КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЛИСНОСТИ




ЛЕКЦИЯ 5 на тему

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ

КУЛЬТУРЫЗДОРОВЬЯ ЛИСНОСТИ

 

Понятие концепции является определяющим для разработки и раскрытия содержания научной теории, ибо концепция (от лат. conteptio - восприятие) - это система взглядов на что-то; основная мысль. Наше понимание концепции совпадает с определением, данным российским ученым Бобришовим С. В.: „Концепция является базисом педагогической теории, ее содержательным ядром, выполняет функцию своеобразного предтеоретичного оформление и описание научного знания”. Итак, концепцией является ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки явлений и событий, руководящая идея для их освещения. Исходя из концепции разрабатывается и формируется теория (от греч. theoria - рассмотрение, исследование) - как форма достоверного научного знания о любую совокупность объектов, представляет собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств.

Сформулируем концепцию формирования культуры здоровья школьников: цель валеологического воспитания будет достигнуто лишь при условии: во-первых, понимания целостности феномена здоровья, органического сочетания в нем таких аспектов как духовное, психическое и физическое; во-вторых, понимания системности культуры здоровья школьников, как единства идейно-теоретического, потребностно-мотивационного, эмоционально-волевого и операционно-практического блоков; в-третьих, понимания единства процессов развития, воспитания и обучения личности на основе их валеологической направленности, взаимообусловленности и взаимовлияния; в-четвертых, понимание необходимости объединения усилий всех субъектов валеологического воспитательного воздействия на личность - школы, семьи и общества; в-пятых, понимания необходимости взаимосвязи внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов в процессе воспитания; в-шестых, понимания неповторимости культуры здоровья конкретной личности; в-седьмых, понимания необходимости определения в связи с этим индивидуальной траектории развития валеологического учащихся, особенно тех, кто имеет отклонения в духовном, психическом или физическом здоровье; в-восьмых, организации системной учебной, воспитательной, внеклассной, внешкольной и самостоятельной работы по формированию культуры здоровья школьников и использование в ней прямых и опосредованных методов и средств валеологического воспитания.

Разрешить проблему валеологического воспитания личности на основе целостного подхода к здоровью человека в условиях об­щего образования можно путем целенаправленного формирова­ния культуры здоровья личности как ее интегративной характе­ристики. Будучи базовой ценностью человека, ЗОЖ как основа культуры здоровья обеспечивает биологический потенциал жиз­недеятельности организма, создает предпосылки для гармонич­ного развития личности, содействует проявлению высокого уров­ня социальной активности и творческого отношения к учебной деятельности.

При этом школьное образование рассматривается не только как процесс передачи знаний, но и как перевод сущностных сил обучаемого на более высокий уровень развития его самосознания, что предполагает целенаправленную педагогическую организацию и поддержку самообразования, самопознания и самосовершенство­вания личности в ходе ее обучения и воспитания. Образованность создает более широкий диапазон для развития общечеловеческой культуры подростка, а формирование культуры здоровья стано­вится неотъемлемой частью развития общей культуры школьни­ка, включающей культуру физическую, культуру валеограмотного поведения в семье и обществе, культуру соответствующего мыш­ления, т.е. культуру здорового тела, духа и разума личности.

Развитию культуры здоровья способствуют:

- рациональный учебный труд и отдых;

- развитие личной самодисциплины, силы воли, настойчиво­сти, целеустремленности;

- творческая самоорганизация жизни (полноценный режим, рациональная организация свободного времени, успешное и ра­зумное сочетание различных форм деятельности);

- организация оптимального двигательного режима как воз­можности поддержания биологических систем и органов челове­ка в наиболее работоспособном состоянии.

Целесообразно рассмотреть, как культура здоровья личности формируется в учебное и внеучебное время.

В учебное время это происходит при изучении школьных учеб­ных дисциплин, в процессе овладения которыми совершенству­ются различные грани личности подростка, культура его поведе­ния, учебного труда и общения на учебных занятиях, прежде всего по физическому воспитанию, ОБЖ, литературе, русскому языку, математике, биологии и др. Гуманитаризация современ­ного образования подразумевает обогащение содержания этих предметов знаниями о здоровье, ЗОЖ, путях и средствах дости­жения гармонии человека с собой, окружающим миром, други­ми людьми. К основным элементам здорового образа жизни от­носятся двигательная активность (игры, прогулки), закаливание, пребывание на свежем воздухе, соблюдение режима дня, рацио­нальная организация учебы и отдыха, свободного времени, устра­нение вредных привычек и формирование положительных черт характера, самосовершенствование, полноценное питание, заня­тия спортом, умение владеть собой, своими эмоциями и поступ­ками.

Во внеурочной деятельности общеобразовательной школы в системе родительского всеобуча ведется валеологическое просве­щение родителей, поскольку установки и жизненные ценности, закладывающиеся в семье, немаловажны для развития ЗОЖ лич­ности. Некоторые родители заботятся о соблюдении режима дня, об организации свободного времени своих детей (подвижные игры на свежем воздухе, закаливающие процедуры, посещение спортив­ных секций). Спортивно-оздоровительные мероприятия помога­ют школьникам снять утомление после интеллектуальной деятельно­сти, способствуют физическому развитию и укреплению здоровья. Однако важно, чтобы и учебное время младших подростков было насыщено разнообразными элементами двигательной активности. В V—VI классах некоторые учителя организуют «минутки здоровья» на уроках, веселые переменки с подвижными играми, в том числе на свежем воздухе.

Валеологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса оказывается более эффективным у педагогов, которые использу­ют разнообразные формы обучения, в том числе проблемное из­ложение учебного материала; игровые формы учебной деятельно­сти (разгадывание кроссвордов, загадок, ролевые игры и создание педагогических ситуаций, формирующих позитивное отношение к своему здоровью и сознательное желание беречь его). Наконец, в школах существует традиция проведения спортивных праздни­ков и дней здоровья с приглашением врача-нарколога, психоте­рапевта, диетолога, спортсменов и др. Таким образом, валеологи­ческое образование — это не только организованный процесс пе­редачи валеознаний, но и организация ЗОЖ обучаемого в системе его досуга и жизни в семье, физическое развитие во внеклассной деятельности.

В процессе формирования культуры здоровья (валеологической культуры) личности необходимо учитывать три основных и взаи­мосвязанных ее элемента: валеологическую образованность, валео­логическую сознательность, валеологическое поведение. Валео-знания, раскрывающие меру отражения в общественном созна­нии и сознании личности поступающей извне информации о со­держании здоровья и результатах его практического сохранения, способствуют развитию валеологического сознания личности, в целом сознания людей как представителей данной культуры, оп­ределяют их валеологические отношения. Поэтому от школы как государственного института, транслирующего культуру, требуется установление преемственности в валеологическом образовании общества и отдельной личности.

Валеологтеская образованность предполагает создание информа­ционной среды, которая обеспечивала бы учащимся возможность познания своих физических, физиологических, психологических, социальных, нравственных, интеллектуальных особенностей, со­здавала условия для свободного творческого поиска, решения про­блем, связанных с пониманием сущности здоровья и ЗОЖ.

Валеологическая образованность служит предпосылкой к по­ниманию личностью сущности здоровья и удовлетворению по­требности в реализации ЗОЖ. Важным элементом педагогическо­го влияния на валеокулыуру младших подростков должно стать целенаправленное развитие их валеосознательности в процессе обучения в школе.

Под валеологической сознательностью понимается система убеж­дений личности: валеологические взгляды и обусловленные ими знания-выводы. Валеологические взгляды представляют собой определенные оценки фактов и явлений образа жизни здорового человека, которые чаще всего реализуются в форме оценочных суждений. Валеологические знания-выводы формируются благо­даря основным операционным и содержательным сторонам стерж­невых направлений ЗОЖ. Воспитательная функция валеологиче­ского сознания реализуется в чувстве ответственности обучающе­гося перед самим собой за свое здоровье и образ жизни. Эффек­тивное развитие валеосознания школьников на практике должно включать в себя передачу специальных валеознаний о сущности здоровья и ЗОЖ, создание условий для глубокой заинтересован­ности личности в деятельности, направленной на оздоровление собственного организма, а также побуждение к раскрытию резерв­ных возможностей человека и формирование навыков ведения ЗОЖ. Таким образом, валеологическая сознательность будет стро­иться на личностном отношении подростка к ЗОЖ и воплощать­ся в его валеопредставлениях, валеоориентациях, валеочувствах, которые закрепятся в валеоубеждениях. Результатом валеоубеж-дения станет валеоидеал, главный компонент которого — валео-отношения.

Из системы представлений, взглядов, ориентации, убеждений личности вытекает валеонаправленность личности как интегра­тивная характеристика валеограмотной личности по отношению к ЗОЖ. Валеологические ориентации в большей степени отражают личностное отношение младшего подростка к ЗОЖ, чем уровень скрытых потребностей и чувств. Валеологические ориентации обладают побудительной силой к совершению валеопоступков, так как концентрируют в себе осознанное, относительно устойчивое, эмоционально переживаемое отношение к валеологическим цен­ностям, которые приобрели для личности определенный жизнен­ный смысл, особую значимость.

В системе валеологических ориентации учащихся можно выде­лить представления о валеоидеале и валеоубеждениях. В частно­сти, это ориентации на соблюдение элементов ЗОЖ. В валео-представлениях школьников фиксируется их определенное (по­ложительное или отрицательное) отношение к происходящим в жизни явлениям и процессам, таким, как отношение к собствен­ному организму и телу, к индивидуальным способностям управ­лять своими ощущениями и внутренними состояниями.

Важный компонент валеологической сознательности обучаю­щихся — валеологические чувства, в которых они проявляют свое отношение к здоровью, образу жизни, окружающей среде. Эти чувства являются отражением личностного момента во взаимоот­ношениях с действительностью и выступают как сложный поис­ковый механизм, позволяющий подростку избирательно получать и усваивать информацию здоровьетворящего содержания, опре­делять полезность своего поведения в социальной среде.

В целом чувства активизируют познавательные усилия инди­вида и волю, подготовку к деятельности, настойчивость в ее вы­полнении, что особенно ярко проявляется в борьбе некоторых школьников со своими вредными привычками. Целеустремленность, сила воли, настойчивость, взаимопонимание, сдержанность — это проявления валеочувств, выражающие субъективное переживание личностью своего отношения к усваиваемым и реализуемым нор­мам валеоповедения, отражающие те или иные потребности в ве­дении ЗОЖ. По-видимому, именно в сфере чувств формируются оценка и предпочтение отношения, действия, позиции, занимае­мой человеком на пути к своему здоровью. Именно в ходе разви­тия валеочувств школьников складываются валеологическая убеж­денность и соответствующее мировоззрение личности.

Под убеждениями в психолого-педагогической литературе по­нимается определенное состояние познания личности (уверенность человека в правоте своих взглядов, принципов, идеалов), которое помогает преодолеть барьер между сознанием и поступком. По­этому важно, чтобы подростки действовали по внутреннему по­буждению, а не из страха наказания. А поскольку валеоубеждения тесно связаны с развитием валеологических представлений и ори­ентации, необходимо проследить, насколько велика у подростков уверенность в правильности знаний о своем здоровье и ЗОЖ и насколько они чувствуют обязательность использования этих зна­ний в жизни, осознавая ценность своего здоровья и его значение для осуществления жизненных планов. Убеждения проявляются в убежденности, которая представляет собой психическое состоя­ние личности, когда осознанный человеком жизненный опыт вы­зывает потребность в поведении, соответствующем этим принци­пам, и выступает как руководство к действию. Отсюда валеологи-ческую сознательность можно определить как совокупность чувств и знаний, убеждений и воли, обусловливающих валеологические отношения и поступки личности.

Уравновешенное психическое состояние личности отражает стойкую веру человека в необходимость и возможность вести ва-леологический образ жизни и проявляется в стремлении, готов­ности и способности отстаивать эту веру в повседневной жизни. Данный элемент культуры здоровья личности, охватывая сферу индивидуального валеологического сознания, определяет поведе­ние личности.

В индивидуальном валеосознании есть три основные составля­ющие:

- знание принципов и норм ЗОЖ, валеологические представ­ления и понятия личности;

- валеологические идеалы и убеждения;

- валеологические чувства и переживания.

В структуру валеологической сознательности входит валеоло-гический идеал личности как результат ее убеждений, как спе­цифическое (мировоззренческое) отражение действительности, обусловливающее цели, задачи, желания, представления о буду­щем. В соответствии с валеоидеалом у человека создается более или менее постоянная и интенсивная система валеологических стремлений, что и становится критерием валеологических поступ­ков ребенка в различных ситуациях.

Валеологические отношения существуют не только как элемент сознания. Они проявляются и как действия, поступки людей:

- уважение другого человека;

- умение противостоять стрессовой ситуации и помочь спра­виться с ней другому;

- положительное влияние на людей, имеющих вредные при­вычки;

- пропаганда ЗОЖ среди окружающих личным примером и разъяснительными действиями.

Такие отношения предполагают направленность внимания лич­ности на другого человека и оказание ему помощи, ориентацию на сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих людей, удовлетворенность бескорыстной помощью людям, активное и твор­ческое утверждение веры в возможность совершенствования своей личности. Иначе говоря, вступая в отношения с людьми, человек обнаруживает определенную направленность своего поведения.

Из системы представлений, взглядов, ориентации, убеждений, обусловливающих отношения, именно валеологическая направ­ленность личности выступает как интеграционная характеристи­ка валеологической позиции данной личности по отношению к здоровью. Ее можно определить как сложное целостное образова­ние, состоящее из разнообразных по валеологическому содержа­нию, силе и волевой обеспеченности чувств, стремлений, потреб­ностей. Одни могут занимать лидирующее положение, другие — играть подчиненную роль, что и находит выражение в направлен­ности индивида, позволяющей ему вести валеологический или невалеологический образ жизни.

Валеологическая направленность личности как специфическое целостное образование проявляется в деятельности. Так как со­знание играет регулирующую роль в выборе валеологической по­зиции, линии поведения, педагогам необходимо понимать психи­ческий механизм превращения валеологических ценностей во внутренние регуляторы поведения личности.

Валеологические потребности личности выступают как необхо­димый импульс и источник ее деятельности, который одновремен­но выражает и отношение личности к нормам валеологического образа жизни, а на этом основании определяется и первоначаль­ная значимость их содержания для человека, и степень истинно­сти в процессе их освоения.

Рассматривая потребности личности как психологический ком­понент ее направленности в культуре здоровья, мы считаем, что они являются пусковым механизмом эмоциональных состояний, интересов, ценностных ориентации, привычек для соответствую­щего образа жизни. В свою очередь, на их основе формируются убеждения, воздействующие на породившую их причину, т.е. по­требности, приводят их на качественно новый уровень, ведь валео­логическая потребность не может формироваться без убежденно­сти в личной и социальной значимости ценности здоровья.

К валеологически направленным потребностям, которые педа­гогам необходимо формировать у подростков, относятся прежде всего потребности в валеологическом общении с окружающими, направленные на преодоление негативных черт характера, вред­ных привычек, подражание положительным качествам, валеопо-ступкам, здоровьетворящим делам. Это также потребности в по­знании окружающей действительности, направленные на преодо­ление противоречий между знанием и незнанием, на усвоение валеоопыта и валеопривычек окружающих людей. И наконец, это потребность выполнять основные правила валеоповедения в быту, на занятиях, в общении со сверстниками и взрослыми, получая удовлетворение при соблюдении основных элементов ЗОЖ, а также потребность быть полезным другим людям, инициативно и ак­тивно, с удовольствием помогать младшим, своим родным и близ­ким людям в ведении валеологического образа жизни, получая радость от совершаемых поступков.

На основе данных потребностей происходит становление устой­чивых мотивов валеологической деятельности. Валеомотивы, бу­дучи конкретным выражением потребности человека, становятся источником деятельности, определяют ее личностный смысл для человека, побуждают его к совершению валеопоступков.

В процессе реализации усвоенные личностью валеоценности соотносятся с непосредственной жизненной ситуацией, в кото­рой предстоит действовать, и трансформируются в мотивы пове­дения, выражающие внутреннее, осознанное личностью побужде­ние к тому или иному поступку, показывающее, во имя чего он ею совершается. Сложный характер зависимости мотивации поведе­ния, с одной стороны, и результатов усвоения ею валеоценностей — с другой, от конкретных, постоянно изменяющихся условий ее жизнедеятельности обусловливает возможность отдаления друг от друга, а порой и существенного расхождения процессов усвоения и реализации норм валеологического образа жизни.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте понятие культуры здоровья и укажите пути ее развития.

2. Каковы основные элементы культуры здоровья личности?

3. Перечислите компонентный состав культуры здоровья и раскройте его содержание.

4. В чем состоят особенности проявления культуры здоровья учащих­ся, учителя, социального педагога?

Творческое задание. Составьте и опишите схему развития культуры здоровья обучающихся в учебное и внеучебное время с учетом ее структу­ры и возрастных особенностей детей.

Рекомендуемая литература

Брехман И. И. Проблемы обучения человека здоровью. — Владивосток, 1995.

Ильин В. С. Формирование личности школьника — целостный про­цесс. — М., 1994.

Колбанов В.В., Зайцев Г. К. Валеология в школе: метод, пособие. — СПб., 1992.

Митяева A.M. Валеологическая культура в современном образовании // Становление личности в различных образовательных системах: интегра­ционно-технологические аспекты / под ред. Н. Ф. Масловой. — Орел, 1997.

Митяева А. М. Здоровьесберегающие образовательные технологии. — Орел, 2001.

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. Петленко В. П. Валеология человека: в 5 т. — СПб., 1997. Сафронова З.Д. Педагоги за здоровый образ жизни. — Рига, 1996. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. — СПб., 1998.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: