Объекты финансовых отношений – фонды денежных средств.




Субъекты финансовых отношений: население; предпринимательский сектор; государство; субъекты федерации; муниципалитеты.

Объекты финансовых отношений – фонды денежных средств.

Сущность финансов заключается в том, что с их помощью создается материальная основа существования и развития государства.

Функции финансов:

- фискальная – формирование бюджетных средств;

- распределительная - в ходе распределения и перераспределения финансовых средств.

Население с высокими доходами должно осуществлять финансовые вложения в большей доле, чем получаемая ими от государства финансовая помощь, а для населения с низкими доходами финансовые ресурсы, получаемые от государства должны быть выше их финансового вклада;

- регулирующая – с помощью финансовых инструментов государство регулирует рыночную экономику;

- стабилизирующая – реализация с помощью финансов целевых государственных программ (поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, поддержка малообеспеченных и т.д.);

- контрольная - контроль за формированием и использованием денежных фондов, за движением финансовых потоков, за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины, а также за целесообразностью и эффективностью финансовых операций.

Финансовая система включает:

1.Систему финансовых отношений;

2.Совокупность финансовых институтов (Министерство финансов Российской Федерации, региональные финансовые управления, финансовые отделы фирм);

3.Систему финансовых фондов, которые формируются на разных уровнях финансовой системы.

Финансовая система Российской Федерации:

1.Бюджеты (федеральный бюджет, бюджеты субъектов, муниципальные бюджеты)

2.Внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, медицинского страхования)

3.Страховой фонд государства

4.Финансы населения

5.Финансы хозяйствующих субъектов

68. Бюджетная система. Мультипликатор государственных расходов. Концепции сбалансированности государственного бюджета.

Бюджетная система – это организация бюджетных отношений различных уровней, базирующаяся на единстве общегосударственных интересов и сочетании интересов всех уровней.

Бюджетная система состоит из: федеральный бюджет России, бюджеты республик в составе России, краевые, областные бюджеты, городские бюджеты городов Москва и Санкт-Петербург, областной бюджет автономной области, окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселковых и сельских населенных пунктов.

Бюджетная система базируется на двух главных принципах: единство и самостоятельность.

Мультипликатор государственных расходов также определяют исходя из предельной склонности к потреблению, предельной склонности к сбережению, так как это основные факторы, определяющие мультипликатор.

KG = 1: (1-MPС) = 1: MPS

Государственные расходы увеличивают совокупный спрос, а следовательно, объем ВНП, занятость населения. При этом можно рассчитать мультипликатор государственных расходов М = Дельта ВНП / Дельта G (мультипликатор гос.расходов = прирост объема валового внутреннего продукта / прирост гос.расходов) – показывает как изменился объем ВНП в зависимости от размера гос.расходов.

Государственный бюджет – это основной финансовый план страны, включающий доходную и расходную части, утвержденный в законодательном порядке.

Доходы государства: налоговые и неналоговые доходы; безвозмездные поступления.

Расходы государственного бюджета: общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура, кинематография, средства массовой информации; здравоохранение, физическая культура, спорт; социальная политика; межбюджетные трансферты; обслуживание государственного и муниципального долга.

Разница между доходами и расходами государства представляет собой сальдо государственного бюджета. Профицит государственного бюджета, когда доходы бюджета превышают расходы. Сбалансированным бюджет считают при равенстве доходов и расходов.

Дефицит государственного бюджета - когда расходы бюджета больше доходов.

Реальный дефицит бюджета = Номинальный дефицит бюджета – Величина госдолга на начало года х Темп инфляции.

69. Государственный долг. Способы размещения государственных обязательств.

Причины:

- необходимость осуществления крупных капитальных вложений в развитие экономики

- финансирование чрезвычайных событий в жизни государства (войны, стихийные бедствия), когда обычных резервов не хватает

- состояние анархии в экономике и финансах, когда правительство не способно держать под контролем ситуацию в стране

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов.

Внешний государственный долг – это задолженность государства гражданам и организациям других стран (задолженность перед коммерческими банками иностранных

государств под гарантии правительства, долги перед международными валютно-финансовыми организациями).

Внутренний государственный долг – это задолженность государства гражданам и организациям данной страны.

По способу размещения государственные займы делятся на: свободно обращающиеся, размещаемые по подписке, принудительные.Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при посредничестве банков и небанковских финансовых институтов. Облигации, предназначенные для реализации основной суммы займа, обычно размещаются через банки, а для мобилизации сбережений населения — через систему сберегательных касс (банков). По месту размещения различаются государственные займы внутренние (в национальной валюте) и внешние, реализуемые на иностранных денежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заемщика и третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества.

 

70. Сущность, функции налогов. Налоговая система.

Налог – обязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством (субъектами федерации, местными властями) с юридических или физических лиц в целях финансовой обеспеченности деятельности государства (субъекта федерации, муниципалитета).

Функции налогов:

- фискальная – с помощью налогов формируется доходная часть бюджетов (федерального, субъектов федерации, муниципального);

- регулирующая - государство через налоговую систему воздействует на экономику;

- социальная – за счет доходной части бюджетов финансируются социальные программы, оказывается поддержка малоимущим.

Налоговая система – это совокупность всех видов налогов, а также методы их исчисления.

Принципы современной налоговой системы: обязательность; однократность; использование налоговых льгот.

Существуют следующие элементы налоговой системы.

1.Субъекты – юридические и физические лица, которые по закону должны платить налоги.

2.Объекты налогообложения – имущество, прибыль, доход, добытые полезные ископаемые, реализация товаров, передача имущественных прав.

3.Налоговая база - стоимостная и физическая характеристика предмета налогообложения.

4.Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Формы налоговых ставок: адвалорные, выраженные в процентах; специфические, т.е. в денежном выражении в зависимости от физических характеристик объектов налогообложения; комбинированные, сочетают адвалорный и специфический способы обложения.

Виды налоговых ставок: а) средняя – отношение налоговой ставки к величине облагаемого дохода tср. = (T: Y) х 100%, б) предельная – прирост налоговой ставки на каждую дополнительную единицу увеличения дохода t пред. = (дельта T: дельта Y) х 100%

1.Налоговый период – срок, в течение которого завершается формирование налоговой базы, определяется размер налоговых обязательств.

2.Налоговые льготы – уменьшение налоговой нагрузки на налогоплательщика

3.Источник налога – за счет чего производится уплата налога.

4.Срок уплаты налога – срок, в течение которого налогоплательщик должен внести налог.

5.Порядок уплаты налога – способы и процедуры внесения налога.

Виды налогов: по способу изъятия: прямые – взимаются непосредственно с дохода, имущества юридических и физических лиц (подоходный налог, земельный налог, налог на прибыль); косвенные – включаются в цену товара и конечным плательщиком является потребитель (налог на добавленную стоимость НДС, акцизы).

- по субъектам: налоги с юридических лиц (налог на прибыль, на имущество организаций); налоги с физических лиц (подоходный налог).

- по уровням взимания: федеральные налоги и сборы (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов); региональные налоги (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог); местные налоги (налог на имущество физических лиц).

71. Налоговый мультипликатор. Налог на потребителей и налог на производителей. Налоговое бремя. Кривая Лаффера.

Налоговый мультипликатор – отношение изменения реального валового внутреннего продукта к вызвавшим его изменение налогам.

mT = Дельта Реального ВВП: Дельта T.

Н.мультипликатор mT рассчитывают и по другой формуле: MPC/ 1 – MPC = - MPC / MPS.

К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налог на потребителя: (P2 – P1) x Q2 Налог на производителя: (P1 – (P2-t)) x Q2

Налоговое бремя - выраженное в процентах отношение суммы налогов, взятых за определенный период, к величине доходов, полученных за тот же период, сумма налога, уплаченного физическим лицом или организацией.

Кривая Лаффера отражает зависимость между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок.

«Эффект Лаффера» - уменьшение налоговых ставок вызовет сокращение доходов государства, но это сокращение будет носить кратковременный характер, в длительной перспективе снижение налогов вызовет рост сбережений, инвестиций и занятости.

72. Фискальная политика (дискреционная: стимулирующая (экспансионистская), сдерживающая (рестрикционная); автоматическая).

Фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства, по регулированию доходов и расходов бюджета, с целью обеспечения макроэкономического равновесия между совокупным спросом и предложением.

Дискреционная – воздействие на национальную экономику при помощи государственных расходов и налогов, которые можно изменять, что приводит к изменению ВНП, совокупного спроса и расхода.

Стимулирующая: Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов.

Сдерживающая: В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать её высоких темпов в случае экономического бума

Автоматическая – заключается в невмешательстве государства в экономику, автоматически действует механизм совокупного спроса и предложения. Равновесие обеспечивается в зависимости от фазы цикла: кризис, подъем, оживление, депрессия. Так, на фазе подъема растут доходы, а следовательно растут налоги.

73. Деньги: их функции, виды, формы.

Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене. Результат развития товарного производства, форм собственности.

Причины возникновения денег: общественное разделение труда, обособление товаропроизводителей, частная собственность на средства производства.

Функции:

- мера стоимости (товары выражают свою стоимость в деньгах, в ценах),

- средство обращения (т.е. выступает посредством обмена)

- средство накопления (стремление хозяйствующих субъектов иметь денежные резервы)

- средство платежа (при появлении и развитии предпринимательских отношений, уплата налогов)

Виды:

- товарные (в роли денег – товары, их ценность как денег и товаров одинакова)

- бумажные и разменные монеты (символические деньги, не обладают внутренней ценностью)

- декретные (узаконенные государством и утвержденные в качестве всеобщего платежного средства)

Формы:

- полноценные (золотые монеты)

- бумажные (банкноты, выписанные ЦБ)

- кредитные деньги (долговое обязательство экономического агента, выступают в форме: векселя, чека, банкноты и электронных карт – пластиковые карты)

74. Денежные системы. Структура совокупной денежной массы. Денежные агрегаты.

Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, закрепленная законом.

Основные элементы денежной системы:

1.Название национальной денежной единицы

2.Виды денежных знаков, порядок их выпуска и характер обеспечения

3.Организация безналичного платежного оборота

4.Курс национальной валюты, порядок ее обмена на иностранную

Денежная масса – это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагают физические и юридические лица.

Структура:

- активная часть – денежные средства

- пассивная часть – денежные накопления

- наличные деньги – бумажные деньги и монеты

- безналичные деньги – банковские депозиты, чеки, карточки

Денежные агрегаты – с помощью него определяется структура и величина денежной массы.

М1 – деньги в узком смысле (которыми можно расплатиться – наличные, карточки)

М2 – деньги в широком (М1 + квазиденьги – вклады, депозиты)

М3 состоит из М2 + срочные вклады крупных размеров.

75. Спрос (трансакционный спрос, мотив предосторожности, спекулятивный спрос) и предложение денег. Денежный мультипликатор. Банковский (депозитный) мультипликатор. Равновесие на денежном рынке.

Спрос на деньги – средство обогащение и средство платежа, зависящее от уровня доходов и уровня цен. Если растут доходы, соответственно растут и цены, предпринимателям и населению нужно больше денег для осуществления своих операций.

Предложение денег – это количество денег, предлагаемых ЦБ страны на денежном рынке.

1. Трансакционный - это спрос на деньги для сделок, т.е. для покупки товаров и услуг.

Поскольку деньги выступают посредником в обмене, они необходимы людям для покупки товаров и услуг, для совершения сделок.

Трансакционный спрос на деньги зависит только от уровня дохода и не зависит от ставки процента.

2. Предусмотрительный спрос на деньги (спрос на деньги из мотива предосторожности) объясняется тем, что помимо запланированных покупок люди совершают и незапланированные. Предвидя подобные ситуации, когда деньги могут потребоваться неожиданно, люди хранят дополнительные суммы денег сверх тех, которые им требуются для запланированных покупок. Этот вид спроса на деньги не зависит от ставки процента и определяется только уровнем дохода, поэтому его график аналогичен графику трансакционного спроса на деньги.

3. Спекулятивный спрос на деньги обусловлен функцией денег как запаса ценности (как средства сохранения стоимости, как финансового актива). Чем выше ставка процента, тем больше теряет человек, храня наличные деньги и не приобретая приносящие процентный доход облигации. Таким образом, спрос на деньги отрицательно зависит от ставки процента, поэтому кривая спекулятивного спроса на деньги имеет отрицательный наклон.

Денежный мультипликатор – показывает как измениться денежная масса в результате изменения вкладов в кредитно-банковскую систему. М = 1/R (R – уровень обязательного резерва).

Банковский мультипликатор — это процесс увеличения денег на депозитных счетах коммерческого банка при их движении от одного коммерческого банка к другому.

Представляет собой процесс многократного увеличения (уменьшения) денег в качестве бессрочных депозитов в коммерческих банках в результате увеличения (уменьшения) банковских резервов при осуществлении коммерческими банками кредитно-депозитных и расчетных операций в рамках банковской системы.

Равновесие на денежном рынке – это такое состояние, когда количество предлагаемых денежных средств равно количеству денег, которое желает иметь у себя население и частный бизнес.

 

76. Кредит: сущность, функции, виды, формы.

Кредит – это система экономических отношений, связанная с сосредоточением временно свободных денежных средств, и предоставление их во временное пользование.

Участники – кредитор (формирует временно свободные денежные средства, предает их во временное пользование, за определенный %) и заемщик (получает средства, эффективно их использует, уплачивает %, погашает долг).

Объекты: приобретение сырья, материалов; выпуск новых изделий; приобретение новой техники; строительство объектов.

Принципы кредита: срочность, платность (%), возвратность, целевое назначение.

Функции кредита: перераспределяющая, регулирующая, стимулирующая.

Номинальная % ставка = реальная – инфляция

Реальная % ставка = номинальная + инфляция

Виды:

- по срокам: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-6), долгосрочные (от 6 лет)

- по видам обеспечения: гарантированные (под залог) и необеспеченные

- по формам погашения: погашены равномерно и неравномерно

- по видам % ставки: твердая, плавающая и смешенная

Формы кредитов:

1.Банковский

2.Государственный (государство заемщик выпускаемых облигаций)

3.Комерческий (предоставляют фирмы-товаропроизводители, когда реализуют продукцию с отсрочкой платежа)

4.Потребительский (продажа товаров с отсрочкой, выдача денежных средств на нужды)

5.Лизинговый (лизинговые операции)

6.Ипотечный (под залог недвижимости)

7.Международный (на уровне междунар. отношений)

 

77. Кредитно-банковская система. Банк России и его функции.

Кредитно-банковская система: Банк России, Коммерческий банк, специальные кредитные институты (ипотечные, сбербанк), специализированные небанковские кредитно-финансовые институты (ломбард).

Основные функции ЦБ:

1.Эмиссия (выпуск бумажных денег)

2.Выдача лицензий (разрешений, коммерческим банкам на осуществление банковских операций)

3.Устанавливает норму обязательных ресурсов коммерческих банков и сосредотачивает на определенное время обязательные резервы коммерческих банков на своих счетах.

4.устанавливает обязательные нормативы (показатели деятельности) коммерческих банков.

5.Определяет порядок и формы безналичных расчетов в стране.

6.осуществляет валютное регулирование.

7.Проводит денежно-кредитную политику государства.

78. Коммерческий банк и его операции. Прибыль коммерческого банка. Банковский риск.

Коммерческий банк – это кредитное учреждение, созданное для привлечения денежных средств от юридических и физических лиц и размещающие денежные средства от своего имени на условиях срочности, платности, возвратности, целевого направления с целью получения прибыли.

Прибыль – разница между % по активным и пассивным операциям, комессионые платежи, доход от работы с ценными бумагами, дивиденды, валютные сделки.

Отношение чистой прибыли к собственному капиталу составляет норму банковской прибыли.

Актив включает: денежные средства в кассе, кредиты, оборонные средства, основные средства, прочие средства.

Пассив: собственные средства, привлеченные средства, расчетные и текущие счета физических и юридических лиц.

Операции:

1.Пассивные – банк заемщик привлекает денежные средства, кредиты, выплачивает % и погашает, взятую в долг денежную сумму.

2.Активные – банк кредитор временно размещает денежные средства, т.е. выдает кредиты, получает % и по истечении кредитного срока, получает выданную в долг сумму.

3.Депозитные – операции по привлечению денежных средств во вклады и операции по размещению вкладов.
4.Кредитные – предоставление кредита или получение кредита, их возврат и оплата.

5.Расчетные – осуществляет расчеты и переводы по поручению кредитов.

7.Валютные (только при наличии специальной лицензии):

- введение валютных счетов клиента

- операции купли-продажи иностранной валюты

- кредиты на международных рынках

8.Фондовые (операции с ценными бумагами):

- купля-продажа ценных бумаг для собственного портфеля

- работа с акциями (если КБ – акционерное общество)

- купля – продажа ценных бумаг по поручению клиента

- кредиты под ценные бумаги

- лизинговые (аренда имущества, техники, участвуют 3 лица (лизингодатель, пользователь и производитель))

9.Трастовые доверительные (банк управляет имуществом по поручению клиента) Банковский риск — присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.).

79. Кредитно-денежная политика: сущность, цели, инструменты.

Денежно-кредитная политика – инструмент государственного регулирования национальной экономики.

Цель – заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВВП. Не стоит определенной глобальной задачи, действия направлены на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и др.

Субъектом является ЦБ, объект – предложение и спрос на денежном рынке.

Инструменты:

- операции на открытом рынке (это купля-продажа государственных ценных бумаг)

- политика учетной ставки (учетная ставка – это %, под который ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам; банк может изменять учетную ставку и следовательно изменять предложение)

- изменение норматива обязательных резервов (резервная норма – это неприкосновенный запас денежных средств, который коммерческие банки не имеют права использовать для осуществления своих операций)

80. Основные направления кредитно-денежной политики государства (дискреционная: «дорогих» денег, «дешевых» денег; автоматическая).

Денежно-кредитная политика – инструмент государственного регулирования национальной экономики.

Цель – заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВВП. Не стоит определенной глобальной задачи, действия направлены на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и др.

Субъектом является ЦБ, объект – предложение и спрос на денежном рынке.

1.Дискреционная политика (с участием государства):

- политика «дорогих» денег (учетная ставка повышается - % под который ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам) – уменьшить инфляцию.

- политика «дешевых» денег (учетная ставка уменьшается) – замедлить спад производства, поддержать предприятия, «накачка экономики» деньгами, что может вызвать рост инфляции.

2.Автоматическая – заключается в невмешательстве государства в экономику, равновесие обеспечивается в зависимости от фазы цикла: кризис, подъем, оживление, депрессия. Так, на фазе подъема растут доходы, а следовательно растут налоги.

 

 

81. Доходы населения: виды и источники формирования. Номинальный и реальный доходы.

Доходы населения - сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени.

Виды доходов:

- доход, получаемый в виде оплаты за труд, принимающий форму заработной платы;

- доход, получаемый за счет использования иных факторов производства: доход от - владения капиталом - процент, доход от владения землёй - рента, предпринимательский доход;

- трансфертные платежи: пенсия по возрасту, стипендия, дополнительные пособия (сверх заработной платы), пособие по безработице, пособия на детей и т.д.;

- доходы, получаемые от занятости в неформальном секторе экономики.

Формы:

- Натуральной форме (могут производиться некоторые выплаты из социальных фондов, сюда относятся также продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах, и услуги, оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве).

- Денежная форма (Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты от продажи продукции сельского хозяйства, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие).

Основными источниками формирования доходов населения являются:

- заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд (в денежной или натуральной форме);

- доходы от собственности (например, платежи за использование финансовых активов, зданий, земли, авторских прав, патентов и т.д.);

- доходы от индивидуальной трудовой деятельности;

- выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни;

- доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода (стоимость чистой продукции).

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

Номинальные денежные доходы рассчитываются в ценах текущего периода. Они не определяют количества материальных благ и услуг, доступных населению при сложившемся уровне доходов. К ним относятся: оплата труда всех категорий населения, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, поступления от продажи сельскохозяйственных продуктов, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, страховые возмещения, кредиты и ссуды, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы населения от продажи иностранной валюты; сальдо (деньги, полученные по переводам) и пр.

Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения розничных цен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.

Показатель реального денежного дохода населения рассчитывается путем деления располагаемого денежного дохода на индекс потребительских цен.

 

82. Концепции распределения личных доходов (эгалитаристкая, утилитаристская, роулсианская).

1. Эгалитаристская концепция считает справедливым уравнительное распределение доходов. Логика рассуждений здесь такова: если требуется разделить определенное количество благ между людьми, одинаково этого заслуживающими, то справедливым было бы распределение поровну.

2. Утилитаристская концепция считает справедливым такое распределение доходов, при котором максимизируется общественное благосостояние, представленное суммой индивидуальных полезностей всех членов общества. Во-первых, утилитаристский подход предполагает возможность межличностного сравнения индивидуальных функций полезностей различных членов общества. Во-вторых, функции индивидуальной полезности, согласно утилитаристскому подходу, могут быть: одинаковыми у всех людей; различными у различных членов общества.

W (u1, u2, … un) = Сумма u (W-функция общ.благосостояния, и – полезность).

3. Роулсианская концепция основана на утверждении, что справедливым будет считаться такое распределение, которое максимизирует благосостояние наименее обеспеченного члена общества. Например, принимая решение о правилах справедливого распределения доходов, вы лично должны набросить на себя «вуаль неведения» и не принимать в расчет, кем вы станете в результате принятия таких правил: нефтяным магнатом, кинозвездой, почтальоном, учителем, бомжем и т.д.

W (u1, u2, … un) = min (u1, u2, … un)

 

 

83. Измерение неравенства распределения доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни. Децильный, квинтильный коэффициенты.

1. Эгалитаристская концепция считает справедливым уравнительное распределение доходов. Логика рассуждений здесь такова: если требуется разделить определенное количество благ между людьми, одинаково этого заслуживающими, то справедливым было бы распределение поровну.

2. Утилитаристская концепция считает справедливым такое распределение доходов, при котором максимизируется общественное благосостояние, представленное суммой индивидуальных полезностей всех членов общества. Во-первых, утилитаристский подход предполагает возможность межличностного сравнения индивидуальных функций полезностей различных членов общества. Во-вторых, функции индивидуальной полезности, согласно утилитаристскому подходу, могут быть: одинаковыми у всех людей; различными у различных членов общества.

3. Роулсианская концепция основана на утверждении, что справедливым будет считаться такое распределение, которое максимизирует благосостояние наименее обеспеченного члена общества. Например, принимая решение о правилах справедливого распределения доходов, вы лично должны набросить на себя «вуаль неведения» и не принимать в расчет, кем вы станете в результате принятия таких правил: нефтяным магнатом, кинозвездой, почтальоном, учителем, бомжем и т.д.

Кривая Лоренца показывает степень неравенства при персональном распределении национального дохода (ОЕ – равномерное, ОАВСДЕ – неравномерное)

Коэффициент Джинидж), или индекс концентрации доходов. Этот коэффициент тесно связан с кривой Лоренца. Его можно рассчитать как отношение площади заштрихованной фигуры ОАВСДЕ к площади треугольника OFE, образуемого между линиями абсолютного равенства и абсолютного неравенства: Кдж =ОАВСДЕ/OFE, где величина Кдж изменяется от нуля до единицы, т.е. 0 < Кдж <1.

Существуют и другие способы измерения неравенства в доходах - децильный и квинтильный.

Децильный коэффициент: все население разбивается на 10 групп по 10% с возрастающим уровнем доходов; затем сравниваются доходы крайних групп.

Квинтильный коэффициент похож на децильный, только население делится на 5 групп по 20 процентов.

Таким образом, в каждой стране существует проблема формирования равновесия между равенством и неравенством в уровнях личного дохода.

 

84. Социальная политика государства. Прожиточный минимум. Направления социальной защиты населения.

Социальная политика государства — система скоординированных мер органов государственной власти, направленных на достижение целей в области социального развития: рост доходов и потребления населения, повышение качества разных сторон жизнедеятельности, социальную защиту граждан страны.

Формы проведения в жизнь социальной политики:

- При коллективных (массовых) формах все субъекты социальной политики получают соответствующие гарантированные государством выплаты: пенсии, стипендии, социальные пособия, заработную плату и т.д.

- При индивидуальной форме государственные меры могут касаться конкретных граждан или их категорий. Например, льготы матерям-одиночкам, пособия инвалидам, жертвам стихийных бедствий, беженцам и т.д.

- Экономические методы включают цены, тарифы, налоги, экономические льготы, пенсии, пособия, стипендии, заработную плату, доходы, социальные выплаты всех видов и т. д.

- Административно-распорядительные методы — это меры разрешительного и запретительного характера. Например, установление квот и выдача лицензий на какую-то деятельность в области социального обслуживания населения, в среде конкретных субъектов рыночного хозяйствования, запреты на продажу спиртного вблизи школ и других учебных заведений.

- Правовые или законодательные методы связаны с регулированием различных сторон деятельности подразделений потребительского комплекса национальной экономики на основе действующего пакета законодательных и нормативных актов. Например, правила регистрации юридических и физических лиц, действующих в области различных форм социального обслуживания населения, законы о государственных пенсиях, о труде, занятости и т. п.

- Идеологические методы — это методы, направленные на формирование нравственно-этических понятий и норм общества, использующие такие категории, как «добро» и «зло», «нравственное» и «безнравственное», «хорошее» и «плохое».

Прожиточный минимум — минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в определённой стране

Величина прожиточного минимума, представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

Социальная защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:

- социальное обеспечение;

- социальное страхование;

- социальную поддержку (помощь)

85. Сущность, цели и основные характеристики экономического роста

Под экономическим ростом принято понимать увеличение объемов товаров и услуг за определенный период (увеличение потенциального и реального ВНП), возрастание экономической мощи страны.

Сущность экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне основного противоречия экономики: противоречия между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью роста общественных потребностей. Экономический рост выражается в количественном увеличении и качественном совершенствовании ВВП и его составляющих.

Важнейшими показателями экономического



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: