги, забастовки

· Скрытые:

o заговор, коррупция, фальсификация выборов

Ø Кратковременные

Ø Долговременные

· Антагонистические

o уничтожение одной стороны

· Неантагонистические

o не нужно уничтожать противника

Ø Однофакторные

Ø Многофакторные.

 

43. Понятие политического кризиса: типология, проявления, этапы развития.

Кризис – (греч. «поворотный пункт») переломный момент, переходное состояние, обострение, неустойчивое положение.

Полит.кризис – глубокое расстройство полит. системы, нарушение её функционирования в результате того, что значительная часть народа (общества) отказывает управляющей полит.организации в своей поддержке, проявляет недовольство ею и тем самым не позволяет полит.системе нормально функционировать.

Виды политических кризисов:

1) Правительственный:

a. потеря авторитета исполн.власти

b. неспособность власти нормально функционировать

i. роспуск

2) Парламентский:

a. решения парламента расходятся с волей граждан

b. нет консенсуса фракций (т.к. они равносильные)

i. роспуск

3) Конституционный:

a. не работает конституция (утрачивает силу)

i. пересмотр, внесение поправок (иначе – анархия)

4) Общеполитический (всё вместе):

a. Неспособность гос-ва выполнять свои функции

b. Распространение идей, отрицающих ценности данной полит.с-мы

c. Неисполнение законов

d. Деятельность оппозиции, направленная на ликвидацию существ.строя

i. застой экономики, снижение уровня жизни, рост соц.,нац., др.проблем

Стадии развития кризиса:

1) Скрытая стадия – накопление противоречий

2) Стадия эскалации – нарастание кризиса

3) Разрешение / Превращение в катастрофу.

Пути разрешение кризиса:

1) Полное отрицание

2) Не отрицание, но замалчивание (в СМИ)

3) Силовое решение – репрессивные меры

4) Переговоры (достижение консенсуса, компромисса).

44. Пути и способы разрешения политических конфликтов.

Пути разрешение кризиса:

1) Полное отрицание

2) Не отрицание, но замалчивание в СМИ

3) Силовое решение – репрессивные меры

4) Переговоры (достижение консенсуса, компромисса)

Компромисс – соглашение, достигнутое путём взаимных уступок.

Консенсус – принятие решения на основе общего согласия участников без проведения формального голосования, если против этого решения не выступает на одна из сторон.

Роль посредника:

Ø Третейский судья:

o нейтрален, но требует точного выполнения своих рекомендаций

Ø Играющий тренер:

o нейтрален. Главное – найти точки соприкосновения, единые ценности. Не настаивает на выполнении рекомендаций

Стадии разрешения кризиса:

1) Подготовительная:

a. определение типа конфликта, его причины и степени остроты

b. изучение целей участников

c. рассмотрение вариантов решения конфликтной ситуации

d. определение посредников для переговоров

2) Переговоры:

a. недопущение давления на участников

b. нейтрализация крайних позиций

c. обеспечение возможности участников вносить предложения

d. цель посредника – осуществить выход из конфликтной ситуации, способствовать принятию решения и проконтролировать его исполнение

3) Выход из конфликта:

a. выход из конфликтной ситуации, принятие решения, контроль его исполнения

Функции посредника:

Ø Коммуникативная

Ø Исследовательская

Ø Организационная

Позиции сторон:

1) Стратегия страуса – не замечание остроты противоречий

2) Стр.голубя –достижение соглашения любыми средствами, любые уступки.

3) Стр.ястреба – агрессия, наступление без уступок

4) Стр.согласия – где надо – уступить, где надо – поспорить (самая правильная).

Урегулирование кризиса:

· Реформа (гут)

· Революция (не гут)

· Война (не гут)

Пути разрешения кризиса:

1. Обращение в конституционный суд

2. Введение чрезвычайного положения

3. Обращение руководства страны к народу (потерпите, затяните пояса)

4. Согласительные переговоры, компромиссы

5. Выдвижение обоснованной программы выхода из кризиса

6. Консолидация масс вокруг этой программы

7. Недопустимость стихийности и самотёка

8. Обновление и смена руководства страны (в крайнем случае).

 

45. Выборы и избирательное право: сущность, функции, основные принципы.

· Изб.компания =цивилизованный избирательный процесс.

· По средствам изб.компании – в т.ч.реализуются права человека.

· Впервые были проведены во Франции. А 24 июня 1793 введено всеобщее избират.право.

· К-ция США 1797 – лишь 120 тыс.чел.получили изб.право

· В Англии – попытка в 1832 – не удалась. И введено лишь в 1932 полностью.

· 19 век – век избирательного права. 20 век – век расширения изб.права

Выборы – процедура, посредством которой определённая группа людей выдвигает представителей для выполнения общественных (публичных) функций.

Функции выборов:

1. Артикуляция интересов граждан

2. Институционализация отношений представительства

3. Активизация полит.участия граждан

4. Формирование полит.мышления граждан

5. Социализация и ресоциализация личности

Типы выборов:

1. Общественное мнение подчинено гос-ву – авторитарные режимы

2. Стремление гос-ва учитывать общественное мнение, но неспособность это делать

3. Нормальные выборы в демокр.странах – состязательность в борьбе за власть

Избирательное право – институт государственного права, особая подсистема государственно-правовых норм, регулирующая условия и порядок выборов в представительные учреждения и занятия гос.должностей. => это право избирать и быть избранным

Принципы избирательного права:

1. Всеобщность

2. Равенство

3. Тайное голосование

4. Свободный выбор (без опасений репрессий)

5. Честный подсчёт

6. Добровольность участия

7. Прямое избрание

· Активное – лично участвовать (избирателем)

· Пассивное - быть избранным (опр.цензы)

· Прямое – избирают конкретное лицо

· Косвенное – избирают выборщиков (в США)

Институт неизбираемости и Принцип несовместимости должностей – судьи, префекты

Процедура выдвижения кандидатов:

1. Подача заявления в спец.орган + опр.кол-во подписей
(UK 10,ФРГ 200)

2. Петиции от имени партии
(снова подписи. ZB в Техасе – 2% избирателей)

3. Праймериз – первичные выборы.

 

46. Отличительные особенности мажоритарной избирательной системы.

Избирательная система – совокупность установленных законом правил формирования выборных органов и правил определения порядка выборов и результатов голосования.

Мажор.сист.: для избрания кандидат должен получить большинство голосов избир-лей данного округа.

Виды большинства:

· абслютное (50%+1) Франция

· относительное (больше других) Великоб США Индия

· квалифицированное (2/3, 3/4) Италия

Достоинства:

· простота и понятность

· результативность (1-2 тура)

· стабильность сформированного правительства

· независимость кандид. от партии (избран народом)

· возможн. выдвижения беспартийных кандидатов

Недостатки:

· неадекватное отраж. реальной расстановки сил (теряется 49% голосов)

· избрание депутата меньшинством (партия получает больше депутатских мест, чем было подано голосов)

· голосование за личность, не за программу

· вытеснение мелких партий с полит. арены.

47. Положительные стороны и недостатки пропорциональной избирательн.системы.

Избирательная система – совокупность установленных законом правил формирования выборных органов и правил определения порядка выборов и результатов голосования.

Пропорц.сист.: распредел. мест в парламенте / органе местн. самоуправления между партиями в пропорц. зависимости от числа поданных за них голосов.

Избир.квота – необходимый минимум голосов, необх. партии, чтобы получить депутатский мандат.

Виды партийных списков:

· жёсткие (по порядку в списке)

· полужёсткие (первый, далее – по преференциям) Дания Бельгия Нидерланды

· гибкие/свободные (по преференц.) Швейцария

Достоинства:

· Избиратели голосуют не за кандидатов, а за партии

· отражение предпочтений избир., учёт всех голосов

· избрание квалифиц. депутатов (юристы, экономисты)

· благоприятн. отношение к мелким партиям

Недостатки:

· трудность создания твёрд. правител. большинства

· необходимость коалиций партий

· меньшее влияние избирателей на кандидатов (мандаты распределяются внутри партий)

· Нарезка избирательных округов – джерримендеринг.

48. Политическое сознание: понятие, сущность, структура.

Полит.сознание:

· важнейшая предпосылка всякой полит.деятельности (т.к. всегда нужно осмысление собственных действий)

· это сложный феномен (эмоции, неосознанное, отдельные идеи, целые концепции и доктрины)

· восприятие субъектом той части реальности, которая связана с политикой

· субъективный образ объективных полит.отношений, процессов, полит.жизни в целом.

Т.к. ничто не возникает из ничего – у ПолитСозн есть детерминанта – окружающая среда.

Полит.менталитет – совокупность полит.знаний и установок, эмоций и чувств.

2 блока элементов полит.сознания:

· мотивационный (полит.потребности, ценности, интересы)

· познавательный (полит.знания, информация, убеждения)

Полит.сознание ←Общественное сознание ←Сознание

Сознание – свойство высокоорганизованной материи (мозга) воспринимать бытие, создавая субъективный образ объективного мира.

Формы сознания: индивидуальное и ОБЩЕСТВЕННОЕ:

Парные категории:

· Общественное бытие – отношение людей к природе, друг к другу, существующее независимо от сознания

· Общ.сознание – отражение общественного бытия, духовная сторона исторического процесса (это не совокупность индивидуальных сознаний, а качественно иной феномен). Уровни ОС: обыденное и теоретическое.

Формы общ.сознания: ПОЛИТИЧЕСКОЕ, правовое, мораль, религия, искусство, философия, наука.

