Анализ географического положения.




Кафедра «Международная высшая школа управления»

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Маркетинговое исследование рынка online-обучения для частных лиц в сфере IT-образования в России»

по дисциплине «Маркетинг»

 

 

Выполнила студентка Гр. 337332/1302 Васькина А.В. ____________
Руководитель к.э.н., доцент Каньковская А.Р. ____________

 

Санкт-Петербург

Оглавление

Введение. 3

1. Общая характеристика рынка. 4

1.1. Анализ географического положения. 4

1.2. Анализ политической конъюнктуры. 5

1.3. Анализ экономической конъюнктуры. 6

2. Изучение спроса. 10

2.1. Исследование требований покупателей и уровня покупательской способности 10

2.2. Анализ жизненного цикла товара. 20

2.3. Определение емкости рынка – возможных объемов продаж товара. 23

3. Изучение предложения. 24

3.1. Исследования производства товаров на местном рынке. 24

3.2. Исследование возможностей расширения предложения за счет импорта 26

3.3. Изучение правовых основ деятельности на рынке. 26

3.4. Изучение и оценка деятельности на рынке фирм-конкурентов. 27

Заключение. 34

Список использованных источников: 35

 


Введение.

Online-образование является сравнительно молодой отраслью, которая стала приобретать массовую популярность в 2011-2012 годах. Дистанционное образование означает удаленное обучение в лекционном формате. В процессе обучения слушатели могут видеть демонстрируемые преподавателями материалы, слышать голос преподавателя и задавать вопросы по изучаемому материалу. Сегодня к такому методу обучения приходит все большее количество людей, т.к. это представляет наиболее удобный формат: любой желающий может получить необходимое образование в практически любой области, независимо от возраста, умственной подготовки и пр. Предметом моего исследования является online-обучение именно в сфере IT.

На сегодняшний день наблюдается активное развитие интереса к IT-области (сокр. от англ. Information Technology, что дословно переводится как Информационные Технологии (ИТ). Информационные технологии – это множество научных и технических областей знания, которые на практике применяют методы создания, обработки, хранения, защиты и передачи информации с помощью вычислительной техники. Сферу IT подразделяют на такие основные направления как компьютерная графика и дизайн, сетевые технологии и системное администрирование, разработка программного обеспечения. Сейчас российский рынок online-обучения IT начинает активно развиваться и здесь превалируют два типа online-образования: MOOCS (массовые открытые online-курсы с интерактивным участием), а также персональное менторство (обучение материалу преподавателем индивидуально). Также можно выделить следующие критерии типологизации игроков в области online-образования:

По стоимости: бесплатные, платные и freemium (процесс обучения бесплатный, а сдача экзамена или получение сертификата о пройденном курсе – платная услуга);

По времени: fixed time и open schedule (в первом случае курс доступен только в определенный момент времени (час, день, неделя и пр.), а во втором – курс доступен всегда);

По количеству слушателей: без ограничения, с ограничением.

Рынок онлайн-образования достаточно долгое время находился в стадии зарождения. Несмотря на то, что первые площадки появились еще в 90-е годы, а первый значимый проект (MIT OpenCourseWare) в 2002 г., настоящий взлет рынка случился в 2012г., когда были запущены три крупнейшие площадки: Coursera, EdX и Udacity. Несмотря на затяжной старт, онлайн-образование моментально стало популярным, а рынок онлайн-обучения привлек множество инвесторов.

Несмотря на то, что российский рынок онлайн-образования активно стартовал буквально на год позже запуска крупнейших мировых площадок – в 2013 г., следует отметить, что первые крупные проекты появились около 5 лет назад. В настоящее время, по оценке J’son & Partners Consulting, на рынке присутствует более 50 крупных проектов с десятками тысяч слушателей. Аудитория лидеров рынка насчитывает миллионы пользователей. [1]

Общая характеристика рынка.

Анализ географического положения.

Т.к. формат дистанционного обучения может осуществляться из любой точки страны, то исследование рынка online-обучения будет производиться по всей территории Российской Федерации.

Россия расположена в северной части материка Евразия, занимает около 40 % площади Европы и 30 % площади Азии. Россия — самое северное государство мира. Почти 2/3 ее территории относится к зоне Севера.

По размерам территории наша страна занимает первое место в мире. Площадь России 17,1 млн км2. Это больше площади всех европейских государств, вместе взятых. По территории Россия скорее сопоставима не с отдельными государствами, а с целыми материками. Площадь России больше площади Австралии и Антарктиды и лишь немногим уступает Южной Америке (18,2 млн км2). Россия в 1,6-1,8 раза превосходит по площади крупнейшие государства мира — Канаду, США и Китай, и в 29 раз — самое большое государство Европы — Украину.

Расстояние между крайней северной материковой точкой (мыс Челюскин) и крайней южной (граница с Азербайджаном у г. Базардюзю) — около 4 тыс. км, между крайней западной точкой (Гданьский залив в Калининградской области) и крайней восточной (мыс Дежнева) — около 9 тыс. км.

«Северность» России накладывает существенные ограничения на освоение территории. Громадные издержки страна несет из-за необходимости обогрева зданий, увеличения объемов конструкционных материалов, производства теплой одежды и обуви, строительства и поддержания дорожно-транспортной сети, укрепления инженерных сооружений и т.д. [2]

По данным Росстат общая численность населения России на 1 января 2016 года составляет 146 544 710 человек, а темп роста населения на 2016 год составил 0,19%. Население распределено крайне неравномерно: 68,2 % россиян проживают в европейской части России, составляющей 20,85 % территории.

В России, как и в большинстве развитых стран мира, приостановился процесс урбанизации: соотношение городских и сельских жителей. — 74,14 % (или 108,7 млн. человек) и 25,7% (или 37,9 млн. человек) соответственно.

Главным показателем, отражающим размещение населения, является плотность (число жителей, приходящихся на 1 кв. км территории). Средняя плотность населения по России составляет 8,55 чел./км2. Наибольшая плотность в России наблюдается в г. Москва – 4910,44 чел./км2 (с численностью населения 12 330 126 чел.) и в г. Санкт-Петербург – 3724,65 чел./км² (с населением 5 225 690 чел.). Самая низкая плотность населения в Российской Федерации – в Чукотстком автономном округе – 0,07 чел./км². [3]

По плотности и особенностям расселения людей, преобладающим типам населенных пунктов и степени хозяйственного освоения в России различают несколько зон:

1) Основная полоса расселения.

Она включает почти всю Европейскую часть России, юг Сибири и Дальнего Востока и занимает 34% территории страны. Здесь находится зона сплошного заселения страны и проживает 93 % ее населения. В пределах этой зоны наблюдается высокая плотность - 50 чел./км2 и выше, большое число крупных городов, городских агломераций, сосредоточена почти вся обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство (без оленеводства) страны. Главная полоса отличается более благоприятными климатическими условиями, высоким уровнем социально-экономического развития и ранней историей освоения.

2) Зона Крайнего Севера.

Она расположена к северу от основной полосы расселения и включает 64% территории страны. Расселение в пределах этой зоны очаговое, т.е. отдельные населенные пункты и их группы разбросаны островками на необъятных просторах тундры и тайги, вблизи крупных ресурсных баз, по долинам рек и вдоль транспортных путей. Плотность населения здесь очень низкая – 0,9 человек на км2 и в настоящее время происходит отток населения из этой зоны.

3) Аридная зона.

Эта зона находится в районах пустынь и полупустынь, где крупные города формируются вблизи месторождений полезных ископаемых, а сельские поселения там, куда приходит вода. Она расположена на юге, прежде всего азиатской территории России в виде прерывистой полосы. Численность населения здесь незначительна. [4]

Таким образом, несмотря на существенную дифференциацию особенностей зон расселения и их плотность населения, нельзя сказать однозначно какой из регионов будет проявлять преобладающий интерес к предлагаемой услуге. Однако, важно сказать, что большая часть потребителей будут городскими жителями, т.к. для online-обучения клиенту необходимо иметь устойчивый интернет и компьютерную технику с определенным минимальными техническими характеристиками, приобретение которых представляет некоторую сложность для жителей села.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: