Традиция и Современность




Май 28, 2008 - 3:02 пп No Comments Также:

Современное понимание слова традиция проявляется лишь в сухом конгломерате, которое опирается на словарное объяснение. Мы с сожалением наблюдаем за тем, на каком уровне воспринимают и понимают традицию Вин Чунь. Поверхностный взгляд даёт искаженное понимание данного стиля, ставя на первый план сухую механику, в которой нет души. Отбрасывая в сторону богатейший духовный опыт мастеров прошлого, не давая тем самым раскрыться внутреннему потенциалу в себе, своих учениках, не говоря уже про студентов. Доводя всё до формальной условности, происходит дискредитация стиля. Теперь это будет иметь не имя традиция Вин Чунь, а бизнес Вин Чунь. Такой путь дезорганизует внутренний мир человека, способствуя расщеплению человеческого существа, не даёт сформироваться личности и ведет к сердечной, нравственной недостаточности, духовному инфаркту. В погоне за сухой внешней механикой человек теряет веру в то, что он изучает, а затем находит себе оправдания, оправдания своей «деградации».
Наш мир, мир больших скоростей требующий кардинальных изменений. Надо жить иначе, отбросив все лишнее, что мешает двигаться вперед. Эффективность! Вот, что должно стоять на первом месте. Бери то, что эффективно, а остальное отбрось. Так происходит рождение «мастеров – новаторов».
Их новшества несут в себе две причины. Первая это нет настоящего порядка в передаче знаний и нехватка самих знаний и их понимания. Коль человек вносит в обучение различные куски других направлений, это неуважение и безверие к тому виду боевого искусства, которое он изучает и преподносит. Безнравственное отношение к стилю и людям, которым это всё дается. В таком свете теряется позитивное значение данного стиля. Второе это исключительно бизнес, но это грязный бизнес, потому что в нем не придерживаются четких позиций нравственности к потребителю. Но как бы то ни было, этот «бизнес» стал сегодня значимым фактом действительности, и на него многие опираются. С его позиции пытаются судить что лучше. И он оказывает, помимо всего прочего, существенное воздействие на моральное представление и реальную систему нравственного отношения к Вин Чунь. Ставя тем самым «бизнес» выше морально-этических норм. Своими действиями «мастера-новаторы» искусственно ограничивают возможности данной науки. Порой смотришь, что такой человек вроде бы много лет изучает Вин Чунь, но возникает вопрос – изучал ли он его на самом деле? Ведь его действия говорят о нем совсем иное. В монастырях находятся не всегда истинные монахи, хотя они там находятся уже многие годы.
Атмосфера среди мастеров-новаторов Вин Чунь сейчас крайне насыщена моральными испарениями – верным симптомом практического бессилия и психологического отчаяния. Не осознавая своих действий, дискредитируют стиль, прежде всего, нравственно. Объясняя свои действия тем, что обогащают эту систему, сами же не могут признать, что они не находятся в традиции Вин Чунь, а лишь ходят возле. Лишенные целостной системы, они открывают дорогу к произволу, извращению Вин Чунь.
Такой метод не поможет избежать духовного истощения. Прежде всего, они должны понять, что традиция Вин Чунь – это духовность и взращивание духа, формирование целостности человека. Духовность помогает избежать деградации, духовную дистрофию. Идя по пути традиции – пути духа, это устойчивость стабильность самого человека, стабильность жизни, стабильность ориентации то, что порождает в человеке духовную прочность. Ему есть на что опереться – на сильное, вечное то, что никогда неизменчиво.
Втянутые в мертвую новаторскую деятельность в начале чувствуют, что все в порядке «сдвинул землю». Но через время иллюзия рассеивается, и они ощущают веяния отчужденности, холода и скуки.
Нехватка «точки опоры», той опоры, которая была отброшена, приводит к эмоциональному истощению.
В основе своей это тенденция в начале так привлекательна, но становясь действием без духовности, она примитивизирует человека.
Согласно традиции Школы Вин Чунь передача знаний идет поэтапно. Нулевой этап включат в себя базовый раздел боевого арсенала, изучение Кхи Кон, который помогает раскрыть потенциал человека.
Многие удовлетворяются этим и останавливаются, считая что это тот Вин Чунь и это то мастерство и наконец-то его постижение закончено.
Более высокий раздел нулевого уровня развивает в человеке хорошее владение боевой техникой, даёт хорошее практическое понимание Кхи Кон и акупунктуры нулевого уровня, знания как необходимо проводить поединок и как его избежать. Это всё – нулевой уровень. Этот этап рассчитан на учеников, которые идут в ногу со «временем» - мастеров-новаторов.
В традиции Вин Чунь существует такое положение, что стабильность и прогресс вытекает от устойчивости и постоянства. Есть ученики которым свойственно идти по пути кардинальных перемен, изменчивости, ища прогресса. В древнем Китае бытовала поговорка «Проклятие тебе жить в век перемен». Но те, которые идут дальше. придерживаясь традиции, получают объяснение уровней мастерства. Первое – зёрна Будды. Второе – малый Небесный путь. Третье – большой Небесный путь.
В дальнейшем идущему в ногу со «временем» - мастерам-новаторам, чрезвычайно трудно объяснить, почему происходит топтание на месте, почему это так глубоко укоренилось в мире боевых искусств, и почему столь многие люди несущие в себе образ «толкового наставника» выбирают разрушительный путь – путь мастера-новатора.
Единственное, что можно сказать: Идти по пути традиции тяжело, но тот, кто идёт, тот постигает учение Вин Чунь. Идущий по пути новаторства, идёт легко, но путь упирается в стену и поэтому в мире много кто занимается Вин Чунь, но лишь не многие становятся настоящими мастерами.
«Один богатый молодой чиновник увлекся садоводством и со временем у него вырос большой красивый сад. Друзья, приходя к нему в гости восхищались его садом и хвали его за то, что он изрядно преуспел в данном искусстве. Но сам хозяин чувствовал, что чего-то не хватает в том, чем он занимается. Он решил пойти посоветоваться к старому садовнику, который жил на окраине города. Придя к нему, он застал старика за поливкой сада. Тот черпал воду из колодца и носил кувшином к растениям и каждое поливал.
Поприветствовав старика, он спросил его, почему тот не сделает поливочное приспособление, чтобы облегчить себе работу. На что старик ответил – если пользоваться приспособлениями, то в его работе будет меньше сердца, его души, а будет больше мертвой механики. И тогда искусство станет механическим, ненастоящим. Будет утрачен смысл. Тогда сердце будет в беспокойстве, а дух уснет. Услышав такой ответ, молодой чиновник понял чего же ему нехватало.»

Этика Вин Чун

Май 28, 2008 - 2:56 пп No Comments Также:

Основа мироздания разумное первоначало. Великий предел - субстанция вечная, вездесущая и всеобъемлющая сочетается с энергией, конкретно проявляющейся в пяти первоэлементах. Рассматриваемые “пять первоэлементов” мира находятся между собой в сложных отношениях. С одной стороны, каждый элемент рождает следующий за ним и стимулирует его развитие. Из дерева родился огонь, из него - земля, из нее металл, который дает воду, а с другой стороны, каждый элемент угнетается: огонь плавит металл, металл рушит дерево, дерево своими корнями разрушает землю, земля засыпает воду, вода заливает огонь. В этом взаимодействии и взаимоотрицании, в этой борьбе противоположностей заключена реальная основа всего существующего и свершающегося. Каждое явление, каждый процесс, все происходящее представляют собой проявление взаимодействия и борьбы двух противоположностей: движение и покой, активное и пассивное, свет и тьма, внешнее и внутреннее, мужское и женское, сила и слабость, горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. А внутренняя борьба этих двух сил в каждом явлении природы обеспечивает ее движение и развитие в определенных условиях.
“Закон двух противоположностей - это правило в небесах и на земле, это сущность миллиона разнообразных вещей, это родитель всех процессов, это начало и сущность жизни и смерти…”.

Человек - маленькая вселенная. Он построен из тех же первичных материальных частиц по образу вселенной и подобен ей. Он живет и действует под влиянием тех же самых сил, которые властвуют в природе, и подчиняются общим с нею закономерностям. Но человек отличается от всего остального наличием разума и способностью чувствовать и познавать окружающий мир. Мастера интерпретировали накопившиеся в процессе практической работы знания, исходя из таких общепринятых представлений, и закладывали основы своего учения, постепенно превратив его в настоящее богатство традиций.
Надо проникнуть в суть Вин Чунь, и не делать из нее праздной теории. Поэтому в практических занятиях основной смысл заключен в “использовании духа”. Не используя дух разве можно достичь мастерства? В этом случае в Вин Чунь можно лишь увидеть внешний облик, обращаясь же к духу можно осознать внутренний принцип. Углубляясь во внутреннее, надо стремиться к еще большей глубине понимания, тогда во всех сложных ситуациях свободно достигнешь мастерства Вин Чунь.
Ученик должен тренироваться, наблюдая за своими ошибками, удачами и промахами, и тогда его мастерство, естественно, будет день ото дня совершенствоваться.
Тренировки должны быть ежедневными, их прерывать нельзя. Прервешь на один день, потом за три дня не наверстаешь упущенное. Ученики должны помнить это крепко.
Начало ученичества должно быть трудным, а потом легким. Нет иных трудностей, кроме пересечения морей и перешагивания через горы. Тот, кто учится целеустремленно, неустанно и перед занятием тщательно анализирует все промахи, будет день ото дня все более оттачивать и совершенствовать свое мастерство. Если не работать в уединении, а лишь помышлять о громкой славе, то мастерства не достичь.
Технику повторять множество раз, тогда искусство боя само пойдет. Если упражняться в выполнении каждого движения, то можно постичь истинную и неизменную природу каждого движения. Техника пяти животных, хотя и различается по принципам исполнения, но составляет единое целое. Чтобы овладеть мастерством исполнения каждого из них, надо в юношеские годы прилагать все силы, даже отказавшись от сна и забав. Надо отдавать тренировкам все свое сердце день за днем неустанно, тогда боевое мастерство будет совершенствоваться вместе с духом. Если однажды утром постигнешь сокровенный Путь, то вечером можешь умереть со спокойным сердцем.
Когда у ученика возникнет сила и дух, лицо его станет одухотворенным, а в глазах появится таинственно-чудесная сила.
Если взгляд изливает силу, значит, мастерство зародилось в сердце.
Учиться - все равно, что грести вверх против течения: стоит только остановиться и тебя относит назад.
Каждый стиль и школа боевых искусств имеет свою методику тренировок. Благодаря определенной системе ученику легче преодолеть трудности в занятиях, легче понимать их. Своеобразные упражнения, необычное дыхание дают желаемый результат в укреплении тела. С постоянным и постепенным добавлением упражнений, движений, нагрузок, человеческий организм закаляется, проходит трансформацию.
Большое значение в боевом искусстве имеет укрепление организма и поддержание его в надлежащем порядке. Поэтому большое внимание уделяется физическим и психофизическим упражнениям и комплексам. Синтез учений, культур, религиозных течений придает боевому искусству свой необычный колорит. Мастера являются связующим звеном между традицией, стилем, школой и учениками. С целью усиления внутреннего потенциала в росте мастерства, ученикам дают имена, амулеты с символами и символикой школы, которые несут в себе еще и охраняющее действие. В определенных случаях на теле даже делают татуировки, которые имеют определенное значение для того, кто ее носит. Как правило, это не афишируется и держится за дверью школы.
Учитель должен стремиться улавливать самые начальные, еще минимальные изменения в жизнедеятельности ученика. Наблюдая за учеником, он должен стремиться установить что, то новое, что появилось в ученике и то старое, что утратилось. Учитель должен помнить, что ученик изменчив, поэтому необходим тщательный подход к его динамике; учитель не может быть созерцателем - он должен быть практиком. Необходимо не только наблюдать изменения в ученике, но и помочь понять внутренние процессы; исходя из теории пяти первоэлементов, и теории противоположных начал. Необходимо не только помогать одному ученику, но и при этом заботиться о взаимоотношениях всех учеников между собой. Учитель не должен быть только созерцателем и практиком, он обязан быть деятелем: обучая и объясняя ученикам происходящие в них явления, и давая им возможность понять причины, их порождающие, он должен действовать, развивать и укреплять слаженность роста своих учеников.
Ученик лишь тогда станет мастером, когда добьется уверенности в себе, мастерства в боевом искусстве, и избавится от самоуверенности обычного человека. Мастер боевого искусства ищет безупречность в собственных глазах: это смирение, расчет только на себя.
Ученик должен собрать всю свою силу воли на прорыв собственных границ.
Настоящий Мастер держит под контролем мир своей повседневной жизни.
В зале ученика не должны беспокоить ненужные эмоции: страх, нерешительность, отчаяние, сомнения в своих силах, данного учения, Учителя, Школы. Ученик со всей решительностью должен продолжать занятия, несмотря на все преграды и разочарования.
Как у каждого человека, так и у Мастера есть судьба. Он берет ее, какой бы она ни была и принимает в абсолютном смирении, но не как повод для сожаления, а как вызов. Смирение Мастера и смирение нищего - невероятно разные вещи. Мастер ни перед кем не преклоняет своей головы, но в то же время он никому не позволит опускать голову перед ним.
Если ученик проявляет усердие, то знание и сила воли в какой-то момент все изменят.
Ведя поединок, необходимо быть спокойным и собранным и ни в коем случае не ослаблять своей атаки.
Мастер подходит к себе как бы уже к мертвому, поэтому ему уже нечего терять, поэтому он ясен и спокоен. Если судить по поступкам, то нельзя заподозрить, что он контролирует и замечает все.
Ученик постоянно должен разрушать свои границы знаний, после разрушения одних возникают другие и так без остановок.
Ученик, добившись мастерства, не может больше принимать мир в хронологическом порядке, для него мир и он сам не является больше предметным и плотным.
Если человек, выдающий себя мастером, угрюм - это не мастер, мастер должен смеяться над самим собой и над тем, что он делает, но это не смех сумасшедшего.
Если ученик думает, что уже ничего нет для того, чтобы изучать боевое искусство - это не так. Для изучения есть все - это его жизнь.
Из-за любви к разговорам, учение не достигнет желаемого, а лишь будет мешком слов.
Если кто-то считает, что можно родиться мастером боевого искусства, то это не так, никто не рождается мастером, точно также разумным существом, мы сами себя делаем тем и другим.

Наставления.
Человек сам строит свое будущее, ему решать каким путем идти.
- Чудесное рождается от самих людей.
- Беде иль счастью - сам человек хозяин.
Если ты мечтаешь стать мастером, то помни, не медли, сделай шаг по выбранной дороге и двигайся, двигайся к намеченной цели.
- Путешествие в тысячу верст начинается с одного шага.
- Пусть медленно, но двигайся вперед, хуже, когда стоишь на месте.
- Кто ждет, тому не терпится.
Не пытайся добиться всего сразу. Это невозможно.
- Поспешность таит ошибку.
- Даже хороший пастух может потерять овцу из-за множества тропинок, идущих в разные стороны от большой дороги.
- Далекая вода не утолит близкой жажды.
Может раньше тебя постигали неудачи, раньше, но не теперь.
- Раненная из лука птица, боится кривого дерева.
- Каждая неудача делает нас умнее.
Если ты уверен, что освоение боевого искусства то, что тебе нужно, не колебайся и шагай выбранной дорогой, пройди ее до конца, не пугаясь трудностей.
- Если стоишь прямо, не бойся, что твоя тень кривая.
- Недочитанная книга - не до конца пройденный путь.
- Работаешь в поле - не бойся навоза, воюешь - не бойся смерти.
Не отчаивайся из-за неудач, но и не живи иллюзиями.
- Не допускай, чтобы на тебя указывали пальцем.
- Не бойся неурожайного года, а бойся жить надеждой на небо.
- Поток слез не залечит синяка.
И помни, что только упорным трудом можно достичь результата.
- Чтобы овладеть высоким мастерством, надо много трудиться.
- Цветок не распустится - плод не завяжется.
- Брани себя, а не солнце за то, что твой сад не зацвел.
- Самый лучший скакун - выезжен, самый талантливый человек - выкован.
- Если всадник сам не ухаживает за лошадью, он никогда не будет настоящим наездником.
- Мастерство совершенствуется трудолюбием, а утрачивается праздностью.
Сколько сил ты затратишь - таков и будет итог.
- Насколько прольешь пота, настолько съешь каши.
- Собака, всю жизнь просидевшая на привязи, - для охоты не годна.
Поэтому не ленись, а работай.
- Рыба лежа растет - человек лежа портится.
- Ленивой земли нет, есть только ленивые люди.
- Усердным трудом все получишь, а лениться будешь - все потеряешь.
Но не забывай и об отдыхе.
- Кто не умеет хорошо отдыхать, тот не может и хорошо работать.
- Торопи людей за работой, а не за едой.
Не бойся показаться невеждой.
- Не знать - не страшно, страшно не учиться.
- Знаешь - говори, что знаешь, не знаешь - говори, что не знаешь. В этом и заключается истинное знание.
Мудрыми не рождаются, мудрыми становятся.
- Можно быть скромным, не будучи мудрым, но нельзя быть мудрым, не обладая скромностью.
- Если не видишь - взойди на гору. Если не понимаешь - спроси у старшего.
Пока ты молод и у тебя есть возможность учиться, пополняй свой багаж знаниями.
- Не будешь учиться смолоду, пожалеешь в старости.
- Мудрость зависит не от возраста, а от умственных способностей, настоящая дружба проявляется не в одном случае, а постоянно.
- Чем красиво наряжаться, лучше знаниями вооружаться.
- Утром не встал - потерял день, в детстве не учился - потерял жизнь.
- Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.
Тренируй и совершенствую не только тело, но и ум.
- Коли нет ума, так и глаза - что отверстия в стене.
Если ты хочешь достичь настоящего мастерства, не пренебрегай знаниями.
- Пусть ты наделен властью и горделивой осанкой, однако, без знаний твоя красота пуста.
- Если мастер хочет улучшить свою работу, он должен отточить свой инструмент.
- Нож не точить - заржавеет, человеку не учиться - отстать.
- Знание - свет мудрости. Если у тебя есть знания, то весь мир принадлежит тебе.
- Знай себя, знай противника - в ста битвах одержишь сто побед.
Знания - это свет, рассеивающий тьму.
- Цветок в волосах - украшение всего на один день, а драгоценный камень украшает голову вечно.
- Знание - сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает.
Знания - тот фундамент, на котором зиждутся твои убеждения.
- Хочешь строить высокую башню - начинай с фундамента.
- Умный человек убеждает словом. Злобный человек действует кулаками.
И если в фундаменте появилась трещина, значит, где-то допущена ошибка, или твое знание фальшиво.
- Если корень будет кривой, то и росток будет такой.
Важна глубинная суть явления, поступка, вещи, а не маска.
- Нельзя судить о человеке по его внешности.
- Не смотри на человека сквозь щель, это не даст тебе верного представления о нем.
Чтобы распознать, где маска, а где настоящее лицо, надо уметь мыслить, уметь анализировать то, чему тебя учат, и проверять опытом.
- Навоз на одежде - грязь, на поле - удобрение.
- Если учиться и не мыслить, то не будет никаких результатов. Если мыслить и не учиться, то результатов тоже не будет, так как в конечном итоге зайдешь в тупик.
- Слушай, что говорят люди, но и смотри, что они делают.
- Один добрый опыт стоит семи поучений.
- Когда говоришь - думай!
Все познается в сравнении.
Нужно самому искать зерно истины и общаться с единомышленниками.
- Если не бить в барабан, он не издаст звука, если не разъяснить правду, она не станет ясной.
- Человек совершенствуется в общении.
Для этого нужно научиться владеть словом.
- Слово - ключ, открывающий сердца.
- Умный человек убеждает словом. Злобный человек действует кулаками.
Не трать понапрасну время на того, кого все равно не переубедишь.
- Не трать напрасно слов на того, с кем говорить бесполезно.
- Лекарством пошляка не излечишь.
И хотя бытует мнение, что время - это деньги, однако, это не так. Время дороже денег.
- Крупицу золота можно найти, крупицу времени - никогда.
Поэтому не трать его зря. Лучше обрати свой взор на друзей и помогай им по мере сил.
- Будьте единодушными, как сыновья одной матери.
- Помогайте друг другу, как крылья одного орла.
Настоящий друг чист душою. И только настоящий друг укажет тебе на промахи, льстец же, напротив, будет хвалить.
- Настоящая дружба - это чистая вода, мед - дружба фальшивая.
- Человеку так же опасно прославиться, как свинье разжиреть.
Уважай и люби учителя. Не забывай того, кто насытил тебя мудростью.
- Пьешь воду - помни об источнике.
- Чем больше знаешь, тем больше любишь.
- Пользуясь водой из колодца, не забывай того, кто его вырыл.
- Старый человек в семье сокровище.
Изучай историю, чтобы понять настоящее, надо знать прошлое.
- Вспомни прошлое - поймешь настоящее.
- Не заботясь о далеком, пострадаешь от близкого.
- Охраняй прошлое, но знай новое.
Наслаждайся каждым мгновением жизни. Жизнь - великая ценность.
- Долька апельсина так же хороша на вкус, как и целый апельсин.
- Спасти одну человеческую жизнь лучше, чем построить семиэтажную пагоду.
Заботься о будущем и не страшись старости.
- Уходя на десять дней - думай о дожде и ветре, уходя на сто дней - думай о холоде и жаре, уходя на тысячу дней - думай о жизни и смерти.
- Подготовишься на досуге - воспользуешься в спешке
- Сбережешь в день горсть зерна - через десять лет накопишь амбар
- Не бойся постареть, бойся, чтобы душа не постарела.
- Не радоваться похвале и высокой оценке заслуг, не возмущаться бранью и насмешкой, чистосердечно уйти с головой в науку - вот признак настоящего ученого.
- Не взобравшись на гору, нельзя увидеть долины.
Источник www.wingchun.2mcl.com

Tags: вин чун, этика Posted in Интересно

Ошибки и заблуждения

Май 28, 2008 - 2:53 пп No Comments Также:

Среди новичков в мире восточных единоборств и даже среди опытных поклонников рукопашного боя часто встречается путаница в терминах и смысловых значениях таких, казалось бы, известных слов, как Ушу, Кунг-фу, Вин Чун…

Слово Ушу (У Шу, Ву Шу) означает дословно Военное Искусство. За этим понятием стоит широчайший спектр направлений и стилей единоборств от стрельбы из лука и владения копьем до китайского бокса и борьбы, от спортивной гимнастики до боев без правил, так называемых лэйтай. Общим понятием Ушу объединены школы единоборств шаолиньского и даосского направлений, из которых произошли такие популярные сегодня спортивные единоборства как карате, айкидо и джиу джитсу.

В систему Ушу входят также и боевые, и лечебно-оздоровительные практики цигун, что переводится, как работа с энергией Ци, внутренней силой человеческого организма, биоэнергетикой, которую практик учится использовать, мобилизуя скрытые резервы в своих интересах.

Термин Кунг-фу (Кунфу, Кунгфу) как обозначение восточных единоборств стал известен миру сравнительно недавно. У китайцев есть понятие «Гунфу», что переводится, как «мастерство». Первоначально кунгфу означало мастерство в любом виде человеческой деятельности. Позднее, с распространением популярности боевых искусств Китая в мире за термином Кунг-фу закрепилось определение «виды восточных единоборств».

На сегодня известно более трехсот стилей и направлений Ушу-Кунг-фу, которые дали начало единоборствам, в том числе и за пределами самого Китая. Так, например древняя китайская борьба шуайцзяо дала развитие борьбе сумо, считающейся национальным единоборством Японии. Техники китайской Цинь-на («разрывать и хватать») легли в основу дзюдо, джиу джутсу и айкидо.

Не избежало влияния шаолиньских стилей китайского Ушу и японское карате, в том числе и такое популярное его направление как кекусинкай (киокушинкай), разработанное Оямой Масутацу.

Вин Чунь – один из стилей южного шаолиньского кунгфу, который основан на традиционных для Южного Китая коротких техниках ближнего боя. Это часть огромной традиции Ушу – великого наследия народной культуры Китая.

О ВИН ЧУН
(К оглавлению)

В мире китайских боевых искусств школа Вин Чун занимает особое место, подобно тому как в японском каратэ школа Кёкусинкай выделяется своей непохожестью на другие. Хотя в её символе, пятилепестковом цветке сливы, зашифрованы основные принципы китайского мышления – пять первоэлементов, восемь триграмм, два начала бытия – мистические аспекты имеют в этой школе небольшое значение. Главные роли в ее практике играют учебный спарринг и работа на манекенах, а не шлифовка старинных форм или упражнения “в пустоту”. Простота, целесообразность и здравый смысл – вот что составляет теоретическую платформу школы.

Если верить легендам, её создала в XVI веке буддийская монахиня Вин Чун (в другом прочтении иероглифов Юн Фан), имя которой означает “Весенний цветок”, или “Сияние весны”, “Вечная весна”, словом, что-то свежее, красивое и цветущее. То, что создателем этой системы была женщина, определило такие её особенности, как преобладание мягкости над жесткостью, ловкости над силой, защиты над нападением, ближнего боя над дальним, техники рук над техникой ног. Если вы посетите тренировку в школе Вин Чун, то не увидите там никого, кто занимался бы растяжкой для ударов ногами в голову, или отрабатывал бы контратаки по схеме “блок-удар”. Скорее всего, вам бросятся в глаза странные движения руками бойцов, работающих попарно. Эти движения называются “Чи Сао”, что означает “липкие руки”. Со стороны они выглядят довольно забавно (однажды при мне их назвали чем-то средним между трепыханием крыльев и вымешиванием теста), но всякий, кто пытался спарринговать с бойцами Вин Чун, скажет вам, что техника “липких рук” очень эффективна (для тех, кто ею владеет) и опасна (для тех, против кого её применяют). Ещё вы, несомненно, обратите внимание на размещенные возле стен деревянные или металлические манекены, и на то, как много времени уделяется отработке с их помощью приёмов защиты и нападения.

Один из основных принципов Вин Чун, это принцип центральной оси, т.е. оси, мысленно проводимой вдоль позвоночника сквозь человеческое тело. Принцип центральной оси имеет два важных следствия. Во-первых, то, что всё внимание уделяется её защите. Это выглядит так: вы держите руки, слегка согнутые в локтях, выставленными вперед от центральной линии, а локти защищают тело по бокам. Блоки, в классическом понимании этого слова, здесь не используются, оборонительные действия направлены на то, чтобы отклонять удары противника в сторону от центральной линии. Таким образом, на оборону тратится минимум движений и сил.

Во-вторых, атаки осуществляются от вашей центральной линии прямо в центральную линию тела противника (в этом плане Вин Чун напоминает боевое искусство тибетских лам и корейскую школу Тхэккён). Надо отметить, однако, что несмотря на внешнюю простоту, такой удар достаточно труден в исполнении. Надо добиться того, чтобы противник при соприкосновении с вашей рукой ощущал через неё воздействие всей массы вашего тела. Зато результаты будут поразительные! Достаточно попасть в подбородок противника, и он рухнет в глубокий нокаут.

Другой важный принцип – это атака по прямой линии. Так как прямая является кратчайшим расстоянием между двумя точками, она самая лучшая и наиболее целесообразная траектория для ударов. Почти вся техника Вин Чун, за очень немногими исключениями, соответствует этому принципу. Вот что говорит сифу из Гонконга Лян Тин, наиболее популярный мастер-наставник Вин Чун в США: “Чем меньше диаметр круга, по которому проводится приём, тем он эффективнее. Мы стремимся круги сводить к прямым линиям”.

Следующий принцип можно назвать принципом пружины. В школе Вин Чун проводят различие между грубой силой и упругой. Грубая сила подобна могучему дубу, в который можно упереться и сломать. А упругая сила – это пружина, сломать которую невозможно. Если на нее действует грубая сила, она какое-то время сжимается, а затем резко высвобождается и наносит хлёсткий удар. Руки бойца в стиле Вин Чун работают как две пружины, постоянно сжимающиеся и снова выскакивающие вперёд. Действия руками соответствуют здесь девизу: “Пружинь, когда тебя атакуют, не отрывай рук от противника, чтобы он ни делал, и атакуй, как только он хотя бы на миг открылся!”. Когда бойца Вин Чун атакуют, он, следуя этому девизу, уступает с сопротивлением (”пружинит”), давая своим рукам возможность накопить энергию. Когда же противник убирает свою руку или ногу для следующей атаки, руки бойца неотступно следуют за неприятелем, и как только тот на мгновение приоткрывается, автоматически наносят удар. В школе Вин Чун отступление не признаётся. Вместо него используют принцип вращения. Когда противник делает выпад, атакуя вас, вы просто разворачиваетесь как флюгер, или немного отклоняетесь в сторону от линии атаки, чтобы конечности и тело противника прошли сбоку от вас. А ваши руки помогают при этом направить его атаку в сторону от центральной линии. Следующий принцип гласит, что сражаться с врагом надо “нос к носу”, а не “нос к кулаку”. Это значит, что с какой стороны и как бы не нападал противник, необходимо разворачиваться к нему лицом, следуя, подобно стрелке компаса, за его центральной линией.

Принцип “сохранения центра тяжести” требует держать корпус и голову прямо, использовать верхнюю и нижнюю части тела как единый механизм, прикреплённый к центральной линии. Вы никогда не увидите, чтобы боец Вин Чун стелился по земле в низкой стойке, или перегибался в поясе, что встречается в большинстве других стилей кунг фу. Он всегда держится прямо, а вес тела приходится преимущественно на заднюю ногу. Эта поза называется стойкой “лука и стрелы” (впереди стрела, позади дуга лука), она даёт возможность наносить удары тремя конечностями одновременно – двумя руками и передней ногой. В этой стойке боец к тому же малоуязвим для подсечек, т.к. его передняя нога не нагружена весом тела, ее можно убирать, использовать для блоков или стопорящих ударов.

Перечисленные принципы сифу Лян Тин иллюстрирует легендой о “человеке-компасе”. Легендарный “Жёлтый император” (Хуан-ди) послал своих воинов в лес, чтобы отыскать спрятавшегося там его злейшего врага Чжи Ю. Воины в густом лесу полагались на свое зрение, которое их всё время подводило, так что они плутали по кругу. Тогда император велел выточить из огромного куска магнитного железняка фигуру человека с простёртой вперед рукой. Эту фигуру установили на стержне поверх повозки таким образом, что она могла свободно вращаться вокруг оси. Понятно, что её рука всё время указывала одно и то же направление. С помощью “человека-компаса” воины смогли придерживаться заданного направления, нашли и уничтожили врага. В этой легенде в аллегорической форме раскрываются принципы прямого положения тела, неуклонного продвижения в избранном направлении, атаки по прямой линии, принцип вращения, и ещё многое другое. Просто диву даешься, когда приходится слушать китайских мастеров, как они ухитряются из любой древней сказки извлекать массу полезных сведений!

Тактика Вин Чун, говоря кратко, заключается в следовании следующим трём принципам:
– Нападай без промедления, атакуй первым. Если станешь ждать, пока нападут на тебя, то потеряешь инициативу, а возможно, и нечто большее;
– Смело иди на сближение с противником. На ближней дистанции боец Вин Чун обладает значительным преимуществом, тем более, что многие популярные школы и стили фактически игнорируют ближний бой;
– Будь непреклонен, похорони противника под шквалом ударов. Атаки руками в школе Вин Чун нередко сравнивают с пулемётным огнём, и говорят о них так: «открой огонь и опустоши всю ленту!».

Всё это говорит о том, что один из самых важных аспектов стиля Вин Чун, позволяющий сокрушать любого противника – высокая скорость действий. Скорость ударов гораздо важнее, чем их сила. Не надо думать, однако, что они так уж слабы. Демонстрируя при мне свой знаменитый “взрывной” удар в корпус с расстояния в один дюйм (2,5 см) от противника, сифу Лян Тинг легко сбил с ног человека в полтора раза тяжелее себя. Мощь такого удара генерируется исключительно в руке и запястье, поэтому нет надобности дополнять его движением ног или бёдер, хота почти во всех других школах кунг фу это считается аксиомой.

Последний принцип Вин Чун, который я хочу назвать здесь, это принцип “одновременной защиты и атаки”. Вместо того чтобы отклонять удар противника от своей центральной линии одним движением, а контратаковать другим (и, к тому же, другой рукой), боец Вин Чун один и тот же приём использует и для обороны, и для атаки. Но секрет таких действий не в выборе приёмов, а в особой тренировке чувствительности рук, упомянутой в начале статьи – “Чи Сао”. В самом общем виде “Чи Сао” можно охарактеризовать как упражнение, в ходе которого два партнёра поочерёдно нападают и защищаются, соприкасаясь руками в районе запястий и ни на секунду не разрывая этот контакт.

Метод “липких рук” не только развивает чувствительность к движениям противника, хорошую подвижность в суставах во всех плоскостях, ощущение “упругой силы”, но и способствует выработке автоматизма действий в поединке. Ведь размышление, даже краткое, это самое большое препятствие для быстроты действий. Если человек привык получать информацию посредством зрения, то ему надо сначала увидеть незащищённое место, затем решить, как именно ему следует атаковать и лишь потом действовать. Это не только медленный процесс, но и не очень надёжный, т.к. зрение может нас обмануть (собственно говоря, на этом свойстве зрения основаны все финты и другие уловки). В каратэ данное препятствие пытаются обходить за счёт наработки большого количества автоматизированных стандартных связок приёмов. В школе Вин Чун благодаря методу “Чи Сао” боец учится чувствовать руками слабые места в обороне противника и бить в эти места немедленно, без всяких пауз на раздумья. Чтобы научиться такому способу действий, требуется не менее двух лет интенсивных тренировок. Зато, когда человек достигает рефлекторности своих действий, он воспринимает это почти как чудо. Он вдруг видит, как его кулак словно сам по себе устремляется вперёд и проводит удар! А когда подобные вещи начинают происходить с ним на каждой тренировке, тогда приходит уверенность, что теперь в самом деле можно драться с кем угодно. Спустя ещё года четыре боец Вин Чун начинает действовать как робот, автоматически реагирующий на любую атаку противника, поглощающий силу его ударов своими “пружинами” и мгновенно возвращающий ее в сокрушительных ударах. Сразиться с таким человеком, это то же самое, что наступить на грабли и немедленно получить удар рукояткой в лицо!

Теперь поговорим немного о манекенах. Технические устройства для обучения воинов появились очень давно. Уже римские легионеры и гладиаторы широко использовали их (это хорошо показано в американском фильме “Спартак”). Конструкция таких устройств обычно скрывалась, т.к. от них в немалой степени зависел уровень боевой и физической подготовки армии. На Востоке, особенно в Китае, славившемся своими инженерами, тренажёры различных типов использовались в большинстве традиционных школ боевых искусств. Классический деревянный манекен Вин Чун – одно из простейших устройств для отработки техники блоков и ударов, их связок и для укрепления мышц

Цветущая Весна

Май 28, 2008 - 2:43 пп No Comments Также:

История китайских воинских искусств прослеживается уже полторы тысячи лет. Она полна древними традициями, документальными рассказами о мастерах, невероятными историями и поэтичными легендами. Это мир, многочисленные



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: