Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым
«КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА»
(ГБОУВОРК «КУКИиТ»)
Кафедра философии, культурологии и гуманитарных дисциплин
Лекция по учебной дисциплине
Философия культуры и искусства
ТЕМА 6: «Искусство как феномен культуры»
Симферополь 2016
Тема 6. Искусство как феномен культуры
Учебная цель: изучить основные этапы развития философии культуры и их особенности.
Время: 2:00.
Учебные вопросы:
1. Культура как контекст развития искусств.
2. Определение понятия искусства.
3. Художественное и эстетическое.
Основные понятия: искусство, культура, художественная культура, художественное, эстетическое, чувства, эмоции
Культура как контекст развития искусства
В широком смысле культура охватывает весь мир человеческой жизнедеятельности; в узком – сферу духовной жизни людей.
Искусство – сфера духовной жизнедеятельности, выражающая потребность человека в чувственно-образном выражении и переживании событий, явлений, отношений своей жизни.
Искусство создает «вторую реальность» – мир чувственных переживаний, выраженных и вызванных специальными образно-символическими средствами.
Однако эта вторая реальность является порождением и отражением первой – той культурно-исторической действительности, в которой создаются произведения искусства.
Понятие художественной культуры:
«художник – искусство – публика»;
«художественное производство – художественные ценности – художественное потребление».
Искусство – Художественная культура – Культура в целом.
1) Искусство как мастерство отражает материально-технические достижения культуры; отражает и использует научно-технические достижения культуры – цивилизации ( кино ).
2) Искусство отражает особенности соответствующей культуры:
– критические оценивая их;
– позитивно (Делакруа, «Свобода на баррикадах»),
– негативно (Репин, «Бурлаки на Волге»).
3) пропагандирует оси ценности культуры («Лаокоон» – в эпохи классик и эллинизма»).
Возрождение: Итальянское и Северное, Триумфальная архитектура римлян, Наполеона.
4) предвосхищает развитие культуры используя воображение, фантазию и т.п. (фантастика).
5) формирует типические черты личности, так как создает образ-модель «желаемого человека» или «человека культуры», на который ориентируется культурная социализация.
6) художественный стиль формируется в контексте социокультурных отношений и других форм культуры (влияние религии на барокко, рококо, малых голландцев).
7) искусство отражает и формирует дух эпохи (коду культуры, схемы восприятия, символы – «пейзажный парк»????? был изобретен философами, писателями и знатоками искусства).
8) произведение искусства «прочитывается» и звучит в контексте определенной культуры, определенных людей – зрителей, слушателей и т.п., сформированных культурой.
Популярность Айвазовского: 1) особенности массового художественного вкуса; 2) поддержка официальными кругами.
Художественная критика
Критика – это изложение представлений критика об обсуждаемом им произведении искусства.
Понимание и объяснение произведения искусства
Произведение искусства создается и существует в определенной социальной среде и рассчитано на определенную аудиторию, предполагает, что она может понять и объяснить его.
Объяснение – это поведение объясняемого явления под ранее принятые общие принципы.
Понимание – выяснение сущности изображаемого, посредством эмпатии, внутреннего проникновения в содержание произведения искусства.
Может быть понимание: рациональное, интуитивное, эмоциональное.
Понимание возможно, если есть некий образец. Непонятно тогда, когда нет образца, нет ценности, узнаваемого качества.
В основе понимания произведения искусства – понимание человеческой деятельности, ее закономерностей, норм, проблем, ценностей.
Понимание предполагает интерпретацию сюжета и «преломление» его через внутренний мир личности, ее чувственно-эмоциальную систему.
В. Дильтей: понимание неразрывно связано с ценностями и оценкой.
Бахтин: «безоценочное понимание невозможно».
Оценка исходит из позиций и мировоззрения S, идеалов красоты и бодра, принятых в культуре и восприятиях S.
Ортега-и-Гассей: («Эстетика. Философия культуры»): произведение искусств не следует подводить под какие-то заранее определенные образцы или стандарты, т.к. оно само диктует критерии своей оценки (наша удовлетворенность или неудовлетворенность. «О вкусах не спорят».).
2. Искусство – это сфера жизнедеятельности человека, связанная с целенаправленным возбуждением эмоционального состояние души. Все произведения искусства предназначены для их восприятия органами чувств.