Полит.сознание – осознание общественного бытия через призму властных отношений, выраженное в языке, политической идеологии, полит.ценностях, нормах, воззрениях и полит.поведении.

Структура Полит.сознания:

· полит.психология и полит.идеология

· или: полит.позиции, общественное мнение, идеология

· или: политсознание общества в целом, больших и малых соц.групп, отдельных индивидов

· или: уровни полит.сознания:

o эмпирический / теоретический

o социально-психологический / идеологический

o обыденное сознание / научное сознание

o групповое сознание / массовое (всего общества).

49. Понятие политического поведения и его типология.

Поведение – совокупность образов действий живого организма, совокупность поступков субъекта.

Поведение человека:

· биологическое

· психологическое

· социальное (сюда входит и полит.поведение)

Полит.поведение – это:

· поведение больших соц.групп, связанное с их политическими интересами.

· форма участия личности, соц.общности людей в осуществлении полит.власти, защите своих полит.интересов.

Типология политического поведения:

· активное / пассивное

· индивидуальное / групповое / массовое

· осознанное / неосознанное

· открытое (поступки →регулирование полит.отношений)
закрытое (действие или бездействие →полит.иммобильность. Причины:

o низкий уровень полит.сознания

o разочарование в полит.жизни, бесплодное участие в полит.борьбе)

· стихийное (индивидуальное и массовое – толпа)
организованное (ZB поведение электорального корпуса – левые, центр, правые)

· институциональное / внеинституциональное

· конструктивное / деструктивное

· неортодоксальное / ортодоксальное (юридически корректное)

· экстремистское / радикальное / центристское / конформистское / консервативное / реакционное

· девиантное (асоциальное, отклоняющееся)

· инстинктивное / полуавтоматическое (навыки) / рациональное.

50. Политическая социализация как детерминанта политического поведения: средства, стадии, типы.

Социализация – развитие социальной природы человека.
(ввёл амер.социолог Гидденс в к.19 века)

Полит.социализация – усвоение индивидом политических ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих данному обществу, соц.общности или группе. (ввели в 1954 – ООН – анализ беженцев)

т.е. полит.социализация – процесс вхождения человека в политическую жизнь. ПС обусловливает полит.поведение (ПП – форма участия личности, соц.общности людей в осуществлении полит.власти, защите своих полит.интересов.)

Процесс полит.социализации:

· включение в систему полит.отношений

· усвоение полит.ценностей и традиций

· способность к участию в полит.жизни

· самоопределение в полит.жизни

Детерминанты полит.социализации:

· активность самого человека

· политическая и социокультурная среда

Средства ПС:

· семья

· школа, иные учебные заведения, церковь, СМИ

· общественные организации

· коллеги, круг общения

· накопление собственного политического опыта

Стадии ПС (как считают американцы):

· ПС в дошкольный период

· в школьный период

· трудовой период

· посттрудовой период

Проявления ПС (снова америнанцы):

· 10 лет – преданность своей нации

· 12 лет – восприятие полит.авторитетов и полит.структур

· 14 лет – политические ориентации в целом

Подходы к изучению ПС:

· институциональный (главное – полит.институты)

· бихевиоралистский (главное – поведение)

Типы ПС:

· гармоническая (нормальное взаимодействие личности с властью)

· гегемонистская (отрицательное отношение ко всем политсистемам, кроме собственной. Характерна для США)

Ø плюралистическая (индивид признаёт и уважает разные полит.взгляды)

Ø конфликтная (деление окружающих на противников и сторонников).

51. Сущность и содержание понятия «политическая идеология».

52. Структура политической идеологии, её уровни и формы.

53. Особенности либерализма как идейно-политического течения.

Возник: в период буржуазных революций с развитием капитализма.

Политический либерализм — убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами. - «методологический индивидуализм»(В основе лежит представление, что каждый человек лучше всего знает, что для него лучше.)

Политический либерализм предполагает превалирование гражданского общества над государством, наличие демократических политических институтов, провозглашает такие права и свободы личности как свободу совести, слова, печати,и т.д.

Теоретики: Локк, Адам Смит, Монтенскье. – выаржали - Интересы третьего сословья.

Либерализм включает в себя:

1. Идея индивидуальной свободы

2. Доктрина естественных прав человека

3. Теория общественного договора (законы издаются с согласия общества для его блага и защиты общественных норм, и каждый гражданин подчиняется этим законам)

4. Идея сопротивления деспотической власти => право на революционное сопротивление деспотизму

5. Принцип управления с согласия граждан

6. Принцип управления лишь на основе закона

7. Гос-во должно подчиняться праву. Подчинение закону (либерализм исходит из того, что государство обладает достаточной силой для его обеспечения закона)

8. Равенство всех граждан перед з



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: