ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




ЛЕКЦИЯ 9 на тему

Внеурочную деятельность школьников — систему занятий и общения учащихся в школе после уроков — можно планировать прежде всего в рамках клуба. Внеурочная работа определяется как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса в школе и одна из важных форм валеонаправленной организации свободного времени, специальной педагогической деятельности по развитию культуры здоровья младших подростков в системе функционирования клуба ВОЖДЬ при активном участии класс­ных руководителей, учителя валеологии школы, социального педа­гога, учителя физкультуры, психолога. Ведутся поиск и апробация методически разнообразных форм, приемов, методов клубной ра­боты. С. Т. Шацкий, характеризуя особую роль руководителя дет­ского клуба, подчеркивал необходимость «вечного искания» на основе изучения «детской природы, детских инстинктов, детских потребностей». Он писал: «Когда руководитель ищет новые фор­мы, детям всего лучше. Они прекрасно понимают это искание. И нередко слово "не знаю", сказанное руководителем, создает то настроение, которое им нужно. Поэтому человек с непосредствен­ной душой может больше дать детям».

И действительно, внеурочная деятельность привлекает школьни­ков прежде всего возможностью неформального общения, когда удовлетворяются информационно-познавательные, валеологиче­ские запросы и интересы, интерес младшего подростка к само­познанию. В такой работе используются следующие формы само­познания: анкеты, сочинение-исповедь, сочинение-самоанализ, описание и изготовление автопортрета, анализ происшедшего. Школьникам можно предложить написать автобиографические сочинения и заострить внимание на следующих вопросах: на кого бы он хотел быть похож и почему, что и почему ему хотелось бы изменить в своем образе жизни, что ему нравится и не нравится в своем поведении. Рекомендуются и другие темы сочинений («Что ты делаешь, чтобы быть здоровым?», «Что значит быть здоровым?», «Я и ЗОЖ» и др.).

Подросткам-шестиклассникам предлагается нарисовать авто­портрет. Предварительно рассмотрев себя в зеркале, они должны передать сходство, стремиться изобразить себя, но и одновремен­но размышлять: «Какой я?»

Школьникам рекомендуют заполнить именную анкету, кото­рая включает свой девиз, любимую фотографию, а также ответить на вопросы, что они любят больше всего: любимое время года, лучший друг, любимый вид спорта, любимая книга, любимое за­нятие в свободное время, любимый фильм, любимая телепереда­ча, любимая песня, любимый цвет, любимое блюдо.

Им предлагают продолжить предложения («О себе...»):

Режим дня мне нужен для...

Если меня спросят: «Что ты делаешь, чтобы быть здоровым?» — я отвечу...

Мне больше всего в себе нравится...

Единственное, что я хотел(а) бы в себе изменить, — это...

Здоровье необходимо мне для...

Выполнение такого рода заданий очень важно для младших подростков, так как опирается на их главные, базовые потребно­сти — потребность в здоровье и чувство собственного достоин­ства. Каждый из них во время занятий чувствует, что его видят, с ним считаются и он интересен для взрослого. Такая форма работы предполагают душевное внимание, обращенное к отдельному уче­нику. При этом есть возможность помочь детям посмотреть на себя со стороны, узнать себя, свои интересы, оценить уровень своего здоровья. Весь материал затем собирается в отдельные папки раз­вития каждого ребенка, а в индивидуальном «Дневнике здоровья» совместно с учениками фиксируются результаты наблюдений.

Учитывая, что человек не только формирует свои ценности, свое «Я», смотрясь в другого человека, но и не может не раскрыть свою индивидуальность, не осознать ее без взаимодействия с другими людьми, занятия строятся так, чтобы каждый участник вступал в активное взаимодействие с остальными подростками, развивая свои рефлексивные способности. В силу этого обучение рефлексии осу­ществляется в процессе выполнения тренинговых упражнений.

Тренинговые упражнения. Это один из методов, применяемых в ходе социально-психологического обучения, которое обеспечива­ет интеграцию различных прикладных аспектов психологии, эле­ментов психотерапии, организации умственного труда, культуры эмоций и мышления, творческого потенциала педагогического общения в процессе формирования гармоничной личности. Во время тренинговых упражнений подросток обычно чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он пользуется пол­ным доверием ребят и не боится доверять окружающим. Он окру­жен заботой и теплом, сам искренне заботится о своем здоровье и здоровье окружающих людей, помогает им и рассчитывает на их помощь. Этот метод позволяет ученику получить обратную связь, т. е. узнать мнение окружающих о своей манере поведения, при­вычках, о чувствах, которые испытывают люди, общающиеся с ним.

Во время тренинговых упражнений подросток активно экспери­ментирует с разными стилями общения, усваивает и отрабатывает совершенно иные, несвойственные ему ранее навыки и умения, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. Все это дает ему возможность сопоставить свой образ жизни с обра­зом жизни одноклассников, интенсивно осваивать наиболее эф­фективные способы взаимодействия. Эти умения приобретаются в процессе выполнения тренинговых упражнений, которые помо­гают каждому ученику выразить себя своими индивидуальными средствами. Для повышения эффективности применения данного метода важно умение педагога, находящегося в одном кругу с деть­ми, создать доверительную атмосферу, быть равноправным участ­ником занятия. Только при таком условии ребята смогут сами проникать в сложные пласты психики человека, «открывать» себя и других, а через самопознание научиться основам ЗОЖ с товари­щами, педагогами, родителями. Поэтому в тренинговых упражне­ниях на каждом занятии образуется своеобразный цикл: действую — чувствую — получаю обратную связь — анализирую.

Наиболее эффективное тренинговое упражнение — упражнение «Делай, как я». Учитель (социальный педагог) в качестве домаш­него задания предлагает вспомнить и записать, какие валеологиче­ские дела, поступки младшие подростки совершили за прошедшую неделю и какие чувства при этом испытали. При подведении итогов педагог выбирает самого активного, деятельного валеолога из числа школьников, который делится со всеми своими достижениями, рас­сказывает о своем образе жизни, дает советы по его реализации. Подобные занятия проводятся в конце каждой недели и завершают­ся выбором лучшего валеолога, который становится активным валео-консультантом и помощником учителя на следующем занятии.

Учитывая, что процессы обучения и воспитания должны быть тесно взаимосвязаны, задача педагога заключается не только в организации самопознания подростка, но и в оказании ему педа­гогической поддержки в процессе совершенствования. Человек не может раскрыть свою индивидуальность, осознать себя без вза­имодействия с другими людьми. Поэтому необходимо строить работу так, чтобы подростки вступали в активное взаимодействие с одноклассниками, взаимооценивали здоровьесберегающую дея­тельность, писали взаимные характеристики, благодаря которым растет желание стать лучше, изменить свой образ жизни.

И здесь главная задача — сначала изучить, затем перестроить самооценку подростков, сформировав у них внутреннюю готов­ность к исправлению своей «Я»-концепции. Очень важно напра­вить волевые усилия учащихся на поиски путей совершенствова­ния своего здоровья на основе здорового образа жизни, развития целеустремленности и организованности в своих действиях. По­мощь в организации самовоспитания предполагает особую чут­кость и тактичность учителей. Подростки с заниженной самооцен­кой, с низким реальным статусом в коллективе больше, чем дру­гие, нуждаются в положительных переживаниях, связанных с опы­том школьной жизни. Поэтому необходимо преднамеренно со­здавать такие ситуации, которые можно назвать «авансированием успеха». Неуверенным ребятам отдаются наиболее значимые роли в организации тех или иных валеологических дел, общеколлек­тивных праздников, что помогает им обрести состояние эмоцио­нального благополучия и уверенности в своих силах.

Ролевая игра «Имаготерапия». Иначе можно назвать — лечение создаваемым образом — это тренировка человека в воспроизведе­нии комплекса характерных образов, предложенная И. В. Вольпер-том. Подростки включаются в нее, чтобы приобрести уверенность в себе. Этот метод мы советуем применять самым неуверенным в себе подросткам. Техника его заключается в следующем. Стоя перед зеркалом, нужно «вылепить» из себя скульптуру под названием «Бодрость, уверенность, сила, жизнерадостность» и обязательно запомнить позу, мимику и испытываемые при этом чувства. А да­лее «надевать» позу бодрости в самые важные моменты: когда не­уютно или страшно, когда расстроен, рассержен или обижен, ког­да что-то не получается, и затем записывать в «Дневник здоро­вья», какое чувство при этом возникает. В результате постепенно приобретается уверенность в себе, своих силах, дети с радостью идут в школу и на занятия клуба ВОЖДЬ.

Учитель, социальный педагог должны учитывать, что одни школьники более интровертны, обращены внутрь себя, замкну­ты, склонны к самоконтролю, самокопанию, внутреннему беспо­койству, другие — более экстравертны, обращены вовне, с актив­ным поведением, у них слабее самоконтроль, больше внутренней свободы. Тем не менее и те и другие нуждаются в помощи. Необ­ходимо обогатить опыт ребят проявлением себя, взаимодействи­ем с людьми, создавать условия для сравнения себя с другими, корректируя тем самым самооценку.

Индивидуализация формирования культуры здоровья. Осуществ­ляется поэтапно. Изучение личности подростка позволяет адек­ватно проектировать развитие его личностных валеологических качеств и валеологического поведения за счет системного осущест­вления групповых и индивидуальных форм совместной деятель­ности по валеологизации личности. Установление непосредст­венных валеограмотных контактов между учителями, социальными педагогами и учащимися помогает корректировке хода и резуль­татов процесса валеовоспитания.

Реализация индивидуального подхода повышает уровень куль­туры здоровья младших подростков при следующих условиях. Во-первых, педагог должен владеть формами и методами инди­видуального воспитательного воздействия на личность ребенка;

во-вторых, опираться на положительное в личности каждого школьника, проявляя уважение к его представлениям, интересам, потребностям; в-третьих, учитывать особенности уровня разви­тия коллектива и свои собственные; в-четвертых, создавать в учеб­но-познавательной и внеучебной деятельности условия для рас­крытия и самореализации индивидуальности как обучающегося, так и своей собственной.

Внеурочная практическая деятельность младших подростков предполагает непосредственное участие школьников в выполне­нии связанных с ней конкретных заданий или поручений, что способствует приобретению соответствующих умений и навыков. В организации практической деятельности необходимо исходить из двух направлений педагогической работы: нарабатывать пер­вичный опыт валеологического поведения и фиксировать этот опыт в рамках здоровьесберегающих и значимых видов деятельности.

Накапливая первичный опыт валеологического поведения, пе­дагог ставит задачу развития и привития младшим подросткам умений и навыков валеологического отношения к себе и окружа­ющим людям. Особое внимание он уделяет навыкам сотрудниче­ства и заботы о здоровье (умение самому вести ЗОЖ и помочь другому в выборе образа жизни; умение быть творцом своего на­строения и настроения окружающих; умение самостоятельно, без потерь в здоровье выходить из конфликтных ситуаций). Развитие таких поведенческих навыков в рамках клуба ВОЖДЬ достигается за счет активного участия в днях здоровья, валеологических КВН, спортивных праздниках.

Организационно-воспитательный процесс развития культуры здоровья реализуется прежде всего через систему педагогических методов, приобретающих наибольшую эффективность, если пе­дагог умеет удачно выбрать и скомпоновать адекватный комплекс педагогических средств, обогащающих процесс воспитания лич­ности. Целесообразность выбора методов в конкретной ситуации обусловлена спецификой овладения младшими подростками нор­мами валеологического образа жизни, т.е. их продвижением от эпизодически-фрагментарного к устойчивому активно-деятельно-стному уровню. Такое продвижение заключает в себе ряд этапов: от элементарного обобщения знаний и умений до способности ориентироваться на них в знакомой ситуации, до проявления ва­леоповедения независимо от ситуации и умения поступать в соот­ветствии с ним в типичных случаях, наконец, до внутренней го­товности (установки) и осознанной позиции человека на выбор и реализацию валеологического поступка.

Процесс общения на занятиях «Школы здоровья» стимулиру­ется взаимосвязанными педагогическими методами и приемами:

- ролевыми играми;

- тренинговыми упражнениями;

- созданием проблемных ситуаций;

- анализом суждений сверстников.

Ранее уже отмечалось, что к особенностям младших подрост­ков относится их повышенный интерес к мнению значимых сверст­ников. Рассуждения других ребят делают разговор более убеди­тельным, поэтому в ходе беседы каждый школьник может и мо­тивированно отвергнуть, и принять точку зрения сверстника. Материал для обсуждения обычно берется из художественной ли­тературы или из сочинений школьников. Так, в ходе беседы «Черты характера моего героя и какой характер у меня» можно использо­вать сочинения ребят на тему «Самый волевой человек, которого я знаю», обсудив вопросы: от чего зависит судьба человека? С чего начинается успех? Зависит ли здоровье человека от его воли? Как тренировать волю?

Совместно обсуждаются утверждения подростков о том, что тренировка воли начинается с пустяков. Какие же это пустяки? Учащимся предлагается отдохнуть — прикрыть глаза, посидеть спокойно, затем сделать глубокий вдох и выдох и после этого ответить на вопрос: как воля влияет на их состояние? В процессе беседы школьники приходят к выводу о необходимости соблюде­ния следующих ежедневных правил поведения.

1. Делать утреннюю зарядку.

2. По утрам обтираться или обливаться холодной водой.

3. Ложиться вовремя спать.

4. Заниматься спортом.

5. Каждый день бывать на свежем воздухе.

6. Не расстраиваться по пустякам.

В конце занятия учащиеся получают домашнее задание: по­наблюдать за собой в течение 3 — 4 недель с целью выявить, на­сколько выполнимы подобные правила. Результаты записывают­ся или зарисовываются в «Дневнике здоровья».

На занятиях создаются воображаемые ситуации, близкие жиз­ненному опыту младших подростков, выступающие как прием эмоционального стимулирования. Они ценны тем, что позволяют вести разговор на актуальные для школьников темы, связанные с их собственным опытом, их переживаниями. Так, коллективный анализ ситуации-аналога помогает ребятам сделать правильный, соответствующий здоровому образу жизни выбор в затрудненных, противоречивых жизненных обстоятельствах, а лучшими матери­алами для анализа конфликтных ситуаций являются ситуации, взятые из художественных произведений — книг, фильмов, спек­таклей, близких жизненному опыту школьников. Это позволяет, во-первых, вести разговор на нейтральном материале, не задевая конкретную личность; во-вторых, соединить два стимула — эмо­ционально-образный и проблемно-поисковый, что усиливает эмо­циональный накал ситуации.

Руководителю клуба важно учитывать, что анализ ситуаций требует специальных умений, над формированием которых также можно работать в ходе занятий «Школы здоровья». Прежде всего необходимо соотносить анализируемое явление с нормами здоро­вого образа жизни; определять значимость анализируемого для здоровья человека; устанавливать причинно-следственные связи; предвидеть возможные результаты в валеологическом поведении; мотивировать свою оценку, самостоятельно принимать решения. В арсенале руководителя «Школы здоровья» должны быть не только традиционные, но и филигранно-тонкие способы и приемы вос­питания, в том числе приемы, адресованные отдельной личности, ибо личность — это всегда индивидуальность.

Проявления самосознания как самонаблюдение, самопознание и саморегуляция состояния своего здоровья становятся необходи­мыми потребностями младших подростков. На занятиях решает­ся задача привития учащимся умения самостоятельно анализиро­вать, самим находить причины своих неудач и уметь делать практические выводы. С целью реализации этой задачи подрост­кам были предложены задания, направленные на анализ собствен­ных поступков, определение их характера, а также выявление лич­ностных характеристик. Рассмотрим фрагмент занятия в V классе «Семья — источник душевного комфорта». Цель занятия — пока­зать, что разногласия возникают в силу отсутствия взаимопони­мания между детьми и родителями: дети не понимают родителей, а родители — детей. Занятия в клубе способствуют восстановле­нию их отношений. В центре внимания вопросы: почему нет взаи­мопонимания и можно ли его достигнуть? Почему все истины необходимо усваивать смолоду? Учитель предлагает ребятам про­вести небольшую, но очень важную исследовательскую работу и посмотреть, какие получатся результаты. Для этого предлагается разобрать несколько ситуаций, которые, как правило, служат яб­локом раздора, особенно тогда, когда люди не стремятся понять друг друга.

Ситуация 1. Поздний вечер. Пора спать. Мама без конца повторя­ет: «Иди спать, утром тебя не добудишься». У тебя интересное занятие или книга. Ты начинаешь спорить... Мама повысит голос, запретит или махнет рукой... ты с обидой ляжешь спать.

Ситуация 2. Вероятно, вам надоело, что взрослые без конца повто­ряют: «Держись прямо», «Не сутулься». Замечания часты. Какова ваша реакция? Почему же мы забываем о том, что приносит нам пользу? Нельзя быть уверенным в том, что, если с детства не приучил себя иметь краси­вую осанку, делать по утрам зарядку, будешь иметь приличную фигуру.

Затем учащимся предлагается проанализировать результаты своего со­противления. Высказываются разные точки зрения, в ходе обобщения делается совместный вывод. Каждому человеку хочется, чтобы его потом­ство было лучше, чем он сам. Вот почему родители, уже умудренные опы­том, очень часто повторяют: делай так и не делай этак... Они не хотят, чтобы их дети напрасно тратили время на то, что заведомо приведет к неудаче, вызовет разочарование, нанесет урон здоровью. Поэтому они часто и повторяют: «Это можно, а это нельзя». Родители — самые люби­мые и близкие люди. Прислушиваться к их мнению, стараться избегать конфликтных ситуаций — основная задача каждого ребенка. Поэтому не­обходимо задуматься, что может сделать каждый, чтобы жизнь семьи была бесконфликтной. Возможно, эти размышления помогут детям лучше по­нять своих мам и пап, бабушек и дедушек, понять их настоятельную забо­ту об их благе.

Таким образом, необходимо прививать учащимся умение це­ленаправленно анализировать. Однако в процессе самоанализа подросток не должен сосредоточиваться на отрицательных сторо­нах и бесконечных переживаниях, заниматься самокопанием, ко­торое может привести к замыканию в себе.

Необходимо помочь младшим подросткам выработать потреб­ность в ведении ЗОЖ, преодолевать страх, приобрести уверен­ность в себе, своих силах, развивать валеологические убеждения и валеологические чувства, используя метод игры.

Сочетание словесных методических приемов с игровыми. Имен­но игра позволяет реализовать все ведущие функции обучения (образовательную, развивающую и воспитывающую), способству­ет активизации познавательной деятельности школьников, раз­витию их самостоятельности и формированию широких познава­тельных интересов.

Игра с элементами поиска. Это занятие чрезвычайно увлека­тельное для младших подростков. Введение игровых ситуаций в беседу дает возможность ставить в заинтересованную позицию уча­стника коллективной деятельности. Методы убеждения и упраж­нения в результате максимально сближаются, взаимопроникают, создается атмосфера естественного «вхождения» в конкретную си­туацию валеологического содержания. Используя метод игры, учи­тывают ее многогранность: это и самостоятельная деятельность, способствующая всестороннему развитию личности, и средство формирования и сплочения коллектива, и способ общения, и ме­тод организации других видов деятельности, и особое эмоцио­нальное состояние.

Сюжетно-ролевые игры. Они помогают подросткам инсцени­ровать условия воображаемой ситуации, если учащиеся при этом выполняют определенные роли. В ходе сюжетно-ролевой игры деятельность, имеющая личностное значение для каждого учаще­гося, превращается в общественно значимую, что имеет ценность для становления и развития личной активности, самостоятельно­сти, инициативы. В то же время сюжетно-ролевая игра — это по форме маленькая пьеса, разыгрываемая перед классом, где идея обыгрывания и создания проблемно-поисковых ситуаций зачас­тую принадлежит педагогу. Именно он, разрабатывая оптималь­ную модель занятия, создавал и «проигрывал» в своем воображе­нии конкретный эпизод. Правда, иногда можно предварительно знакомить ребят с примерным содержанием игры, давая время тем, кто решился принять в ней участие, обдумать свою роль, слова и поведение (по отдельности или вместе). Иногда такого времени нет, и ее участники сразу приступают к разыгрыванию, придумывая на ходу диалоги, реплики, действия. В игре-эксп­ромте ребята используют знакомую, многими пережитую ситуа­цию. Школьники свободно и естественно ведут себя, а обсужде­ние фрагментов игры, повторное проигрывание ситуаций, в кото­рых были показаны правильные формы поведения, воспринима­ются младшими подростками с явным интересом.

Учитель, социальный педагог предлагают подросткам и имита­ционные игры, устраивая маленький театр, разыгрывая ситуации, важные для привития учащимся необходимых практических на­выков и давая знания гигиенического характера, с целью научить их оказывать первую доврачебную помощь при различных по­вреждениях организма (травмах, отравлениях), ознакомить с мера­ми профилактики различных заболеваний, расширить их знания о влиянии здорового образа жизни на здоровье человека.

Рассмотрим фрагмент занятия с применением именно такого вариан­та игры: разыгрывается ситуация посещения врача в травмопункте боль­ным с переломом руки. Входит девушка, у нее замотано платком пред­плечье.

«Врач» (обращаясь к «медсестре»). Снимите у больной повязку («мед­сестра» помогает снять с руки повязку). Да, сильный отек, вероятно, сло­мана лучевая кость. Вы упали?

«Пациент». Я поехала в лес за грибами, упала на руку. Сразу же реши­ла вернуться в город, а пока ждала электричку, некоторое время подержа­ла руку под струей холодной воды из колонки.

«Врач». То, что держали руку под холодной водой, правильно, а вот повязка ваша никуда не годится. В первую очередь необходимо зафикси­ровать кости предплечья шиной из дощечки, плотной картонки или не­скольких веточек, которую затем туго забинтовать. Шина обязательно должна захватывать два соседних с местом перелома сустава.

«Медсестра» показывает, как это делается, накладывая шину на здоро­вую руку девушки.

«Врач». Советую вам запомнить: выезжая на природу, берите с собой маленькую аптечку с самым необходимым, где должны быть бинт, в том числе и эластичный, для тугого бинтования и косынка для фиксирования руки, если вдруг ее повредите. А теперь пройдите в перевязочную, где вам будет наложена гипсовая лангета.

В этом сюжете закрепляются знания, полученные в учебное время по теме «Оказание первой помощи при травмах опорно-двигательной системы».

В ходе проведения таких занятий можно увидеть, что эффектив­ность сюжетно-ролевых игр в развитии навыков валеологического поведения высока. Занятия в «Школе здоровья» раскрепощают детей, создают предпосылки для раскрытия и развития индивиду­альности, способствуют формированию готовности к самовыра­жению и самореализации, совершению действий, направленных на сбережение своего здоровья и здоровья окружающих.

Привычки валеологического поведения формируются в про­цессе многократных тренировок, упражнений, поэтому необхо­димо стремиться создать определенные условия, способствующие формированию постоянной потребности в ведении ЗОЖ. Хоро­шие упражнения для формирования умения вести здоровьесбере-гающую деятельность — спортивные праздники, валеологические турниры: «Мама, папа, я — спортивная семья» с привлечением родителей (см. приложение), «Я — самый, самый... здоровый»; вечера поэзии с использованием пословиц, стихотворений, расска­зов известных писателей о здоровье, дни валеолога, праздники «По­дари другому радость» для подшефных классов, новогодние утренни­ки, дни знаний, дни Мойдодыра, веселые старты.

Предварительная подготовка таких мероприятий повышает их эффективность, особенно когда ребята дарят подшефным подар­ки, сделанные своими руками, и рассказывают им о радости, ко­торую приносит человеку здоровье. Дни праздника превращаются как бы в дни здоровья, когда младшие подростки стремятся поде­литься своими знаниями с подшефными, это возвышает их в соб­ственных глазах. Яркие, волнующие события приносят чувство радости, а это, в свою очередь, вызывает стремление быть лучше, сильнее, добрее. Воспитательная ценность таких упражнений со­стоит в том, что при правильной педагогической инструментовке на первый план выходит не потребление развлечений, а творение высоких душевных состояний для других, в том числе для тех, от кого принимается эстафета ценности здоровья.

В воспитательном процессе по развитию культуры здоровья школьников нужен специальный метод, благодаря применению которого ребята не только побуждаются к самоотдаче, но и учат­ся, как это делать.

Создание целевых ситуаций. Это помогало бы подросткам вести ЗОЖ. Ситуация — это стечение обстоятельств. Она может носить объективный или стихийный характер, а может быть специально смоделирована педагогом. Такое преднамеренное стечение обстоя­тельств становится методом опосредованного, косвенного, а порой и скрытого воспитательного воздействия. Ситуации могут быть мно­гообразными: ситуация творчества, выбора, авансированного доверия. Ребенок в данном случае не чувствует себя объектом, ведь создание специальных педагогических ситуаций организует «гимнастику» по­ведения, упражняет детей в валеологическом поведении.

Можно применять самые разнообразные ситуации учебной и общественной деятельности, прежде всего практические, позво­ляющие «инсценировать» те или иные поступки, взаимоотноше­ния школьников, вести при этом за ними целенаправленное на­блюдение, где каждая ситуация требует реализации соответствую­щих мотивов деятельности и поведения, присущих школьникам. Разрабатываются ситуации, когда учитель или социальный педа­гог должен суметь спровоцировать ребенка на совершение валео-поступка (например, при подготовке спортивных праздников, рас­пределении поручений, выборе учеников для поощрения и выне­сения благодарности).

Сопричастность ребенка к миру рождается в его расширяю­щейся личной сопричастности к группам людей: семье, друзьям, школе, городу, Родине. Таким образом, широкие возможности для формирования валеологического поведения и в целом валео­логической культуры личности содержат акты помощи человеку. «Валеологический десант», участие подростков в операциях «Не­деля здоровья», «На благо нашему здоровью».

«Валеологический десант». Это прежде всего забота о здоровье другого человека, о младших в семье родственниках, друзьях, напо­минание людям о необходимости беречь свое здоровье и помогать им в этом. В таком виде деятельности сама обстановка учит ребят соблюдать ЗОЖ, быть мягче и заботливее по отношению друг к другу, помогать нуждающимся в поддержке. Нужно, чтобы млад­ший подросток сопереживал и хотел помочь несправедливо оби­женному или физически слабому, нездоровому человеку и, прихо­дя на помощь таким людям, переживал положительные эмоции. По мере «вхождения» в такую деятельность у детей рождается ощу­щение жизненно важной значимости совершаемых поступков, ЗОЖ становится неотъемлемым элементом их жизнедеятельности.

Очень важно, чтобы, участвуя в различных видах здоровьесбе-регающей деятельности, дети сами придумывали и реализовыва-ли задумки таких дел. Так, в рамках «Недели здоровья» школьни­ки могут провести операцию «Образ жизни и здоровье», выбрав для реализации идеи поездку в школу-интернат с докладами, кон­цертом, спортивными играми. Они расскажут детям, которые ли­шены родительской заботы, о необходимости вести ЗОЖ для того, чтобы быть здоровыми, сильными, выносливыми, уметь преодо­левать стрессовые ситуации без потерь в здоровье. Это особенно актуально для воспитанников детских домов, которым очень слож­но найти свое место в жизни.

Эмоциональное стимулирование. Оно является важнейшим ком­понентом в организации коллективной валеодеятельности подро­стков во внеучебное время. К эмоциональным стимулам относит­ся все то, что в наибольшей мере способствует внесению в кол­лективную деятельность школьников творческого начала: элементы игры, романтики, соревнования. Эмоции имеют огромное влия­ние на валеологические чувства. Ведь становление поведения мо­жет быть представлено в виде цепочки: жизненная ситуация — эмоционально-чувственное переживание — выбор и принятие ре­шения — волевой стимул — поступок. Эмоции обладают способ­ностью «настраивания» индивида для соответствующего действия или противодействия. Следовательно, в процессе воспитания дол­жна быть заложена определенная «доза» положительных эмоций, отвечающих актуальным потребностям учащихся. Так, операция «Образ жизни и здоровье» привлекательна для ребят тем, что дает им возможность реализовать свои чувства, знания и умения в кон­кретной деятельности и увидеть ее определенный результат. Эмо­циональный подъем ребят позволяет им выработать заповеди чле­нов клуба ВОЖДЬ. Среди них такие, как: «Здоровье человека — в его руках».

«Соблюдай ЗОЖ как основной элемент валеологической куль­туры».

«Раскрой себя в любой инициативе».

«Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реаль­ным валеоотношениям, валеопоступкам».

Усвоение этих заповедей дает ребятам ориентиры в дальней­шем построении своей деятельности и ее позитивной оценке, а следовательно, и себя.

С целью формирования культуры здоровья подростков во вне­урочной деятельности используются и общегрупповые дела, и часы самотестирования, и турниры добрых молодцев и красных девиц, и организация Дня выбора.

Условием достижения положительного эффекта здоровьетво-рящих творческих дел в становлении культуры здоровья личности является степень осознанности и активности участия в них под­ростков. О степени активности участников таких социально-мо­тивированных и значимых видов деятельности свидетельствует количество детей, посещающих во внеурочное время спортивные секции, увлекающихся лыжными и конькобежными прогулками, играющих на свежем воздухе. У детей возрастает устойчивый ин­терес к чтению художественных произведений о людях с успеш­ной судьбой — спортсменах, великих полководцах, воспитавших в себе силу воли, выносливость, умение владеть собой, потребность заботиться о своих родителях, принимать участие в домашних делах и целый ряд других валеокачеств и валеопоступков. У детей по­вышается уровень самооценки, возрастает количество детей, со­блюдающих режим дня, посещающих спортивные секции, проис­ходят позитивные изменения личностных качеств. Все перечис­ленное свидетельствует о формировании устойчивой потребности в валеодеятельности и доказывает, что в процессе целенаправлен­ного педагогического формирования культуры здоровья личности большая роль принадлежит внеурочной деятельности как важной составляющей целостной учебно-воспитательной работы в школе.

Для изучения уровня развития культуры здоровья младших подростков можно выделить следующие критерии:

- глубину осознания значимости валеологического образа жизни;

- полноту знаний, представлений и понятий подростка о сущ­ности здоровья и ЗОЖ как основы для становления культуры здо­ровья;

- валеонаправленность поведения и его устойчивость;

- валеологическое поведение подростка и его умение совер­шать валеологические поступки с позитивным отношением к ним.

Систематизируя материалы наблюдений, изучения школьной медицинской документации, данные опросов, тестов для измере­ния валеограмотного поведения, учитель, социальный педагог по критериям и показателям могут определить уровень сформиро­ванное™ культуры здоровья (валеологической культуры) отдель­но взятой личности ученика и школьного класса в целом. Резуль­таты измерений можно зафиксировать в таблице (табл. 4).

Уровень сформированное™ культуры здоровья младших под­ростков может быть рассчитан математически. Для этого необхо­димо сумму цифровых данных, полученных по всем критериям (Е), разделить на число критериев (и), тогда уровень ВК подрост­ка будет представлен так: А = Е/и. Например, если ученица Л. Зу­бова по всем критериям имела 2 + 3 + 3 + 2= 10, а п = 4, следо­вательно, А = 10:4 = 2,5, т.е. уровень сформированное™ ВК лич­ное™ данного ученика выше второго (среднего) уровня.

Таблица 4

Уровень сформированности культуры здоровья личности ученика класса

  Уровни сформированности культуры здоровья личности по критериям
Фамилия, имя глубина осознания значимости ВОЖ полнота представле­ний и понятий о сущности здоровья и ЗОЖ валеонаправленность поведения и его устойчивость реальное валеоповеде-ние и практические умения совершать валеопоступки по всем критериям
Зубова Л.          
Махов Г.          
Рыжов Н. г<1        

На основании полученных данных можно выделить разноуров­невые группы учащихся в зависимости от преобладающих моти­вов их валеоповедения.

В первую группу войдут подростки, отношение которых к сво­ему здоровью и здоровью окружающих оценивается как устойчи­вое, активно-деятельностное. Они регулярно включают основные элементы ЗОЖ в свою жизнедеятельность, ежедневно используют такие ее формы, как утренняя зарядка, закаливание, соблюдение правил гигиены, рациональное сбалансированное питание, уме­ние владеть собой, своими эмоциями и т.д. Школьники данной группы имеют глубокие валеознания и прочные умения в этой области.

Во второй группе окажутся младшие подростки, у которых от­ношение к своему здоровью и здоровью окружающих не отлича­ется ярко выраженным устойчивым характером, мотивация на ЗОЖ сформирована лишь частично. У них выявляются отдельные веду­щие критериальные характеристики, однако валеологические дей­ствия присущи частично; например, ЗОЖ охватывает отдельные виды жизнедеятельности в условиях совместного досуга. Школь­ники, отнесенные к этому подражательно-осознанному уровню, понимают важность и необходимость сохранения здоровья, но реальные практические действия совершают обычно в присутствии других детей, по настроению, по настоянию взрослых или в их присутствии и при родительско-педагогическом контроле за со­блюдением ЗОЖ.

Третья группа подростков — это дети с эпизодически-фраг­ментарным отношением к ЗОЖ, неполными и бессистемными знаниями и умениями в этой области, далеко не всегда использу­ющ<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: