Критерии эффективности применения образовательной технологии




Понятие критерия является весьма важным для определения (узнавания, применения) образовательной технологии: он помогает определить, является ли определенный стиль преподавания технологией, методикой или неким, ещё не описанным в педагогической литературе способом преподавания. Не менее важными являются оценка эффективности любого учебного процесса и критерии, которые помогут эффективность этого процесса определить. Для того чтобы определить критерии любого процесса, необходимо определить тот процесс или явление, которые предполагается «измерить» с помощью определяемого критерия.

Можно сказать, что критерий – это совокупность отличительных свойств (характеристик), знак, которые позволяют определить (выяснить, установить), оценить свойства, качества процесса, результата, объекта. Таким образом, критерии являются основным инструментом определения эффективности или качества чего-либо.

Часто проблема определения эффективности ограничена только определением качества знаний, степенью сформированности умений и навыков (заметим, что этот параметр является важным в образовательном пространстве), но необходимо принимать во внимание тот факт, эффективность той или иной образовательной технологии во многом зависит от педагогической концепции, методологической основы, в которой функционирует данная образовательная технология. Поэтому думается уместным говорить об эффективности образовательной технологии, под которой понимается степень соответствия результатов реализации технологии прогнозируемым целям, ориентированным на выполнение функций образования.

В образовательной системе Республики Беларусь немалое внимание уделяется проблемам теоретического обоснования, развития и внедрения в образовательный процесс современных технологий, которые, в первую очередь, ориентированы на достижение высоких и устойчивых результатов педагогической деятельности. Государство заинтересовано в эффективности и высоком качестве образования, в развитии его гуманной, гуманитарной, экологической и практической направленности. Для оценивания достижений в области образования необходимы некие инструменты, измерители, критерии, которые смогут определить уровень достижения поставленных целей. Ещё в 1989 г. В.П.Беспалько писал об отсутствии «критериев для оценки эффективности дидактического процесса в целом». Современное общество, мир выдвигают особые требования к качеству образования, которое получают в школе. В связи с этим эффективность образовательной технологии может быть оценена по следующим критериям:

целостность отражения в содержании задач образования, воспитания и развития;

отражение в содержании современного уровня развития науки и техники;

соответствие содержания возрастным и психологическим особенностям учащихся;

информативность учебного материала;

адекватность методов целям и содержанию учебного материала;

многообразие использования методов и вариативность реализуемых приемов обучения;

обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;

универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения;

универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения;

степень помощи преподавателя учащимся при организации их самостоятельной деятельности и т.п.

Перечисленные выше критерии не затрагивают всех аспектов оценивания эффективности применения образовательной технологии, вместе с тем они могут служить мерилом оценивания эффективности не только образовательной технологии, но и традиционного урока.

С.С.Кашлев в книге «Технология интерактивного обучения» непосредственно выделяет следующие критерии эффективности педагогических технологий:

§ высокий уровень технологической культуры педагога;

§ высокий уровень владения педагогом технологическими приемами;

§ собственный опыт использования педагогом педагогических технологий;

§ возможности творческого преобразования технологии;

§ создание ситуации успеха в деятельности учащихся и педагога в процессе реализации технологии;

§ органическая взаимосвязь компонентов технологии;

§ достаточно полное описание технологии;

§ возможности технологии в актуализации, саморазвитии учащихся и педагога;

§ организация взаимодеятельности педагога и учащихся;

§ существенные изменения состояния учащихся (в их мотивации к деятельности, знаниях, умениях, эмоциях и т. д.)

Эти критериальные аспекты относятся непосредственно к области действия образовательных технологий. Вместе с тем данные позиции, определяя эффективность всех технологий вообще, не дают детального представления.

Рассмотрим некоторые аспекты определения критериев эффективности применения образовательных технологий.

Начиная работать с технологией, необходимо заранее знать те критерии, которые покажут эффективность работы в определенной технологии на двух уровнях: критерии эффективности для учителя, критерии эффективности для учащегося; они, несомненно, будут различными. С тем чтобы определить критерии эффективности применения образовательной технологии, необходимо иметь инструментарий – набор показателей и способов их измерения. К таким показателям можно отнести:

§ глубину знаний учащихся по предмету;

§ практическую направленность знаний, которая выражается в готовности и умении учащихся применить полученные знания в сходной или изменённой ситуации;

§ системность знаний, которая характеризуется наличием в сознании структурно-функциональных связей между разнородными элементами знаний;

§ осознанность знаний, которую можно выразить в понимании учащимся связей между различными областями знаний, путей получения знаний, умений их доказывать.

Ещё одно важное замечание: критерии эффективности педагогических технологий для предметно-ориентированных и личностно-ориентированных технологий будут различными. Н.И.Запрудский пишет: «Очень существенно различаются уроки, проводимые в рамках:

1) традиционного объяснительно-репродуктивного обучения;

2) технологического подхода;

3) личностно-ориентированного обучения.

Для предметно-ориентированных технологий (технология полного усвоения, технология уровневой дифференциации, концентрированного обучения, вузовская технология и др.) критерием эффективности применения будут знания, полученные в процессе работы на уроке и в самостоятельной работе по траектории, заданной учителем, которая определяется логикой технологии.

Для личностно-ориентированных технологий (технологии педагогических мастерских, модульного обучения, проблемно-модульного обучения, обучения как учебного исследования, коллективной мыследеятельности, учебного проектирования, технология кооперативного обучения, развития критического мышления, Дальтон-технология) критерием оценки эффективности применения будет способность учащегося критически воспринимать учебник, самостоятельно мыслить, видеть альтернативы, аргументированно не соглашаться. Критерии эффективности применения личностно-ориентированных технологий достаточно «размыты», они не всегда четко могут быть сформулированы, а значит, продиагностированы, имеют отсроченный результат, который может проявиться через некоторый (иногда достаточно продолжительный) промежуток времени. Представляется логичной мысль, что критерий эффективности применения технологии личностно-ориентированной лежит в большей степени в эмоциональной плоскости, когда важным становятся не знания, приобретенные во время урока (а иногда это не знания в традиционном понимании этого слова), а удовлетворенность от совместного творчества, понимание важности движения ученика по заданной его личностным развитием траектории. Но данную сферу трудно и иногда невозможно продиагностировать, «пощупать» сразу.

Таким образом, критерии для определения эффективности применения образовательной технологии в практике работы учителя будут различны в зависимости от того, какую технологию использует учитель в работе, что ставит во главу своего педагогического труда.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: