Физико-географические условия района строительства.
Рельеф
Томская область занимает юго-восточную часть Западно-Сибирской равнины, в среднем течении реки Обь. Преобладают плоские, сильно заболоченные территории с высотой не более 200 м. Центральная часть занята широкой долиной Оби, которая делит территорию области на две почти равные части: левобережье, включающую обширную болотистую низменность - Васюганье с высотой до 166 м в верховьях реки Бакчар, и более возвышенное правобережье с высотой до 193 м, заболоченное меньше и характеризующиеся большей залесенностью [1].
Грунты
В Томской области имеются месторождения нерудных полезных ископаемых (глины, суглинки, строительный камень, известняки, песчано-гравийные смеси, пески). Почвы, главным образом, дерново-подзолистые и торфяно-болотные. В южной и юго-западной части - серые лесные и черноземные почвы.
Грунты по трассе представлены супесью и песком пылеватыми различной консистенции и влажности. Инженерно-геологическое обследование проводилось путем заложения скважин через 200-400 м на глубину до 5-7 м с отбором образцов на различной глубине. Грунтовые воды не обнаружены. Оползни, карсты, вечно мерзлые грунты не обнаружены.
Климат
Климат Томской области - континентальный. Район прохождения проектируемого участка автомобильной дороги находится во второй зоне, согласно дорожно-климатическому районированию страны. Эта зона характеризуется повышенным увлажнением верхних слоев грунта весной и осенью вследствие большого количества осадков и недостаточной испаряемости.
Лето в районе прохождения трассы теплое, короткое со средней многолетней температурой июля до +23.70С. Зимы суровые и продолжительные со средней температурой января –250С, в отдельные годы бывают резкие похолодания до -350С. Во второй половине зимы часто наблюдаются оттепели из-за теплого воздуха, заносимого южными и юго-западными ветрами.
Весна затяжная и сопровождается выпадением довольно значительного количества осадков.
Годовой радиационный баланс изменяется по территории от 28 на севере и до 32 ккал/см2 на юге.
Движение в атмосфере определяется градиентом (разностью) атмосферного давления. Чем больше изменятся давление от одного пункта к другому, тем сильнее ветер. Сложность рельефа деформацию направления воздушного потока над большей частью территории в течении всего года преобладают юго-западные и западные ветры, но на северо-западе летом чаще наблюдаются северо-западные и северные ветры.
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII |
-18,5 | -16,8 | -9,4 | 1,1 | 9,6 | 16,4 | 18,9 | 15,5 | 9,6 | 1,1 | -9,7 | -16,9 |
Таблица 1 – Средняя месячная температура воздуха
Таблица 2 – Повторяемость ветра (числитель) и средняя скорость ветра в м/с (знаменатель) по направлениям
Направления | С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ |
Январь | ||||||||
Июль |
Ветровой режим
Январь Июль
Рис 1 Роза ветров (январь, июль)
Таблица 3 Средне месячная и годовая температура воздуха.
Месяц | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | Год |
t, °C | -19,2 | -16,7 | -10,1 | -0,1 | 8,6 | 15,3 | 18,1 | 15,2 | 9,2 | 0,9 | -10,4 | -17,5 | -0,6 |
Дорожно-климатический график.
Расчет сроков производства работ
Среднее количество рабочих смен в году Тр при производстве работ с применением средств комплексной механизации в строительный период рассчитывают по формуле:
Тр = (Тк - (Т1-Т2-Т3-Т4))*Кс; (1)
где Тк — календарная продолжительность строительного сезона, 150 дней. Если заданная продолжительность строительства меньше продолжительности летнего строительного сезона со среднесуточной температурой воздуха плюс 5°С, то значение Тк определяют по календарю; Т1 — количество праздничных и выходных дней за период Тк:
Т1 = 32д.
Т2 – количество дней, необходимое на ремонт и профилактику парка дорожно-строительных машин:
Т2= 0,04 * Тк; (2)
Т2= 0,04 * 150 = 6 д.
Т3 - количество дней, планируемых на простои, связанные с организационными причинами, в переходы дорожно-строительных подразделений в процессе строительства с одного объекта на другой
Т3 = 0,045* Тк; (3)
Т3= 0,045 *150= 7д
Т4 - простои в работе специализированного комплекта землеройно-транспортных машин и механизмов, связанные с неблагоприятными климатическими условиями. Число дней простоев в строительном сезоне по указанной причине принимают в процентах от Тк:
Т4 = 0,08 * Тк; (4)
Т4= 0,08 * 150 = 12д
Кс - коэффициент внутрисуточного использования машин. Этим коэффициентом учитывают степень использования продолжительности светового дня или суток в работе парка дорожно-строительных машин и механизмов при сооружении земляного полотна, равен 2.
Тр = (150 - (32-6-7-12)) = 143 смен.