Общественные объединения – 2 вида:
· Общественные организации – объединения граждан, имеющие свой устав и чёткую структуру.
· Общественные движения – нет членства и чёткой структуры.
В РБ 2,2 тыс. общ.организаций (см.↓),
15 партий, 52 профсоюза.
Общ.организации РБ:
· БНФ «Адраджэнне» 1989 (Позняк)
· БРСМ 2003 (Бузовский)
· Республ.общ.объединение Белая Русь 2007 (Радьков)
· Рух «За свабоду» 2008 (Милинкевич).
34. Понятие политического процесса в широком и узком смысле слова.
Полит. процесс – формализованный процесс информационного характера, имеющий циклы принятия полит.решений;
* действия субъекта, стремящегося к достижению полит.целей
* полит. стихия (нечто аморфное, неструктурное)
Походы к полит.процессу:
1. Структурно-функциональный – Истон, Мертон, Парсонс.
Полит.процесс – функционирование полит.с-мы
2. Конфликтный – Дарендорф, Козер
П.п-с – процесс борьбы и соперничества различных субъектов политики
3. Бихевиаристский – Лоуэлл, Мериам, Кетлин
П.п-с. – поведение, деятельность людей, направленная на достижение полит.власти.
Как говорил Адам, возможен лишь интегрированный подход.
Полит.процесс (в шир.) – совокупная деятельность субъектов политики, посредством которой происходит формирование, развитие и функционирование полит.с-мы.
→Это динамическая характеристика полит.с-мы.
Полит.процесс (в узк.) – всякий отдельный полит.процесс как цепь изменяющихся политический ситуаций в пространственно-временном континууме.
Полит.процесс в целом – последовательное изменение и развитие полит.жизни, имеющее опр.направленность, а не хаотичность. Т.е. имеют вектор развития
(в отличие от полит.жизни – она хаотична).
35. Типология политических процессов.
Полит.процесс (в шир.) – совокупная деятельность субъектов политики, посредством которой происходит формирование, развитие и функционирование полит.с-мы. →Это динамическая характеристика полит.с-мы.
Типология ПП:
· Пай:
1. Западного типа (Европа, США)
2. Незападного типа (СНГ и др.):
· Сфера политики не отделена от обществ.отношений
· Полит.партии выражают мировоззрение и образ жизни (исламск.)
· Оппозиция выступает как революционное движение
· Доминирование клик и кланов
· Велика роль харизматических лидеров
· Шутов:
1. Технократический - власть избирательных технологий, демократия, парламентаризм (англосаксоны и романо-герм.)
2. Идеократический - характерно наличие какой-либо идеи (идеологии) и правящей элиты (развивающиеся страны)
3. Харизматический – абсолютизация личной власти (лидера)
· Стационарные(один полит.режим)/переходные
· Глобальные/Региональные/Локальные
· Амелин:
1. Базовые – крупный отрезок времени (время между выборами, съездами партий)
2. Небазовые – короткое явление →→→→→
Полит.процесс (в узк.) – всякий отдельный полит.процесс как цепь изменяющихся политический ситуаций в пространственно-временном континууме.
Виды полит.процессов (в узк.)
§ По объекту воздействия:
1. Внешнеполитические
2. Внутрирегиональные
§ По участию масс:
1. Ангажирующие (демократические)
2. Не ангажирующие (авторитарные)
§ По степени публичности:
1. Открытые
2. Скрытые (теневые. Например, дипломатия)
· Бабосов (Белорусский политолог):
1. Полит.изменения
2. Полит.отношения
3. Полит.поведение
4. Полит.управление
5. Полит.взаимодействие
6. П.коммуникация
7. П.контроль
8. П.деятельность
9. Полит.трансформация.
36. Структура политического процесса.
1. Субъекты политики (первичные – народ, нация, класс. вторичные – государство, партии, общ.объединения)
2. Динамика полит.отношений
3. Полит.деятельность: поведение и участие
4. Институанализация полит.интересов
5. Выработка и принятие полит.решений
6. Реализация принятых решений
Западноевропейская:
1. Субъекты (см.↑)
2. Объекты (полит.власть, все сферы общ.жизни, георгафич.образования)
3. Полит.отношения (субъект↔объект)
4. Полит.сознание (как предпосылка политю деятельности)
Американская (поэтапная – зацикливается !!!):
1) Конституирование (становление) полит.с-мы
2) Воспроизведение компонентов и поддержание стабильности полит.с-мы
3) Принятие и исполнение политико-управленческих решений (в общегосударственном масштабе)
4) Контроль за функционированием и развитием полит.с-мы (→Корректировка полит.курса)
Стадии полит.процесса (по-другому):
1. Формирование полит.приоритетов
2. Выдвижение полит.приоритетов на повестку дня
3. Принятие полит.решений
4. Приведение в действие механизма реализации полит.решений
5. Оценка результатов принятия решений.
37. Политическая модернизация: понятие и сущность. Пути модернизации.
Полит.развитие –поступательное движение полит.процесса вперед. (шире модернизации):
· П.модификация – полит.перемены, реформы на базе уже созданной демократии (ZB UK,FR,USA – в XX веке).
· П.трансформация – переход от одной полит.с-мы к другой (IT,DE после WW2).
· П.модернизация – переход от традиционных обществ к индустриальным (бывшие колонии в 1960).
Хантингтон: «Полит.модернизация включает»:
1. Рационализацию власти (верховенство закона)
2. Дифференциацию полит.функций (разделение властей, создание гражд.общества)
3. Формирование полит.партий и оппозиции, развитие демократии
Типы модернизации:
1. Доиндустриальная – переход к мануфактурному пр-ву
2. Раннеиндустриальная – переход к фабричному пр-ву
3. Позднеиндустриальная – переход к конвеерному пр-ву
4. Постиндустриальная – переход к информационному общ-ву
Таким образом,
Модернизация – переход от традиционного аграрного состояния к современному индустриальному, а затем и постиндустриальному состоянию.
50-60 г.г – Вестернизация –развитие по западному типу (догоняющее развитие). Потом поняли, что это неэффективно. «Раньше мы давали вам рыбу. Теперь мы дадим вам удочку».
Пути модернизации (позиции):
1. Либеральный (Даль,Пай,Альмонд)
формирование среднего класса и вовлечение масс в полит.процессы
2. Консервативный (Хантингтон, Нельсон, Линс)
Создание стабильного полит.режима с законной правящей партией
Пути модернизации (конкретные):
1. Создание демократической полит.с-мы и гражданского общества
2. Детальная разработка законодательства
3. Включение в полит.жизнь широких слоёв населения
4. Увеличение численности профессиональных политиков
5. Ослабление традиционных элит и замена их новыми
6. Повышение общей полит.культуры.
38. Понятие политической элиты. Теория политич. элит Парето, Моска и Михельса.
Полит.элита – организованное меньшинство, являеющеесяся частью соц.группы и обладающее реальной политической властью – возможностью воздействовать на все функции и полит.действия данного общества.
Полит.элита – (от лат. «отборный») – теория элит Макиавелли.
Разработали: Вильфредо Парето+Гаэтано Моска→Михельс→О.Конт→М.Вебер
В.Парето: ввёл впервые понятие элита «Принадлежность к элите зависит от врождённых качеств. Элита следит за своим составом→не все лица добиваются входа в элиту, и тогда они входят в контрэлиту » Потом в контрэлите накапливаются люди →свергают бывшую элиту →повторение цикла.
Это Теория циркуляции элит - элиты зарождаются в нижних слоях, борются, расцветают, вырождаются. Универсальный закон истории – круговорот элит («История – кладбище аристократов») «Революции – борьба и смена элит»:
· Львы – крайний консерватизм, силовые методы (СТАБИЛЬНОСТЬ)
· Лисы – мастерство обмана и полит.комбинаций (НЕУСТОЙЧИВОСТЬ)
Г.Моска: «В развитии элит существуют аристократическая и демократическая тенденции, но ни одна из них не предполагает ПРАВЛЕНИЯ МАСС».
· Аристократическая элита – не допускает низы
· Демократическая элита – пускает одарённых лиц из низов
«Выборы – путь к обновлению элит». Правящее меньшинство – не «элита», а «господствующий класс».
Различия Парето и Моска:
· название: П – элита, М – господствующий класс
· смена элит: П – львы↔лисы, М – приём народа (низов) в элиту
· П: психологические моменты, М: абсолютизация действия полит.факторов
Михельс: «Железный закон олигархии» - невозможность демократии из-за перерождения элиты в олигархию (Волевой класс).
Современный подход – 2 типа элит:
1. Открытая элита – допускает новых членов и изгоняет тех, кто не справляется. Публичность и доступность.
Принадлежность: эконом.вес, полит.статус, слава.
2. Закрытая элита – регулирует мобильность членов.
Принадлежность: носители идей, «свои» выходцы.
ZB фашистская верхушка, КПСС.
· Политическая (правящая) элита = политическая сила
· Господствующий класс = полит. + экономическая сила
Структура правящих элит:
1. Политический истеблишмент – правительство, парламентарии, глава гос-ва
a. группа лиц, участвующих в выработке полит.решений
2. Эконом.элита – бизнесмены (собственники и менеджеры)
a. влияют на политику через систему лоббизма, подкуп, шантаж
3. Бюрократическая элита – низшие и средние чиновники
a. консервативна, малоподвижна, но могут повлиять – итальянские забастовки
4. Военная элита – зависит от уровня милитаризации гос-ва и общества
a. могут «доить» гос-во
5. Идеологическая элита – деятели науки, искусства, СМИ, духовенство
a. воздействует на общественное сознание
b. часть – правящие, часть – оппозиция
6. Элита знаний (меритократия)
a. наиболее способные и достойные люди. Сами всего добиваются.
Правящая элита – привилегированная группа, в большей или меньшей степени обладающая определёнными интеллектуальными, социальными и политическими качествами и участвующая в управлении обществом.
Правящий политический класс – группа индивидов, занимающих высокую позицию в структуре власти в определённый отрезок времени, контролирующих ресурсы власти исходя из официальных, законодательно прописанных полномочий.
39. Сущность политического лидерства. Основные концепции.
Полит.лидер – глава гос-ва, партии, общественной организации или иной полит.структуры
[Но! Королева UK – не полит.лидер.]
2 вида лидеров:
· Формальный лидер
· Неформальный лидер
Уровни лидерства:
1. Общегосударственный
2. Региональный
3. Районный
Лидерство ≠ Руководство:
· Лидер - не назначается, а выдвигается стихийно. Не имеет санкций.
o Руководитель – назначается или избирается. Обладает санкциями.
· Лидерство нестабильно (оно – результат естественного отбора)
o Руководство стабильно
Лидер ≠ Вождь:
· Вождь – личная преданность.
· Лидерство – политическое пристрастие
Теории лидерства:
· Теория 1.
o Причина лидерства – в постоянном влиянии лидеров на других людей. Постоянное влияние. Влияние на все окружение
· Теория коммивояжёра (торгового агента)
o Чтобы стать лидером нужно понравиться и убедить.
o Коммивояжёр – тот, кто удовлетворяет потребности.
· Т. Марионетки
o Лидера делает его окружение: семья, коллеги, друзья
o «Короля делает свита»
· Т.Пожарника
o Лидер – тот, кто улаживает конфликты («гасит пожары»)
· Т. Черт лидера
o Лидерство – психологическое явление.
o Чтобы стать лидером нужны опр.черты характера (ум, твёрдая воля, проницательность, организаторские способности, умение нравиться, внешность)
· Т. ситуации
o Лидерство – «функция ситуации» (зависит от ситуации)
o Лидерство предполагает гибкость. Лидер=«флюгель».
· Т. конституантов
o определяющая роль принадлежит последователям (конституантам)
o Лидера делает окружение
Критерии подлинного лидерства:
1. Наличие полит.программы, отвечающей интересам людей
2. Популярность (способность вести за собой массы)
3. Остаётся уважаемым даже после ухода с поста
4. Умение реализовывать программу
5. Умение доказывать право на лидерство – быть лидером всегда.
Функции полит.лидера:
· интеграция общества, объединение масс
· разработка программы действий, нахождение и принятие оптимальных политических решений
· социальный арбитраж (защита интересов масс)
· коммуникация власти масс (предотвращение отчуждения граждан от политического руководства и его бюрократизации)
· инициирование обновления (мобилизация масс – вселять веру).
40. Типология политического лидерства.
Полит.лидер – глава гос-ва, партии, общественной организации или иной полит.структуры
Типология Макса Вебера (в основе – классификация авторитета лидера):
· традиционное лидерство
o основано на многовековом обычае
o право на лидерство – ПРОИСХОЖДЕНИЕ
o традиционное, доиндустриальное общество
· рационально-легальное (бюрократическое) лидерство
o основано на вере в законность и разумность существующего порядка
o лидерам можно стать, продвигаясь по карьерной лестнице,
лидеры заменяемы
o индустриальное общество
· харизматическое лидерство
o основано на вере в сверхъестественные способности лидера, культе личности
o харизма = божественность (исходит от Бога)
o возникает в критических ситуациях. Стабилизация→превращается в традиционное или бюрократическое лидерство
Типология А.Херманна:
· знаменосец
o имеет идеал, по которому он хочет изменить политсистему
o увлекает за собой
· торговец
o способен привлекательно преподнести идеи
o т.к. учитывает потребности людей
· марионетка
o служитель, выразитель интересов своих приверженцев
o лидеру придают силу и руководят им его сторонники
· пожарник
o быстро реагирует на насущные потребности момента
o даёт ответы на возникающие вопросы, «гасит» конфликты.
41. Понятие и сущность политического конфликта. Характеристики, признаки, элементы, тенденции развития.
Вся наша жизнь – цепь конфликтов. Конфликты предотвращают окостенение полит.с-мы, ведут к инновациям.
Конфликт – от лат. «столкновение» - столкновение различных взглядов, точек зрения, устремлений.
Полит.конфликт – это:
· столкновение полит.интересов (связаны с интересом больших социальных групп, связаны и с эконом.интересом).
· способ взаимодействия субъектов политики, при к-т действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, препятствуют реализации её интересов и целей.
Полит.скандал – серьёзный полит.конфликт с последствиями.
ZB. Уотергейское дело 1972. Крах МММ в России
Характеристика полит.конфликта:
1. причины / ядро / предмет / объект
2. условия протекания конфликта
3. социальный состав участников конфликтной ситуации
4. Цели участников конфликта (сторон)
5. Средства достижения целей
Признаки различия конфликтов:
1. По субъектам
2. По уровню конфликт.отношений:
низкий, средний и высший (высший – через посредников)
3. По объекту
4. По сферам развития: эконом, соц., территор., конфессион., языковые
5. По степени зрелости: открытые, скрытые (латентные)
Структура полит.конфликта:
1. Конфликтная ситуация – база конфликта
2. Участники – стороны, оппоненты
3. Сила оппонентов – справедливость требований. = Ранг оппонентов:
1) защита личных интересов
2) защита групповых интересов
3) защита межгрупповых интересов
4. Объект конфликта (не всегда виден. ≠повод)
5. Доступность/недоступность объекта для оппонентов (анонимность проблем)
6. Инцидент – действия оппонентов во имя достижения цели
Конфликтная ситуация может складываться как объективно (сама по себе), так и по воле оппонентов.
Типы конфликтных ситуаций и инцидентов (КСиИ):
1. Объективные целенаправленные КСиИ
2. Объективные нецеленаправленные КСиИ
3. Субъективные целенаправленные КСиИ
4. Субъективные нецеленаправленные КСиИ
Тенденции развития полит.конфликтов:
1. Стремление к самоликвидации – затухание
2. Осознанное разрешение конфликта
3. Обострение (эскалация)
4. Замораживание
5. Смещение (редукция) в иную сферу
Параметры конфликта в целом:
1. Столкновение различных сил
2. Общая характеристика конфликта
3. Факторы, опосредующие (детерминирующие) конфликт (предпосылки)
4. Причины конфликта
5. Содержание и структура
6. Возможные тенденции развития конфликта.
42. Типология политических конфликтов, пути и стадии их разрешения.
Типология раз:
· Международные
o Межсистемные (Восток/запад, социализм/капитализм)
o Межгосударственные (дипломатические)
o Региональные (Ближневосточный)
· Внутриполитические
o Внутригосударственные (между органами власти)
o Межпартийные
Типология два:
· Социальные
o Политические
o Экономические
o Идеологические
· Межнациональные – в федеративных гос-вах (Россия– 80 очагов конфликтов). Причины:
o Экономические
o Воссоединение раздробленных народов
o Восстановление территориальных прав депортированных прежде народов (крымские татары, чеченцы, башкиры…)
o Желание автономии
o Произвольное изменение территорий
· Процедурные (институциональные):
· в органах власти и управления (ZB Кудрин)
· Межконфессиональные (очень сложно урегулировать):
o ZBУкраина – между 3 конфессиями.
· Полит.конфликты на межличностной основе
Типология три:
· Горизонтальные
o в рамках существующей полит.с-мы (ZB Правит-во против Парлам.)
· Вертикальные – власть против общества
o Статусно-ролевые (за место в иерархии)
o Режимные (свержение строя, смена власти)
→→→→→
И ещё типологии разные:
Ø Вооружённые
Ø Невооружённые
· Институализированные
o в рамках полит.институтов
· Неинституализированные
o на подрыв полит.строя, оппозиция
Ø С нулевой суммой
o позиции противоположны, нет компромисса. Если один победил – значит, второй проиграл)
Ø С ненулевой суммой
o уступки сторон (оба могут быть в выигрыше)
· Открытые:
o манифестации, митинги, забастовки
· Скрытые:
o заговор, коррупция, фальсификация выборов
Ø Кратковременные
Ø Долговременные
· Антагонистические
o уничтожение одной стороны
· Неантагонистические
o не нужно уничтожать противника
Ø Однофакторные
Ø Многофакторные.
43. Понятие политического кризиса: типология, проявления, этапы развития.
Кризис – (греч. «поворотный пункт») переломный момент, переходное состояние, обострение, неустойчивое положение.
Полит.кризис – глубокое расстройство полит. системы, нарушение её функционирования в результате того, что значительная часть народа (общества) отказывает управляющей полит.организации в своей поддержке, проявляет недовольство ею и тем самым не позволяет полит.системе нормально функционировать.
Виды политических кризисов:
1) Правительственный:
a. потеря авторитета исполн.власти
b. неспособность власти нормально функционировать
i. роспуск
2) Парламентский:
a. решения парламента расходятся с волей граждан
b. нет консенсуса фракций (т.к. они равносильные)
i. роспуск
3) Конституционный:
a. не работает конституция (утрачивает силу)
i. пересмотр, внесение поправок (иначе – анархия)
4) Общеполитический (всё вместе):
a. Неспособность гос-ва выполнять свои функции
b. Распространение идей, отрицающих ценности данной полит.с-мы
c. Неисполнение законов
d. Деятельность оппозиции, направленная на ликвидацию существ.строя
i. застой экономики, снижение уровня жизни, рост соц.,нац., др.проблем
Стадии развития кризиса:
1) Скрытая стадия – накопление противоречий
2) Стадия эскалации – нарастание кризиса
3) Разрешение / Превращение в катастрофу.
Пути разрешение кризиса:
1) Полное отрицание
2) Не отрицание, но замалчивание (в СМИ)
3) Силовое решение – репрессивные меры
4) Переговоры (достижение консенсуса, компромисса).
44. Пути и способы разрешения политических конфликтов.
Пути разрешение кризиса:
1) Полное отрицание
2) Не отрицание, но замалчивание в СМИ
3) Силовое решение – репрессивные меры
4) Переговоры (достижение консенсуса, компромисса)
Компромисс – соглашение, достигнутое путём взаимных уступок.
Консенсус – принятие решения на основе общего согласия участников без проведения формального голосования, если против этого решения не выступает на одна из сторон.
Роль посредника:
Ø Третейский судья:
o нейтрален, но требует точного выполнения своих рекомендаций
Ø Играющий тренер:
o нейтрален. Главное – найти точки соприкосновения, единые ценности. Не настаивает на выполнении рекомендаций
Стадии разрешения кризиса:
1) Подготовительная:
a. определение типа конфликта, его причины и степени остроты
b. изучение целей участников
c. рассмотрение вариантов решения конфликтной ситуации
d. определение посредников для переговоров
2) Переговоры:
a. недопущение давления на участников
b. нейтрализация крайних позиций
c. обеспечение возможности участников вносить предложения
d. цель посредника – осуществить выход из конфликтной ситуации, способствовать принятию решения и проконтролировать его исполнение
3) Выход из конфликта:
a. выход из конфликтной ситуации, принятие решения, контроль его исполнения
Функции посредника:
Ø Коммуникативная
Ø Исследовательская
Ø Организационная
Позиции сторон:
1) Стратегия страуса – не замечание остроты противоречий
2) Стр.голубя –достижение соглашения любыми средствами, любые уступки.
3) Стр.ястреба – агрессия, наступление без уступок
4) Стр.согласия – где надо – уступить, где надо – поспорить (самая правильная).
Урегулирование кризиса:
· Реформа (гут)
· Революция (не гут)
· Война (не гут)
Пути разрешения кризиса:
1. Обращение в конституционный суд
2. Введение чрезвычайного положения
3. Обращение руководства страны к народу (потерпите, затяните пояса)
4. Согласительные переговоры, компромиссы
5. Выдвижение обоснованной программы выхода из кризиса
6. Консолидация масс вокруг этой программы
7. Недопустимость стихийности и самотёка
8. Обновление и смена руководства страны (в крайнем случае).
45. Выборы и избирательное право: сущность, функции, основные принципы.
· Изб.компания =цивилизованный избирательный процесс.
· По средствам изб.компании – в т.ч.реализуются права человека.
· Впервые были проведены во Франции. А 24 июня 1793 введено всеобщее избират.право.
· К-ция США 1797 – лишь 120 тыс.чел.получили изб.право
· В Англии – попытка в 1832 – не удалась. И введено лишь в 1932 полностью.
· 19 век – век избирательного права. 20 век – век расширения изб.права
Выборы – процедура, посредством которой определённая группа людей выдвигает представителей для выполнения общественных (публичных) функций.
Функции выборов:
1. Артикуляция интересов граждан
2. Институционализация отношений представительства
3. Активизация полит.участия граждан
4. Формирование полит.мышления граждан
5. Социализация и ресоциализация личности
Типы выборов:
1. Общественное мнение подчинено гос-ву – авторитарные режимы
2. Стремление гос-ва учитывать общественное мнение, но неспособность это делать
3. Нормальные выборы в демокр.странах – состязательность в борьбе за власть
Избирательное право – институт государственного права, особая подсистема государственно-правовых норм, регулирующая условия и порядок выборов в представительные учреждения и занятия гос.должностей. => это право избирать и быть избранным
Принципы избирательного права:
1. Всеобщность
2. Равенство
3. Тайное голосование
4. Свободный выбор (без опасений репрессий)
5. Честный подсчёт
6. Добровольность участия
7. Прямое избрание
· Активное – лично участвовать (избирателем)
· Пассивное - быть избранным (опр.цензы)
· Прямое – избирают конкретное лицо
· Косвенное – избирают выборщиков (в США)
Институт неизбираемости и Принцип несовместимости должностей – судьи, префекты
Процедура выдвижения кандидатов:
1. Подача заявления в спец.орган + опр.кол-во подписей
(UK 10,ФРГ 200)
2. Петиции от имени партии
(снова подписи. ZB в Техасе – 2% избирателей)
3. Праймериз – первичные выборы.
46. Отличительные особенности мажоритарной избирательной системы.
Избирательная система – совокупность установленных законом правил формирования выборных органов и правил определения порядка выборов и результатов голосования.
Мажор.сист.: для избрания кандидат должен получить большинство голосов избир-лей данного округа.
Виды большинства:
· абслютное (50%+1) Франция
· относительное (больше других) Великоб США Индия
· квалифицированное (2/3, 3/4) Италия
Достоинства:
· простота и понятность
· результативность (1-2 тура)
· стабильность сформированного правительства
· независимость кандид. от партии (избран народом)
· возможн. выдвижения беспартийных кандидатов
Недостатки:
· неадекватное отраж. реальной расстановки сил (теряется 49% голосов)
· избрание депутата меньшинством (партия получает больше депутатских мест, чем было подано голосов)
· голосование за личность, не за программу
· вытеснение мелких партий с полит. арены.
47. Положительные стороны и недостатки пропорциональной избирательн.системы.
Избирательная система – совокупность установленных законом правил формирования выборных органов и правил определения порядка выборов и результатов голосования.
Пропорц.сист.: распредел. мест в парламенте / органе местн. самоуправления между партиями в пропорц. зависимости от числа поданных за них голосов.
Избир.квота – необходимый минимум голосов, необх. партии, чтобы получить депутатский мандат.
Виды партийных списков:
· жёсткие (по порядку в списке)
· полужёсткие (первый, далее – по преференциям) Дания Бельгия Нидерланды
· гибкие/свободные (по преференц.) Швейцария
Достоинства:
· Избиратели голосуют не за кандидатов, а за партии
· отражение предпочтений избир., учёт всех голосов
· избрание квалифиц. депутатов (юристы, экономисты)
· благоприятн. отношение к мелким партиям
Недостатки:
· трудность создания твёрд. правител. большинства
· необходимость коалиций партий
· меньшее влияние избирателей на кандидатов (мандаты распределяются внутри партий)
· Нарезка избирательных округов – джерримендеринг.
48. Политическое сознание: понятие, сущность, структура.
Полит.сознание:
· важнейшая предпосылка всякой полит.деятельности (т.к. всегда нужно осмысление собственных действий)
· это сложный феномен (эмоции, неосознанное, отдельные идеи, целые концепции и доктрины)
· восприятие субъектом той части реальности, которая связана с политикой
· субъективный образ объективных полит.отношений, процессов, полит.жизни в целом.
Т.к. ничто не возникает из ничего – у ПолитСозн есть детерминанта – окружающая среда.
Полит.менталитет – совокупность полит.знаний и установок, эмоций и чувств.
2 блока элементов полит.сознания:
· мотивационный (полит.потребности, ценности, интересы)
· познавательный (полит.знания, информация, убеждения)
Полит.сознание ←Общественное сознание ←Сознание
Сознание – свойство высокоорганизованной материи (мозга) воспринимать бытие, создавая субъективный образ объективного мира.
Формы сознания: индивидуальное и ОБЩЕСТВЕННОЕ:
Парные категории:
· Общественное бытие – отношение людей к природе, друг к другу, существующее независимо от сознания
· Общ.сознание – отражение общественного бытия, духовная сторона исторического процесса (это не совокупность индивидуальных сознаний, а качественно иной феномен). Уровни ОС: обыденное и теоретическое.
Формы общ.сознания: ПОЛИТИЧЕСКОЕ, правовое, мораль, религия, искусство, философия, наука.
Полит.сознание – осознание общественного бытия через призму властных отношений, выраженное в языке, политической идеологии, полит.ценностях, нормах, воззрениях и полит.поведении.
Структура Полит.сознания:
· полит.психология и полит.идеология
· или: полит.позиции, общественное мнение, идеология
· или: политсознание общества в целом, больших и малых соц.групп, отдельных индивидов
· или: уровни полит.сознания:
o эмпирический / теоретический
o социально-психологический / идеологический
o обыденное сознание / научное сознание
o групповое сознание / массовое (всего общества).
49. Понятие политического поведения и его типология.
Поведение – совокупность образов действий живого организма, совокупность поступков субъекта.
Поведение человека:
· биологическое
· психологическое
· социальное (сюда входит и полит.поведение)
Полит.поведение – это:
· поведение больших соц.групп, связанное с их политическими интересами.
· форма участия личности, соц.общности людей в осуществлении полит.власти, защите своих полит.интересов.
Типология политического поведения:
· активное / пассивное
· индивидуальное / групповое / массовое
· осознанное / неосознанное
· открытое (поступки →регулирование полит.отношений)
закрытое (действие или бездействие →полит.иммобильность. Причины:
o низкий уровень полит.сознания
o разочарование в полит.жизни, бесплодное участие в полит.борьбе)
· стихийное (индивидуальное и массовое – толпа)
организованное (ZB поведение электорального корпуса – левые, центр, правые)
· институциональное / внеинституциональное
· конструктивное / деструктивное
· неортодоксальное / ортодоксальное (юридически корректное)
· экстремистское / радикальное / центристское / конформистское / консервативное / реакционное
· девиантное (асоциальное, отклоняющееся)
· инстинктивное / полуавтоматическое (навыки) / рациональное.
50. Политическая социализация как детерминанта политического поведения: средства, стадии, типы.
Социализация – развитие социальной природы человека.
(ввёл амер.социолог Гидденс в к.19 века)
Полит.социализация – усвоение индивидом политических ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих данному обществу, соц.общности или группе. (ввели в 1954 – ООН – анализ беженцев)
т.е. полит.социализация – процесс вхождения человека в политическую жизнь. ПС обусловливает полит.поведение (ПП – форма участия личности, соц.общности людей в осуществлении полит.власти, защите своих полит.интересов.)
Процесс полит.социализации:
· включение в систему полит.отношений
· усвоение полит.ценностей и традиций
· способность к участию в полит.жизни
· самоопределение в полит.жизни
Детерминанты полит.социализации:
· активность самого человека
· политическая и социокультурная среда
Средства ПС:
· семья
· школа, иные учебные заведения, церковь, СМИ
· общественные организации
· коллеги, круг общения
· накопление собственного политического опыта
Стадии ПС (как считают американцы):
· ПС в дошкольный период
· в школьный период
· трудовой период
· посттрудовой период
Проявления ПС (снова америнанцы):
· 10 лет – преданность своей нации
· 12 лет – восприятие полит.авторитетов и полит.структур
· 14 лет – политические ориентации в целом
Подходы к изучению ПС:
· институциональный (главное – полит.институты)
· бихевиоралистский (главное – поведение)
Типы ПС:
· гармоническая (нормальное взаимодействие личности с властью)
· гегемонистская (отрицательное отношение ко всем политсистемам, кроме собственной. Характерна для США)
Ø плюралистическая (индивид признаёт и уважает разные полит.взгляды)
Ø конфликтная (деление окружающих на противников и сторонников).
51. Сущность и содержание понятия «политическая идеология».
52. Структура политической идеологии, её уровни и формы.
53. Особенности либерализма как идейно-политического течения.
Возник: в период буржуазных революций с развитием капитализма.
Политический либерализм — убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами. - «методологический индивидуализм»(В основе лежит представление, что каждый человек лучше всего знает, что для него лучше.)
Политический либерализм предполагает превалирование гражданского общества над государством, наличие демократических политических институтов, провозглашает такие права и свободы личности как свободу совести, слова, печати,и т.д.
Теоретики: Локк, Адам Смит, Монтенскье. – выаржали - Интересы третьего сословья.
Либерализм включает в себя:
1. Идея индивидуальной свободы
2. Доктрина естественных прав человека
3. Теория общественного договора (законы издаются с согласия общества для его блага и защиты общественных норм, и каждый гражданин подчиняется этим законам)
4. Идея сопротивления деспотической власти => право на революционное сопротивление деспотизму
5. Принцип управления с согласия граждан
6. Принцип управления лишь на основе закона
7. Гос-во должно подчиняться праву. Подчинение закону (либерализм исходит из того, что государство обладает достаточной силой для его обеспечения закона)
8. Равенство всех граждан перед з