Для обучающегося с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья




Разработка индивидуальной адаптированной образовательной программы

для обучающегося с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1598 от 19 декабря 2015 года, с 1 сентября 2016 года вступает в силу ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт). Соответственно, во всех первых классах общеобразовательных школ России должна начаться работа по обеспечению условий для получения образования детьми с ОВЗ.

Как прописано в данном Стандарте, для обучающихся с ОВЗ предусмотрен выбор одного из четырех вариантов образовательных программ.

Первый и второй вариант предусматривают получение обучающимися с ОВЗ цензового образования, сопоставимого по результатам с образованием их нормально развивающихся сверстников. Третий и четвертый варианты предназначены для обучения детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести. Эти образовательные программы по своему содержанию в корне отличаются от первых двух и результат обучения не сопоставим с результатами 1-го и 2-го вариантов. Каждый из четырех вариантов образования для детей с ОВЗ имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в структуре и содержании образовательных программ, а также в условиях и результатах их реализации.

В данной статье мы рассмотрим лишь 1-й вариант образовательной программы по ФГОС для обучающихся с ОВЗ, реализуемый в условиях инклюзивного образования, т.е. в обычной (не специальной) школе.

Итак, в соответствии с ФГОС образования обучающихся с ОВЗ, по 1-му варианту в условиях инклюзии могут обучаться следующие группы детей: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, имеющие заключение ПМПК [2].

Приведем в пример выдержки из Стандарта, описывающие контингент учащихся, которые могут обучаться по 1-му варианту в условиях инклюзии (см. таблицу 1).

Таблица 1

Категории обучающихся с ОВЗ, для которых предназначен 1-й вариант АООП

№ вар Категория обучающихся с ОВЗ Описание варианта программы в соответствии с контингентом обучающихся с ОВЗ в ФГОС
1.1. Глухие Вариант 1.1 предназначен для образования глухих детей (со слуховыми аппаратами или имплантами, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками: понимают обращенную к ним устную речь; их собственная речь должна быть внятной, т.е. понятной для окружающих.
2.1. Слабо-слышащие и поздно-оглохшие Вариант 2.1 предназначен для образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами), которые достигли к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками; понимают обращенную к ним устную речь; их собственная речь должна быть внятной, т.е. понятной для окружающих.
3.1. Слепые Вариант 3.1 предназначен для образования слепых обучающихся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе компенсаторных способов деятельности), близкого к возрастной норме.
4.1. Слабовидящие Вариант 4.1 предназначен для образования слабовидящих обучающихся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе компенсаторных способов деятельности), близкого к возрастной норме.
5.1. С тяжелыми нарушениями речи Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка, дети с нарушениями чтения и письма.
6.1. С нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) Вариант 6.1 предназначен для образования обучающихся с НОДА, достигших к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, и имеющих положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Обучающийся с НОДА полностью включен в общий образовательный поток.
7.1. С задержкой психического развития Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения.
8.1. С расстрой-ствами аутистичес-кого спектра Вариант 8.1 предназначен для образования детей с РАС, которые достигают к моменту поступления в организацию уровня развития, близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со сверстниками.

 

Для каждой из этих категорий детей авторами Стандарта разработаны примерные адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП), которые являются основой для разработки индивидуальных адаптированных образовательных программ (АОП), предназначенных для каждого конкретного ребенка с ОВЗ, поступившего в первый класс в сентябре 2016 года.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: