К основным параметрам дизельного двигателя относятся число цилиндровz, диаметр цилиндраD (см) или диаметр поршня для малооборотных двигателей и частота вращения двигателя n (об/мин).
Поршень двигателя во время работы совершает возвратно-поступательные движения между крайними положениями. Эти крайние положения поршня называются мертвыми точками - ВМТ (верхняя мертвая точка) и НМТ (нижняя мертвая точка). Точки называются мертвыми, потому что в этих точках давление газов на поршень не приводит к вращательному движению КШМ.
В четырехтактных двигателях расстояние между двумя крайними положениями поршня ВТМ и НМТ называется ходом поршня - S. В двухтактных двигателях ход поршня, в течение которого непосредственно происходит процесс сжатия называют рабочим ходом поршняS h, а в течение которого происходят процессы выпуска и продувки называют мертвым ходомS м.
Четырехтактный двигатель | Двухтактный двигатель |
Объем камеры сжатия или сгорания V с называется объем цилиндра заключенный между верхней поверхностью поршнем в ВМТ и нижней поверхностью крышки цилиндра.
Рабочим объемом цилиндраV h называется объем цилиндра, в котором происходит непосредственное сжатие газовой смеси:
- в четырехтактном двигателе рабочим объемом является объем цилиндра заключенный между ВМТ и НМТ
- в двухтактном двигателе рабочим объемом является объем цилиндра расположенный между ВМТ и верхней кромкой продувочных (выпускных) окон
Полный объем цилиндраV а называется объем цилиндра, который заключен между верхней поверхностью поршня в НМТ и нижней поверхностью крышки цилиндра.
- в четырехтактном двигателе в полный объем входят рабочий объем V h и объем камеры сжатия V с
- в двухтактном двигателе в полный объем входят рабочий объем V h, объем камеры сжатия V с и потерянный объем цилиндра или мертвый объемV d на продувочные и выпускные окна
Степень сжатия – это отношение объема цилиндра в начале сжатия к объему камеры сжатия V с, показывающее во сколько раз сжимается газовая смесь при перемещении поршня в ВМТ. Различают геометрическую степень сжатия (в четырехтактных двигателях) и действительную степень сжатия (в двухтактных двигателях).
В четырехтактных двигателях сжатие рабочей смеси начинается с НМТ. Поэтому геометрическая степень сжатия ε t – это отношение геометрического рабочего объема цилиндра V h` к объему камеры сжатия V с.
В двухтактных двигателях сжатие начинается с момента закрытия поршнем выпускных или продувочных окон в стенке цилиндра. Поэтому действительная степень сжатия ε c - это отношение действительного рабочего объема цилиндра в начале сжатия V h к объему камеры сжатия V с.
Частота вращения двигателя n – это число оборотов коленчатого вала двигателя в минуту.
Расстояние между осью коленчатого вала и осью шейки кривошипа (мотыля) называется радиусом кривошипа (мотыля) R.
Выводы:
1. Происходит дальнейшее развитие двигателестроения. В судовой энергетике наметилась тенденция перевода на газообразное топливо в связи с его экономичностью. Международный комитет по тепловым машинам (International Council on Combustion Engines - CIMAC) рассматривает вопрос внедрения двигателя под термином «газовый двигатель».